Кто создал компанию siemens

История компании «Сименс»

170 лет истории «Сименс»

Узнайте нашу историю

Компания

Каждый, кто изучает историю компании «Сименс», становится свидетелем удивительных преобразований. Присоединяйтесь к нам в захватывающем путешествии во времени.

Технологии

Вот уже на протяжении 170 лет деятельность компании «Сименс» строится на основе инновационных технологий и созданных на их базе бизнес-моделей. Узнайте больше.

Основатели

Узнайте больше об изобретателе и основателе компании Вернере фон Сименсе и других отцах-основателях «Сименс».

Исторический институт

Преодоление разрыва между прошлым, настоящим и будущим – это ежедневная работа Исторического института «Сименс».

Исторические темы

Важные исторические вехи компании «Сименс».

«Сименс» по прошествии 170 лет

Активное участие в формировании будущего всегда было целью каждого из руководителей компании, от Вернера фон Сименса до Джо Кэзера. За 170 лет целеустремленность превратила мастерскую из 10 человек, размещавшуюся по адресу Шёнебергерштрассе, 19 в Берлине, в огромную международную корпорацию.

Чем же «Сименс» отличается от множества других компаний? Ответ будет таким: компания «Сименс» всегда была инновационной, ориентированной на нужды заказчика и на качество, международной, ответственной, способной преодолевать кризисы и меняться. Благодаря этим чертам она оставалась сильной и уникальной как в хорошие, так и в тяжелые времена. Присоединяйтесь к нам и совершите увлекательное путешествие по истории нашей компании.

Страница «Настоящее невозможно без прошлого»

Источник

Основатели

Вернер фон Сименс (1816–1892)

Вернер фон Сименс был ответственным предпринимателем и дальновидным изобретателем, сыгравшим ключевую роль в развитии электротехнической промышленности. Сконструированный им стрелочный телеграф заложил фундамент для создания в 1847 г. «Телеграфно-строительной компании Сименс и Гальске» (Telegraphen-Bauanstalt von Siemens & Halske), которая вскоре превратилась в международное предприятие.

В 1866 г. Вернер фон Сименс открыл принцип динамо-машины, что стало, пожалуй, самым важным его достижением в области электротехники. Благодаря этому открытию появилась возможность использования электричества в качестве источника энергии. Кроме того, компания получила международное признание после успешного осуществления таких технически сложных и чрезвычайно рискованных проектов, как планирование и строительство Индо-Европейской телеграфной линии от Лондона до Калькутты и прокладка трансатлантического кабеля между Европой и США.

В 1888 г. в знак признания научных достижений Вернера фон Сименса и их пользы для общества кайзер Германии Фридрих III даровал ему дворянский титул.

Сами по себе идеи мало что значат. Ценность изобретения состоит в его практической реализации […]

Вернер фон Сименс: стратег и человек дела

Иоганн Георг Гальске (1814–1890)

Иоганн Георг Гальске и Вернер фон Сименс впервые встретились в начале 1847 г. Через несколько дней Сименс поручил этому опытному механику построить разработанный им стрелочный телеграф. Убежденный в перспективности изобретения, Гальске решил пойти на риск и объединить усилия с Сименсом для создания новой компании. Спустя несколько десятилетий «Телеграфно-строительная компания Сименс и Гальске» (Telegraphen-Bauanstalt von Siemens & Halske) стала процветающим электротехническим предприятием.

Однако именно предпринимательский успех и международное расширение компании стали причинами, по которым пути деловых партнеров разошлись в конце 1867 г. Чуждый деловому миру, переживающему быстрое промышленное развитие и механизацию, Гальске отошел от дел в возрасте чуть менее 54 лет. Став городским советником, он внес важный вклад в общественную жизнь Берлина, проявляя особый интерес к продвижению прикладного искусства.

Иоганн Георг Гальске до самой смерти оставался другом Вернера фон Сименса. Имя Гальске использовалось в названии компании до 1966 г., и лишь после создания концерна «Сименс АГ» от названия «Сименс и Гальске» отказались.

Гальске был трезвомыслящим, осторожным деловым человеком, и именно его я должен поблагодарить за хорошие результаты деятельности компании в первые годы.

Узнать больше (англ. язык)

Вильям Сименс (1823–1883)

Обосновавшийся в Англии Вильгельм Сименс, один из младших братьев Вернера фон Сименса (разница между ними составляла 7 лет), внес решающий вклад в выход компании на международные рынки. В 1850 г. Вильгельм стал агентом «Сименс и Гальске» в Лондоне, в 1858 г. под его руководством в Британии была создана отдельная дочерняя компания «Сименс, Гальске и Ко» (Siemens, Halske & Co.) для производства и прокладки подводных кабелей. После успешной прокладки кабелей в Средиземном море компания добилась прорыва на высококонкурентный британский рынок телеграфной связи.

Несмотря на свою разнообразную коммерческую деятельность, Вильгельм, получивший британское гражданство и сменивший имя на Вильям, считал себя в первую очередь ученым и инженером. В Англии его имя связано в основном с научными исследованиями и участием в академических обществах.

За несколько месяцев до своей смерти в ноябре 1883 г. Вильям Сименс был посвящен в рыцари королевой Англии Викторией.

Прочитать биографический очерк (англ. яз.)

Карл фон Сименс (1829-1906)

Главным образом благодаря энергии и таланту [Карла] деятельность в России столь быстро достигла такого масштаба.

Карл фон Сименс, еще один младший брат основателя компании Вернера фон Сименса, стал известен в основном своей коммерческой деятельностью в России. В 1853 г. он отправился в Санкт-Петербург для наблюдения за строительством российской телеграфной сети, на которое компания «Сименс и Гальске» получила контракт. Карл быстро зарекомендовал себя как решительный и умелый руководитель проекта. Под его управлением российский сегмент бизнеса в 1855 г. стал отдельным предприятием и важным компонентом поддержки материнской компании в Берлине.В 1869 г. Карл переехал в Англию, где более десяти лет помогал своему брату Вильяму в его работе. В начале 1880-х годов он вернулся в Санкт-Петербург и вдохнул новую жизнь в российское предприятие компании.

Читайте также:  Как распределить свои дела по дому

В начале 1890-х, после того как Вернер фон Сименс отошел от активного управления компанией, Карл фон Сименс стал во главе «Сименс и Гальске». В этом качестве он управлял преобразованием компании в акционерное предприятие и переходом руководства ко второму поколению предпринимателей.

В 1895 г. царь Николай II пожаловал Карлу фон Сименсу дворянский титул за его службу России.

Зигмунд Шуккерт (1846–1895)

Зигмунд Шуккерт, 1884 г.

Конструктор-механик и инженер телеграфной связи Зигмунд Шуккерт основал в 1873 г. небольшую мастерскую по ремонту динамометров и измерительного оборудования. Успешная реализация различных проектов электрификации позволила компании быстро расшириться. Ее производственная программа включала дуговые лампы, распределительные устройства, измерительные приборы, вспомогательное осветительное оборудование, оснащение электрических железных дорог, а затем – главным образом прожектора.

Когда в 1893 г. Шуккерт по состоянию здоровья ушел из компании, преобразование некоммерческого партнерства в «Акционерную электротехническую компанию» (Elektrizitäts-Aktiengesellschaft, EAG), ранее «Шуккерт и Ко» (Schuckert & Co), стало неизбежным в связи с растущей потребностью в капиталовложениях. В 1903 г. произошло слияние EAG и энергетической компании «Сименс и Гальске» и появилось предприятие «Заводы Сименс-Шуккерт» (Siemens-Schuckertwerke).

Как и Вернер фон Сименс, Зигмунд Шуккерт с готовностью внедрял в своей компании перспективные социальные мероприятия, такие как медицинское страхование и пенсионные выплаты.

Прочитать биографический очерк (нем. яз.)

Эрвин Мориц Райнигер (1854–1909)

В 1877 г. Эрвин Мориц Райнигер, инженер-механик из университета в Эрлангене, открыл в этом немецком городе мастерскую по производству высокоточного механического и электротехнического оборудования. В 1886 г. он совместно со своими бывшими поставщиками Максом Юлиусом Геббертом и Карлом Шаллем основал компанию «Райнигер, Гебберт и Шалль» (Reiniger, Gebbert & Schall, RGS), которая до середины 90-х годов XIX века изготавливала медицинское измерительное оборудование, а затем, после открытия в 1895 г. рентгеновских лучей, – в основном рентгеновские трубки.

RGS, преобразованная в 1907 г. в акционерную компанию, впоследствии стала крупной корпорацией. В 1925 г. компания «Сименс и Гальске» приобрела контрольный пакет акций предприятия в Эрлангене. Через семь лет произошло слияние направлений по производству медицинской техники «Сименс и Гальске» и RGS и была образована компания «Сименс-Райнигер-Верке АГ» (Siemens-Reiniger-Werke AG), вскоре ставшая крупнейшим специалистом на мировом рынке электромедицинского оборудования.

Оставив компанию в 1895 г., Эрвин Мориц Райнигер начал деятельность с чистого листа, приобретя обанкротившуюся фабрику по производству ламп накаливания в Мюнхене, Германия. Эта затея не принесла успеха, и после того как попытка создания предприятия по производству высокоточных электрических приборов также потерпела крах, Райнигер отошел от дел.

Источник

Вернер Сименс — основатель европейской электроиндустрии

Название «Сименс» мелькает перед нами на электробытовых приборах высокого качества, медицинском оборудовании и скоростных электропоездах. При этом начинала знаменитая немецкая компания с прокладки первых европейских телеграфных сетей, а ее создатель мечтал о научной работе.

Жизненный путь Вернера Сименса (Werner Siemens) (рис. 1) на первый взгляд не богат событиями [1–3]. Он родился 13 декабря 1816 г. в Германии вблизи Ганновера в семье образованного сельского арендатора, имевшего 14 детей, только 10 из которых дожили до юности. Вернер был старшим среди них, но два его младших брата — Вильгельм (Wilhelm) и Карл (Karl) — также стали знаменитыми.

Получив начальное домашнее образование и окончив гимназию в Любеке, Сименс по настоянию отца поступил в Артиллерийскую академию в Берлине, куда он добрался пешком, пройдя около 200 км. В чине лейтенанта прусской армии (рис. 2) он проходил военную службу в артиллерийских мастерских, а во время датско-прусской войны отличился минированием Кильской гавани с использованием электрических запалов. Впоследствии интерес к электричеству привел его в научные общества.

Там он и познакомился с мастером Иоганном Гальске (Johann Halske), вместе с которым основал в 1847 г. телеграфную мастерскую Siemens&Halske, превратившуюся со временем во всемирно известную электротехническую компанию, бессменным руководителем которой он и оставался вплоть до своей кончины. В то же время Вернер Сименс был одаренной и разносторонней личностью и прославился не только как знаменитый предприниматель и общественный деятель, но и, прежде всего, как выдающийся изобретатель и ученый.

Изобретатель и ученый

К изобретательству Вернера подтолкнула не только любовь к науке, но и смерть родителей в 1849 г., в результате чего на него легло бремя забот о младших братьях [1–3]. Казалось, изобретения могли стать источником дохода. И действительно, его первое решение для электрохимического золочения было продано одному английскому предпринимателю за баснословную по тем временам цену в 1500 фунтов. Сименс изобрел его в 1842 г., когда проводил химические опыты, находясь в крепости под арестом за участие в дуэли в качестве секунданта, что было тогда для офицеров обычным делом. Однако другие изобретения, в том числе регулятор паровой машины, пресс для печати, использование искры для измерения скорости полета снаряда, не были столь финансово успешными. И тогда Сименс понял, что в условиях нарождающейся немецкой промышленности надежный фундамент для занятия наукой можно создать, только организовав производство. Он решил попробовать заменить действовавший в ту пору оптический телеграф электрическим.

Наиболее известным тогда был телеграф Павла Львовича Шиллинга (1832 г.), улучшенный в 1837 г. английским физиком Чарльзом Уитстоном (Charles Wheatstone). В 1847 г. Сименс создал свой вариант (рис. 3) с двумя проводами между идентичными передающим и приемным аппаратами [1, 4]. При включении аппаратов их стрелки (1) начинали синхронно перемещаться по буквенному циферблату (2) с помощью специального электромагнита с прерывателем, подобным электрическому звонку. При нажатии на кнопку (3) цепь электромагнита разрывалась и стрелки обоих аппаратов останавливались на требуемой букве. Гальванометр (4) служил для контроля. Этот аппарат был модернизирован в 1856 г. путем замены гальванического элемента встроенным генератором [5]. Позднее стали использоваться телеграфные аппараты Морзе, усовершенствованные Сименсом.

Читайте также:  Открыть свое дело приют

Другими его важнейшими изобретениями в телеграфии были: технология и оборудование для защиты проводов гуттаперчей, а также свинцовой и стальной оболочками (бронированный кабель), фарфоровый изолятор для воздушных линий, способы контроля кабелей, методы прокладки морских кабелей и нахождения неисправностей линий, а также автоматическая дальняя передача с использованием перфоленты и поляризованного реле в качестве ретранслятора. В первой воздушной телеграфной линии Морзе (1844 г.) в качестве изоляторов были, как известно, горлышки от бутылок. Однако для дальних линий, особенно в суровых условиях России, Сименс разработал специальную конструкцию (рис. 4), имевшую укрепленный на столбе металлический кожух (1) с фарфоровым изолятором (2) и крюком (3), на который подвешивался провод (4). Важной частью изолятора была юбка снизу, которая внутри оставалась сухой в любую погоду, что и обеспечивало малый ток утечки.

Опыты Сименса привлекли внимание начальника прусского телеграфа, в результате чего он был назначен в комиссию Генштаба по устроению электрического телеграфа. Это способствовало получению мастерской Siemens&Halske государственного подряда на первую в Европе телеграфную линию Берлин — Франкфурт длиной 546 км. Впечатляющий успех этого предприятия привел к созданию общегерманской телеграфной сети, а Сименсу было предложено занять пост ее начальника. Однако он от этого предложения отказался и в том же году оставил военную службу для выполнения массовых заказов на телеграфные линии.

Для наземных линий, укладываемых в железнодорожную насыпь, Сименс предлагал использовать бронированный кабель, опасаясь повреждений грызунами и железнодорожными ремонтниками. Однако ввиду экономии правительство ограничилось гуттаперчевой изоляцией, что привело к массовым отказам линий, в которых была обвинена компания Siemens&Halske. C 1851 г. она надолго потеряла госзаказы и вынуждена была осваивать другую разработанную Сименсом продукцию: медицинские приборы, счетчики воды и приборы железнодорожной сигнализации. Стремясь избежать краха, Сименс в 1852 г. направляется в Санкт-Петербург, где и добивается крупных заказов на строительство телеграфных линий в России, включая линию на Севастополь (1855 г.) в связи с Крымской войной.

Особую славу компании принесла самая протяженная прямая линия Лондон — Калькутта в 11 тыс. км (1870 г.). Благодаря автоматической передаче была достигнута невиданная скорость прохождения телеграммы — всего за час вместо обычной недели через местные линии, где ручная ретрансляция была причиной полного искажения текста. Затем с помощью первого судна-кабелеукладчика «Фарадей» было проложено шесть линий через Атлантический океан. При этом все свои разработки Сименс делал на основе собственных исследований, вылившихся, в частности, в кабельную теорию, опубликованную в 1857 г.

Стремление найти замену дорогим и неудобным в работе гальваническим элементам, непременной принадлежности телеграфа, вывело Сименса после 1856 г. в совершенно новую сферу деятельности сильных токов (электроэнергетику) [3, 6]. Начал он с улучшения генераторов, где заменил применяемые ранее якоря Якоби и Девенпорта в виде радиально или аксиально расположенных катушек на так называемый двойной Т-образный якорь [5, 6]. В нем обмотка впервые укладывалась в продольные пазы ротора. В 1873 г. механик, а впоследствии и главный инженер компании Siemens&Halske, Фридрих Хефнер-Альтенек (Friedrich Hefner-Alteneck), предложил использовать в генераторах барабанный якорь, который до сих пор остается непременным атрибутом любой электрической машины с обмоткой на роторе [1, 5, 6].

В год 50-летнего юбилея Сименса его важнейшим изобретением стала динамомашина, история появления которой изложена в статье [7] . Несмотря на то, что первые мысли о ее самовозбуждении были высказаны еще Хиортом (S?ren Hjorth) и Йедликом (?nyos Jedlik), именно Сименсу принадлежит заслуга промышленной конструкции и массового производства генераторов без постоянных магнитов. Его идея была весьма проста (рис. 5). Обмотка возбуждения В включается последовательно с обмоткой якоря Я в цепь нагрузки Н . Таким образом, магнитный поток возбуждения создается самим током нагрузки.

Сименсом также был разработан коллекторный двигатель переменного тока, подобный двигателю постоянного тока с последовательным возбуждением. Его схема аналогична представленной на рис. 5, если заменить нагрузку Н источником (сетью) переменного тока. В этом случае при изменении полярности питающего напряжения знаки магнитного потока возбуждения и тока якоря меняются одновременно, что сохраняет постоянство вращающего момента. Такие двигатели до сих пор применяются в пылесосах, полотерах, фенах и другом бытовом электрооборудовании [6, 8].

Получив дешевый и надежный электромеханический источник энергии, Сименс быстро осознал возможность его применения в разных сферах человеческой деятельности. Начал он с применения дуговых ламп для уличного освещения в Берлине. Однако в 1881 г., после посещения электротехнической выставки в Париже и личного знакомства с Эдисоном (Thomas Alva Edison) и его системой освещения, он стал горячим сторонником ламп накаливания. Он первым в Европе начал производство таких ламп и поддержал создание в Германии филиала компании Эдисона, превратившейся позднее в компанию AEG [3]. В период до 1882 г. Сименс, по просьбе министерства горного дела, создал первые в мире электродуговую печь, электрическую железную дорогу, шахтный вентилятор и электроподъемник, предшественника пассажирских лифтов. В 1879 г. на Берлинской выставке был показан публике первый электропоезд (рис. 6). Его питание подавалось по третьему рельсу, что исключало применение высокого напряжения, необходимого для тягового двигателя большой мощности.

Читайте также:  Свою литературную деятельность тургенев начал как

Поэтому трамвай, например, стал популярным только после того, как американский изобретатель Фрэнк Спрэйг (Frank Sprague), бывший сотрудник Эдисона, разработал в 1887 г. токоприемник для подвесного контактного провода. В России первый трамвай был пущен в 1892 г. в Киеве компанией Siemens&Halske [6].

Предприниматель и общественный деятель

Для Сименса главной причиной создания собственной компании была забота о младших братьях, оставшихся на его попечении после смерти родителей. Он и потом всегда заботился о благосостоянии потомков и родственников, а вслед за выходом Гальске из руководства компании Siemens&Halske в 1867 г. она превратилась в чисто семейное предприятие. Однако имя Гальске оставалось в ее названии вплоть до 1966 г., когда она преобразовалась в концерн Siemens AG. После отхода Вернера Сименса от дел в 1890 г. руководство принял на себя его брат Карл, начавший акционирование компании, а затем ее возглавляли другие члены семейства Сименсов. Упорное неприятие Вернером Сименсом формы акционерного общества вытекало из убеждения, что целью таких обществ является извлечение прибыли, тогда как ему производство предоставляло прежде всего средства для исследований и новых открытий. В своих воспоминаниях Сименс отмечал: «Интересы мои всегда были на стороне чистой науки, в то время как труды и достижения большей частью относились к практической технике» [1].

Компания Siemens&Halske начала превращаться в транснациональную после 1851 г. из-за прекращения госзаказов в Германии. В результате были созданы успешные филиалы в России и Англии под руководством соответственно братьев Карла и Вильгельма, которые в этих странах натурализовались, освоили язык, женились и были возведены в дворянство. Удачным было также отделение в Вене, однако попытки обосноваться во Франции, Бельгии и в США успехом не увенчались. Интересно отметить, что в налаживании бизнеса за границей Сименс делал ставку на личные контакты с влиятельными лицами, прибегая при необходимости к щедрым подаркам [3].

Сименс одним из первых понял целесообразность заботы о благосостоянии работников, особенно их участия в распределении доходов. Он писал в 1868 г: «Если бы я не отдал своим верным помощникам причитающуюся им часть прибыли, то заработанные деньги жгли бы мне руки, как раскаленное железо» [2]. Им были учреждены премиальный фонд и пенсионная касса, приглашен фабричный врач, рабочий день сокращен до 8,5 часа, и поэтому заводы Сименса не страдали от стачек. К концу 1880-х гг. на всех его предприятиях было уже более 4500 работников.

Сименс с юности придерживался либеральных взглядов, однако одобрял политику Бисмарка по объединению Германии, был одним из основателей прогрессивной партии, избирался в парламент, защищая интересы промышленности — в частности, разрабатывал закон о патентах, служил членом патентного ведомства. Считая развитие технических наук делом государственной важности, он в 1887 г. основал исследовательский Физико-технический институт под руководством знаменитого физика Гельм­гольца (Hermann Ludwig Ferdinand von Helmholtz), по примеру которого впоследствии создавались подобные учреждения в других странах, в том числе в СССР. По инициативе Сименса также было организовано немецкое электротехническое общество, да и сам термин «электротехника» был предложен именно им [1, 3]. Он подготовил план Немецкого технического музея, который был создан в Мюнхене в 1925 г. Был меценатом в области науки. Выделил средства на создание Института флоры и фауны, выкупил и передал Берлинскому музею естествознания окаменелость древней ископаемой птицы, названной Археоптерикс Сименса.

Заслуги Сименса получили широкое признание [1, 2]. Государственная служба принесла ему чин тайного советника и наследуемое дворянское звание, после чего он стал именоваться Вернер фон Сименс. Однако гораздо выше он ценил научные звания члена Прусской и Петербургской академий наук и почетного доктора Берлинского и Гейдельбергского университетов. В его честь единица электрической проводимости названа 1 сименс, что отражает его заслуги по введению первого ртутного эталона электрического сопротивления. Умер он очень богатым человеком. Однако самым большим памятником Сименсу остается созданная им компания Siemens — в настоящее время вторая после General Electric электротехническая компания мира, на которую работает 405 тыс. человек в 190 странах. В 2000 г. полупроводниковое производство Siemens выделилось в компанию Infineon Technologies — сейчас это крупнейший производитель электронных компонентов.

В России деятельность компании начиналась в Санкт-Петербурге, где были открыты электротехническая фабрика (1855 г.), ныне завод «Электросила», и кабельная фабрика (1863 г.), ныне — «Севкабель». Руководитель петербургской компании Карл Сименс за содействие российской науке был избран почетным инженером-электриком [9]. Однако во время революции все имущество Сименсов было национализировано, и деятельность компании в России возобновилась лишь в 1971 г. В 2002 г. на кафедре систем автоматического управления ЛЭТИ компанией Infineon Technologies была основана лаборатория микроконтроллеров, а компанией Siemens в 2006 г. — современная лаборатория электропривода.

  • Чумаков В. Вернер фон Сименс. Личные воспоминания. Как изобретения создают бизнес .
  • Вейхер З. Великие промышленники // Вейхер З. Вернер фон Сименс; Шрёдер Э. Крупп. Ростов н/Д: Феникс. 1998.
  • Feldenkirchen W. Werner von Siemens. Inventor and International Entrepreneur. Ohio State Univ. Press. 1994.
  • Siemens history .
  • The invention of the electric motor 1856-1893 .
  • Белькинд Л. Д. и др. История энергетической техники. М.-Л.: Госэнергоиздат. 1960.
  • Микеров А. Г. Первые электрогенераторы и принцип динамо . Control Engineering Россия. 2016. № 3 (63).
  • Штёлтинг Г., Байсее А. Электрические микромашины. М.: Энергоатомиздат. 1991.
  • Карл Сименс в истории ЛЭТИ .

Источник

Оцените статью