- Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
- Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
- Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
- В настоящее время региональное инвестирование
- В некоторых регионах
- Целью государственного регулирования
- Научно- образовательный портал IQ
- Поиск инвестиций – лучшие практики для регионов
- «Лучшие практики привлечения инвестиций в регионы»
- Журнал Стратегия (strategyjournal.ru)
Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
Правительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.
Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.
Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?
Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.
В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:
— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),
— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,
— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)
Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.
Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.
В настоящее время региональное инвестирование
вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).
Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.
Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.
Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.
В некоторых регионах
ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.
Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.
А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.
По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г. Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная. В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).
Целью государственного регулирования
социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.
Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:
— на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),
— на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).
В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.
Источник
Научно-
образовательный
портал IQ
Поиск инвестиций – лучшие практики для регионов
Развивать инфраструктуру, снижать бюрократические препоны, иметь стратегию и пошаговый план действий – таков перечень направлений, по которым необходимо работать региональным властям ради привлечения инвестиций. Без этого будет невозможно решить поставленную властями задачу улучшить инвестиционный климат в стране и положение России в мировых рейтингах, таких, как Doing Business от Всемирного банка.
Открыл Круглый стол Александр Шохин. Он подчеркнул, что вопрос привлечения инвестиций находится в фокусе внимания руководства страны, напомнил о майских Указах президента, ставивших в том числе цель решительно подняться в международных рейтингах ведения бизнеса. Между российскими регионами существует конкуренция за привлечение инвесторов, и лучшим практикам, давшим реальный результат, и посвящен этот Круглый стол, сказал Шохин.
Зампред Госдумы РФ и профессор ВШЭ Андрей Воробьев перечислил лидеров по привлечению инвестиций: Татарстан, Калужская и Ульяновская области, Башкортостан. «Они обеспечили прорыв в привлечении инвестиций», – оценил он их опыт и перечислил конкретные меры, обеспечивающие привлечение инвесторов в регион:
— Власти субъекта РФ должны быть готовы к сотрудничеству, открыты, доброжелательно настроены к инвесторам, а их решения должны быть предсказуемыми.
— Необходимо активно развивать инфраструктуру. Нужны новые дороги, готовность властей быстро подключить новые предприятия к газу, воде, электричеству.
— Принимаемые законы должны защищать интересы инвесторов: частную и интеллектуальную собственность, стимулировать развитие отраслей.
Регионы испытывают невероятную потребность в инвестициях, отметил председатель правления глава «Национального агентства прямых инвестиций» (НАПИ) и профессор ВШЭ Игорь Вдовин.
Источников инвестиций может быть несколько. Стратегические инвесторы могут принести не только деньги, но и навыки, и новые технологии. Деньги на крупные региональные проекты можно найти на финансовом рынке. Причем размещать свои ценные бумаги нужно не только на российских площадках, но и на других – в США, Великобритании, Гонконге, то есть везде, где есть потенциальные инвесторы, говорит эксперт. Также деньги на реализацию федеральных и региональных программ может дать российский бюджет. «Но основной упор нужно делать на стратегического инвестора и внебюджетные инвестиции», – подчеркнул Вдовин.
Чтобы инвесторы пришли в регион, властям субъекта Федерации необходимо сделать несколько конкретных шагов. В первую очередь – разработать стратегию развития региона на 10-15 лет и программу привлечения инвестиций (с элементами «агрессивного» маркетинга), а затем подготовить детальный план действий. Одновременно нужно вкладывать деньги в инфраструктуру и заняться улучшением имиджа региона:
— Главное – это формирование профессиональной команды. Нужно создать специальную структуру, которая будет заниматься только поиском и привлечением инвесторов в ежедневном режиме. Эти люди должны генерировать новый поток инвесторов, заниматься инвестиционным маркетингом и быть максимально освобождены от бюрократических повинностей.
В команду должно входить 20-25 человек, которые отобраны на основе тестов и хорошо обучены. Такие команды были созданы в Ульяновской и Ростовской областях. Ростовская команда из двадцати человек за шесть лет привлекла в регион 7 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. Один рубль расходов на содержание этих людей дает 210 рублей налоговых поступлений.
«Регионы, привлекшие крупных инвесторов, могут стать ключевыми «локомотивами» российской экономики», – уверен управляющий партнер компании Ernst & Young по России Александр Ивлев. Как показывают исследования, главной проблемой для инвестиций в РФ является неразвитая инфраструктура. Далее инвесторы смотрят на адекватность губернатора субъекта РФ и других чиновников. Мешают инвесторам недостаточная борьба с коррупцией, бюрократические препоны, недостаточная защита прав собственности.
Впрочем, негатив компенсируется высокими доходами, которые получают инвесторы. В первую очередь их привлекает высокий потенциал российского потребительского рынка. В России вырос средний класс, который готов тратить деньги. Также инвесторов привлекают вложения в сырьевой сектор на фоне высоких нефтяных цен на мировом рынке.
Источник
«Лучшие практики привлечения инвестиций в регионы»
Журнал Стратегия (strategyjournal.ru)
15 декабря в Москве состоялся XV Региональный инвестиционный конгресс «Лучшие практики привлечения инвестиций в регионы», организованный рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика).
15 декабря в Москве состоялся XV Региональный инвестиционный конгресс «Лучшие практики привлечения инвестиций в регионы», организованный рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика). В дискуссии приняли участие представители региональных органов власти, бизнес-сообщества и институтов развития. Они обсудили ключевые акценты бюджетной политики и новые точки роста российских регионов.
Дмитрий Кабалинский, заместитель генерального директора агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика), представил итоги XXII рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, подготовленного агентством: «В 2017 году уровень риска впервые за последние годы снизился. Основными позитивными факторами изменений стали развитие машиностроения (в частности, рост производства сельскохозяйственной техники и восстановление автопрома), отдача от инвестиций в животноводство в АПК, а также наличие мощных инвестиционных программ в крупнейших экономических центрах (Московский регион, Татарстан, Санкт-Петербург, ряд других крупнейших агломераций, имеющих в своем составе города-миллионники). На долю регионов-тяжеловесов, снизивших инвестриски, приходится более 40% инвестиционного потенциала России».
«Москва, несмотря на макроэкономические сложности последних лет, сохраняла позитивную динамику по всем показателям и за семь лет увеличила инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах на 70%, — отметил Леонид Кострома, директор Городского агентства управления инвестициями. — Если в целом по России за последний год рост небольшой, то Москва за 9 месяцев 2017 года привлекла капитала на 20% больше, чем за аналогичный период 2016-го. В этом году мы вплотную приблизимся к объему инвестиций в 2 трлн рублей. И это не только городские, бюджетные инвестиции, но и частные: на каждый бюджетный рубль город привлекает три частных».
«Экономическая активность малых и средних компаний повысилась, — подчеркнул Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, — крупные банки перенастроили свои продуктовые линейки, почистили портфели, но условия кредитования МСП остаются жесткими. В этой ситуации помогает господдержка. Доля выданных кредитов МСП в Москве под поручительства гарантийного фонда по итогам трех кварталов 2017 года достигла исторического максимума 4,5%, объем поручительств вырос в три раза к аналогичному периоду 2016-го, 22% договоров в портфеле фонда заключено по госзаказу (44-ФЗ и 223-ФЗ) — это один из возможных драйверов экономического роста».
Заместитель главы администрации Липецкой области Андрей Козодеров отметил, что в его регионе 2017 год заканчивается позитивно: «В Липецкой области в этом году запущено несколько проектов крупных иностранных инвесторов. На предыдущей неделе произошло важное событие — открылось новое станкостроительное предприятие, причем на условиях государственно-частного партнерства. Сегодня те сектора, которые были утрачены за 90-е годы, переживают ренессанс. Совокупность комплексных мер поддержки, созданных на федеральном уровне, говорит о том, что можно практически любое направление промышленности и сельского хозяйства развивать своими силами».
Тему ГЧП в отрасли ЖКХ затронул Александр Ганов, первый заместитель главы администрации Тамбовской области: «В Тамбовской области более 80 реализованных решений в сфере ЖКХ, значительная их доля связана с системой теплоснабжения. Общий объем вложенных средств за 2016-2017 годы составил порядка 1 млрд рублей, причем основная доля инвестиций сделана в малые города. Проблема с теплоснабжением еще не решена окончательно, но концессионная модель показала себя как наиболее дееспособная в этом секторе. Проблема очевидна — необходима значительная доля публичных партнеров для соинвестирования в эти проекты, и чем меньше населенный пункт, тем доля соинвестирования выше».
«Поскольку Ленинградская область находится на границе с ЕЭС и является основной логистической точкой России, то я думаю, что 40% инвестиций пришли без наших усилий, но 60% пришло все-таки благодаря нашим усилиям, — прокомментировал Дмитрий Ялов, заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности. — Первое, на что мы всегда обращаем внимание, это чтобы инвесторам было удобно с нами работать. То есть мы не просто предоставляем налоговые льготы, как другие регионы, а сделали так, чтобы максимальный срок их предоставления был не более 35 рабочих дней. Земельные участки для инвесторов также подыскивают все, но мы сделали удобную информсистему, где есть информация о 200 участках».
Руслан Кокарев, исполнительный директор Ассоциации европейского бизнеса, привел данные опроса членов ассоциации, которые говорят о том, что бизнес нацелен на продолжение деятельности в России: «Честная конкуренция между регионами оживляет бизнес. За последние годы существенно вырос уровень компетентности специалистов, которые занимаются работой с инвесторами в регионах. Выстраивается стройная система по сопровождению инвестиций, причем она учитывает положительный опыт стран Европейского союза. Работая с инвестором, нужно четко понимать, на каком языке говорит инвестор, и специалисты в регионах это понимают».
Президент Американской торговой палаты в России Алексей Родзянко рассказал о проведенном опросе 80 крупных американских компаний, который показал, что более 80 млрд долларов вложено ими в российскую экономику: «Некоторые направления ограничены санкциями, но в целом инвестируют туда, где у России есть конкурентные преимущества, а таких преимуществ достаточно много. Порядка половины того, что было исторически вложено американскими компаниями, инвестировано в нефть и газ. Многие компании также вкладывают в агробизнес в регионах».
Источник