Лекция тема бизнес план

Планирование на предприятии: конспект лекций.

Лекция 11 Бизнес-план предприятия.

11.1. Место и роль бизнес-плана инвестиционного проекта в планировании на предприятии.

Бизнес-план вошел в практику российского предпринимательства как инструмент стратегического планирования, как необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также для государственных управляющих органов.

Между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий.

Стратегический план составляется в целом по предприятию (или по его отдельным подразделениям) и охватывает весь комплекс целей и задач, связанных с различными стратегиями жизнедеятельности организации.

Бизнес-план ориентирован, как правило, на конкретные цели и задачи в связи с созданием и развитием нового бизнеса, которые должны быть выполнены к определенному сроку.

Бизнес-план имеет строго очерченный горизонт планирования, в то время как стратегическому плану свойственен более широкий, растущий горизонт времени.

Бизнес-план, деловой план или план фирмы разрабатывается на различные периоды планирования: 1 год, 2–3 года, 5 и более лет в зависимости от отраслевых особенностей производственного цикла и продолжительности интервала планирования (месяц, квартал, полугодие, год).

Цель бизнес-плана – спланировать и оптимизировать на определенный период хозяйственно-производственную деятельность предприятия (по объемам производства и реализации товаров и услуг в соответствии с потребностями обеспечения рынка ресурсами и принятыми обязательствами) и выполнить финансово-экономическую оценку ее результатов.

Бизнес-план разрабатывается на основе утвержденной предприятием долгосрочной стратегии, принятых тактических решений по ее реализации и утвержденных руководством предприятия директивных заданий (основных показателей). Таким образом, можно констатировать, что бизнес-план является частью стратегического плана с конкретной проработкой определенной проблемы (бизнес-план по продукту, техническому решению, стратегическому центру хозяйствования и т. п.).

С позиций стратегического подхода к планированию бизнес-план должен быть подчинен основным целевым установкам аксиоматического характера:

• для кого производить продукцию (группы потребителей и их требования, потребительский спрос, предложения на рынке товаров и услуг);

• что производить в плановом периоде (номенклатура и ассортимент, объемы производства, график и объемы поставок);

• как производить (технология и материально-техническое снабжение, инвестиции и текущие издержки, цены и результаты).

Из этих общих установок вытекают общие основные задачи бизнес-планирования:

1. Исследование рынка (маркетинг), в результате которого уточняются традиционные и выявляются новые направления потребительского спроса, емкости рынков сбыта (сегментов рынка сбыта) продукции – товаров и услуг, исследуются предложения по видам товаров и услуг, разрабатываются балансы спроса и предложения; исследуется уровень цен, тарифов и других внешних факторов, влияющих на показатели коммерческой деятельности предприятия.

2. По результатам маркетинговых исследований и анализа состояния производства предприятия определяются директивные показатели и разрабатывается производственная программа:

• номенклатура и ассортимент производства товаров и услуг;

• использование производственных мощностей и объемы производства товаров и услуг;

• объемы и графики поставок товаров и услуг.

3. Исходя из производственной программы определяются:

• возможности технологических процессов и вспомогательных производств по выполнению производственных заданий, мероприятия по модернизации, реконструкции, организации производства и труда;

• потребность в инвестициях, текущие издержки производства, заводская и полная себестоимость товаров и услуг;

• финансово-экономические показатели предприятия.

В широком понимании содержание бизнес-плана составляют:

• основные технико-экономические и финансовые показатели;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

Читайте также:  Открыть реабилитационный центр для наркозависимых бизнес план

• капитальное строительство, реконструкция и техническое перевооружение;

• организация производства и его обслуживания;

• основной капитал, его использование и воспроизводство;

• организация труда и управление персоналом;

• потребность в ресурсах и их стоимость;

• потребность в персонале и оплата труда;

• издержки производства и их распределение;

• себестоимость товаров и услуг;

• реализация продукции и услуг;

• прибыль и ее распределение;

• показатели финансовой и экономической оценки;

• выводы и рекомендации.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация.

Близким «родственником» бизнес-плана можно назвать такой документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО – это еще один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана.

Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико-экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Следовательно можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.

В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:

1) производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также трудовых отношений с учетом прошлой деятельности и конъюнктуры рынка;

2) инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции. В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов – обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им;

3) бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его становления разработаны и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

4) бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.

11.2. Содержание бизнес-плана.

Многочисленные определения понятия «бизнес-план инвестиционного проекта» [15] можно свести к следующему: бизнес-план инвестиционного проекта – основной документ, в котором в краткой форме в общепринятой последовательности разделов излагаются главные характеристики проекта, позволяющие обосновать и оценить возможности проекта и убедить инвестора в эффективности предполагаемых инвестиций.

В состав бизнес-плана инвестиционного проекта, как правило, входят следующие пункты.

1. Общие предпосылки и история проекта:

• данные об организаторе проекта: имена, адреса, форма собственности, финансовые возможности;

Читайте также:  Планирование как функция управления бизнес план

• предпосылки для создания проекта;

• цель проекта; общие черты маркетинговой стратегии проекта;

• месторасположение проекта (ориентирован ли проект на местные или внешние ресурсы, на местный или внешний рынок);

• государственная или региональная экономическая и промышленная политика содействует реализации проекта.

2. Общий анализ рынка и концепция маркетинга:

анализ результатов маркетинговых исследований по направлениям:

√ целевой рынок и сегментация рынка;

√ жизненные циклы продуктов;

√ цикличность сегмента рынка;

• анализ годовых показателей спроса (объем спроса, уровень цен) и поставок, а также анализ тенденций спроса и поставок;

• обоснование маркетинговых стратегий;

• формулировка общей концепции маркетинга;

• расчет маркетинговых издержек;

• расчет бюджетных показателей продаж и поступлений (количество, цены, доля рынка и т. д.);

• определение влияния проекта на производственную программу и производственную мощность предприятия, а также на технологический уровень производства.

3. Сырье и поставщики:

расчет годовой потребности в поставках материальных ресурсов;

• оценка наличия необходимых материальных ресурсов (сырье, полуфабрикаты, вспомогательные материалы, комплектующие и т. д.);

• анализ полученных результатов и разработка возможных стратегий по поставкам (маркетинг поставок);

• выявление возможностей долгосрочного сотрудничества с потенциальными поставщиками.

4. Месторасположение, участок и окружающая среда:

идентификация месторасположения и характеристика выбранного для размещения предприятия участка с учетом:

√ воздействия на экологическую ситуацию в регионе;

√ социально-экономической политики местных властей;

• расчет основных затрат, относящихся к месторасположению и участку;

• обоснование выбора и критический анализ аспектов месторасположения и участка.

5. Проектирование и технология:

расчет производственной программы и производственной мощности предприятия;

• описание и обоснование выбора технологии:

√ соответствие технологии продукту и производственному процессу;

√ основные преимущества и недостатки;

√ жизненный цикл технологии;

√ методы передачи технологии;

√ затраты по освоению, обучению, страхованию рисков;

√ юридические аспекты приобретения и передачи технологии;

• описание общей схемы проекта и его рамок;

• расчет стоимости основных элементов производства на предприятии;

• определение состава основных работ по гражданскому строительству;

• расчет затрат по гражданскому строительству.

6. Управление и накладные расходы:

организационная структура, схема управления, принципы управления;

• расчет управленческих расходов.

7. Трудовые ресурсы:

социально-экономическая и культурная среда, ее соответствие требованиям проекта;

• наличие свободных трудовых ресурсов;

• образовательные и квалификационные требования;

• необходимость переподготовки кадров;

• причины привлечения иностранных специалистов, если такая необходимость возникает;

• расчет затрат по оплате труда.

8. Схема реализации проекта:

расчет продолжительности строительства и монтажа оборудования;

• расчет продолжительности пускового и начального периодов производства;

• составление плана мероприятий по своевременной реализации этапов проекта.

9. Финансовый анализ и оценка инвестиций:

характеристика критериев, определяющих оценку инвестиций;

• расчет полных инвестиционных издержек, включая затраты на:

√ приобретение или аренду земельного участка;

√ проектирование и строительство зданий и сооружений;

√ приобретение основного оборудования;

√ приобретение вспомогательного и обслуживающего оборудования;

√ основной акционерный капитал;

√ предпроизводственные расходы и капитальные затраты;

√ потребности в чистом оборотном капитале;

• полные издержки на проданную продукцию:

Читайте также:  Подготовка бизнес плана кредит

√ издержки на маркетинг;

√ влияние издержек финансирования и издержек по обслуживанию долга на эффективность проекта;

√ наличие налоговых, амортизационных, таможенных и других льгот для инвестиционных проектов (государственная политика в отношении финансирования и инвестирования);

√ расчет дисконтированного денежного потока и связанных с ним показателей (чистой текущей стоимости и внутренней нормы доходности проекта);

√ расчет срока окупаемости;

√ рентабельность начального инвестированного капитала и рентабельность акционерного капитала;

√ финансовое и экономическое влияние проекта на региональную и государственную экономическую среду;

• анализ неопределенности, включая:

√ определение критических переменных при анализе чувствительности;

√ определение возможных сценариев поведения и средств управления в условиях риска;

√ анализ чувствительности проекта к систематическим рискам;

• анализ национальной экономики.

• главные достоинства проекта;

• основные недостатки проекта;

• вероятность осуществимости проекта;

• оценка целесообразности реализации проекта.

11.3. Реализация бизнес-плана на предприятии.

Эффективность бизнес-планирования проявляется только после реализации проекта в реальных производственных или рыночных условиях. Это означает как необходимость повышения качества планируемых показателей, так и возможность получения высоких реализационных результатов. Бизнес-план дает каждому предпринимателю четкие ориентиры на период действия проекта. Сравнивая получаемые результаты с запланированными показателями, предприниматель или менеджер может судить о том, как идет его бизнес, а при необходимости принять организационно-управленческие решения для улучшения своих дел.

Этап реализации бизнес-плана охватывает обычно период от принятия решения об инвестировании проекта до начала коммерческой деятельности фирмы. Реализация плана означает выполнение проектных предложений и достижение положительных экономических результатов. Это предусматривает использование линейных и сетевых моделей, соединяющих в единую систему различные виды и этапы выполняемых работ, имеющих определенную продолжительность и стоимость. Основные работы, предусматривающие реализацию конкретного бизнес-плана на отечественных предприятиях, состоят в следующем:

• набор и комплектование команды внедрения;

• создание и регистрация хозяйственной фирмы;

• приобретение или разработка прогрессивной технологии;

• выбор подрядчиков, консультантов и поставщиков;

• подготовка заявочных документов;

• формирование и выставление предложений;

• обоснование рыночной цены товара;

• проведение переговоров и заключение контрактов;

• приобретение или оформление аренды земли;

• проведение строительно-монтажных работ;

• закупка и установка технологического оборудования;

• заключение договоров о закупке материальных ресурсов;

• осуществление маркетинговых исследований;

• обучение и расстановка специалистов фирмы;

• освоение производства продукции;

• организация рынка сбыта товаров.

В процессе реализации бизнес-проекта разрабатывается план-график выполнения основных этапов работ и составляется уточненная смета затрат.

Планирование и управление ходом работ по реализации разработанного бизнес-плана предполагают создание системы текущего контроля и анализа всех затрат ресурсов. Для этого необходимо прежде всего установить контрольные точки расхода ресурсов и срока выполнения работ, по которым можно определить, как идут текущие дела, все ли намеченные планы выполняются. Следует проверять с определенной периодичностью соотношение доходов и расходов предприятия, состояние денежной наличности, уровень складских запасов, качество работ и т. д.

Корректируется бизнес-план на основе полученных контрольных показателей. Корректировка бизнес-плана дает возможность, не изменяя общей стратегической цели бизнес-проекта, обеспечивать в новых условиях оперативное планирование и управление производством и достижение запланированных конечных результатов.

Источник

Оцените статью