Яёи Кусама
Биография
Сейчас творчество Яёи Кусамы состоит из полотен и инсталляций, выполненных в авангардных стилях сюрреализм, ар-брют и поп-арт. Славу и популярность этой талантливой женщине принесли картины Infinity Net Paintings, которые оценил представитель минимализма — искусствовед и скульптор Дональд Джадд.
Детство и юность
Яёи Кусама родилась в Японии 22 марта 1929 года и с детства росла и воспитывалась в состоятельной, но неблагополучной семье. Мать часто наказывала будущую художницу, потому что страдала из-за равнодушия мужа, который постоянно отсутствовал дома и имел сексуальные связи на стороне.
Заставая родителя в постели с любовницами, девочка испытывала психологическое напряжение, которое вызывало зрительные галлюцинации начиная с 10 лет. Яёи видела точки на плоскости, превращавшиеся в геометрические фигуры, цветы, говорившие на странном наречии, и яркий разрушительный свет.
По совету опытного специалиста Кусама прошла курс терапии и полюбила наблюдать за камнями, расположенными на дне реки. Она воспроизводила впечатления в рисунках, вызывавших раздражение отца и матери, которые на всех белых поверхностях в доме обнаруживали орнаменты и круги.
В 1948 году девушка попала в школу ремесел, где начала изучать стиль нихонга под присмотром строгих учителей. Вскоре всем стало понятно, что традиционная живопись не интересует художницу, и она предпринимала эксперименты с техникой, взятой из авангардных западных отраслей.
Впоследствии, спровоцировав конфликт с родными, девушка отправилась покорять Америку, где познакомилась с арт-дилерами и продала ряд ранних работ. Потом она примкнула к течению хиппи и начала участвовать в публичных перформансах, излюбленными местами для которых были Уолл-стрит и Бруклинский мост.
Личная жизнь
В личной жизни японской художницы возникали романтические отношения, но из-за травм, полученных в юности, у нее не было мужа и детей. Страстные, но платонические чувства она испытывала к Джозефу Корнеллу, который был представителем сюрреализма и подарил возлюбленной несколько коллажей.
Творчество
Личность и поведение эпатажной японки, которая отличалась небольшим ростом и весом, привлекли внимание прогрессивной молодежи и открыли дорогу в творческие круги. В 60-х годах ее визитной карточкой стала яркая вызывающая одежда, обувь, расписанная фаллическими символами, и авангардные парики.
Развиваясь как художник-инсталлятор, Яёи представила ряд зеркальных комнат, где все находившиеся внутри предметы покрывал причудливый узор. Зритель, располагавшийся на специальном помосте, попадал в фантастическую атмосферу, где иллюзия бесконечного пространства усиливалась за счет неоновых шаров.
Embed from Getty Images Яёи Кусама — «Зеркальная комната»
Со временем в американской прессе появились статьи, посвященные художнице, которая на Венецианской биеннале устроила распродажу произведений искусств. А ее обнаженные натуры, раскрашенные в красно-белый горошек, вызвали огромный резонанс в обществе и море противоречивых чувств.
В 1970-х годах благодаря картинам и инсталляциям фото Кусамы стали часто появляться на первых полосах журналов и газет. Ее произведения журналисты называли ар-брют и поп-артом, а акции относили к разряду вандализма после сожжения флага СССР.
Несомненно, творчество и имя Кусамы пользовались широкой известностью, и коллекционеры приобретали большинство ее работ. В Нью-Йорке художнице предоставили площадь в одном из центральных универмагов, и появление одежды Kusama Fashion ознаменовало 1968 год.
В Японии, куда женщина в итоге вернулась, отношение было крайне негативным, и общество связывало ее деятельность с рядом психических отклонений и расстройств. Из-за этого в конце 1970-х Яёи легла в специализированную клинику, где написала стихи и романы, а также сборники рассказов, полных тревоги и беспокойства.
Embed from Getty Images Яёи Кусама — «Бесконечные миры»
Помимо этого, женщина открыла еще одну страницу собственной биографии и занялась продажей предметов искусства и работ западных мастеров. Но в Азии эта идея провалилась по причине отсутствия истинных ценителей, и Яёи пришлось оставить бизнес в конце 1980-х годов.
Вновь погрузившись в творческую атмосферу в мастерской, расположенной на территории лечебницы, Кусама создавала проекты инсталляций и писала картины акрилом на холсте. Она неоднократно участвовала в культурных мероприятиях в Америке и Европе и представляла работы для выставок, несколько раз проходивших в Москве.
Яёи Кусама сейчас
В 2019–2020 годах, судя по информации на сайте художницы, ее выставки состоялись в Соединенных Штатах Америки и нескольких японских городах. Кроме этого, вышел документальный фильм режиссера Хезера Ленца, рассказывавший о судьбе Яёи Кусамы и ее талантливых произведениях.
Источник
Яёи Кусама — Yayoi Kusama
- Картина
- Рисование
- скульптура
- инсталляция
- исполнительское искусство
- фильм
- вымысел
- мода
- письмо
Яёи Кусама ( 草 間 彌 生 , Кусама Яёи , родился 22 марта 1929 г.) — современный японский художник, который занимается в основном скульптурой и инсталляцией , но также активно занимается живописью, перформансом , кино, модой, поэзией, художественной литературой и другими видами искусства. Ее работы основаны на концептуальном искусстве и демонстрируют некоторые атрибуты феминизма , минимализма , сюрреализма , Art Brut , поп-арта и абстрактного экспрессионизма , а также наполнены автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Она была признана одним из самых важных ныне живущих художников Японии.
Кусама вырос в Мацумото и обучался в Киотской школе искусств и ремесел в традиционном японском стиле живописи нихонга . Однако Кусама был вдохновлен американским абстрактным импрессионизмом . Она переехала в Нью-Йорк в 1958 году и была частью авангардной сцены Нью-Йорка на протяжении 1960-х годов, особенно в движении поп-арт . Приняв участие в расцвете контркультуры хиппи в конце 1960-х , она привлекла внимание общественности, когда организовала серию мероприятий, в которых обнаженные участники были нарисованы яркими точками в горошек . С 1970-х годов Кусама продолжал создавать произведения искусства, в первую очередь инсталляции в различных музеях по всему миру.
Кусама открыто рассказывала о своем психическом здоровье. Она говорит, что искусство стало ее способом выразить свои душевные проблемы.
СОДЕРЖАНИЕ
биография
Ранние годы: 1929–1949 гг.
Яёи Кусама родился 22 марта 1929 года в Мацумото, Нагано . Кусама, родившаяся в семье торговцев, владевших питомником растений и семеноводческой фермой, начала рисовать тыквы в начальной школе и создавала произведения искусства, которые она видела на основе галлюцинаций, работы которых позже определили ее карьеру. Мать не поддерживала ее творческие начинания; Кусама спешила закончить свое искусство, потому что мать забирала его, чтобы отговорить ее. Ее мать, по-видимому, также подвергалась физическому насилию , и Кусама вспоминает своего отца как «из тех, кто любит играть, много женится». Художник говорит, что ее мать часто посылала ее шпионить за внебрачными связями отца , что внушало ей на всю жизнь презрение к сексуальности , особенно к нижней части тела мужчины и фаллосу : «Я не люблю секс. Я был одержим этим. секс. Когда я был ребенком, у моего отца были любовники, и я видел его. Моя мать послала меня шпионить за ним. Я не хотел заниматься сексом ни с кем годами [. ] Сексуальная одержимость и страх перед секс сидят во мне бок о бок «. Ее травматическое детство, включая фантастические видения, можно назвать началом ее художественного стиля.
Когда ей было десять лет, она начала испытывать яркие галлюцинации, которые она описывала как «вспышки света, ауры или плотные поля точек». Эти галлюцинации также включали цветы, которые говорили с Кусамой, и узоры на ткани, на которые она смотрела, оживая, размножаясь, поглощая или уничтожая ее — процесс, который она внесла в свою артистическую карьеру и который она называет «самоуничтожением». Искусство Кусамы стало для нее бегством от семьи и собственного разума, когда у нее начались галлюцинации. Сообщается, что она была очарована гладкими белыми камнями, покрывающими русло реки возле ее семейного дома, что она называет еще одним из основных факторов, повлиявших на ее длительную фиксацию на точках.
Когда Кусаме было 13 лет, ее отправили работать на военный завод, где ей было поручено шить и изготавливать парашюты для японской армии , а затем она оказалась втянутой во Вторую мировую войну . Обсуждая время, проведенное на фабрике, она говорит, что провела подростковые годы «в закрытой темноте», хотя всегда могла слышать сигналы о воздушном налете и видеть американские B-29, летящие над головой среди бела дня. На ее детство сильно повлияли события войны, и она утверждает, что именно в этот период она начала ценить идеи личной и творческой свободы.
В 1948 году она продолжила изучать живопись Нихонга в Киотской муниципальной школе искусств и ремесел. Разочарованная этим чисто японским стилем, она заинтересовалась европейским и американским авангардом , организовав несколько персональных выставок своих картин в Мацумото и Токио. 1950-е годы.
Ранний успех в Японии: 1950–1956 гг.
К 1950 году Кусама изображал абстрактные природные формы акварелью, гуашью и маслом, прежде всего на бумаге. Она начала покрывать поверхности — стены, пол, холсты , а затем предметы домашнего обихода и обнаженных помощников — горошком , который стал торговой маркой ее работы.
Огромные поля в горошек , или «сети бесконечности», как она их называла, были взяты непосредственно из ее галлюцинаций. Самой ранней записанной работой, в которой она использовала эти точки, был рисунок 1939 года в возрасте 10 лет, на котором изображение японской женщины в кимоно , предположительно матери художника, покрыто пятнами и стерто. Ее первая серия крупномасштабных, иногда более 30 футов, холстов, « Сети бесконечности» , была полностью покрыта последовательностью сетей и точек, намекающих на галлюцинаторные видения.
На своей картине « Цветок» (DSPS) 1954 года Кусама сказала:
Однажды я смотрел на красные цветочные узоры скатерти на столе, и когда я поднял глаза, я увидел тот же узор, покрывающий потолок, окна и стены, и, наконец, всю комнату, мое тело и вселенную. . Мне казалось, что я начал самоуничтожаться, вращаться в бесконечности бесконечного времени и абсолютности пространства и превращаться в ничто. Когда я понял, что это происходит на самом деле, а не только в моем воображении, я испугался. Я знал, что мне нужно бежать, чтобы не лишить меня жизни чары красных цветов. Я отчаянно побежал вверх по лестнице. Ступеньки подо мной начали разваливаться, и я упал с лестницы, вывихнув лодыжку.
Нью-Йорк: 1957–1972 гг.
Прожив в Токио и Франции, Кусама в возрасте 27 лет уехал из Японии в Соединенные Штаты. Она заявила, что начала считать японское общество «слишком маленьким, слишком рабским, слишком феодальным и слишком пренебрежительным по отношению к женщинам». Перед отъездом из Японии в США она уничтожила многие из своих ранних работ. В 1957 году она переехала в Сиэтл , где у нее была выставка картин в галерее Зои Дузанн . Она пробыла там год, прежде чем переехать в Нью-Йорк, после переписки с Джорджией О’Киф, в которой она заявила, что заинтересована в том, чтобы стать центром внимания города, и попросила совета О’Киф. Во время своего пребывания в США она быстро завоевала репутацию лидера авангардного движения и получила похвалу за свою работу от анархистского искусствоведа Герберта Рида .
В 1961 году она перевела свою студию в то же здание, что и Дональд Джадд и скульптор Ева Гессе ; Гессен стал близким другом. В начале 1960-х годов Кусама начал покрывать такие предметы, как лестницы, обувь и стулья, белыми фаллическими выступами. Несмотря на сложность рисунков с микроменеджментом, она создавала их быстро и в большом количестве, устанавливая ритм продуктивности, который она до сих пор поддерживает. У нее появились и другие привычки, например, она регулярно фотографировалась с новыми работами и регулярно появлялась на публике в своих фирменных стриженных париках и в яркой авангардной одежде.
— Яёи Кусама, манхэттенский наркоман-самоубийца
С 1963 года Кусама продолжила серию комнат Mirror / Infinity . В этих сложных инсталляциях с бесконечными зеркалами специально построенные комнаты, облицованные зеркальным стеклом, содержат множество неоновых шаров, висящих на разной высоте над зрителем. Стоя внутри на небольшой платформе, наблюдатель видит, как свет многократно отражается от зеркальных поверхностей, создавая иллюзию бесконечного пространства.
В последующие годы Кусама была чрезвычайно продуктивной, и к 1966 году она экспериментировала с отдельно стоящими инсталляциями размером с комнату, которые включали в себя зеркала, свет и музыку. Она считала Джадда и Джозефа Корнелла своими друзьями и сторонниками. Однако она не получала от своей работы финансовой прибыли. Примерно в это же время Кусама регулярно попадала в больницу из-за переутомления, и О’Киф убедила своего дилера Эдит Герберт купить несколько работ, чтобы помочь Кусаме избежать финансовых трудностей. Многие художники-мужчины копировали ее творчество, чем прославили мужчин, но не Кусама. Таким образом, она не могла зарабатывать деньги, которых, по ее мнению, заслуживала. Это разочарование стало настолько сильным, что она попыталась покончить жизнь самоубийством.
В 1960-х годах Кусама организовывал диковинные мероприятия в таких заметных местах, как Центральный парк и Бруклинский мост , часто с обнажением тела и в знак протеста против войны во Вьетнаме . В одном из них она написала открытое письмо Ричарду Никсону, предлагая заняться с ним сексом, если он остановит войну во Вьетнаме. В период с 1967 по 1969 год она сконцентрировалась на представлениях, которые проводились с максимальной рекламой, обычно с участием Кусамы, нарисовавшего горошек на своих обнаженных артистках, как в Большой оргии для пробуждения мертвых в Музее современного искусства (1969), которая проходила в Саду скульптур в Музее современного искусства. Музей современного искусства . Во время необъявленного мероприятия восемь исполнителей под руководством Кусамы сняли одежду, вошли обнаженными в фонтан и приняли позы, имитирующие близлежащие скульптуры Пикассо , Джакометти и Майоля .
В 1967 году Джад Ялкут снял фильм о Кусаме под названием «Самоуничтожение Кусамы».
В 1968 году Кусама председательствовал на проходившей гомосексуальной свадьбе в Церкви Самоуничтожения на Уолкер-стрит, 33 в Нью-Йорке и выступал вместе с Флитвудом Маком и Кантри Джо и Фиш в Филлмор-Ист в Нью-Йорке. Она открыла студии рисования обнаженными и гей-клуб под названием Kusama ‘Omophile Kompany (кок) . Нагота, присутствующая в арт-протестах Кусамы, была ужасно постыдной для ее семьи. Это заставило ее почувствовать себя одинокой, и она снова предприняла попытку самоубийства.
В 1966 году Кусама впервые участвовал в 33-й Венецианской биеннале . Ее Сад Нарциссов состоял из сотен зеркальных сфер на открытом воздухе, которые она называла «кинетическим ковром». Как только произведение было установлено на лужайке перед итальянским павильоном, Кусама, одетая в золотое кимоно, начала продавать каждую отдельную сферу по 1200 лир (2 доллара США), пока организаторы биеннале не положили конец ее предприятию. «Сад Нарцисса» был не только для продвижения художника через средства массовой информации, но и для критики механизации и коммодификации арт-рынка.
Во время своего пребывания в Нью-Йорке у Кусамы были короткие отношения с художником Дональдом Джаддом . Затем у нее начались страстные, но платонические отношения с художником-сюрреалистом Джозефом Корнеллом . Она была на 26 лет младше его — они звонили друг другу ежедневно, рисовали друг друга, а он присылал ей персональные коллажи . Их длительное общение продлилось до его смерти в 1972 году.
Источник