- Легенды Шахи-Зинда: похоронен ли двоюродный брат Пророка (с.а.в.) в Самарканде?
- Кусама ибн Аббас – живой царь Самарканда
- Кусам ибн Аббас
- Кусам был больше всех похож на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
- КОМПЛЕКС КУСАМА ИБН АББАСА
- Комплекс Кусама ибн Аббаса, древнейшее ядро ансамбля, многократно перестраивался, дополнялся новыми сооружениями вплоть до XIX в. (проходные помещения при Большой мечети).
- Комплекс Кусама ибн Аббаса — Гурхона
- «В таком виде, почти без всяких перемен, гурхона находится уже пять столетий» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда«).
- Мечеть в комплексе Кусама ибн Аббаса — одно из наиболее поздних сооружений. Она датируется XV в. Таким образом, мечеть от зиаратхоны отделяют почти два столетия. Разница во времени наглядно ощутима: мечеть более просторная, переходная конструкция от стен к куполу иная, чем в зиаратхоне; трехкупольное перекрытие на параллельных подпружных арках и щитовидных парусах.
Легенды Шахи-Зинда: похоронен ли двоюродный брат Пророка (с.а.в.) в Самарканде?
Как гласит легенда, в Самарканде в Шахи-Зинда расположена могила Кусама ибн Аббаса (ра) – двоюродного брата и ближайшего соратника Пророка Мухаммада (с.а.в.). Правдивы ли эти предания?
Шахи-Зинда – это ансамбль мавзолеев Караханидской и Тимуридской знати в Самарканде. Название комплекса связывают со сподвижником Кусамом ибн Аббасом (р.а.). Как гласит предание, он прибыл в Самарканд, чтобы призывать людей к исламу. Со временем эти рассказы обросли совсем уж фантастическими деталями – так, говорят, что Кусам ибн Аббас (р.а.) не умер, а укрылся в одной из пещер, чтобы спастись от той чрезмерной любви, которой его окружили. Согласно другим легендам, неверные отрубили ему голову, когда он совершал намаз, но он, взяв отрезанную голову в руки, укрылся в неком убежище, похожем на могилу. Согласно обоим вариантам, Кусам ибн Аббас (р.а.) не умер, а, став спутником святого Хизра, продолжает жить, получив среди народа прозвище «Шахи-Зинда», что переводится как «Живой шах».
Также рассказывают, что Амир Тимур, желая узнать, есть ли зерно истины во всех этих легендах, дал одному из своих людей поручение разобраться с этим вопросом. Спустившись в могилу, где якобы некогда пропал Кусам ибн Аббас, тот человек увидел райский сад и встретил этого сподвижника. Но тот предупредил его, что если расскажет об увиденном людям, то ослепнет и он сам, и его потомки до седьмого колена будут рождаться слепыми, а если донесет о случившемся Амиру Тимуру, то приблизит смертный час этого правителя. Выбравшись из могилы, этот человек пытался избежать встречи с шахом, но его все равно разыскали, доставили к Амиру Тимуру и заставили рассказать, что он видел, несмотря на его предупреждения. В тот же день этот человек ослеп, а спустя три дня Амир Тимур умер.
Как же обстоит дело в реальности?
Гробница, приписываемая Кусаму ибн Аббасу (р.а.), находится на холме в Афрасиабе в северной части Самарканда. Он действительно был сыном дяди Посланника Аллаха (с.а.в.) Аббаса (р.а.) и умер в 57 г. по хиджре (676 г.).
Гробница, приписываемая Кусаму ибн Аббасу / Источник: collectionerus.ru
Кусам (р.а.) был одним из тех родственников, кто омывал тело Посланника Аллаха (с.а.в.), он укладывал его тело в могилу и последним вышел из нее. Таким образом, он считается последним человеком, касавшимся Посланника Аллаха (с.а.в.). Кусам ибн Аббас (р.а.) является молочным братом Хусейна (р.а.), а также передатчиком хадисов. Али (р.а.), став халифом, назначил Кусаму (р.а.) наместником Мекки. Наряду с этим на него были возложены обязанности амир аль-хаджа, т.е. он должен был возглавлять хадж, а также он выносил фетвы – решения по религиозным вопросам. Вступив в разногласия с Муавией (р.а.), когда тот стал халифом, Кусама (р.а.) покинул Мекку, принимал участие в походах в Хорасане, возглавляемых Саидом ибн Усманом (р.а.). Затем в составе войск этого военачальника он отправился в Самарканд в 56 г. по хиджре (657 г.), где и погиб. Согласно другим источникам, Кусама ибн Аббас (р.а.) умер в Мерве – городе, находящемся на территории современного Туркменистана, но в популярное место паломничества превратилась приписываемая ему могила в Самарканде. Рядом с нею построили мечеть и медресе, а Мерв, практически, не упоминается в качестве места его захоронения.
Источник
Кусама ибн Аббас – живой царь Самарканда
У пророка Мухаммеда был родственник по имени Куссм ибн Аббос, который прибыл в VI веке в Самарканд для распространения и утверждения ислама. В один из дней, во время намаза на отряд напали враги, но, не желая прерывать молитву, Кусама и его воины остались на земле. Враги, воспользовавшись этим, убили Куссаму путем отсечения головы, но так как Кусама происходил из священного рода, то не умер.
Согласно преданиям, еле живой Кусам добрался до колодца Шаабан, внутри которого было подземелье с подземным источником. Кусам спустился вниз, зашел в подземелье, испил из источника, вода которого не только исцелила его, но еще и даровала ему бессмертие. Так, Кусама, получив прозвище «Шахи-Зинда» («Живой царь»), до сих пор живет в подземелье и выйдет наружу, когда на Землю явится новый мессия.
Гробница Кусама ибн Аббоса
Тут легенда имеет несколько продолжений. Одно из них гласит, что в XV веке Амир Темур, проезжая мимо колодца, решил проверить легенду и приказал спуститься в колодец, дабы проверить, там ли Шахи-Зинда. Однако никто не решался, так как по слухам, на дне колодца обитал огнедышащий дракон. Наконец некто Хида, сильный и тщеславный воин, согласился спуститься с условием, что ему хорошо заплатят. Темур пообещал ему горшок с золотом, и приказал спустить смельчака в колодец.
На дне колодца Хида увидел проход в то самое подземелье. Пройдя внутрь, он увидел самого Шахи-Зинду в окружении прекрасных деревьев, цветов и экзотических животных. Увидев живого человека, Шахи-Зинда страшно разгневался и пригрозил, что если Хида расскажет о том, что здесь увидел, то немедленно ослепнет, и все потомки его будут рождаться слепыми. Хида в ответ бросился на колени, прося прощения и говоря, что он сюда спустился по приказу своего царя. «Врешь ты. Тебя сюда привела твоя жадность. Но твой царь тоже будет наказан – не завоевать ему теперь ни одной земли, ибо нарушил он мой покой» — ответил Шахи-Зинда.
Хида вернулся на поверхность страшно испуганным, заливаясь горючими слезами. Амир Темур отвел воина к себе в покои и там потребовал рассказать, что случилось в колодце. Хида долго упорствовал, но, в конце концов, рассказал все царю. В тот же момент оба глаза Хиды вылились вместе со слезами, и остался воин слепым. Все дальнейшие потомки Хиды также рождались уже слепыми – сбылась первая часть предсказания Шахи-Зинды.
Мавзолей Кусама ибн Аббоса
Тимур, придя в замешательство от рассказа и ослепления Хиды, приказал построить в честь Шахи-Зинды мавзолей, надеясь, что так сможет заслужить прощения. Однако спустя несколько недель, Темур отправился в Китай, но, не добравшись до него, умер по пути в Отраре. Так сбылась вторая часть предсказания Шахи-Зинды.
Согласно другому продолжению легенды, Шахи-Зинда периодически выходит наружу – так, за два века до рождения Темура, Шахи-Зинда явился Бахаутдину Накшбанди, когда тот поднимался к его мавзолею.
С тех пор прошло много веков, но паломники и туристы в Шахи-Зинде иногда рассказывают, что видели статного всадника на ослепительно белой лошади, появляющегося и исчезающего среди строений комплекса-лабиринта. Правда ли это? Живет ли, в самом деле, Шахи-Зинда под комплексом, названным в его честь? На этот счет имеется еще несколько легенд, но всех их вы уже сможете узнать непосредственно в Самарканде, в ансамбле «Живого Царя» Куссамы ибн Аббаса.
Туры в Узбекистан из Уфы включают посещение некрополя Шахи-Зинда, где вы сможете лично проверить легенду.
Источник
Кусам ибн Аббас
Кусам был больше всех похож на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Кусам ибн Аббаса ибн Абдулмуталиба ибн Хашима аль Курайшийю аль Хашимийю (да будет доволен им Аллах) является двоюродным братом Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Его мать Умму аль-Фади сказала Пророку (салляллаху аляйхи васаллям): «Я увидела во сне, как будто у меня дома находился кто-то из твоей семьи». Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) ответил ей: «Как хорошо, что ты это увидела!». Потом Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Фатима родит сына, и он будет молочным братом твоего сына». Фатима родила Хасана. Следовательно, Хасан был младше, чем Кусам. Ибн Сакан и другие сказали: «Кусам был больше всех похож на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)». Джафар ибн Саид рассказал: «Кусам был сподвижником Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и его двоюродным братом. Он после себя не оставил потомства. Он из сыновей Аббаса».
Абдаллах бин Джафар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я, Кусам и Убайдуллах играли, когда рядом проезжал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). Он сказал: «Подними его (т.е. Кусама) ко мне». И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) посадил его позади себя, а меня впереди себя, и сделал нам дуа».
Кусам (да будет доволен им Аллах) был последним человеком, который видел Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), он самым последним вышел из могилы Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), когда его хоронили. Во времена правления Али асхаба (да будет доволен им Аллах) он стал правителем Медины и оставался им до смерти Али (да будет доволен им Аллах).
Ибн Хаббан говорит: «Кусам отправился с Сайдом ибн Усман бин Аффаном в Самарканд для распространения Ислама и там же стал шахидом в 57 году по Хиджре». Его зиярат находится в Самарканде (ныне в Республике Узбекистан).
О его смерти в книгах написано следующее: «Кафиры выбрали момент, когда мусульмане, совершая намаз, находились в суджде, и именно в этот момент напали на них и обезглавили всех, в их числе и Кусама (да будет доволен им Аллах).
Говорят, что он встал, взяв свою голову подмышку, подошёл к проходу в подземелье и прыгнул туда. Эмир Самарканда приказал спуститься в подземелье, но для этого не хватило верёвок. На следующий день, собрав верёвки со всего царства, удалось спустить человека в подземелье, и он достиг дна. На дне оказалась лужайка, где какие-то люди сидели, кушали и отдыхали. Этот человек спросил их, где Кусам ибн Аббас (да будет доволен им Аллах)? Они сказали, что он скоро подойдёт, и попросили немного подождать. Вскоре подошёл и Кусам (да будет доволен им Аллах). Он просил этого человека остаться с ними, но тот отказался, ссылаясь на семью и детей. Тогда Кусам (да будет доволен им Аллах) попросил не рассказывать наверху об увиденном здесь. Человек пообещал сохранить всё в тайне. Но когда его подняли наверх, люди эмира начали его пытать, и, не выдержав, он рассказал об увиденном.
После этого он ослеп, ослепли и его потомки. В его потомстве дети рождались зрячими, но затем они становились слепыми».
Однажды Бахауддин Накшубанди (да будет свята его душа) провёл на зиярате Кусама (да будет доволен им Аллах) 40 дней в одиночестве, халвате, но ему ничего не открылось. И
только он подумал об этом, как услышал голос (хатиф): «Если бы ты ещё немного потерпел, то смог бы отсрочить смерть, а теперь ты можешь только отвергать бедствия и несчастья».
Над входом в его зиярат написан хадис Пророка Мухаммада: «Кусам ибн Аббас является среди людей самым похожим на меня по характеру, поведению и внешности».
Здесь мы хотим упомянуть ещё одну историю, связанную с этим зияратом, которую поведал Ахмад-хаджи Магомедов: «Однажды шейх Мухаммад-афанди из села Хучада (да будет свята его душа) посетил зиярат Кусама (да будет доволен им Аллах) и прочитал этот хадис, написанный над входом в зиярат. Кто-то из присутствующих, сказав, что не встречал в этих краях человека, умеющего читать эту каллиграфическую надпись, попросил шейха разрешить ему присутствовать во время зиярата. Присутствуя уже на зиярате, этот человек попросил разрешить ему тоже прочитать из Корана какой-нибудь аят, на что получил согласие. Читая суру «Аль-Ихляс», он допустил серьёзную ошибку.
Вернувшись из зиярата, Мухаммад-афанди (да будет свята его душа) навестил своего духовного наставника (устаза) Абдулхамида афанди из села Инхо (да будет свята его душа). Устаз спросил: «Почему ты не исправил ошибку того человека на зиярате?» Мухаммад-афанди (да будет свята его душа) ответил: «Я посчитал, что он читает лучше и правильнее меня». Устаз одобрил его поступок.
Обратите внимание, насколько суфийские шейхи ставят себя ниже других и насколько они чутки по отношению к окружающим! Также следует обратить внимание на то, как они осведомлены о каждом мюриде, как бы далеко он ни находился.
О Аллах! Смилуйся над нами, возвеличь степень (даража) таких великих людей и сведи нас с ними в Раю Фирдавс. Амин!
Источник
КОМПЛЕКС КУСАМА ИБН АББАСА
Комплекс Кусама ибн Аббаса, древнейшее ядро ансамбля, многократно перестраивался, дополнялся новыми сооружениями вплоть до XIX в. (проходные помещения при Большой мечети).
Дверь, ведущая в комплекс, выполнена мастером Юсуфом Ширази в 1404-1405 гг. (дата 807 год хиджры и имя мастера вырезаны на двери). Дверь изготовлена из карагача, украшена резьбой. Не сохранилась инкрустация различными породами дерева и слоновой костью. В верхней части обеих створок двери имеются надписи – на правой: «Двери рая, широко открытые для правоверных»; на левой – «И милость вечная для милостивых».
Над входом большое мозаичное четырехугольное панно, в котором надпись: «Сказал пророк арабский, хашимитский, корейшитский, мекканский, мединский, привет ему: «Ал-Кусам-ибн-ал-Аббас больше всех людей похож на меня внешностью и характером». («Зодчество Узбекистана. Материалы, исследования».Вып.II,Т.1970 г.)
За дверью находится минарет XI в. Облицовка основания минарета выполнена набором из фигурных шлифованных кирпичей, характерным для XI в. Внутри минарета есть лестница.
Из толщи кладок при входе в зиаратхону (помещение для обряда поклонения) выступают деревянные детали — это фрагменты архитектурного комплекса XI в. Они — свидетельство высокого искусства резьбы по дереву, которым владели среднеазиатские мастера.
Древнейшими частями комплекса (помимо минарета и остатков помещения XII века, которые были открыты у входа в зиаратхону) являются также гурхона (усыпальница), связанное с ней основание стен зиаратхоны, чилляхона (комната для проведения сорокадневного поста), находящаяся под зиаратхоной.
Комплекс Кусама ибн Аббаса — Гурхона
Гурхона – небольшое помещение (3,6 – 3,75 м) в основе своей сохранилось с XI в. Оно несет на себе следы ремонтов (выстилка из кирпича на наружной поверхности купола, ремонтная кладка в восточной стене, заложен арочный вход в южной стене, в XIV в. стены покрыли алебастровой штукатуркой, которая скрыла кирпичный декор интерьера, в XV в. выложена панель из крупных терракотовых плит с рельефной росписью). В XIV в. в большой проем вставлена деревянная решетка, в 80-е годы XIV в. в гурхоне установлено новое надгробие. Путешественник Ибн Батута, посетивший Самарканд в 30-е годы XIV в., описывает деревянное надгробие, украшенное драгоценными камнями, обитое по углам серебром. И решетка и надгробие — еще одно свидетельство высокого искусства среднеазиатских резчиков по дереву и керамистов.
В шестиугольнике панджары, отделяющей гурхону от зиаратхоны, надпись: «Гнет из сердца от поклонения к тебе исчезает. Достойным становится от поклонения к тебе каждый недостойный. Цари кладут головы на твой порог. Предмет желания обоих миров становится из-за тебя доступным».
«В таком виде, почти без всяких перемен, гурхона находится уже пять столетий» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда«).
Одна из надписей на надгробии утверждает: «И никак не считай мертвыми тех, кто убиты на пути Аллаха. Нет, они живы!» На надгробии указана дата смерти Кусама ибн Аббаса -57 год хиджры (т.е. 676/677 гг.) Археологическими раскопками в гурхоне захоронение, относящееся к VII в., т.е. ко времени смерти Кусама ибн Аббаса, не обнаружено.
На 4-й ступени надгробия надпись: «Этот высочайший из дворцов, освещающий сердца, распространяющий свет и привлекающий благочестивых. Для них сады, где внизу текут реки. Это могила Кусама, сына Аббаса, вдохновленного беседой с господином руководителей и осчастливленных Пророком людей и духов, посланником Аллаха и наставников, да будет им доволен Аллах и да ниспошлет ему мир».
Зиаратхона за прошедшее со дня ее возведения (XI в.) время во многом изменилась. В 1334-35 годах (дата эта указана в подкупольной части) заново возведен купол, подкупольная часть, в XIV в. расписаны стены (стены расписывались также в XV и XIX вв.), в XV в. нижние части стен были облицованы шестигранными плитками с мозаичными медальонами.
В XVI в. три симметричных проема на южной стене связывали зиаратхону с гурхоной и кладбищем. Главный вход в нее находился на северной стене напротив двери в гурхону (он и сейчас является таковым). В XV в. был сделан еще один вход из мечети.
Сохранились на стенах остатки некогда великолепного живописного убранства, напоминающего ковры. В настоящее время росписи прорисованы реставраторами. В подкупольной части сохранился сложный глубокий узор с глазурью отличного качества, покрывающий сталактиты. За сталактитами скрыта конструктивная кладка, осуществляющая переход от квадрата стен к куполу. Купол зиаратхоны отреставрирован в 1959-1960 гг.
Поярусное декоративное оформление интерьера, имеющее место в зиаратхоне (панель; панно над панелью, окаймленные прежде широкими бордюрами, выделявшими этот декоративный ярус; восьмигранник; купол), характерно и для других мавзолеев ансамбля.
Композиция декора построена на контрастном сопоставлении росписи стен с голубовато-зеленой гаммой керамических облицовок восьмерика и купола.
Мечеть в комплексе Кусама ибн Аббаса — одно из наиболее поздних сооружений. Она датируется XV в. Таким образом, мечеть от зиаратхоны отделяют почти два столетия. Разница во времени наглядно ощутима: мечеть более просторная, переходная конструкция от стен к куполу иная, чем в зиаратхоне; трехкупольное перекрытие на параллельных подпружных арках и щитовидных парусах.
В западной стене мечети находится обязательная для всех мечетей ниша — михраб, ориентирующая молящихся в сторону Мекки. Михраб обильно украшен эпиграфическим орнаментом. Эпиграфический орнамент вообще характерен для культовых зданий, связанных с исламом, так как «в отличие от христианства и буддизма ислам отказался от изобразительных образов для пропаганды своих идей. В связи с этим в культовых зданиях был необходим какой-то эквивалент, который принял бы идейную нагрузку. Эта роль была отведена эпиграфике — надписям преимущественно коранического содержания. Так родился вид орнамента, неизвестный в Европе.» («Всеобщая история архитектуры». Л., 1969, т.8, стр.21).
Источник