Кто создал технологию исследовательской деятельности

Содержание
  1. Технология исследовательской деятельности: понятие, внедрение нового, разработка проектов, цели и задачи
  2. Почему дети так любопытны?
  3. Причины исчезновения всеобъемлющего любопытства у ребенка
  4. Определение исследовательской деятельности и сопряженных с ней понятий
  5. Исследовательская деятельность в онтогенезе
  6. Почему так важно самовыражение для ребенка?
  7. Плюсы исследовательской деятельности ребенка
  8. Исследовательская деятельность в начальной школе
  9. Польза исследовательского метода обучения
  10. История появления метода исследований
  11. Направления и задачи исследовательской деятельности по ФГОС
  12. Продуктивность исследовательской деятельности
  13. Принципы личностно-ориентированного образования
  14. Результаты исследовательского обучения
  15. технология исследовательской деятельности материал на тему
  16. Скачать:
  17. Предварительный просмотр:

Технология исследовательской деятельности: понятие, внедрение нового, разработка проектов, цели и задачи

Дошкольное образование ставит перед собой цели обеспечения самореализации и развития детей, а также развития инициативы и исследовательской деятельности ребенка. Одним из лучших средств развития вышеуказанных качеств служит технология исследовательской деятельности, о которой мы подробно поговорим в этой статье.

Почему дети так любопытны?

Ребенок постоянно ищет новые для себя предметы и впечатления потому, что им движет тяга к ориентировочно – исследовательской деятельности, которая направлена на изучение окружающей среды. Чем более разнообразна и интенсивна поисковая деятельность ребенка, тем большим количеством информации он будет обладать, и, соответственно, более высоким уровнем развития будет отличаться.

Лучше всего информация усваивается ребенком, когда он исследует сам окружающий мир звуков, предметов и запахов. Для ребенка весь окружающий мир нов и интересен, он смотрит на него незамыленным взглядом. Разве можно узнать мир лучше, чем через личные ощущения и опыт? Технология исследовательской деятельности изучает способы и причины познавательной деятельности ребенка.

Причины исчезновения всеобъемлющего любопытства у ребенка

Что же является причиной того, что некогда веселый и любопытный ребенок вдруг потерял всякий интерес к жизни?

Родители, разумеется, из лучших побуждений, часто говорят своим детям, чтобы они не смотрели по сторонам, чтобы не споткнуться, не трогали листья, землю и снег, не бегали по лужам.

Из-за таких действий непредусмотрительных взрослых у ребенка рано или поздно пропадает интерес к тому, почему же трава зеленая, радуга появляется после дождя, а бензин оставляет на лужах причудливые цветные разводы.

Технология исследовательской деятельности учит педагогов правильно отвечать на вопросы и одновременно оберегать ребенка от многих неприятностей, ведь задача взрослых — не препятствовать, а способствовать разностороннему развитию детей.

Определение исследовательской деятельности и сопряженных с ней понятий

Технология исследовательской деятельности – это раздел интеллектуально-творческой деятельности, основой которой являются поисковая активность и исследовательское поведение. Также это активная деятельность ребенка, которая направлена на постижение причинно-следственных связей между окружающими явлениями, а также на их упорядочивание и систематизацию.

Несколько основ исследовательской деятельности:

  • Поисковая активность – поведение, целью которого является изменения ситуации или отношения к ней, если отсутствует определенный прогноз ситуативных результатов. При этом постоянно ведется учет ситуативной эффективности и результативности.
  • Исследовательское поведение – это действия, направленные на изучение и поиск новой информации из окружающей среды.
  • Исследовательская активность – нормальное состояние ребенка, выражающееся в его желании все изучить и узнать. Можно сказать, что исследовательская активность — это шаг в неизведанное для ребенка.

Исследовательская деятельность в онтогенезе

Теория исследовательской деятельности в ДОУ изучает детей с раннего детства, и поначалу их деятельность представляет собой простые эксперименты с вещами, в ходе которых происходит дифференциация восприятия, а также оттачивается навык различать предметы по цвету, форме, назначению. Происходит обучение простым орудийным действиям.

В дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивные ориентировочные действия, пробу возможностей нового материала.

В старшей группе ДОУ познавательная деятельность проявляется у ребенка как в виде экспериментов, так и в виде многочисленных вопросов взрослому.

Почему так важно самовыражение для ребенка?

Есть несколько причин, по которым не стоит пренебрегать внедрением технологий проектно-исследовательской деятельности в ДОУ:

  • развитие мыслительной деятельности ребенка, активизация его мыслительных процессов;
  • качественное развитие речи;
  • расширение спектра умственных комбинаций и приемов;
  • формирование и развитие самостоятельности, способность приспосабливать определенные предметы для своих целей и для достижения определенного результата;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка и его творческих способностей.

Благодаря проводимым исследованиям, ребенок сам ищет ответы на все свои вопросы. Это колоссальный опыт для ребенка, а также развитие его способности творить, думать и самовыражаться.

Плюсы исследовательской деятельности ребенка

В процессе изучения технологии исследовательской деятельности по ФГОС, педагог учится развивать в ребенке познавательную активность и любознательность, память, активизировать его мыслительные процессы, потому что нельзя игнорировать постоянно возникающую необходимость совершения операций по анализу и синтезу информации, а также обобщения, классификации и сравнения последней. Развитие речи стимулируется необходимостью заключать выводы и формулировать определенные закономерности. Ребенок накапливает многочисленные умственные навыки и умения, развивает творческие способности. Дети учатся измерению, счету, сравнению. Также развивается эмоциональная сфера ребенка.

Исследовательская деятельность в начальной школе

В наше время очень важно создать подходящие условия для усовершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Знания, с которыми школьник выходит за стены среднего учебного заведения, должны быть применимы на практике и способствовать его успешной социализации. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо отказаться от классических методов преподавания, которые направлены на формирование знаний, умений и навыков, и перейти на методики личностно-ориентированного развития.

Приоритет должен отдаваться методикам с элементами творчества. Среди них особое внимание уделяется такому методу обучения, как технология организации исследовательской деятельности. Она решает проблемы внедрения в современные образовательные учреждения методик личностно-ориентированного развития. Ребенок в младшей школе учится анализировать, изучать, синтезировать и оценивать полученную информацию так, чтобы применять ее на практике.

Польза исследовательского метода обучения

Чтобы поднять процесс обучения на качественно новый уровень, необходимо внедрить технологию научно-исследовательской деятельности в систему внеурочного и урочного обучения, целью которого является развитие творческих и аналитических способностей ученика с учетом индивидуальных особенностей.

С помощью непосредственного участия в исследовательской деятельности учащиеся начинают осознавать свою принадлежность и значимость в большой науке, знакомится со способами творческой и научной работы, развивают в себе интерес к познанию, учатся общению со сверстниками, принимают участие во всевозможных научно-исследовательских экспериментах.

История появления метода исследований

Технология учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике была востребована еще в глубокой древности. С тех пор как у человечества появилась потребность к обучению, люди думали, как же оптимизировать и улучшить этот процесс.

Сократ стал первым ученым в истории человечества, который внедрил в обучение методы исследования. Намного позже Фридрих Адольф Дистервег, известный немецкий ученый, признал, что методы Сократа являются венцом учительского искусства. Главная мысль Сократа заключается в том, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить ее самостоятельно.

Читайте также:  Бизнес гипотеза как создать

Технология развития исследовательской деятельности находила свое отражение в трудах представителей просветительской деятельности восемнадцатого века. К ним относятся такие ученые как Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце девятнадцатого века свой неоценимый вклад в изучение исследовательской деятельности детей внесли такие ученые как Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой.

Направления и задачи исследовательской деятельности по ФГОС

К основным задачам в технологии исследовательской деятельности в ДОУ по ФГОС можно отнести:

  • выявление интересов учащегося и включение его в исследовательскую деятельность;
  • обучение учащихся в соответствии с современной научной литературой и развитие навыков поиска информации;
  • изучение науки под руководством опытных научных руководителей;
  • предоставление рецензии на работы учеников, участвующих в научных конференциях;
  • проведение всевозможных конкурсов и олимпиад.

Основные задачи педагога при работе с методами исследовательской деятельности являются:

  • удовлетворение исследовательской тяги ученика педагогом;
  • пробуждение у ученика интереса к поисковой деятельности;
  • применение средств, которые активизируют процесс изучения и познания;
  • помочь ребенку найти свою индивидуальную стратегию познания;
  • донести до ребенка мысль, что осознание — плод познавательной потребности;
  • доведение учащегося до стабильного результата;
  • стимулирование учащегося путем создания подходящих и комфортных условий для познания.

Продуктивность исследовательской деятельности

Ребенок проявит недюжинный интерес к исследовательской деятельности, если будет чувствовать свою значимость в этом процессе. Чтобы в ученика начали появляться первые успехи, преподаватель должен знать несколько простых правил.

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать педагогу для того, чтобы у ученика проснулся интерес к исследованиям:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития.

Принцип доступности означает подбор индивидуальных заданий и методов обучения для ученика с учетом возрастных и временных особенностей.

Принцип поуровневости означает участие и обеспечение доступности в исследовательской деятельности на всех уровнях дошкольного и школьного образования: школьной администрации, коллектива педагогов, родителей и самих дошкольников и школьников. При этом каждый уровень учитывает индивидуальные особенности ученика, его таланты, способности и желания, а также удобство времени и занятость. К примеру, исследовательская деятельность на уроках технологии в школе разная для девочек и для мальчиков.

Принцип временного развития учитывает особенности каждого периода времени и ставит задачи, опираясь на временные особенности и рамки. Принцип временного развития представляет определенную трудность для учеников, поскольку требует недюжинной настойчивости и навыков достижения цели, а также определенного уровня трудолюбия.

Принципы личностно-ориентированного образования

Разумеется, современный подход к реализации потенциалов учеников должен быть основан на системе личностно-ориентированного образования. Благодаря этой системе ребенок развивается как личность и одновременно получает знания, необходимые в будущем.

Благодаря внедрению теории исследовательской деятельности в образовательный процесс, ребенок учится ценить нахождение и самостоятельное решение проблем и задач. Взаимодействие, ориентированное на личность, невозможно без конструктивного диалога учителя и ученика. В этом взаимодействии очень важно, чтобы учитель не просто навязывал свою точку зрения, ведя ученика по протоптанной дорожке, а помог сделать собственные выводы и самостоятельно решить возникающие проблемы.

Результаты исследовательского обучения

Результаты исследовательского обучения можно оценить по двум критериям: соответствие результата педагогическим критериям и требованиям и непосредственное развитие личности в процессе этой деятельности.

Можно сделать вывод, что использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ и школе помогает ребенку развиваться как личность, готовит его к возможным сложностям в современном мире, помогает процессу успешной социализации, а также реализовать свои творческие задатки и способности, стать полезным окружающему миру и окружающим людям.

Источник

технология исследовательской деятельности
материал на тему

технологии используемые в работе

Скачать:

Вложение Размер
tehnologiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx 29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии исследовательской деятельности.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности.

Исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности. Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования — исследовательских способностей, которые необходимо рассматривать как комплекс составляющих: поисковой активности и мышления.. Поисковая активность выступает как главный двигатель исследовательского поведения и определяется высокой мотивацией, эмоциональной включенностью, интересом (необходимыми составляющими исследовательского поведения

Выделяются следующие этапы становления исследовательской деятельности :

  • ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);
  • проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);
  • планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);
  • эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования, первичная систематизация полученных данных);
  • анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);
  • рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования. Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий .

1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить Главное качество любого исследователя — уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.

2. Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование — процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект — это всегда решение какой-то практической задачи

3 . Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами «разработать», «создать», «выполнить».

4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).

5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).

6 . Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».

7 . Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы — это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовывать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самим ребенком через творческий, исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения . В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные умения.

  • Видеть проблемы — интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности. Проблема — это затруднение, неопределенность, чтобы устранить ее, требуется исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Не стоит требовать от ребенка ясного осознания и формулирования проблемы, достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
  • Выдвигать гипотезы, строить предположения . Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей — важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
  • Задавать вопросы . Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщении к умственному труду; вопросы могут быть различными — уточняющими, восполняющими (неопределенными, непрямыми) и др.
  • Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др. Без умения оперировать этими понятиями не может быть абстрактного мышления. Овладеть ими нельзя без исследования живых фактов и явлений, без осмысления того, что можно увидеть своими глазами.
  • Классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы; классификация устанавливает определенный порядок и разбивает рассматриваемые объекты на группы; всякая классификация имеет цель, которая диктует выбор основания; поскольку целей может быть много, то одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям).
  • Наблюдать . Наблюдение — это вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, выражается в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, что и отличает наблюдение от простого созерцания.
  • Делать выводы и умозаключения . Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги; вывод — это заключительное суждение о результатах проведенной работы.

Главная цель исследовательского обучения — формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Принципы исследовательского обучения, которые можно интерпретировать и для работы с детьми дошкольного возраста:

  • ориентации на познавательные интересы детей (исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);
  • опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации;
  • сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);
  • формирования представлений об исследовании как стиле жизни.

Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.), создавать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что-то новое. Проблемную ситуацию можно характеризовать как:

  • особый вид взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности. Иными словами, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать;
  • ядро, которое является значимым для ребенка противоречием. Воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, противоречие вызывает удивление, недоумение, восхищение. Именно они и побуждают включиться в поиск, проявить исследовательскую активность, которая завершается приобретением нового знания, самостоятельным формулированием выводов и обобщений. Последнее очень важно для умственного и творческого развития мышления, ведь в наиболее чистом и ярко выраженном виде мышление выступает именно там, где оно само доходит до знаний, открывает их.

Проблемная ситуация, включает в себя три основных компонента:

  • неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации (новое знание или способ деятельности, которые ребенок должен усвоить, разрешая противоречие); ценность противоречия в познании в том, что оно, воздействуя на эмоции, пробуждает потребность в познании нового, а эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль;
  • познавательную деятельность ребенка;
  • возможности ребенка анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, так как ни слишком трудное, ни слишком легкое задания не способствуют возникновению проблемной ситуации (степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью усвоенных знаний и способов действия дети не могли его выполнить, но этих знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения поставленного задания) .

Существуют определенные способы создания проблемных ситуаций, которые педагог может использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, поскольку проблемность — неотъемлемая черта познания старших дошкольников, и именно проблемность обеспечивает постоянную открытость ребенка новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н. Н. Поддьяков), а также в собственной постановке новых вопросов и проблем. Педагог, максимально используя проблемы, выдвигаемые детьми, должен еще и преднамеренно создавать ситуации специальными заданиями, направленность которых — обнажить, заострить противоречия в сознании ребенка и выявить из этих преднамеренных ситуаций противоречия, которые он способен замечать.

Пути создания проблемных ситуаций, личностно значимых для ребенка:

  • преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут — не хватает знаний, жизненного опыта;
  • преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
  • побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие — ядро проблемной ситуации — в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога) .

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приемы:

  • подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
  • постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;
  • постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т.д.)

Для проведения исследования с целью решения проблемы ребенок участвует в следующих этапах исследования:

  • наблюдение и изучение фактов и явлений;
  • выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы);
  • выдвижение гипотез;
  • осуществление плана, выяснение связи изучаемого явления с другими явлениями;
  • формулирование решений, выводов, обобщений;
  • проверка решений;
  • практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Для этого педагогу необходимо осуществлять деятельность по трем этапам,

На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает детей включаться в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.

На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на выявление главных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в этом мире и т. п.).

На третьем этапе целесообразно организовать деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Для этого используются следующие формы организации конструирования, которые применяются именно в такой последовательности: по замыслу, образцу, теме, модели, условиям.

Для оформления результатов исследовательской деятельности при работе с детьми шести-семи лет педагог может завести папку, в которую вместе с родителями (согласно перечню разделов) он будет собирать материал, накопленный в ходе исследования. Например:

раздел 1 «Что я прочитал (или мне прочитали) по теме. (список литературы)»;

раздел 2 «Что я узнал о. (сбор информации по теме исследования)»;

раздел 3 «Вопросы, которые возникли у меня, когда я изучал научную и художественную литературу»;

раздел 4 «Мои наблюдения и опыты по теме исследования»;

раздел 5 «Вопросы, которые возникли у меня в ходе наблюдений и опытов»;

раздел 6 «Мои выводы»;

раздел 7 «Мое сообщение, доклад (о чем я расскажу ребятам)».

Чтобы дети занимались исследовательской деятельностью, педагогу необходимо:

  • использовать различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения);
  • создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение;
  • четко формулировать проблемы, обнажая противоречия в сознании ребенка; учить видеть и формулировать проблемы, развивая проблемное видение;
  • выдвигать гипотезы и обучать этому умению детей, принимая любые их предложения;
  • развивать способность к прогнозированию и предвосхищению решений;
  • обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности — умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;
  • создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству;
  • побуждать к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;
  • подводить детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор;
  • знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

Педагогу, организуя исследовательскую деятельность детей, необходимо избегать отрицательной оценки детских идей; проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения; восстанавливать веру ребенка в собственные силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца; подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою работу). Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три-четыре человека). Работа в таком небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.

Структура занятия-исследования для детей дошкольного возраста включает:

  • постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;
  • тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия);
  • уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
  • уточнение плана исследования;
  • выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;
  • распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группе;
  • анализ и обобщение полученных детьми результатов.

Н. М. Короткова говорит о познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. В процессе познавательно-исследовательской деятельности, по мнению автора, происходит формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания. Этому способствует организация занятий в виде партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. К основным признакам партнерской деятельности Н. М. Короткова относит добровольное (без психологического принуждения) участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

  • опыты (экспериментирование) — освоение причинно- следственных связей и отношений;
  • коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;
  • путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
  • путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему).

Н. М. Короткова предлагает примерное распределение содержания познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Также автор предлагает своеобразный алгоритм деятельности педагога по организации познавательно-исследовательской деятельности детей. Так, деятельность в направлении «Опыты (экспериментирование)» следует выстраивать следующим образом:

  • привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта;
  • предоставление возможности детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект (можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается);
  • формулирование причинно-следственных связей;
  • самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.

Цель исследовательской деятельности взрослого с детьми в направлении «Коллекционирование (классификационная работа)» заключается, по мнению автора, в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов). В связи с этим алгоритм деятельности может быть представлен следующим образом:

  • поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;
  • размещение материала в классификационной таблице (если материал реальный (образцы минералов) — размещение в емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

Для исследовательской деятельности в направлении «Путешествие по карте» необходимы наглядно-графические заместители целостного «пространства мира» (например, контурная физическая карта полушарий). Алгоритм действий взрослого и детей:

  • обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; обозначение возможного маршрута путешествия;
  • изучение растительного и животного мира, особенностей жизнедеятельности людей в данной местности;
  • заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых трудом).

Источник

Читайте также:  Создай свой бизнес мтс
Оцените статью