Кто создал организацию которая называется власти

Происхождение власти: теория возникновения, структура, методы функционирования

Вопросы о происхождении власти волнуют историков, политологов и философов уже многие сотни лет. Когда и при каких условиях возникла иерархия? Чем обусловлена необходимость подчинения людей друг другу?

Генетические особенности

Стремление доминировать наглядно можно увидеть у приматов. Именно биология способна дать самое простое объяснение господству одной особи над остальными. Это установлено научными опытами и многочисленными наблюдениями за животными, живущими группами.

Иерархия построена на желании обладать лучшим — самкой или едой. Подавление слабых у животных основано на проявлении силы. Так ли это сильно отличается от жизненных установок цивилизованного общества?

Зарождение в первобытном строе

Необходимость в «вожаке» была обусловлена стадным образом жизни. Страх, инстинктивная потребность в добыче пропитания, защите и создании условий для выживания выделяли наиболее сильных представителей племени. Авторитет и способность к жесткому принуждению наделили первобытного лидера элементарными управленческими функциями. Это давало возможность контролировать продолжение своего рода и получать лучшую пищу.

В Древней Греции еще в мифологии власть базировалась на силе и подавлении слабых. Например, бог Уран постоянно возвращал своих детей в землю, боясь погибнуть от их руки — так ему было предсказано. Его место занял Кронос, который поедал своих детей, чтобы они не отняли у него власть.

Термин «власть» применим к обществу, в котором существовало сознание. Родовая община — первоначальная ячейка общества, члены которой имели одинаковое право на совместную собственность. Роды объединялись в племена и союзы. Так возникла потребность в общественном управлении при отсутствии государства.

Расшифровка термина

Существует около 300 определений власти, однако общепринятой трактовки в современной науке нет. Прежде всего, это волевое воздействие одного лица на другое. Кроме того, это способность субъекта или группы влиять на поведение людей, независимо от их желания.

Установлено, что природа власти является социальной, так как она зарождается и развивается только в обществе. Ее отсутствие означает для человечества хаос, анархию и упадок.

Любой вид подчинения предполагает неравенство по различным параметрам. Превосходство дает возможность использовать свое положение во вред, злоупотреблять им.

Концепции власти

К наиболее распространенным теориям происхождения власти относятся:

  1. Институциональная — возникла в результате государственных образований и необходимости формирования органов управления.
  2. Теологическая — дарованная Богом. Божественное происхождение власти основано на теории Августина Блаженного, который объясняет ее возникновение как дар, потому что люди слабы и греховны, они не способны поддерживать общественный порядок.
  3. Системная — рассматривает иерархические отношения в качестве инструмента, упорядочивающего взаимодействие общества.
  4. Ролевая — определяется самореализацией по установлению контроля над субъектами.
  5. Рыночная — конкуренция за материальные и духовные блага.
  6. Обменная — обладание редким предметом дает возможность управлять.
  7. Психологическая и силовая. Эти теории объясняют деспотию как средство выжить путем принуждения слабых к подчинению. Истоки теории положил Фрейд, наибольшее распространение она получила в середине прошлого века.

Отдельно выделяется правовая концепция власти. Ее родоначальниками были великие мыслители Руссо, Кант, Спиноза. Их теория основана на том, что первичным институтом является право, а власть и политика происходят от него. В чистом виде теории происхождения не встречаются, они взаимно дополняют друг друга.

Составляющие господства

Происхождение власти в обществе — естественный итог эволюции. Выделяются три основных компонента власти:

  • Субъект — носитель властного поведения, это может быть как индивидуум, так и группа лиц.
  • Объект — это тот, кто подчиняется, выстраивает свое поведение, в зависимости от содержания и направления властного воздействия.
  • Источник — сила, престиж, закон, материальные и социальные гарантии.

Власть, основанная на страхе, приводит к бунту и неподчинению. Ее результат — гражданские войны и восстания. За счет этого она постепенно ослабевает. Самая стабильная система основана на взаимном интересе. Этому способствует сила убеждения и авторитет.

Основные ресурсы

В формировании власти особое место занимают ресурсы. Это источники, используемые для обеспечения влияния. Распределяются ресурсы неравномерно, поэтому обладание ими дает преимущества некоторым лицам. Использоваться они могут для поощрения, наказания, убеждения. В зависимости от сфер деятельности, их классифицируют на:

  • Экономические — материальные блага, необходимые для обеспечения определенного уровня жизни (деньги, продукты, полезные ископаемые).
  • Социальные — направлены на повышение статуса и являются следствием экономических (уровень медицинского обслуживания, образование, должность).
  • Информационно-развивающие — знания и интеллект, их доступность для широких масс (интернет, электронные технологии, библиотеки, институты).
  • Демографические — здоровое население, развитое в интеллектуальном плане, естественный прирост и отсутствие большого возрастного перепада.
  • Политические — слаженный механизм управления государством. Он основан на развитой политической культуре, наличии партий и аппарата.
  • Силовые — работают строго в правовом поле (полиция, судебная система, армия).
Читайте также:  Как запатентовать название своей компании

Результат дает только комплексное использование ресурсов, но самая универсальная единица, без которой происхождение власти и государства невозможно — это человек.

Типология власти

Существуют различные виды власти. Разделить ее можно по сфере влияния на коллективную и единоличную. Политологи в глобальном смысле различают неполитическую и политическую. Происхождение власти, в зависимости от формы общества, может быть демократическим, легитимным и противоположным по смыслу и содержанию, то есть незаконным.

Среди первого типа выделяется семейная власть, которая включает отношения между супругами, детьми и родителями. Этот вид подчинения самый древний.

В зависимости от исторического развития общества, выделить можно рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую власть.

Способ общественного управления

Политическая власть в переводе с греческого языка — это искусство управления, способность реализовывать определенные взгляды и при помощи влияния достигать установленных целей. Задачи могут быть общегосударственными и национальными.

Политическая власть имеет свои особенные признаки. Она распространяется на всех проживающих на территории всего государства. Группа лидеров действует исключительно в правовом поле и представляет народ. Еще одной особенностью является возможность делегирования полномочий по должностной лестнице как вверх, так и вниз.

Политологи разделяют ее на законодательную, исполнительную и судебную. Это строго ограничивает ее воздействие. По сфере влияния различают центральную, региональную и местную власть. Также одним из критериев является количество субъектов, осуществляющих руководство — монархическая власть или республиканская.

Основными функциями и задачами политического управления являются: организация жизни общества в рамках закона, взаимодействие населения с органами власти, контроль и обеспечение порядка.

Государственная власть вытекает из политической, которая является более широкой по смыслу и охватывает больше сфер человеческих отношений. Она публичная и суверенная.

Однако некоторые политологи выделяют политическую власть из государственной. Они считают, что государственная власть способна реализоваться только в том случае, если партия победит на выборах. Однако в развитых странах управление может быть сосредоточено в руках нескольких структур.

Источник

Органы власти в РФ: структура и полномочия

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Читайте также:  Где зарегистрировать свое дело

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Читайте также:  Продаю свой бизнес по общепиту

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Источник

Оцените статью