Людям для успешной волевой регуляции своей деятельности необходимо

Волевая регуляция поведения

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, вьщержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

По мнению В. А. Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Читайте также:  Как открыть бизнес продаж с нуля

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С. Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя. как субъекта. который. возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними» 1 .

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. II. — С. 187.

Источник

Занятие N 15

Воля. Волевая регуляция

Цели занятия:

  1. Учащихся знакомы с понятиями «воля», «волевая регуляция».
  2. У учащихся сформированы представления о формировании базовых волевых качеств (целеустремленность, решительность, сила воли и т.д.)
  3. Актуализирована потребность развития силы воли.

Ход занятия.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля — это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Признаки волевого акта:

  1. Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.
  2. Обязательным компонентом является борьба мотивов. Т.е. самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям.
  3. Наличие продуманного плана.
  4. Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Т.е. отсутствует эмоциональное удовольствие, а не моральное удовлетворение.
  5. Очень часто усилия направлены на то, чтобы преодолеть себя.

Функции волевой регуляции:

  1. Повышение эффективности соответствующей деятельности;
  2. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течении длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
  3. Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Свойства, принадлежащие волевому человеку:

На личностном уровне — базовые волевые качества:

Качества, которые развиваются несколько позже — вторичные, характерологические:

  • Решительность;
  • Смелость;
  • Самообладание;
  • Уверенность в себе.

Качества, связанные с морально-ценностными ориентациями:

  • Ответственность;
  • Дисциплинированность;
  • Обязательность;
  • Принципиальность.

Развитие воли происходит в нескольких направлениях:

  1. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
  2. Обретение человеком контроля над своим поведением.
  3. Выработка волевых качеств личности.
  4. Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течении достаточно длительного времени. С этим можно встретиться при отсутствии задатков к определенной деятельности, но через труд человек добивается хороших результатов.
Читайте также:  Свое дело с нуля идеи для села

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств / факторов:

  1. Мировоззрение личности.
  2. Моральная устойчивость личности. Речь идет об ответственности или безответственности человека.
  3. Степень общественной значимости поставленных целей. Например, спортсмен на региональных и международных соревнованиях будет прилагать различные усилия).
  4. Установки по отношению к деятельности. Например, учащимся в школе задано домашнее задание: «Просмотреть параграф» или «Подготовиться по данному параграфу к самостоятельной работе». Очевидно, что во втором случае процент вероятности прочтения данного параграфа будет больше.
  5. Уровень самоуправления и самоорганизации личности.

Основные понятия по данной теме:

Сила воли.

Это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.

Целеустремленность.

Сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Такой человек точно знает чего хочет, куда идет и за что борется.

Стратегическая целеустремленность Оперативная целеустремленность
Умение личности руководствоваться во всей своей деятельности определенными принципами и идеалами. Т.е. существуют твердые идеалы, от которых человек не отступает. Умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процессе исполнения. Люди легко меняют средства достижения цели.

Инициативность.

Качество, позволяющее человеку начать любое дело. Очень часто такие люди становятся лидерами. Инициативность основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении.

Самостоятельность.

Умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основании своих взглядов и убеждений. Такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи.

Выдержка.

Данное качество позволяет затормозить действия, чувства, мысли, не подходящие в данной ситуации, не нужные в данный момент.

Решительность.

Умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Внешне данное качество проявляется в отсутствии колебаний при принятии решения. Противоположными качествами являются: импульсивность, торопливость при принятии решений, нерешительность.

Развитие волевых качеств:

Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека и особенно важным этапом в развитии волевых качеств является детский возраст.

Влияние семейного воспитания.

Мягкое воспитание приводит к тому, что ребенок растет упрямым и нетерпеливым, ведет себя по отношению к окружающим неуважительно. Подобные дети не научены достигать каких-либо целей, т.к. не могут преодолеть появившиеся трудности. При перегрузке детей непосильными заданиями, родители, желая воспитать в ребенке трудолюбие и различного рода умения, не понимают, что их ребенок не способен выполнить заданное и бросает все на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое до конца, что тоже представляет собой проявление слабоволия.

Чтение детской и художественной литературы.

А также просмотр киносказок, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего. Все это способствует развитию волевых качеств развивающейся личности.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Одно из необходимых условий, — создание строго определенного и правильного режима, т.е. распорядка жизни ребенка.

Еще одним важным фактором развития волевых качеств является участие в общей жизни своей группы, коллектива. Живя его интересами, дети приучаются управлять собственным поведением и руководствоваться интересами своего маленького общества.

Читайте также:  Много или мало опрошенных ответили что решили зарегистрировать свой собственный бизнес впр ответ

Тест. Оцените свою силу воли.

Инструкция: ответьте на данные вопросы с максимальной объективностью. В случае согласия с содержанием вопроса ставьте «да»; сомнения, неуверенности — «не знаю» (или «бывает», «случается»); несогласия — «нет».

  1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая Вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?
  2. Преодолеете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти в школу в выходной день)?
  3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию — на учебе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?
  4. Если Вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?
  5. Найдете ли Вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
  6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?
  8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и последний момент не изменить своего намерения?
  9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендуют врачи?
  10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет Вам немало хлопот?
  11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в путешествие в незнакомый город?
  12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
  13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
  14. Отвлечет ли Вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?
  15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не казались Вам слова противной стороны?

Обработка результатов: ответ»да» оценивается в 2 балла; «не знаю» — 1 балл; «нет» — 0 ; затем суммируются полученные баллы. Если вы набрали:

0 — 12 баллов. С силой воли дела обстоят у Вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить Вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей для Вас. Ваша позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?» Любую просьбу, любую обязанность Вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом этой оценки, может быть это поможет Вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся — то от этого Вы только выиграете.

13 — 21 балл. Сила воли у Вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное Вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего — тренируйте волю;

22 — 30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться — вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

Источник

Оцените статью