NVIDIA — история бренда
NVIDIA Corporation — американская технологическая компания, разработчик графических процессоров и систем-на-чипе (SoC).
В апреле 1993 года трое друзей Дженсен Хуанг, Крис Малаховски и Кёртис Прэм, во время обеда в ресторане Denny’s в Сан-Хосе (Калифорния), приняли решение о создании компании NVIDIA. Крис Малаховски и Кёртис Прэм работали инженерами в Sun Microsystems, Дженсен Хуанг занимал одну из руководящих должностей в компании-производителе интегральных схем LSI Logic. Они поняли, что следующий прорыв в компьютерной индустрии будет связан с аппаратным ускорением вычислений, слишком тяжёлых для процессоров общего назначения. В то время компьютерные игры с трехмерной графикой стремительно набирали популярность, что сулило производителям видеокарт большие прибыли.
Первоначальные вложения в новую компанию составили 40 тысяч долларов. Дженсен Хуанг занял пост президента и главного исполнительного директора (СЕО), Крис Малаховски — пост вице-президента по разработке, а Кёртис Прэм — главного технического директора. Определиться с названием у партнеров получилось только накануне регистрации компании. Компанию решили назвать производным от латинского слова invidia (зависть).
У NVIDIA не было собственных производственных мощностей для создания полупроводниковых пластин и микросхем, в компании занимались только проектированием и маркетингом продуктов. На то чтобы найти партнера, который мог произвести микропроцессор по технологическому процессу 500 нанометров, у NVIDIA ушел почти год. Таким партнером стала компания SGS-Thomson Microelectronics, предоставивший компании мощности фабрики под Греноблем во Франции.
В мае 1995 года был представлен первый продукт под брендом NVIDIA — мультимедийная карта NV1, которая объединила в себе блок обработки 2D-графики, ускоритель 3D-графики, звуковую карту и порт для игрового контроллера, совместимого с приставкой Sega Saturn. Часть игр для Sega Saturn была портирована на ПК для запуска на NV1. Мультимедийная карта NV1 также выходила под марками Diamond Multimedia и SGS-Thomson.
Компания потратила почти все деньги из первого раунда инвестиций (10 миллионов долларов) на запуск NV1, но карта не имела большого успеха из-за принципиальной несовместимости с вышедшим вскоре API DirectX от Microsoft. NVIDIA сократила половину сотрудников, а затем отказалась от разработки новой версии мультимедийной карты NV2 для Sega Dreamcast и сосредоточилась на разработке комплектующих для ПК.
В первой половине 1997 года NVIDIA представила графический процессор NV3, который получил название RIVA 128. Этот продукт стал очень популярным. Он поддерживал Direct3D, имел высокую производительность и стоил дешевле основного конкурента в лице Voodoo Graphics от 3dfx Interactive.
В марте 1998 года вышла новая карта NV4 — RIVA TNT, ставшая еще более популярной. Успех RIVA 128 и RIVA TNT закрепил за компанией NVIDIA место одного из ключевых игроков рынка ускорителей графики. В 1998 году карта RIVA TNT получила награду «Выбор редакции» издания PC Magazine.
В начале 1998 года компания NVIDIA собиралась провести размещение акций на бирже. Однако череда исков от конкурентов о нарушении патентов вынудила компанию перенести выход на биржу.
1998 финансовый год NVIDIA закончила с выручкой в 158,2 миллиона долларов, чистая прибыл составила 4,1 миллиона долларов.
В январе 1999 года NVIDIA провела первичное публичное предложение своих акций на бирже NASDAQ. На торги были выставлены 3,5 миллиона акций по стартовой цене 12 долларов, которая к концу дня выросла до 19,69 долларов. Размещение принесло NVIDIA 42 миллиона долларов, а её рыночная капитализация достигла 626 миллионов долларов.
В 1999 году NVIDIA выпустила графический ускоритель RIVA TNT2 (NV5), усовершенствованную версию RIVA TNT, вплотную подступив к позициям своего главного конкурента — компании 3dfx. В этом жу году состоялся релиз графического процессора GeForce 256, который обеспечил значительный скачок производительности в системах со слабыми центральными процессорами.
В это же время NVIDIA начало патентное разбирательство с компанией S3. Оно закончилось соглашением о кросс-лицензировании патентных портфолио и переходом 50 инженеров из S3 в NVIDIA.
В 2001—2002 годах NVIDIA ввязалась в патентный спор с компанией 3dfx, в ходе которого последняя не выдержала конкуренции и обанкротилась. За 70 миллионов долларов NVIDIA выкупила активы 3dfx, связанные с производством графических карт, включая патенты, торговые марки и товарные запасы.
К началу 2000 годов большинство производителей решений для ускорения графики вышли из бизнеса, и на рынке остались два основных игрока — компании NVIDIA и ATI.
В 2000—2003 годах NVIDIA выступала поставщиком графических чипов для Xbox, а после решения Microsoft снизить себестоимость консоли её место заняла ATI. В свою очередь, NVIDIA подписала с Sony контракт на поставки графических процессоров для PlayStation 3, а затем стала поставщиком дискретной графики для настольных компьютеров Apple.
В октябре 2006 года компании Advanced Micro Devices (AMD) приобрела компанию ATI за 5,4 миллиарда долларов. Это положило конец сотрудничеству ATI и компании Intel. После этого интегрированные и дискретные графические ускорители для Intel начали поставляться компанией NVIDIA, а рыночная доля AMD/ATI заметно сократилась.
В этом же году NVIDIA первой представила унифицированную шейдерную архитектуру графического процессора для ПК.
В 2007 году NVIDIA представила программно-аппаратную архитектуру параллельных вычислений CUDA, которая упростила использование графических процессоров для вычислений общего назначения и легла в основу специализированных продуктов NVIDIA — физического движка PhysX и графического движка для визуализации методом трассировки лучей OptiX.
2007 году Forbes назвал NVIDIA компанией года.
5 января 2007 года Nvidia объявила, что завершила сделку по приобретению компании PortalPlayer Inc.
В феврале 2008 года Nvidia приобрела компанию Ageia, разработчика физического движка PhysX и модуля обработки физических данных. Nvidia объявила, что планирует интегрировать технологию PhysX в свои будущие графические продукты.
10 января 2011 года Nvidia подписала шестилетнее соглашение о кросс-лицензировании на сумму 1,5 млрд долларов с Intel, положив конец всем судебным разбирательствам между двумя компаниями.
В ноябре 2011 года Nvidia выпустила систему на чипе Tegra 3 ARM для мобильных устройств.
В мае 2011 года было объявлено, что Nvidia согласилась приобрести Icera, британскую компанию по производству чипов, за 367 миллионов долларов.
В январе 2013 года Nvidia представила Tegra 4, четвёртое поколение системы на кристалле семейства NVIDIA Tegra для коммуникаторов, планшетов, смартбуков, игровых консолей и других устройств, а также Nvidia Shield, портативную игровую консоль на базе Android.
29 июля 2013 года Nvidia объявила, что приобрела компанию PGI у STMicroelectronics.
6 мая 2016 года компания Nvidia представила первые графические процессоры серии GeForce 10, GTX 1080 и 1070, основанные на новой микроархитектуре Pascal.
В июле 2016 года Nvidia согласилась урегулировать иск о ложной рекламе в отношении своей модели GTX 970, поскольку модели не смогли использовать все установленные в них 4 ГБ ОЗУ из-за ограничений, вызванных особенностями конструкции.
В мае 2017 года Nvidia объявила о партнерстве с Toyota Motor Corp. Toyota будет использовать платформу искусственного интеллекта Nvidia серии Drive PX для своих автономных автомобилей.
В июле 2017 года Nvidia и китайский поисковый гигант Baidu, Inc. объявили о широкомасштабном партнерстве в области Искусственного Интеллекта, которое включает в себя облачные вычисления, автономное вождение, потребительские устройства и инфраструктуру ИИ Baidu с открытым исходным кодом PaddlePaddle. Baidu объявил, что платформа Drive PX 2 AI от Nvidia станет основой его платформы для автономных автомобилей.
7 декабря 2017 года NVIDIA представила видеокарту NVIDIA TITAN V.
В 2018 году Google объявил, что графические карты Nvidia Tesla P4 будут задействованы в работе искусственного интеллекта сервиса Google Cloud.
Источник
NVIDIA – компания с удивительной историей
Елена Самойлова (автор) |
Одна из самых известных рядовому геймеру и простому пользователю персональных компьютеров компания Nvidia берет свое начало в 1993 году. Уже к 1998 году компании удалось пробиться в лидеры рынка с помощью своего первого проекта. И это удивительно, ведь главные конкуренты Nvidia — компании Intel и ATI, действовали на рынке уже более десяти лет. Сегодня компания Nvidia известна, в первую очередь, как поставщик видеокарт и процессоров, однако деятельность американской фирмы этим не ограничивается. История этой американской фирмы удивительна хотя бы потому, что успех пришел к студии далеко не сразу, а первые годы развития и вовсе прошли достаточно тяжело. Однако холодные головы руководства компании все же смогли вывести Nvidia в мировые лидеры своей сферы.
Тяжелый старт
Конечно, основание компании Nvidia — дань технологической моде. 1993 год – разгар борьбы Apple и Microsoft, начало акций по интегрированию персональных настольных компьютеров в каждый дом. Так что создание комплектующих для этих компьютеров вполне могло выгореть, а потому создатель компании Дженсен Хуанг и принял решение начать этот бизнес. Разработка первого чипа длилась два года, итогом которых стала плата NV-1. Карта была встроенной в игровую консоль Sega Saturn и выдавала очень недурные показатели. Особенно разработчикам понравилась удобная архитектура данной платы, благодаря которой игры портировались как с персональных компьютеров на Sega Saturn, так и обратно. Однако вышла NV-1 крайне не вовремя. Буквально тут же на рынке появилась технология DirectX с гораздо более навороченной технологией обработки полигонов, из – за чего NV – 1 хоть и взяла бодрый старт, но уступила, если рассматривать всю дистанцию.
Выход DirectX способствовал не только неудаче NV-1, но и полному провалу NV – 2, ведь изначально Sega собирались интегрировать плату от Nvidia и в свою будущую консоль – Sega Dreamcast. Однако выход новой технологии обработки полигонов заставил Sega изменить свои планы и заменить NV – 2 на более совершенный PowerVR, что предопределило судьбу новой платы от NVIDIA — NV2 попросту не увидела свет. Изменились и планы Nvidia. Будучи не в силах бороться с модными тенденциями, инженеры американской студии в следующей своей плате NV – 3 тоже переходят к технологии полигонального рендеринга, выпуская NV-3 под аббревиатурой RIVA (Real-time Interactive Video and Animation accelerator). С этого момента и начинается золотой век Nvidia — RIVA стала очень популярной видеокартой благодаря своей невысокой цене и потрясающей на тот момент производительности, а продажи RIVA в итоге вывели Nvidia в лидеры мирового рынка.
И потрясающее продолжение
Следующие несколько лет компания Nvidia живет, как в сказке. В 1998 году выпускается Riva TNT, первая в мире скоростная 3D-видеокарта, получившая огромную популярность и выдающиеся продажи. После этого Riva TNT была доработана в вышедшей годом позже RIVA TNT 2 и NV6. В итоге, именно серия Riva вывела NVIDIA в лидеры рынка и заставила всерьез считаться с собой конкурентов. Однако настоящим прорывом для студии была первая видеокарта, выпущенная под названием GeForce. Помимо того, что видеокарта GeForce 256 впервые начала поддержку GPU (графического процессора), были и нововведения, заметные не только технически подкованным специалистам. Так, например, появилась поддержка трансформации и освещения. Наиболее наглядно это было показано в игре Unreal Tournament. Суть технологии заключалась в том, что большинство сложных вычислений ложилось на видеокарту, и, поскольку процессоры в то время еще не были достаточно мощны, производительность повышалась в несколько раз, даже при условии наличия самых лучших процессоров в вашем компьютере. Дальнейшая же судьба GeForce связана с известнейшей борьбой против видеокарт Radeon, которая продолжается до сих пор. Из действительно серьезных прорывов в этой сфере можно назвать только технологию SLI, позволившую создавать полноценное изображение с помощью нескольких видеокарт. В остальном же видеокарты и их технологии улучшались постепенно, в постоянной конкуренции с Radeon. Были взлеты, были падения. Однако эта история уже не так интересна. Так что самое время переключиться на прочие заслуги Nvidia.
Nvidia в индустрии
Так, например, Nvidia — создатели нашумевшего компьютера Tesla, содержащего 960 ядер. О производительности данной «машины» можно и не упоминать. Сами понимаете, как она велика. На данный момент подобные компьютеры стоят в метеоцентрах и NASA. Именно проект Tesla считается пиковой точкой развития Nvidia и ее самым лучшим изобретением. Кроме того, был в Nvidia и еще один прекрасный консольный опыт. Многие знают, что в 2001 году свет увидела приставка Xbox, но немногие, что за графику там отвечала плата от Nvidia под названием NV2A. Стоит сказать, что для своего времени Xbox был передовой консолью и игры на нем не сильно уступали играм для персонального компьютера в вопросах красоты и изящности.
Как видите, история Nvidia интересна и многогранна. В этой статье удалось пройтись лишь «по верхушкам», рассказав основные вехи этой замечательной компании и предоставив вам информацию о замечательном бренде.
Источник
Краткая история компании NVIDIA в видеокартах GeForce серий GT, GTX и RTX
Краткая история компании NVIDIA в видеокартах GeForce серий GT, GTX и RTX
реклама
NVIDIA Corporation — американская технологическая компания, разработчик графических процессоров и систем-на-чипе (SoC). Разработки NVIDIA получили распространение в индустрии видеоигр, сфере профессиональной визуализации, области высокопроизводительных вычислений и автомобильной промышленности, где бортовые компьютеры NVIDIA используются в качестве основы для беспилотных автомобилей. Важным приоритетом для компании также является рынок искусственного интеллекта (ИИ).
Компания была основана в 1993 году. На III квартал 2018 года NVIDIA была крупнейшим в мире производителем PC-совместимой дискретной графики с долей 74,3% (статистика включает все графические процессоры, доступные для прямой покупки конечными пользователями — GeForce, Quadro и ускорители вычислений на базе GPU Tesla). По состоянию на январь 2018 года численность сотрудников превышала 11,5 тысяч человек. Штаб-квартира компании находится в городе Санта-Клара, штат Калифорния (США).
Желаю всем приятного просмотра!
реклама
Ещё больше интересного материала, качественного косплея и превосходных артов вы сможете найти здесь!
NV 1. Первый графический 3D-ускоритель от NVIDIA, выпущен в 1995 году.
реклама
Примечательная особенность данной карты состоит как в необычном подходе с 3D-рендерингом, когда использовались Quadratic Texture Maps, вместо привычных нынче полигонов, так и в наличии микросхемы, отвечавшей за обработку звука.
Riva 128/128ZX. В 1997 году компанией был выпущен второй графический чип, основанный на 350-нм техпроцессе, сыскавший звание «народного».
реклама
Название RIVA является акронимом Real-time Interactive Video and Animation, а цифра 128 указывает на разрядность шины. Главной «фишкой» GPU является технология рендеринга, основанной на квадратическом маппинге текстур, который не поддерживался в Direct3D.
В 1998 году была выпущена Riva TNT — комбинированный 2D/3D ускоритель
Суффикс TNT означал, что чип способен работать с двумя текселями одновременно, а TNT сокращение от TwiN Texel. Для справки: Тексель это минимальная единица текстуры 3D объекта, а пиксель наименьшая единица текстуры 2D объекта.
Riva TNT2
В начале 1999 года компания NVIDIA начала производство графического процессора пятого поколения.
Riva TNT2 была доработанным вариантом TNT: добавлена поддержка AGP интерфейса, техпроцесс уменьшился до 250-нм, а частота чипа выросла с 90 до 150 мегагерц.
GeForce 256
Всё в том же 1999 году появился первый GPU из линейки GeForce.
Название GeForce появилось в результате конкурса, который проводился компанией. Главной фишкой GeForce 256 являлось наличие встроенного геометрического процессора, а также появился аппаратный блок трансформации и освещения (T&L). Кроме того именно с GeForce 256 началось использование самой быстрой на тот момент памяти DDR.
GeForce 2
В 2000 году на свет появился новый графический процессор, ядро которого было самым совершенным и производительным на то время.
Всего на базе GeForce 2 появилось более десятка модификаций, отличавшихся друг от друга разными частотами и шириной шины памяти. Именно в линейке GeForce 2 появились первые вариации для старшего модельного ряда, обозначенные суффиксом Ti — Titanium. Основу бюджетной линейки составляли карты с приставкой MX. К слову, в основу первого чипсета для материнских плат nForce легли именно GeForce 2 MX.
Следуя своему 6-месячному циклу, уже в 2001 году, компанией было представлено новое поколение графических процессоров — GeForce 3.
Следует отметить, что в отличие от GeForce 2, у GeForce 3 не было GPU начального уровня, все вариации обладали высокими на тот момент частотами, 256-битной шириной шины памяти, а также 128 битной DDR памятью. Тогда же появился шейдерный движок nfiniteFX.
GeForce 4
В 2002 году появилось четвертое поколение видеокарт GeForce, под этим именем выпускалось две линейки карт, Ti – высокопроизводительные, и бюджетные с приставкой MX.
И если старшая линейка GF4 продолжала развивать архитектуру GeForce 3, то бюджетная линейка ограничилась архитектурой GeForce 2. Ядро бюджетной модели GeForce 4 MX легло в основу чипсета nForce 2.
GeForce FX. Пятое поколение процессоров GeForce появилось в 2003 году.
Приставке FX карты обязаны новой версии шейдеров Shader Model 2.0, на тот момент продвигавшими графику на новый кинематографический уровень.
GeForce 6. В 2004 году появилось шестое поколение микропроцессоров от компании NVIDIA.
Примечательной особенностью GeForce 6 являлась обработка видео PureVideo, наличие технологии SLI, а также поддержка Shader Model 3.0.
GeForce 7
Седьмое поколение графических процессоров NVIDIA появилось в 2005 году.
Линейка GeForce 7 не привнесла каких-либо революционных нововведений, однако вполне успешно продолжила развивать заложенные технологии в GeForce 6. Например, за счет изменений в поточно-конвейерной архитектуре удалось добиться повышения производительности в полтора раза, при том же количестве потоковых конвейеров.
GeForce 8
В 2006 году состоялся выпуск восьмой серии графических акселераторов GeForce.
Эта серия имела унифицированную шейдерную архитектуру, благодаря которой изменилось представление о специализированном графическом конвейере. Например, унифицированные процессоры могли проводить как геометрические, так и пиксельные, вершинные и даже физические рассчеты. Также GeForce 8 дал свет программно-аппаратной архитектуре параллельных вычислений, которая называется CUDA (Compute Unified Device Architecture).
В 2008 году появилось девятое поколение графических процессоров GeForce 9.
Новый графический чип использовал доработанную архитектуру Tesla, заложенную в предыдущей модели карт GeForce 8. Следует отметить, что эта архитектура послужила базой для карт серий: GeForce 8, GeForce 9, GeForce 100, GeForce 200 и даже GeForce 300, настолько успешной на тот момент оказалась Tesla. Относительно GeForce 9 примечательной особенностью было очередное уменьшение техпроцесса до 65нм, а позднее и до 55нм, что положительно сказалось на габаритах печатных плат, а также на энергоэффективности конечного решения.
GeForce 100
В 2009 году появилось десятое поколение графических процессоров семейства GeForce.
Самой младшей в линейке являлись карты сотой серии, о которых мало кто слышал у нас, по причине нацеленности карт на ОЕМ-рынок. Относительно технических характеристик, то G150 были урезаны вдвое относительно GTX9800, GT130 были немногим лучше GeForce 9600GSO, а G100 являлась картой начального уровня и уступала в возможностях GT9400.
GeForce 200
Всё в том же 2009 году на рынке появилось логическое продолжение карт 9 серии в лице GeForce 200.
Первыми свет увидели GTX 280 и GTX 250, которые поддерживали технологию CUDA версии 2.0, PhysX а также улучшенную PureVideo с поддержкой декодирования видео в формате H.264, VC-1 и MPEG-2. Кроме того картами поддерживался DirectX 10 и Shader Model 4.0. Позже вышедшие 210/G210, GT 220 и GT240 получили поддержку DirectX 10.1 и Shader Model 4.1
GeForce 400
В 2010 году появилось новое поколение графических процессоров, основанное на архитектуре NVIDIA Fermi, первом ускорителе в арсенале компании с поддержкой DirectX 11.
Примечательной особенностью чипа является поддержка технологий DirectCompute и OpenCL, позволяющих проводить вычисления компьютерной графики при помощи графического процессора. Также появилась поддержка Shader Model 5.0
GeForce 500
В 2010 году компания продолжила развивать архитектуру Fermi.
Графический процессор получил поддержку технологий: 3D Vision Surround, CUDA, PhysX, а также 3-Way SLI. Карты на базе GTX 590 получили поддержку NVIDIA Quad SLI. Следует отметить, что улучшения коснулись не только новых технологий, но и была проведена работа по повышению общей производительности, а также по снижению энергопотребления, по сравнению с картами предыдущего поколения.
GeForce 600
В 2012 году, спустя два года после своего анонса, миру были представлены первые графические процессоры на основе новой архитектуры Kepler.
Новая архитектура подразумевала под собой не только ряд нововведений, среди которых есть технология GPU Boost, динамически управляющая частотой чипа, но и поддержка Nvidia TXAA. Однако самой главной особенностью 600 серии является переход на 28нм техпроцесс, что благоприятно сказывается на эргономичности и энерегоэффективности конечных решений. К слову, карты 600 серии получили поддержку не только DirectX 11.0, но и частично еще не вышедшей DirectX 12
GeForce 700
В 2013 году появились карты семейства GeForce 700, которые были представлены как на базе предыдущей архитектуры Kepler, так и новейшего Maxwell.
Следует отметить, что первыми ласточками в 700 серии стали карты GeForce GTX Titan и GTX 780 — флагманские карты, демонстрирующие всю мощь архитектуры Kepler. В 2014 году начали выходить карты GeForce GTX 750 и GTX 750 Ti на основе архитектуры Maxwell. Основной фишкой архитектуры можно назвать как динамическое разрешение для сглаживания неровностей без ущерба производительности, так и развитие технологии CUDA. Совместимость с DirectX 12 является немаловажным фактором как для геймеров, так и для разработчиков.
GeForce 900
Новейшая линейка видеокарт 900 серии основана на архитектуре Maxwell.
На данном этапе на рынке представлены две карты высшего ценового диапазона, относящихся к 900 серии — это GTX 970 и 980, а также среднего ценового диапазона GTX 960. Энергоэффективность на ватт у карт существенно возросла в отношении предшествующей линейки карт, а также снизилась теплоотдача, что выгодно сказалось на температурных режимах.
GeForce GTX 10 — Совершенство для игр
8 июля 2016 года была представлена видеокарта среднего ценового диапазона GeForce GTX 1060, сопоставимая по производительности с GeForce GTX 980, но потребляющая намного меньше энергии.
22 июля 2016 года компания NVIDIA представила профессиональную видеокарту NVIDIA TITAN X (Pascal) (не путать с видеокартой предыдущего поколения GeForce GTX Titan X (GM200), однако она не относится к игровой серии видеокарт, несмотря на то, что она основана на новом флагманском чипе GP102. Однако по обещаниям компании в дальнейшем должен выйти игровой аналог новинки.
1 марта 2017 года в ходе мероприятия GDC 2017 компания NVIDIA представила видеокарту GeForce GTX 1080 Ti, которую глава компании назвал самым мощным игровым графическим ускорителем в мире. По словам NVIDIA, новинка на 35 % производительнее GeForce GTX 1080 и обходит даже Titan X Pascal.
GeForce RTX 20 Series — семейство графических процессоров NVIDIA, представленное 20 августа 2018 в рамках конференции Gamescom. Чипы семейства GeForce RTX 20 основаны на новой архитектуре Turing, названной в честь английского математика, логика и криптографа Алана Тьюринга. Заявлено увеличение производительности до 6 раз в области трассировки лучей по сравнению с графическими процессорами предыдущего поколения. В продаже с 20 сентября 2018 года.
Серия GeForce RTX 20 поддерживает трассировку лучей в реальном времени, которая реализована с помощью новых RT-ядер. Для увеличения детализации изображения используются решения на базе искусственного интеллекта
Ещё больше интересного материала, качественного косплея и превосходных артов вы сможете найти здесь!
А какой была ваша первая видеокарта?
Источник