Кто придумал бизнес модель

Бизнес-модель

Бизнес-модель логически описывает, каким образом организация создаёт, поставляет клиентам и приобретает стоимость — экономическую, социальную и другие формы стоимости [1] . Процесс разработки бизнес-модели является частью стратегии бизнеса.

В теории и практике термин бизнес-модель употребляется в широком спектре формальных и неформальных определений, для передачи основных аспектов бизнеса, включая цель бизнеса, продуктовый ряд, стратегию, инфраструктуру, организационную структуру, способы продаж, операционные процессы и политики.

Содержание

История

Наиболее известной и простой является бизнес-модель магазина. Модель включает в себя размещение магазина в месте нахождения потенциальных покупателей и демонстрацию им предлагаемых к продаже товаров или услуг. Со временем, бизнес-модели становились все более сложными. Бизнес-модель, которая называется «наживка-крючок» (также известная как «бритва-лезвие» или «связанные товары»), начала использоваться в начале 20-го века. Эта бизнес-модель заключается в продаже основного продукта по очень низкой цене, иногда ниже себестоимости («наживка»), а затем основная прибыль зарабатывается на продаже запасных частей, расходных материалов или других связанных с использованием «наживки» товаров или услуг («крючок»). Например, бритвенные станки и лезвия, мобильные телефоны и услуги связи, принтеры и картриджи, фотоаппараты и фотобумага. В 1950-х новые бизнес-модели разработали ресторанная сеть McDonald’s и производитель автомобилей Toyota. В 1960-х инноваторами были Wal-Mart и гипермаркеты. 1970-е принесли новые бизнес-модели от FedEx и Toys R Us; 1980-е: Blockbuster, Home Depot, Intel и Dell. В 90-х годах прошлого века новые бизнес-модели создали Southwest Airlines, Netflix, eBay, Amazon.com и Starbucks. Несовершенными, если разобраться, были проблемные бизнес-модели многих доткомов.

Сегодня тип бизнес-модели может зависеть от способа использования технологии. Например, предприниматели в сети Интернет создают совершенно новые модели на основе уже существующих или только создающихся технологий. Используя такие технологии, компания может с минимальными затратами привлечь большое число клиентов.

Схематическое представление бизнес-модели

Существуют множество различных систем концептуализации бизнеса; работа и тезисы Остервальда (2010 [1] , 2004 [2] ) предлагают модель единичной ссылки, которая базируется на сходстве широкого спектра моделей концептуализации. Используя предложенное им схематическое изображение бизнес-модели, компания легко сможет описать свою бизнес-модель.

  • Ключевые активности: Список активностей, необходимых для реализации бизнес-модели компании.
  • Ключевые ресурсы: Список ресурсов, необходимых, чтобы создать ценность для потребителя.
  • Партнерская сеть: Сотрудничество с другими компаниями, которое дополняет другие аспекты бизнес-модели.
  • Предлагаемая потребителю ценность: Перечень продуктов и сервисов, которые предлагаются потребителям. Согласно Остервальду (2004), предлагаемая потребителю ценность — «это совокупность … продуктов и сервисов, которые все вместе представляют ценность для конкретного сегмента потребителей. Предлагаемая потребителю ценность описывает способ, каким образом компания дифференцирует себя от своих конкурентов, и причины, по которым потребители покупают продукты именно этой компании, а не какой-либо другой».
  • Сегменты потребителей: Перечень целевых аудиторий для продуктов и сервисов компании.
  • Каналы: Способы и средства, которые использует компания для доставки продуктов и сервисов потребителям. Состоит из маркетинговой и дистрибуционной стратегии компании.
  • Взаимоотношения с потребителями: Список связей и отношений, которые создала компания с различными сегментами потребителей. Описание процесса управления отношениями с потребителем.
  • Структура затрат: Затраты компании, которые она несёт, следуя бизнес-модели.
  • Источники доходов: Способ, которым компания зарабатывает деньги, используя различные потоки доходов. Доход компании.
Читайте также:  Плоттер идеи для бизнеса

Источник

История бизнес-моделирования

Виктор Волонтей

Управляющий партнер и руководитель компании «Правила бизнеса»

В статье рассмотрены основные понятия и краткий обзор истории как подхода к управлению организацией.

Основные необходимые понятия

— процесс описания той или иной сферы деятельности организации с использованием четкого формализованного подхода (методологии), поддерживаемый специализированным программным продуктом.

— формализованное описание определенного аспекта или сферы деятельности организации. Например: дерево целей, модель , модель организационной структуры

Организация — группа людей и средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Пример: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, или же их части, или комбинации из них (ISO 9000:2005).

Модель — модель М моделирует объект, А, если модель М отвечает на вопросы относительно объекта А. Пример: карта города является его моделью, выполненной в определенном масштабе с использованием условных обозначений.

История

В истории развития , как концептуального подхода к управлению организацией, можно условно выделить четыре этапа:

1 этап: годы XX века

В годы прошлого века начались реализация сложных крупномасштабных проектов совместно специалистами различных предметных областей (системы вооружения, полеты в космос, атомные электростанции, транспортные сети ), произошло достаточно серьезное изменение условий функционирования как коммерческих так производственных компаний. Анализ проблем возникающих в деятельности организаций, привел к тому, что они стали рассматриваться как системы, включающие:

  • Персонал;
  • Оборудование;
  • Компьютеры (программное обеспечение);
  • Способы их взаимодействия.

Это в свою очередь вызвало необходимость в разработке адекватных способов этих элементов в структурированном связном виде. Минимальные требования, которым должно было отвечать описание организации, следующие:

  • Однозначность;
  • Простота для возможности понимания специалистами различных предметных отраслей;
  • Компактность.

Одной из самых известных методологий описания организаций как систем, стала методология структурного анализа и проектирования систем SADT (Structured Analysis and Design Technique). Она была разработана американцем Дугласом Россом (D. Ross) в 1973 г. Особенно широкое применение получило одно из подмножеств SADT методология функционального моделирования IDEF0 (Integration Definition For Function Modeling). Инициатором ее разработки и дальнейшей стандартизации было Министерство обороны США. Методология IDEF0 успешно применялась в военных, коммерческих организациях для решения широкого спектра задач (от разработки программного обеспечения для оборонных систем до разработки систем снабжения и управления финансами). Наличие возможностей и опыт применения IDEF0 в различных предметных сферах, наряду с растущей компьютерной поддержкой сделало ее еще более доступной в использовании. Это в свою очередь, также привело к широкому использованию IDEF0 как методологии для описания организаций.

Во многом популярность методологии функционального моделирования IDEF0 обусловлена простотой нотации, основными элементами которой является функциональный блок и стрелка.

Каждая из четырех сторон блока имеет строго определенное значение:

  • Левая сторона обозначает входы, что поступает на вход процесса и будет преобразовано;
  • Правая сторона — выход, что создается на выходе процесса в результате его выполнения;
  • Верхняя сторона — управление, какие требования необходимо выполнить или чем руководствоваться при исполнении процесса;
  • Нижняя сторона — механизм, какие ресурсы необходимы для исполнения процесса.
Читайте также:  Развить свой бизнес до крупной компании

Исходя из смыслового значения сторон блока, процесс в общем виде можно определить как деятельность (последовательность работ), которая преобразует Входы в Выходы по правилам и требованиям, уставленным Управлением, с помощью определенных Механизмов (ресурсов).

2 этап: годы XX века

Мощнейший импульс дальнейшему развитию методов описания деятельности организаций придало широкое внедрение персональных компьютеров, а также разработка информационных систем (или систем автоматизации) компаний различных предметных областей. Потребность в автоматизации в свою очередь вызвала необходимость их описания и формализации (читай моделирования) на принципиально другом уровне.

В зависимости от целей, стоящих перед специалистами по автоматизации, было разработано достаточно большое число методологий для описания деятельности организаций, самые известные из которых:

  • Функциональное моделирование с использованием диаграмм потоков данных различных нотаций (Йордана/Де Марко, );
  • Информационное моделирование с использованием диаграмм различных нотаций (Чена, Баркера);
  • Моделирование в виде цепочки событий (нотация EPC);
  • Динамического функционального анализа на основе сетей Петри различного вида, анализа.

Каждая из методологий (нотаций) в силу имеющих место ограничений оптимально решала ту или иную задачу, стоящую перед специалистами по автоматизации.

Бурное развитие информационных технологий в 80 г.г., рост объемов разработки наряду со все более острой необходимостью проектирования «правильного» программного обеспечения «с первого раза», привело к созданию целого отдельного направления программотехники ( Software/System Engineering).

моделирования позволяют уйти от сложностей «ручного» применения методологий для описания (моделирования) , являются средством автоматизации труда специалистов по разработке программного обеспечения (аналитиков, постановщиков задач, проектировщиков, программистов, технических писателей). Они, как правило, предоставляют возможность визуального (графического) описания с помощью той или иной методологий (нотации), обеспечивают удобную среду для групповой работы специалистов на всех этапах анализа, проектирования, разработки и сопровождения систем программного обеспечения.

3 этап: годы XX века

В начале годов на Западном рынке появились первые программные продукты, предназначенные для решения задач, связанных с организационными вопросами управления организациями. Этому способствовало:

  1. С одной стороны наработка значительного опыта применения средств моделирования бизнес процессов по моделированию на основе , а также понимание того, что моделирование первично по отношению к задачам их автоматизации привело к смещению акцентов от задач автоматизации до решения задач общего менеджмента (поскольку по меткому выражению классика: нельзя автоматизировать хаос);
  2. С другой стороны принципиально изменилась , в которой функционируют современные организации (Интернет, глобализация, доминирование на рынке потребителя ). Динамика изменений стала такова, что компаниям приходится постоянно корректировать свою систему управления: стратегию, и организационную структуру. Изменения системы управления из отдельных проектов и разовых акций превратилось в постоянный процесс, который должен протекать без потери контроля над действующей системой управления, обеспечивая достижение текущих целей ее функционирования;

Постепенно в силу особенностей применения , их стали применять не только для целей автоматизации деятельности, но и для широкого круга задач деятельности организаций. Действительно, наличие у компании модели деятельность «как есть» позволяло построить модель «как должно быть», а в дальнейшем и провести ее реструктуризацию, со значительно меньшими трудностями и рисками.

Моделирование, направленное на решение организационных вопросов управления, стало следующим логичным шагом развития . Они стали охватывать полный цикл построения системы управления: стратегия — — организационная структура — регламентирующие документы — анализ, представляя компаниям новые возможности по осуществлению «регулярного менеджмента».

Читайте также:  Как обманывают клининговые компании своих сотрудников

Программы, предназначенные для решения организационных вопросов управления или , выделили в отдельный класс, который на западном рынке получил название «BMS» (Business Modeling Software). К ключевым преимуществам программ этого класса можно отнести:

  • Широкие возможности визуального (графического) моделирования компании;
  • Обеспечение возможности одноформатного, одинакового понимания компании сотрудниками с разным уровнем квалификации, различных подразделений;
  • Изначально встроенная поддержка процессного подхода;
  • Представление единого информационного пространства для описания всех существенных аспектов ее функционирования;
  • Получение различных отчетов из модели (например, в виде регламентных документов: Положения о подразделения, Должностные инструкции, Регламент процесса, Регламент процедуры, Матрицы ответственности и др.).

, построенная с помощью программ класса «BMS», как правило, включает:

  • Систему (дерево) целей компании;
  • Модель ;
  • Модель организационной структуры;
  • Справочник используемых документов.

Наличие комплексной компании, основанной на визуальном (графическом) представлении информации о ней, представило новые возможности для анализа и дальнейшего совершенствования деятельности как организации в целом, так и ее отдельных . Преимущества же использования графики уже давно оценили инженеры, разрабатывая чертежи и схемы объектов, либо явлений реального мира. Если даже для такого простого объекта как отдельная деталь, выгоды использования визуального (графического) представления информации (а именно чертежа детали) для анализа очевидны, то, что уж говорить про организации, «устройство» которых на порядки сложнее. Проведя аналогию можно сказать, что это «разработка чертежей» организации. позволяет сделать компанию более прозрачной, готовой к регулярному анализу, управлению и, самое главное, дальнейшему улучшению.

, безусловно, необходимо в высококонкурентной, динамичной , там где скорость проведении внутренних изменений, сопутствующие им риски являются критическими факторами успеха компании.

4 этап: 2000 г.г. XXI века, и до настоящего времени

, поддержанное соответствующим программным обеспечением, постепенно развилось до отдельной методологии менеджмента, которая получила название . Стержневая идея заключается в анализе и совершенствовании деятельности компании посредством широкого применения ее , созданных с применением процессного подхода.

Существующая динамика изменений внешней выдвигает новые требования к проведению соответствующих им внутренних изменений. Скорость проведения изменений, улучшений во многом определяется возможностями анализа того или иного аспекта деятельности организации, или организационная структура. Наличие навыков проведения внутренних изменений, их системное применение являются необходимым условием выживаемости и успешности компании. Моделирование является тем инструментом, который позволяет облегчить проведение внутренних изменений, улучшений на уровне соответствующем сложности этой задачи.

Сегодня идеи , актуальны и для Беларуси. Это подтверждается тем фактом, что в отдельных компаниях появились заместители директора, подразделения по организационному развитию и анализу, оптимизации . Одни из основных задач новых подразделений: постоянный мониторинг, анализ и улучшение , деятельности компании. Этот же подход заложен в основу, является принципом системы менеджмента качества, построенной в соответствии с требованиями ISO 9001. К сожалению, компании представляет из себя достаточно сложную систему с множеством элементов и их взаимосвязей. Поэтому, безусловно, имея в качестве инструмента соответствующие программы, задачу совершенствовании деятельности компании решать можно гораздо легче и эффективнее.

Список источников

[1] Давид Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования. Пер. с англ. М.:1993, 240 с., ISBN 5-
[2] Калянов Г. Н., . Консалтинг в автоматизации . — изд. М.: Горячая , 2002
[3] Р 8–2001. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2001

Источник

Оцените статью