Бизнес-класс
Вид транспорта | Самолёт |
Расположение мест | В начале салона |
Предшествующий класс | Экономический |
Следующий класс | Первый |
Бизнес-класс — класс обслуживания в самолетах авиакомпаний большинства государств мира. Рассчитан на состоятельных пассажиров, предлагает много преимуществ по сравнению со стандартным эконом-классом.
Для ряда одних авиакомпаний бизнес-класс — самый лучший класс обслуживания пассажиров (S7 Airlines, Belavia, Utair, Air Moldova); для ряда других — промежуточный класс повышенного качества обслуживания между первым классом и экономом (к примеру, в авиакомпаниях Emirates, Трансаэро, Etihad и др.).
В авиакомпаниях России и стран СНГ обслуживание пассажиров бизнес-класса, как правило, не соответствует завышенной стоимости билетов.
Содержание
[править] Суть работы бизнес-класса
[править] Перед полетом
Изначально пассажир бронирует билеты, в которых указывает класс обслуживания как бизнес (business). В день вылета, как и все, пассажир должен явиться в аэропорт и пройти регистрацию и (если нужно) зарегистрировать багаж. В аэропорту он регистрируется в приоритетном порядке, имеет повышенную норму провоза багажа (обычно 30 кг на человека вместо стандартных 20).
После регистрации пассажир отправляется в залы ожидания (после прохождения контроля безопасности), в ряде аэропортов он может воспользоваться услугами бизнес-зала (там для него в свободном доступе закуски и напитки (в том числе алкоголь), свежая пресса и другие услуги). Воспользоваться услугами бизнес-зала в ряде аэропортов имеет возможность и пассажир экономического класса, при этом он, в отличие от пассажиров бизнес-класса, должен купить в этот зал специальный билет [1] .
После начала посадки пассажиры бизнес-класса отправляются на специальном транспорте (или через специальный телетрап) внутрь самолета.
[править] Во время полета
Пассажир бизнес-класса располагается в своем кресле салона бизнес-класса (в большинстве самолетов салону бизнес-класса соответствует первый салон самолета, сразу за кабиной пилотов).
Во время подготовки к полету, до взлета, пассажирам предлагаются напитки (в том числе алкогольные в некоторых авиакомпаниях), небольшой перекус (например, арахис или чипсы), газеты.
После того как самолет набрал нужную высоту — начинается обслуживание пассажиров. Пассажиры бизнес-класса самыми первыми получают питание (расширенный по сравнению с эконом-классом ассортимент, непластиковая (обычно фарфоровая) посуда, в числе напитков — широкий ассортимент алкоголя). Обслуживающий персонал в любую минуту может сделать добавку к еде (в случае, если это самый лучший класс обслуживания авиакомпании), налить любой напиток.
[править] После полета
После посадки пассажиры бизнес-класса выходят из самолета в числе первых, добираются до здания аэропорта на специальном транспорте или через специальный трап), затем получают багаж первыми.
Ряд авиакомпаний предлагают трансферт для пассажиров бизнес-класса от аэропорта до дома бесплатно.
[править] Преимущества и недостатки
[править] Преимущества
- Удобные, широкие сиденья (которые, в зависимости, от авиакомпании и самолета могут иметь различный максимальный наклон спинки — от 140 до 180 градусов.
- Повышенное внимание к пассажирам (выдаются индивидуальные дорожные наборы, напитки перед полетом, свежая пресса, дополнительное питание, алкоголь, посуда, сделанная не из обычного пластика).
- Улыбающийся приветливый персонал (относится только к бизнес-классу России, так как в большинстве крупных мировых авиакомпаний стюардессы улыбаются всем без исключения пассажирам).
- Индивидуальные системы развлечений на борту.
- Индивидуальное пространство, например, в бизнес-классе Emirates.
- Возможность использования бизнес-залов аэропортов.
- Приоритетная регистрация у стоек регистрации в аэропорту.
- Приоритетная сдача и получение багажа.
- Индивидуальный трансферт в любую точку города прилета и вылета (применительно только к нескольким авиакомпаниям, например Emirates и Etihad Airways).
[править] Недостатки
- Существенно более высокая цена за авиабилет, чем за билеты экономического класса.
- Несоответствие цены и качества обслуживания, предлагаемых услуг (этот пункт применим преимущественно к авиакомпаниям России и государств СНГ, в которых, как правило, обслуживание всех категорий пассажиров проводится на достаточно низком уровне).
- В силу различных причин невозможность полноценного использования всех предлагаемых авиакомпаний услуг (например, в аэропорту нет бизнес-зала, либо в самолете нет специального сделанных для бизнес-класса сидений или вообще отсутствует салон бизнес-класса, в результате чего пассажирам, купившим дорогие билеты, приходится лететь в одном салоне с пассажирами экономического класса).
- Повышенный риск опасности при полете (традиционно, хвостовая часть самолета, где находится эконом-класс, считается самой безопасной частью самолета в случае аварии — большинство спасшихся в различных авиакатастрофах были пассажирами хвостовой части самолета), дополнительно здесь повышенное радиоизлучение, так как очень близко кабина пилотов.
- Отсутствие гарантий однозначно качественного обслуживания (если в ситуацию вмешивается человеческий фактор).
[править] Авиакомпании или самолеты без бизнес-класса
Ряд авиакомпаний предлагают только перелет экономическим классом (например, лоукосты вроде Air Asia [2] или Ryanair [3] ), или чисто чартерные авиакомпании вроде NordWind). [4]
Есть также случаи, когда авиакомпании продают билеты по тарифу бизнес-класса, однако в силу компоновки самолета не могут предложить удобные кресла. К примеру, авиакомпания Белавиа предлагает пассажирам садиться в кресла экономического класса, при этом от эконом-класса их отделяет символическая перегородка (салон при этом один), но обслуживание предлагается как в бизнес-классе [5] .
Источник
История бизнес-класса в самолетах
Меня давно мучал вопрос, а был ли бизнес-первый класс в советских самолетах? Сейчас все хорошо знают – хочешь поспать – плати. Хочешь широкие кресла и улучшенное питание – плати. А что было раньше? Как раньше летали привилегированные пассажиры? Про СССР вообще данных много, а вот про историю первого класса в авиации оказалось очень интересно.
Оказалось, что то, что сейчас мы видим в самолетах, жалкое подобие былой роскоши. Где вы, стюарды в накрахмаленных манишках? Где вы, стейки на серебряной посуде? Стюардессы в скандально коротких мини? Ушел золотой век авиации. Смотрите, как было раньше.
На заре авиации салоны самолетов выглядели совсем не так, как мы привыкли. Самые первые самолеты были узкими и длинными, а пассажирские сидения воспринимались как новшество, некое роскошное и необязательное дополнение, как икра к бутерброду с маслом. Первыми сидениями служили самые обычные стулья и кресла, ремней безопасности не было. Поначалу пассажиры сидели сразу за пилотом, перегородок не было. Выглядело это примерно так. 1926 год. Кабина с подогревом – повод для гордости.
Самолеты становились больше и длиннее, сидения ставили в два ряда.
Фото 1930-х годов.
Агитационный самолет «Максим Горький», 1934 год
Когда самолеты стали более-менее пригодными для коммерческих перевозок пассажиров, возникла потребность и в обслуживающем персонале. Вот Эллен Черч, первая в мире стюардесса. Начала работать в 1930-м году. Курить разрешается! Запрет на курение – изобретение последних 20-30 лет, раньше все дымили сигаретами, сигариллами и сигарами, про вред от пассивного курения никто не думал.
Постепенно возможности авиационной промышленности росли. Проектировщики вдохновлялись роскошными железнодорожными экспрессами и океанскими лайнерами и делали в самолетах отдельные купе на 2-3 человека. Вопрос комфорта пассажиров стоял остро: в 1938 году полет из Лондона в австралийский Брисбен длился 11 дней (на корабле – больше месяца) и предполагал около 20 остановок. Рекламные буклеты британской авиакомпании Imperial Airways гласили: «Из Лондона в Сингапур – за 8 дней!». Гордостью компании был «Летающий корабль Эмпайр». Сидения:
Как в лучших ресторанах Парижа.
Что-то вроде светского салона на борту.
Завтрак в постель.
Основа всех основ – здоровый сон.
Говорить о классах обслуживания в данном случае неверно. До 1950-60-х годов все было первым классом: билеты стоили очень дорого, и позволить себе купить их могли лишь обеспеченные люди. Например, путешествие из Лондона в Сингапур стоило по нынешнему курсу 17 600 долларов. Самолет был филиалом светского салона, куда являться в футболках и шортах, как привыкли мы, считалось неприемлемым. Пассажиры вступали на борт едва ли не в вечерних нарядах. На фото – американский самолет Sikorsky S40B, 1930-е годы.
Тот же самолет, господа обедают. Обратите внимание: никаких одноразовых тарелочек, только хрусталь, только фарфор! Также пассажирам в неограниченном количестве предлагался алкоголь. Однако случаи пьяных дебошей были редки, так как потенциальные буяны – маловоспитанные пролы – отсеивались еще на этапе покупки билетов.
Британские актеры Уинифред Шоттер и Джек Лестер летят в Индию, 1945 год.
Бар на борту, около 1945 года
На самолетах вполне могли подать обед из 5-6 перемен.
1955 год, дизайнер салона – Генри Дрейфус
Одним из символов «Золотого века авиации» считается Боинг 377 Стратокруизер, который начал использоваться с 1949 года. В нем также были спальные места:
Самолеты такие удобные, что можно путешествовать и с детьми, намекают нам эти фотографии.
Обед на Стратокруизере.
А это 1952 год и один из первых коммерческих реактивных самолетов. Женщина делает косметические процедуры в специально предназначенной для этого комнате.
Боинг 707, его эксплуатация началась с 1958 года в Pan American, которая в 1960-е считалась самой роскошной авикомпанией в мире. 1959 год, пассажиры пьют за любовь.
Ведут светские беседы в салоне.
Так как самолеты становились все более быстрыми, необходимость в кроватях отпала, и они редуцировались до раскладывающихся кресел. Это 1958 год.
Следующий важный этап в истории гражданской авиации – Боинг-747. Пассажирам первого класса подают обед.
Наливают шампанское. В те времена к стюардессам предъявлялись очень строгие требования. Они должны были являть собой сочетание модельной внешности, манер светской львицы, умений домработницы, официантки и медсестры (например, при необходимости стюардесса могла принять роды). Были и формальные критерии: вес от 49 до 60 кг, возраст от 21 до 27, высокие моральные качества и отсутствие мужа. В Pan Am на собеседовании девушек просили перевести текст с французского на английский, пройтись по комнате, чтобы продемонстрировать походку и осанку, и взвеситься. Тех, кто проходил отбор, авиакомпания обучала этикету, географии, национальным традициям разных стран.
Середина 1960-х, стюардесса с модной высокой прической предлагает закуски.
Обратите внимание, как одет стюард
Американская Braniff International, 1967 год
Октябрь 1969 года. Советские разведчики Леонтина и Моррис Коэн, обмененные на своего британского коллегу, летят из Лондона в Варшаву со всем комфортом. Курить по-прежнему разрешалось.
Размышления о 1950-60-х годах для гражданской авиации на Западе неизменно наполнены тоской по утраченной роскоши. Но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы кто-то грустил о советских самолетах? Я – нет. Давайте посмотрим, как обстояли дела в СССР.
Большинство летавших тогда на самолетах никакого первого класса не помнят. На самом деле он был. Как таковой он впервые был спроектирован в ТУ-104 (начало эксплуатации – 1956 год). Однако для внутрисоюзных рейсов машины переделывались: первый класс, диваны и прочие излишества убирали. За счет этого число посадочных мест возрастало. Это касается и последующих моделей самолетов. Поэтому на внутрисоюзных перелетах никаких классов не было, за очень редким исключением. По блату можно было получить первый ряд. На нескольких самолетах меняли компоновку первых двух-трех рядов и сделали больше расстояние между креслами, вот и весь комфорт. Зато разрешалось курить!
Другое дело – заграничные рейсы. Здесь «Аэрофлот» старался соответствовать западным стандартам. Были два класса, экономичный и первый. В 1957 году Советский Союз посетил фотограф американского журнала LIFE Говард Сочурек и заснял интерьеры ТУ-104. Первый класс был сделан в виде отдельных купе и выглядел так:
Собак разрешали провозить прямо в салоне.
Часто на места первого класса сажали самых обычных людей.
Советские граждане во время перелета не распивают алкогольные напитки, как американцы, а читают и беседуют про Карла Маркса!
Кухня на ТУ-104. Именно тогда в СССР появилось понятие питания на борту.
Везде деревянные панели и кожа. Все были впечатлены…
..но ТУ-114 поразил граждан еще больше. Там появились полноценные спальные купе класса люкс на трех человек. Пассажирам выдавали подушку и одеяло.
В Союзе тоже умели жить красиво.
Вот сидячий первый класс.
Никита Сергеевич Хрущев в салоне личного самолета Ил-18, 1959 год.
Салон главы государства в разных модификациях ТУ-134.
Вот информационная брошюра Аэрофлота на зиму 1961/62, можно посмотреть порядок цен на билеты. Напомню, что в 1962 году среднемесячная зарплата в СССР составляла 84 рубля. В 1973 году самый дорогой билет, Москва-Токио, стоил 1658 рублей в первом классе (при средней зарплате в 125 рублей).
В 1968 году состоялся первый рейс Москва-Монреаль-Нью-Йорк на ИЛ-62. Пассажиров потчевали так: «в первом классе подавали черную икру с лимоном, мурманский палтус, водку и коньяк, а эконом кормили цыплятами-табака с зеленым горошком, лососем, красной икрой, а на десерт – песочные пирожные-колечки.»
Первый класс в ТУ-144.
А вот рекламные фотографии Аэрофлота приблизительно 1970-х — 1980-х.
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
Источник