Кто осуществляет страхование прямых инвестиций от некоммерческих рисков
Страхование инвестиций от некоммерческих рисков
Под некоммерческими рисками в международной практике понимаются риски политического характера, связанные с экономической и политической нестабильностью и, как следствие, возможность принятия государством репрессивных мер, военные действия, гражданские волнения, запрещения или ограничения перевода прибыли в иностранную валюту и за границу, нарушение принимающим государством контракта с иностранным инвестором, ограничение доступа этого инвестора к судебной защите и т.п.
Страховщиками являются государственные страховые структуры страны инвестора и международные финансовые организации.
Объектом страхования инвестиций от политических рисков являются следующие виды инвестиций:
· акции, другие ценные бумаги и права участия;
· прямые инвестиции (проведение строительно-ремонтных работ, модернизации производства);
· права собственности (недвижимость или оборудование, ввозимое инвестором для своей деятельности);
· имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом;
· ссуды и кредиты.
Страховыми рисками являются события, исходящие из органов власти, управления, народных масс.
При определении конкретного перечня рисков учитываются политическое и экономическое положение страны, принимающей инвестиции, уровень развития экономики, величина валового внутреннего продукта, степень инфляции, конкретный объект инвестиций, объемы внешней и внутренней задолженности, своевременность погашения займов.
В зависимости от перечисленных факторов страхование может проводиться на случай наступления следующих событий:
· изменения в законодательстве, которые могли бы препятствовать инвесторам осуществлять свою деятельность по заранее обусловленной программе;
· принятие нормативных актов, препятствующих инвесторам использовать вложенный капитал и доход от него для дальнейшего инвестирования или перевода в страну инвестора;
· национализация или экспроприация предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов;
· лишение предприятий — объектов инвестирования прав владения землей;
· принятие законодательных актов, позволяющих полностью или частично конфисковывать продукцию предприятия — объекта инвестирования;
· принятие законодательных актов, ухудшающих финансовое положение инвесторов по сравнению с первоначальным;
· принятие нормативных актов, запрещающих право инвесторов входить в руководящие органы предприятия;
· военные действия, гражданские волнения и социальные беспорядки, повлекшие за собой причинение вреда или ущерба имущественным интересам инвестора.
Основные международные акты, регулирующие страхование инвестиций от некоммерческих рисков:
— Вашингтонская Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств.
— Сеульская Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985г. Заключена с целью урегулирования вопросов, связанных с некоммерческими рисками при осуществлении инвестиций на территории других государств. С целью страхования такихъ инвестиций учреждено Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА)
Основным видом деятельности МИГА является предоставление гарантий, включая совместное и повторное страхование некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из другой страны-члена. Гарантии могут предоставляться в виде акционерного участия, в том числе среднесрочным и долгосрочным займам, предоставленным владельцам акций заинтересованному предприятию или гарантированные ими, а также другим формам прямых капиталовложений, которые могут быть определены Советом директоров Агентства.
МИГА является единственной универсальной международной мажправительственной организацией по страхованию иностранных инвестиций от политических (некоммерческих) рисков.
Указ Президента РФ 1993г. «О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков», одобряет инициативу по созданию такого агентства, но не содержит норм, регулирующих соответствующие отношения.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)
Источник
Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств. Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью «Рассылки» или «Статистики разделов» на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь «Расширенным поиском». Возможна также подборка по теме. Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.
В этот день 10 лет назад | все материалы раздела »
АМИ-ТАСС, 11 июня 2011 г. МИД РФ настоятельно рекомендует россиянам при выезде за рубеж приобретать медицинские страховки «В последнее время в ряде стран, в том числе имеющих с Россией соглашения об упрощенных или безвизовых поездках, имели место инциденты, связанные с неуплатой российскими гражданами расходов за оказание им медицинской помощи, — отметили в министерстве. — Как показывает практика, у многих россиян отсутствуют полисы страхования медицинских расходов, действительные при поездках за рубеж».
  Найти : главное , по изданию , по теме , за период
 Получать: на e-mail , на свой сайт
  Рейтинги популярности
Инвестиции в России , 19 февраля 2013 г.
О страховании иностранных инвестиций от некоммерческих рисков: кто защитит иностранного инвестора?
В условиях глобализации международное движение капитала характеризуется масштабными иностранными инвестициями. Иностранные инвестиции являются важным фактором развития мировой и национальной экономик, средством интеграции национального бизнеса в систему международных экономических отношений.
Поддержка прямых инвестиций за рубежом, привлечение инвестиций и формирование положительного инвестиционного имиджа при соблюдении принципа взаимности доступа инвестиций на внутренние рынки, исполнении международных правил, регламентирующих движение капитала, являются важными и неотъемлемыми частями внешнеэкономической политики любого государства. В этой связи, именно от государства исходит инициатива по созданию и соответствующему структурному обеспечению системы гарантирования (страхования) инвестиций, направляемых за рубеж, а также иностранных инвестиций, поступающих в страну из-за рубежа. Процесс размещения иностранных инвестиции «в обоих направлениях» сопряжен с различного рода рисками, т. е. возможным ущербом от неблагоприятных событий, приводящих к убыткам и потерям, порой катастрофическим по своим размерам и последствиям для инвестора. Среди данных рисков наиболее «опасны» следующие некоммерческие (политические) риски: — экспроприация и (или) национализация иностранной собственности государством, принимающим инвестиции; — военные действия и масштабные гражданские беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам инвестора; — введение мер, ограничивающих конвертируемость национальной валюты и режим вывоза капитала и прибыли; — односторонний разрыв договора вследствие действия властей страны, принимающей инвестиции. Важная особенность политических рисков — сложность в прогнозировании вероятности их наступления, отсутствие достаточной статистической базы и, как следствие, фактически индивидуальная (экспертная) их оценка. Кроме того, специфика договоров страхования инвестиций от политических рисков состоит в том, что они заключаются, как правило, на длительный срок (до 20 лет), а размер страховой суммы может превышать 150 млн долл. Именно в силу природы некоммерческих рисков возможности по их принятию на страхование частными страховщиками весьма ограничены. При страховании инвестиций, направляемых за рубеж коммерческому страховщику также крайне сложно реализовать право регресса по отношению к государству, принимающему инвестиции, так как отношения между ними не могут быть основаны на применении международных норм в области инвестиционной деятельности. Вместе с тем одним из главных условий для иностранного инвестора является наличие в стране вложения капитала адекватной системы страховой защиты от неблагоприятного воздействия подобного рода рисков. В 1992 г. Россией была ратифицирована Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1). В целях стимулирования привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и создания механизма страхования иностранных инвестиций был издан Указ Президента России от 26 февраля 1993 г. № 282 «О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков», который исполнен не был. Участие России в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ), недавнее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) (2), обладающих сегодня наиболее серьезным влиянием на национальные инвестиционные процессы и международные инвестиции в целом, актуализирует потребность в развитии механизма страхования иностранных инвестиций в Российскую Федерацию. В последние (особенно посткризисные) годы отмечается постепенный рост инвестиционной привлекательности России. По данным Росстата объем иностранных инвестиций в Россию в 2011 г. составил 190,6 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2010 г. на 75,9 млрд долл. (66,2%). Объем российских инвестиций за рубеж в 2011 г. составил 151,7 млрд долл., увеличившись, по сравнению с 2010 г., на 55,4 млрд долл. (57,6%) [1]. По данным Международного союза страховщиков экспортных кредитов и инвестиций (International Union of Credit and Investment Insurers, Berne Union), объединяющего правительственные и частные экспортные страховые агентства, включая МАГИ, в 2011 г. ими застраховано международных инвестиций на сумму 77,6 млрд долл., из которых на долю России приходится около 7% (5,35 млрд долл.) [2]. В первой половине 2012 г. застраховано прямых иностранных инвестиций на сумму 47 млрд долл., что составляет 10-процентный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [3]. Вместе с тем развитие механизма страхования иностранных инвестиций сдерживается рядом проблем, среди которых не только отмеченные выше объективные ограничения возможностей коммерческого страхового рынка, но и недостаточное правое обеспечение. Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России определены Федеральным законом от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Базовый закон устанавливает национальный режим для иностранного инвестора (за исключением иностранных инвестиций в стратегические отрасли), декларирует гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России, право на возмещение убытков, причиненных им по причинам некоммерческого характера. В отличие от зарубежной практики в России страхование инвестиций, также как и кредитное страхование не выделено в отдельную сферу деятельности и относится к имущественному страхованию. Гражданский кодекс рассматривает финансовые риски инвестора в рамках предпринимательского риска, то есть в виде убытков или потери дохода, которые могут возникнуть вследствие нарушения контрагентом инвестора условий договора и обязательств, предусмотренных законодательством. В целях развития механизма страхования инвестиций представляется целесообразным законодательно определить организационно-правовые и экономические условия предоставления страховой защиты иностранным инвесторам, урегулировать наиболее сложный вопрос, касающийся признания государством, принимающим инвестиции, права международно-правовой суброгации за государством, физические и юридические лица которого осуществляют инвестирование за рубежом. Это означает, что в случае страхования российских инвестиций за рубежом, после возмещения ущерба инвестору Российская Федерация по принципу суброгации, в порядке регресса, приобретает право требовать соответствующую сумму у государства, принимающего российские инвестиции. В силу указанных выше особенностей страхования иностранных инвестиций, общепризнано, что страховая защита инвесторов реализуется на практике через уполномоченную государством структуру. Международный опыт многих стран подтверждает эффективность использования страховых инструментов и продуктов для защиты со стороны специализированного государственного агентства не только национальных экспортеров, государственных и частных финансовых институтов, осуществляющих финансирование и кредитование крупных и долгосрочных экспортно-импортных контрактов, но и инвесторов, осуществляющих, в том числе связанные с экспортом инвестиции. Соответствующие структуры созданы и успешно функционируют в зарубежных странах, на постсоветском пространстве, а с 2011 г. и в России (3). Деятельность, созданного в России агентства носит четко выраженный прогосударственный характер, агентство обладает значительным потенциалом, ориентировано на мировой страховой опыт и располагает широкими возможностями тесного сотрудничества с аналогичными организациями за рубежом. Таким образом, для решения задач привлечения иностранных инвестиций представляется целесообразным формирование механизма страховой защиты. Тогда в случае неисполнения субъектами инвестиционной деятельности своих обязательств перед инвесторами по возврату вложенного капитала, полученного по результатам инвестиционной деятельности дохода, а также на случай ликвидации инвестиционной деятельности будет обеспечена страховая защита прав и интересов как российских, так и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.
Елена НОВОСЕЛЬСКАЯ, кандидат экономических наук, г. Москва