Кто контролирует биткоин?
Популярность криптовалюты биткоин бьет все рекорды, что не может не вызывать бурных дискуссий о ее будущем, при том что мнения о нем сильно разнятся: одни полностью поддерживают виртуальную валюту, а другие абсолютно не верят в ее потенциал. «Голос России» обсудил феномен биткоина с Андреасом Лербаумом, председателем некоммерческой организации «Bitcoin Austria».
— Каким вы видите будущее биткоина? Когда мода на него охватит весь мир?
— Я думаю, что у этой валюты очень большой потенциал. Это абсолютно новая технология, которая позволяет осуществлять беспрецедентные операции, в том числе и на общемировых рынках, причем без каких-либо ограничений в оборотах и без участия посредников. То есть перспективы у биткоина очень радужные.
— Вы перечислили как раз все те признаки криптовалюты, которые не дают покоя правительствам ряда стран, потому что они не могут ее контролировать…
— Верно. биткоин стал синонимом бессилия госучреждений и других регуляторов, потому как впервые за долгие годы они оказались не в состоянии ни остановить выплаты другим странам, ни контролировать движение капитала.
Отсюда проистекает отчасти такая озабоченность феноменом биткоина. Поэтому теперь они, возможно, попытаются наложить ограничения на финансовые платформы, которые занимаются операциями с криптовалютой, чтобы заставить их следовать международным договоренностям.
— Европейские банковские регуляторы предупредили рынки о рисках, связанных с инвестициями в биткоины, а Китай вообще исключил их из торгового оборота. Насколько велики риски вложения в эту валюту, и чем она грозит существующим денежным знакам?
— Это предупреждение говорит лишь о том, что они хотят оградить потребителя от возможных потерь. Оно касается, прежде всего, финансовых операций, которые включают в себя покупку и продажу криптовалюты, потому что потребитель попросту не застрахован государством от возможной потери своих вкладов.
— Кому сейчас принадлежит биткоин? Иными словами, кто несет за него ответственность? Может быть, его создатели?
— С таким же успехом можно спросить, кому принадлежит электронная почта или Интернет.
Биткоин не принадлежит никому. Этой технологией может пользоваться любой, кто следует правилам этой валюты.
Она не контролируется ни одним центральным банком, а человек, который впервые предложил использовать биткоин, уже несколько лет не дает о себе знать.
Каждый сам может убедиться, что эта валюта делает только то, что ей положено, а ее создатель больше никак не контролирует операции с биткоинами.
Сейчас ею занимаются независимые разработчики. То есть биткоин стал так называемым открытым программным обеспечением, которое можно бесплатно скачать и использовать на свое усмотрение.
— Кто мог бы взять биткоин под контроль? Какие международные нормы применимы к подобной ситуации? Можно ли принять новые законы, которые позволили бы регулировать валютные операции с биткоинами или защитить потребителей и национальную валюту?
— Законодатели пока не успевают за всеми изменениями. Им, конечно, придется придумать новые законы, потому что старые схемы финансового контроля на биткоин просто не рассчитаны, ведь криптовалюта выходит за рамки традиционных валютных инструментов.
Но процесс адаптации, безусловно, займет немало времени, а в процессе может оказаться, что управлять электронной валютой надо было по-другому.
Так что все попытки регуляторов подчинить себе биткоин могут ни к чему не привести. Поэтому мне кажется, что не так-то просто контролировать эту валюту.
Можно, конечно, затруднить доступ к ней покупателей, но запретить его точно не выйдет. Еще правительство может увеличить риски при осуществлении операций с биткоинами, чтобы ими просто перестали пользоваться. Но законодательно запретить их практически невозможно, потому что в таких операциях нет ничего противоправного.
— Появление биткоина привело к созданию подобных ему криптовалют. А в России может появиться что-то подобное?
— У биткоина есть две альтернативы. Например, это электронная валюта на основе биткоина. Как я уже сказал, каждый может скачать и пользоваться программным обеспечением биткоинa. А это значит, что любой может вносить в него свои изменения, что сейчас и происходит.
Можно изменить несколько параметров, переименовать и зарегистрировать свое творение как еще один «коин» (от англ. «coin» — «монета»). Другое дело, что слегка модифицированный биткоин не будет востребован, потому что у старого есть собственная, развитая инфраструктура и огромное количество вкладчиков.
— Были интересные сообщения, что кто-то организовал стартап под названием «Coin Base», чтобы донести идею биткоинa до рынка. На его раскрутку инвесторы дали 25 миллионов долларов. Так уж ли нужно ли популяризировать биткоин? Например, читать о нем лекции в школах и университетах? Когда эта валюта станет частью мировой экономики?
— По крайней мере, студентам эти знания не помешают. А со временем, может, даже и школьникам. Криптовалюта – это новая технология. Люди научатся ею пользоваться и научат других. У биткоинa, на мой взгляд, большой потенциал. Но нужно больше времени, чтобы понять, как он влияет на традиционную финансовую систему.
Источник
Биткоин впервые официально признан платежным средством. Что это значит
9 июня парламент Сальвадора принял закон, который придал биткоину официальный статус платежного средства. В ближайшее время документ будет подписан президентом страны Найибом Букеле. У властей Сальвадора будет 90 дней после вступления закона в силу, чтобы создать соответствующую инфраструктуру.
Принятие биткоинов к оплате станет обязательным в стране. Криптовалюта будет законным платежным средством наравне с долларом США, подчеркнул глава Сальвадора.
После присвоения статуса платежного средства биткоину в Сальвадоре главная криптовалюта выросла на 5%, а ее капитализация увеличилась до $643, по данным CoinGecko. На 12:00 МСК стоимость биткоина на криптобирже Binance составляет $34,1 тыс.
Мотивы Сальвадора
Сам Сальвадор не обладает никаким весом для крипторынка, в стране нет даже собственной национальной валюты (расчеты осуществляются в долларах), отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его мнению, страна решила принять биткоин в качестве платежного средства, так как это поможет мигрантам переводить деньги своим семьям в Сальвадоре.
«Вся экономика этой страны на 70% зависит именно от таких денежных дотаций от мигрантов, уехавших на заработки в другие страны», — добавил аналитик.
Поэтому глобально для крипторынка решение властей Сальвадора не имеет никакого значения, считает Артем Деев. Гораздо важнее, по его словам, заявления властей тех стран, которые намерены бороться с цифровыми активами или жестко их регулировать. Эксперт напомнил о заявлении бывшего президента США Дональда Трампа, который назвал биткоин мошенничеством, а также призвал американские власти «очень жестко» регулировать обращение цифровых активов на территории страны.
Кто следующий
Тем не менее, принятие биткоина в качестве платежного средства в Сальвадоре — историческая веха, которая знаменует признание биткоина в качестве инструмента для передачи стоимости со стороны не просто розничных или институциональных пользователей, а национальных регуляторов, подчеркнул директор сервиса обмена криптовалют Alfacash Никита Сошников. По его мнению, примеру Сальвадора могут последовать и другие страны, которые отличает высокая зависимость от переводов эмигрантов, гиперинфляция национальной валюты, экономическая нестабильность или санкционные ограничения, наложенные США и Европой.
Другие страны из категории беднейших могут пойти на подобный шаг, но для цифровых активов это также имеет очень небольшое значение, поскольку большая часть инвесторов и трейдеров сосредоточена в США, развитых странах ЕС и государствах Азии, добавил Артем Деев.
За два дня до принятия биткоина средством платежа в Сальвадоре о необходимости такого шага заявил и панамский конгрессмен Габриэль Сильва. Он призвал власти Панамы поддержать криптовалюту, чтобы страна могла стать центром технологий и предпринимательства. По словам Сильвы, Национальная ассамблея Панамы уже работает над соответствующим законопроектом.
Похожее заявление сделал и парагвайский конгрессмен Карлитос Рейала. Он намекнул, что в скором времени будет объявлено о поддержке Парагваем криптовалюты на государственном уровне.
Последствия для инвесторов
На Reddit появилось сообщение о том, что принятие биткоина в качестве платежного средства в Сальвадоре может негативно отразиться на владельцах монеты в сфере налогообложения, поскольку Налоговое управление США (IRS) теперь сможет рассматривать биткоин как иностранную валюту.
Бывший старший советник IRS Роджер Браун утверждает, что, если такое произойдет, то любая прибыль от торговли или инвестиций будет иметь «обычный» налоговый характер, пишет Decrypt. Сейчас в отношении криптовалют действует более низкая процентная ставка на прирост капитала для активов, находящихся в собственности более года.
В марте 2014 года IRS выпустило уведомление о том, что криптовалюта является собственностью, а не валютой для целей федерального подоходного налога США. По словам Брауна, такая позиция объяснялась, в том числе и тем, что цифровые валюты не являются законным платежным средством ни в одной стране мира, а после решения властей Сальвадора возникают предпосылки для того, чтобы IRS обозначила их как валюту.
Сам Браун, однако, не считает, что Налоговое управление США будет вносить какие-либо изменения в налоговые правила для биткоина только из-за того, что монету признали законным средством платежа в Сальвадоре. Несмотря на важность этого решения, Сальвадор не находится на уровне Европейского союза или другой крупной экономики, пояснил Браун. В то же время он не исключил, что в будущем IRS может пересмотреть налоговые правила в отношении главной криптовалюты, если и другие страны начнут использовать ту в качестве средства платежа.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Источник
Красный кит. Кто и как управляет рынком криптовалют
В конце февраля четвертый по количеству биткоинов кошелек был опустошен, его владелец аккумулировал цифровые деньги с 2014 года. К декабрю 2017 г., когда курс криптовалюты достиг исторического максимума в $20 000, лишь на одном адресе хранилось 76 000 монет ($1,2 млрд по цене на тот момент). Во время медвежьего рынка, который начался в прошлом году и продолжается по сей день, неизвестный инвестор постепенно продавал актив, окончательно избавившись от всех монет за один день.
Возможно, он продал их на внебиржевом рынке, так как подобные сделки через обычные торговые площадки обязательно повлияли бы на стоимость биткоина. Однако есть версия, что игрок решил распределить монеты на разные адреса, чтобы не привлекать лишнего внимания. Владелец загадочного кошелька управлял недостижимым для большинства участников криптоиндустрии количеством цифровых денег.
Таких крупных держателей монет в сообществе прозвали «китами» — в честь самых крупных существ на земле. Млекопитающее царит в океане, по аналогии с ним в сообществе прозвали игроков, которые могут запустить «волну» на рынке — обрушив цену на цифровые деньги или наоборот, искусственно ее завысив. Существует множество конспирологических теорий о том, кто такие «киты» и как они управляют «мелкой рыбешкой».
Главная версия, что самый крупный «кит» — это создатель Bitcoin Сатоши Накамото, якобы он владеет 1 млн монет, что даже по текущему курсу в $3900 составляет внушительные $3,9 млрд, практически 6% от текущей эмиссии криптовалюты. Но у этого нет никаких официальных подтверждений, что только добавляет накала эмоций и щепотку неизвестности в дальнейшие перспективы индустрии.
Однако есть и вполне реальные организации, которые владеют большим количеством цифровых денег, различные финансовые учреждения и хедж-фонды, например, Pantera Capital или Bitcoin Investments Trust. Они не участвуют напрямую в криптовалютном рынке через торговые площадки, такие биржи подходят только для розничных инвесторов.
Есть несколько способов, при помощи которых «киты» управляют рынком. Одна из тактик — «цикл полоскания и повторения»: крупный игрок начинает продавать большое количество цифровых денег по цене ниже рыночной. Это вызывает панику, стоимость резко падает, после чего инициатор покупает активы по самому выгодному курсу и в итоге остается в плюсе, затем цикл может повториться.
Это только один из способов влияния на рынок цифровых денег, о котором еще летом 2017 г. написал портал Bitcoin.com. На самом деле, существует множество мнений и предположений о том, как «киты» могут управлять криптомиром, многие из них — не более, чем теории. Из-за относительно небольшой капитализации рынка в $134 млрд и отсутствия правового контроля, эта индустрия идеально подходит для различного рода манипуляций. Именно это до сих пор не позволяет запустить Bitcoin-ETF, глава SEC Джей Клейтон уверяет, что разрешит новый финансовый инструмент, как только индустрия станет более зрелой и прозрачной.
Публичность транзакций в блокчейне биткоина позволяет следить за крупнейшими кошельками, для многих инвесторов действия «китов» служат сигналом к покупке или продаже. За два первых месяца с начала 2019 г. они нарастили активы в криптовалюте на $576 млн, хотя до этого адреса несколько лет бездействовали.
Совокупный баланс 102 адресов, на которых хранится от 10 000 до 100 000 BTC, теперь превышает 2 290 000 BTC. Это может быть позитивным знаком для индустрии цифровых денег, так как игроки такого уровня не станут вкладывать сотни миллионов долларов, если они не уверены в перспективах получения прибыли. Поэтому такие передвижения средств используются для какой-то дополнительной аналитики рынка и составления прогнозов.
Чем дальше будет развиваться блокчейн-индустрия, чем она будет более крупной и прозрачной, тем меньше места останется для манипуляций и различных конспирологических теорий. Всего за 10 лет отрасль сделала огромный шаг в развитии, поэтому будущее — уже близко.
Источник
Правовой статус биткоина на территории РФ
Старший юрист-консультант Линий консультаций «Что делать Консалт»
31 июля был принят Федеральный закон о цифровых финансовых активах, вступающий в силу 1 января 2021 года. Какие понятия ввёл новый закон и к чему относятся криптовалюты с точки зрения правового урегулирования, рассказал в статье Вадим Муфтахов, ведущий эксперт-юрист «Что делать Консалт».
Биткоин — очередная стадия эволюции в товарно-обменных отношениях. Когда-то наши прародители обменивались друг с другом товарами, потом для упрощения обмена появились первые деньги и прочие средства расчёта за товары и услуги.
В информационную эпоху средство расчёта эволюционировало в цифровую валюту или криптовалюту. Одна из таких криптовалют – биткоин, созданный в 2008-2009 годах. Криптовалюту можно обменять на другие валюты, товары и услуги, то есть криптовалюта стала полноценным участником гражданско-правовых отношений. Использование биткоина в гражданско-правовых отношениях породило необходимость его правового регулирования. Также владение биткоином потребовало правовой защиты такого владения.
Действующим законодательством до настоящего времени не было урегулировано понятие «криптовалюта». Позиция государственных органов строилась на следующем.
Правовой статус биткоина как допустимого средства платежа в РФ не установлен, и биткоин может быть отнесён к денежным суррогатам, использование и оборот которых на территории РФ запрещён. Официальной денежной единицей РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ). Аналогичный запрет на введение на территории РФ других денежных единиц, помимо рубля, и выпуск денежных суррогатов установлен и статьёй 27 ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Биткоин, как криптовалюта, не имеет единого эмиссионного центра, выпуск биткоина децентрализован, не контролируется Центральным банком РФ или иным эмиссионным центром — регулятором иностранного государства. Криптовалюты не гарантируются и не обеспечиваются ЦБ РФ. В связи с этим биткоин и другие криптовалюты могут быть отнесены к особого рода денежным суррогатам.
Такая позиция, в частности, была высказана Банком России (Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, биткоин» и в Информации Банка России от 04.09.2017 «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)»). При этом Банк России подчёркивал, что в силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путём, и финансирование терроризма.
Однако имелись решения суда, которые относили криптовалюту к иному имуществу гражданских прав в силу положений статьи 128 ГК РФ. В частности, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 № 09АП-16416/2018 по делу № А40-124668/2017, где суд впервые отнёс криптовалюту к объектам гражданских прав, отметив, что криптовалюта может быть расценена применительно к статье 128 ГК РФ иначе, как иное имущество.
Между тем, начиная с 2018 года, в Государственной Думе обсуждался проект создания закона, положения которого предусматривали установление правового статуса криптовалюты. Данный проект был направлен на регулирование отношений, которые возникают при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также при осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам.
По результатам обсуждения законопроекта 21 мая 2020 года в Минэкономразвития направлены законопроекты, которые устанавливали административную и уголовную ответственность за нарушение оборота и выпуска криптовалют. Законопроекты получили отрицательные отзывы как в гражданском сообществе, так и сразу в нескольких министерствах, в частности в Минюсте, Минэкономики и Минкомсвязи.
В результате критики законопроекты признали неудовлетворительными и отправили на доработку.
В итоге был принят ФЗ от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон). Настоящий Закон является первым подобным нормативным актом и имеет свои недостатки. Однозначно положения Закона будут корректироваться в процессе его применения. В связи с принятием Закона о цифровых финансовых активах внесены изменения во многие нормативные акты, которые устанавливали правила использования криптовалюты. Изменения внесены в такие нормативные акты, как Закон об акционерных обществах, Закон о рынке ценных бумаг, Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, Закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России), Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об исполнительном производстве, Закон о противодействии коррупции, Закон о национальной платёжной системе, и, конечно же, Гражданский кодекс.
Закон начинает действовать с 01.01.2021. Основные положения Закона заключаются в следующем.
- Закон определяет понятие цифровой валюты. Согласно пункту 3 статьи 1 Закона цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчётной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему её правилам».
Следует учесть, что понятие в Законе приведено общее и не выделяет какую-либо конкретную криптовалюту. Приведённое понятие цифровой валюты позволяет применять его, в частности, к биткоину.
В пункте 2 статьи 1 Закона установлено понятие «цифровые финансовые активы» (далее — ЦФА), «которыми признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим федеральным законом, выпуск, учёт и обращение которых возможны только путём внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределённого реестра, а также в иные информационные системы».
В пояснительных материалах к Закону Заключение Комитета СФ ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам от 23.07.2020 № 3.5-03/1230 по Федеральному закону «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 419059-7) говорится, что ключевое отличие ЦФА от цифровых валют это то, что в отношении ЦФА всегда существует обязанное лицо, в отношении цифровой валюты обязанного лица нет. ЦФА, как разновидность цифрового права, является объектом гражданских прав и в этой связи выступает законным объектом гражданско-правовых сделок. Цифровая валюта объектом гражданского права прямо не признана.
По результатам работы из Закона были убраны положения, позволяющие получать и передавать цифровую валюту только в наследство, в банкротстве или в исполнительном производстве.
- Закон о цифровых финансовых активах вводит новый субъект российского крипторынка — операторы обмена цифровых финансовых активов. Сделки или обмен ЦФА возможно лишь через таких специальных операторов. Исходя из пункта 2 статьи 10 Закона оператором обмена цифровых финансовых активов могут быть «кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, соответствующие требованиям настоящего федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, которые включены Банком России на основании их ходатайства в установленном им порядке в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов».
Требования к иным юридическим лицам, которые намерены быть такими операторами, следующие.
В отношении коммерческих организаций:
а) личным законом юридического лица является российское право;
б) размер уставного капитала на день подачи ходатайства о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов составляет не менее 50 миллионов рублей;
в) размер чистых активов для хозяйственного общества, рассчитанный в соответствии с требованиями Банка России, составляет не менее 50 миллионов рублей;
г) участниками (в том числе членами, акционерами) такого юридического лица не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности;
д) в юридическом лице создан коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), а также созданы служба внутреннего контроля и служба управления рисками либо назначены контролёр и должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками;
е) единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа, члены коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета), главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля (контролер), руководитель службы управления рисками (должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками) такого юридического лица должны соответствовать требованиям к квалификации, установленным частью 4 настоящей статьи, и требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи, в качестве единоличного исполнительного органа не выступает юридическое лицо, функции единоличного исполнительного органа не переданы коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему);
ж) лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями), распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого юридического лица, должно соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи.
2) в отношении некоммерческих организаций:
а) личным законом юридического лица является российское право;
б) совокупный ежегодный размер имущественных взносов учредителей (участников, членов) в имущество юридического лица составляет не менее 50 миллионов рублей;
в) учредителями (участниками, членами) такой организации не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности;
г) в юридическом лице создан коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), а также созданы служба внутреннего контроля и служба управления рисками либо назначены контролёр и должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками;
д) единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа, члены коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) или в случае, если юридическое лицо создано в организационно-правовой форме фонда, попечительского совета такого юридического лица, главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля (контролёр), руководитель службы управления рисками (должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками) такого юридического лица должны соответствовать требованиям к квалификации, установленным частью 4 настоящей статьи, и требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи, в качестве единоличного исполнительного органа не выступает юридическое лицо, функции единоличного исполнительного органа не переданы коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Закрепляется, что оператор информационной системы обязан предоставлять содержащуюся в записях распределённого реестра информацию о цифровых финансовых активах, принадлежащих их обладателю, по требованию судов, Росфинмониторинга, при наличии согласия руководителя следственного органа — по требованию органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Кроме того, оператор информационной системы обязан предоставить информацию, если имеется решение суда по запросам, направляемым уполномоченными лицами в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, а также по требованию конкурсного управляющего (п. 3 ст. 6 Закона).
Оператор информационной системы должен собирать информацию и обеспечить её хранение о сделках с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является, а также об участниках таких сделок не менее пяти лет с даты совершения соответствующих сделок
- Закреплена необходимость информирования о владении цифровой валютой и сделках с ней. Это является условием судебной защиты таких операций ( п. 6 ст. 14 Закона ).
Надзор за деятельностью оператора информационной системы будет осуществлять Банк России. Таким образом, законодатели поставили под контроль сделки, осуществляемые с использованием цифровой валюты.
Данный фактор может негативно отразится на сторонах такой сделки. Теперь для того, чтобы совершить сделку, потребуются время и расходы, в то время как раньше сделку можно было провести свободно.
- Законом установлен запрет принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой. Это касается, в частности, российских юрлиц, а также физлиц, фактически находящихся в России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 5 ст. 14 ФЗ от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Фактически Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввёл основные понятия, связанные с криптовалютами и является одним из немногих источников для развития самостоятельной отрасли цифрового права. На его основе будут издаваться другие связанные законопроекты. Как показал принятый закон, будут вноситься изменения в существующие законы и корректироваться действующие положения норм права под существующие реалии. Хорошими или плохими будут эти законопроекты, покажет время, но под натиском цифровой революции и применением новых технологий и процессов, применяемых для товарно-обменных отношений, законодатель будет вынужден проводить изменения в соответствии с действующим положением. Биткоин в этом случае, как основная криптовалюта мира, будет рычагом воздействия для стимулирования данных процессов.
Источник