- Как начать бизнес после 50 лет: примеры успешных людей
- Рэндал Смит
- Крис и Сьюзен Бизли
- Лиза Гейбл основала бизнес в возрасте 70 лет
- Мэри Теннисон начала свой бизнес в 63 года
- Марсия Дюарт стала предпринимателем после 50 лет
- Сэм Тейлор открыл галлерею искусств в интернете в возрасте 63 лет
- Джим Бутеншоен в 65 лет покинул IT-индустрию, чтобы заняться дизайном волос
- Эрнестин Шепард, старейшая в мире женщина-культуристка, начала работу в возрасте 56 лет
- В 50 лет начинать бизнес не поздно! Вдохновляющая история LARISA VIAZOVA
- Как родилась идея
- Дело в шапке
- Как мы работали с государственными магазинами
- О сложностях
- Нам нужен свой магазин
- Как мы работаем сегодня
- Мои выводы о бизнесе
Как начать бизнес после 50 лет: примеры успешных людей
Для людей, не теряющих с возрастом интерес к жизни и идущих по пути самосовершенствования, никогда ничего не поздно. Разменяв шестой десяток, многие из них только начинают воплощать свои мечты, в чем помогает им накопленный жизненный опыт. Вы знаете, что основателям McDonald’s, Coca Cola и Kentucky Fried Chicken было уже за 50, когда они создали свой бизнес?
В мире существует огромное количество успешных предпринимателей, которые открыли успешное дело, отпраздновав свой полувековой юбилей и позже. Вот некоторые вдохновляющие примеры.
Рэндал Смит
Рэндал Смит проработал 30 лет в оптической промышленности. В 50 лет он решил, что его знаний и опыта хватит для ведения собственного бизнеса. Со своей женой Джанил они открыли в Канзас-сити магазин оптики высшего класса Smith Sport & Fashion Optical, в котором продают модные очки для спорта, солнцезащитные и для коррекции зрения.
Крис и Сьюзен Бизли
Крис и Сьюзен Бизли начали свой бизнес в середине 50-х годов. Два консультанта по менеджменту с бухгалтерским образованием являются мужем и женой. У них пятеро детей и три внука. В 2009 году они создали блог для помощи другим предпринимателем и консультаций.
Лиза Гейбл основала бизнес в возрасте 70 лет
Часто выступая на презентациях, Лиза постоянно мучилась из падающих лямочек бюстгальтера. Уже после выхода на пенсию она придумала дополнительный ремешок, перехватывающий их на спине, известный сегодня как Strap-Mate, который стал популярен во всем мире.
Мэри Теннисон начала свой бизнес в 63 года
Мэри Теннисон начала выпуск своих изделий после того, как ее 92-летняя мать споткнулась, упала и сломала бедро. Она стала ходить с ходунками, с трудом носила свою сумку. Мэри осенила идея, и она создала модель StashAll, которую можно крепить к опоре.
Марсия Дюарт стала предпринимателем после 50 лет
Работая в Merrill Lynch, где Марсия Дюарт преподавала на компьютерных курсах, в свободное время она стала выяснять, как обстоит дело с навыками работы на компьютере у пожилых людей. Она поняла, что многие из них затрудняются даже создать свою электронную почту. В 1998 году она покинула основную работу и стала давать индивидуальные уроки, набирать группы по компьютерной грамоте.
Сэм Тейлор открыл галлерею искусств в интернете в возрасте 63 лет
Через полгода после выхода на пенсию Сэму стало скучно. Работая режиссером в Эдинбурге, он вскоре понял, что ему лучше найти самостоятельное занятие. Его жена занималась текстильным искусством. Они решили соединить опыт Сэма в бизнесе и талант супруги. Созданная ими онлайн-галерея искусств стала пользоваться большой популярностью.
Джим Бутеншоен в 65 лет покинул IT-индустрию, чтобы заняться дизайном волос
Джим из Спрингдейла 22 года проработал маркетологом, после чего решил создать свой бизнес. У него не было определенной идеи. Он потратил более 5 лет на ее поиски, приобрел «Школу красоты» в Арканзасе, затем открыл собственную «Академию дизайна волос», набрав вначале 6 сотрудников. И дело пошло!
Эрнестин Шепард, старейшая в мире женщина-культуристка, начала работу в возрасте 56 лет
Если вы ничего не знаете об этой женщине, то вы будете изумлены. Она впервые вошла в зал, когда ей исполнилось 56 лет. Эрнестина Шепард недавно отпраздновала свое 80-летие.
Однажды, отправившись с сестрой на вечеринку у бассейна, они решили, что пришло время заняться спортом, так как стали заметны возрастные изменения. Они начали с аэробики, а затем перешли на силовые тренировки. Сделав небольшой перерыв, Эрнестин вернулась к спорту в возрасте 71 года.
Она звезда, фотомодель и тренер по бодибилдингу. Начинается ее день в 4 часа утра пробежкой в 16 км, в 8 утра она приступает к тренировке в зале. Сама она берет уроки у бывшего «Мистера Вселенной» Йонни Шамбургера, ложится спать в 10 вечера.
Отличные примеры, не правда ли? А кто-нибудь из ваших знакомых открыл свой бизнес после 50-ти?
Источник
В 50 лет начинать бизнес не поздно! Вдохновляющая история LARISA VIAZOVA
Лариса Вязова решилась на бизнес в 50 лет и теперь с воодушевлением рассказывает, как это здорово — быть успешной и востребованной в своем возрасте. Сегодня у нее семейное дело, которое приносит ей стабильный достойный доход и, главное, удовольствие. О том, как решиться на предпринимательство в 50+ и грамотно выстроить бизнес, Лариса Вязова — основательница бренда вязаных изделий LARISA VIAZOVA — поделилась с «Про бизнес».
— Вязова — моя настоящая фамилия. И я хочу поделиться своей историей успеха, чтобы доказать, что открыть бизнес никогда не поздно. Мне удалось это сделать в 50 лет.
Я не побоялась рискнуть и теперь вместо жизни на одну пенсию с удовольствием занимаюсь любимым делом и несколько раз в году отдыхаю в Черногории.
Почему-то наши люди списывают себя со счетов еще задолго до выхода на пенсию и находят тому многочисленные оправдания: или возраст для бизнеса уже не тот, или нужно помогать детям, или надо заниматься дачей…
Кажется, что бизнес — это что-то непостижимое, необъятное и страшное, что для него обязательно нужны большие деньги и коммерческая жилка. Я считаю, что это всего лишь растиражированные страхи. Для меня предпринимательство — это в первую очередь увлекательное занятие, где любое мое действие влияет на успех всего дела. Часто двигаешься на ощупь без каких-либо гарантий ожидаемого результата. И постепенно, шаг за шагом, перебираешь возможности, отказываешься от лишнего и концентрируешься на том, что действительно работает. Так и нарабатывается ценный опыт предпринимательства.
Фото с сайта promoda.by
Как родилась идея
По образованию я инженер-системотехник, окончила МРТИ (Минский радиотехнический институт, нынешний БГУИР), карьеру начала по специальности, работала на заводе им. Орджоникидзе, потом — рекламным агентом в каталоге Yellow Pages и моделью в БЦМ (Белорусский Центр Моды), затем администратором в салоне красоты. Потом у меня был свой массажный кабинет. Когда нам резко подняли арендную плату, я закрыла его в надежде открыть свой салон красоты в собственном помещении. Но в итоге отказалась от этой идеи: застройщик затянул со сдачей здания, да и бизнес этот уже переживал не лучшие времена.
В 90-х у меня появилась вязальная машина. Как сейчас помню, «Нева-5». Я делала на ней шапки-«петушки», очень популярные в то время. Тогда этим можно было заработать на автомобиль.
Но машинное вязание особого восторга у меня не вызывало — мне всегда нравилось ручное. Оно давало больше возможностей для творчества, и в каждую созданную вещь я вкладывала свою душу. Я регулярно покупала популярный тогда журнал «Бурда» и однажды даже выиграла в конкурсе. В основном я работала с клиентами под заказ.
Однажды, когда я прогуливалась по магазинам, у меня возникла интересная идея — создавать стильные головные уборы для женщин. На то время было настоящей проблемой найти их. В бутиках продавались дорогие брендовые вещи, а в обычных магазинах — однообразные трикотажные шапки с морально устаревшим дизайном.
У меня был приличный опыт в вязании (с 12 лет), и я четко улавливала модные тенденции. Ведь я длительное время не только работала моделью, но и посещала показы мод в качестве зрителя, вела семинары по стилю для бизнес-клиентов и консультировала женщин по гардеробу, участвовала как стилист в съемках для телевидения.
Фото предоставлено автором
Так родилась идея создать бренд вязаных головных уборов.
Дело в шапке
Расчеты поместились на тетрадный листок. Они показывали, что минимальная рентабельность такого бизнеса — 100%, а основные затраты — пряжа, фурнитура для отдельных моделей, расходники вроде стикеров и ярлыков. Я понимала, что одной мне не справиться, поэтому поделилась идеей с сыном. Он меня сразу поддержал.
Мы поняли, что нет смысла вязать 100−200 шапок и идти с ними на выставку. Нужно было сразу делать более крупные партии и размещаться в крупных магазинах: чтобы быстрее понять, куда двигаться дальше и стоит ли вообще заниматься этим бизнесом.
С сыном разделили наши обязанности так: я взяла на себя разработку дизайна и изготовление (вязание) шапок, а он — документооборот и сотрудничество с магазинами. На тот момент он окончил юрфак и уже понял, что работать по специальности не будет. Занимался творчеством: писал под заказ детективы. Работа его устраивала, но, как и любому амбициозному молодому человеку, ему хотелось чего-то своего. Рассчитывать на приличные заработки в литературе тогда не приходилось, и он решил поддержать меня в бизнесе.
Я перфекционист, и поэтому дебютная коллекция шапок далась мне непросто. Но я гнала прочь все сомнения. Даже пожертвовала своим подарочным сертификатом на личную фотосессию в пользу съемок шапок. Уже тогда мне было понятно, что в век Интернета одних образцов товара недостаточно, нужны еще и красивые фотографии.
Первоначально я разработала 10 моделей шапок и несколько моделей шарфов. Чтобы связать более 1500 изделий, у меня ушло около года.
Изначально я планировала работать с магазинами как ремесленник, но это было иллюзией. Как выяснилось, в таком статусе никто не хотел со мной сотрудничать. Поэтому сын за день зарегистрировал ИП и открыл банковский счет.
Он разобрался со штрих-кодами, купил термотрансферный принтер для печати на стикерах и договорился со знакомым художником Павлом Булвой, который разработал нам фирменный ярлык с логотипом.
Фото предоставлено автором
Для изготовления шапок не требовалось ни какого-то специального оборудования, ни аренды помещения. Нужны были только обыкновенные спицы.
К первым отгрузкам мы готовились с особой тщательностью. Вооружившись иголкой, с утра до позднего вечера я пришивала к шапкам нейлоновые этикетки, муж прикреплял фирменные ярлыки, сын распечатывал стикеры и готовил документы.
Фото предоставлено автором
Когда стало очевидно, что шапки «пошли», и пора масштабироваться, мы прикинули необходимый объем производства — около 2500 изделий в год — и наняли еще двух вязальщиц. Так я смогла целиком сосредоточиться на дизайне.
В первую коллекцию мы вложили около $ 12 000. В основном это расходы на пряжу и фурнитуру. Уже спустя год эти затраты окупились практически наполовину.
Первое время я, конечно, понимала, что пока мы на рынке «никто», и на каждом шагу чувствовала скептическое отношение к нашей продукции. Но несмотря на это нам удалось попасть на полки государственных магазинов.
Фото предоставлено автором
Как мы работали с государственными магазинами
Сначала работали с крупными минскими универмагами: ГУМ, ЦУМ, «Беларусь», «Кирмаш», «Торговый дом «На Немиге»».
На переговоры о сотрудничестве всегда брали шапки — дизайнерские изделия желательно продавать вживую. Если товароведу понравится ваша продукция — считайте, что полдела уже сделано. Никаких искусственных барьеров по выходу на рынок у нас не было.
Кроме этого, мне удалось договориться о сотрудничестве с собственником пяти сетевых магазинов. Наши шапки продавалась и в регионах, например, в бобруйском и витебском универмагах. Еще работали с такими небольшими магазинами, как «Рамонак», «Блискавица» и «Дорорс».
Работа с государственными магазинами — это отдельная наука! Потому что требования у них специфические. Например, буквы на этикетке не должны быть слишком большими, чтобы поместилась вся информация, и в то же время не слишком маленькими, чтобы текст оставался читабельным. А штрих-код не должен подходить вплотную к нижнему краю стикера. На одних переговорах, например, товароведы измеряли высоту букв ученической линейкой и посоветовали нам увеличить их на пару миллиметров.
Однажды директору одного магазина настолько понравился наш товар, что она тут же познакомила нас с куратором выставки Беллегпрома, и нам предложили в ней поучаствовать. Мы много сил вложили в оформление стенда — и результат был виден по реакции посетителей, которые замедляли шаг, подходили к нам, брали в руки наши шапки. Турецкие бизнесмены, например, все никак не хотели поверить, что шапки связаны вручную, и говорили, что мы их обманываем, все это сделано на машинах. И тут же предложили поставить нам целую фуру пряжи.
Фото предоставлено автором
О сложностях
Мы работали всей семьей как одержимые. После завершения сезона выяснилось, что я угадала далеко не со всеми моделями шапок, нам удалось продать их больше 700 штук, то есть около 45% от всего объема. Главной ошибкой было то, что при выходе на рынок моделей шапок было мало, и я отвязывала их крупными партиями — а некоторые модели за счет необычного дизайна остались непонятыми покупателями.
Также мы столкнулись с неорганизованностью отдельных партнеров, когда приходилось бегать за ними с товаром по всему городу, апатичностью некоторых товароведов, словно за окном был еще СССР, а также задержками платежей.
Знакомые предприниматели изначально пугали нас тем, что государственные магазины очень плохо рассчитываются и что с нашей моделью бизнеса мы наверняка прогорим. Однако нам удалось избежать серьезных проблем с расчетами: мой сын педантично работал с финансами и не стеснялся напоминать некоторым нашим партнерам о неисполненных обязательствах. Когда же и это не срабатывало, он писал им письма с требованием ликвидировать задолженность.
Если вы хотите реализоваться в бизнесе, вам нужно сразу забыть, что такое стеснение. Особенно когда речь заходит о ваших деньгах. Это не назойливость, а самоуважение.
После первого сезона мы поняли:
1. Нужно расширять ассортимент, что мы и стали делать. В итоге с 2012 по 2018 год он вырос примерно в 22 раза и сейчас включает в себя не только шапки, но и повязки, капюшоны, воротники, снуды, варежки и манишки. Всего более 220 моделей разных размеров и цветов. Мы поняли, что удобно покупать все сразу в одном месте — и для нашего бизнеса такой подход идеален: сезон продаж короткий, а покупатель может прийти со всей семьей и сразу сделать 5−10 покупок.
Фото предоставлено автором
2. Отказываться от сотрудничества с партнерами со слабыми продажами. Только вот денег на дальнейшее развитие не хватало…
Нам нужен свой магазин
Муж, который поначалу отнесся к моей идее скептически, поддержал меня и предложил продать свою машину. Вырученные деньги и пошли на развитие.
Когда мы окончательно перестали справляться с объемами работы, то наняли сотрудников и отдали на аутсорсинг бухгалтерию. Я смогла полностью посвятить себя креативу, не отвлекаясь на операционную деятельность.
Фото предоставлено автором
Еще нужно было решать классическую проблему с кассовыми разрывами. Наши партнеры рассчитывались неравномерно, а нам нужно было покупать пряжу, выплачивать зарплаты сотрудникам, оплачивать бухгалтерские услуги и фотосессии. Я уже молчу о первых дивидендах.
Проблему с кассовыми разрывами мы решили, опираясь на опыт крупных производителей со своими торговыми сетями — открыли свой магазин в посещаемом торговом центре.
Так как появилась розница, зарегистрировали еще одну фирму, наняли сотрудников.
Всего с осени 2012 по сентябрь 2018 года включительно мы уже продали более 7300 изделий. Когда я представляю, сколько людей носит наши шапки, то у меня захватывает дух от восторга. Наша продукция уже давно путешествует по всему миру: Словакия, Польша, Канада, Иран, Китай, США, Германия, Испания, Казахстан, Россия, Прибалтика…
Я разработала столько моделей шапок и аксессуаров, что могла написать целую книгу. И со временем моя мечта с подачи крупного российского издательства сбылась. Книга «Самые красивые шапки и шарфы для вязания спицами» до сих пор продается в интернете и радует меня позитивными отзывами.
Фото предоставлено автором
В 2016 году мы всерьез рассматривали выход на масс-маркет. Сын пообщался с партнерами, прикинул себестоимость и приобрел японскую вязальную машину. Правда, ее еще нужно было освоить, а время поджимало, поэтому мы нашли фабрику-партнера, подобрали сырье и сделали первую партию под заказ. Это были простые трикотажные шапки, но качественно сделанные и с хорошей посадкой по голове.
Бюджетные шапки пришлись ко двору, однако после посещения международной выставки CHAPEAU в Москве мы поняли, что в этом сегмента рынка не сможем тягаться по цене ни с турками, ни тем более с китайцами, а вопрос себестоимости здесь был ключевым.
Стало очевидно, что не нужно пытаться конкурировать везде и со всеми, достаточно работать в том сегменте рынка, где ты наиболее сильный, и быстро наращивать свои конкурентные преимущества, чтобы стать недосягаемым для конкурентов.
Крупному бизнесу наша ниша была неинтересна, да и скопировать точно такие же шапки он бы не смог по технологическим причинам, а отдельно взятые ремесленники не могли тягаться с нами в масштабах.
В 2017 году после детального подсчета мы пришли к выводу, что сотрудничество с государственными магазинами нам больше неинтересно, ведь оно сопровождается большими накладными расходами, которые съедают большую часть полученной выручки, да и временные издержки были для нас довольно чувствительными.
Фото предоставлено автором
Как мы работаем сегодня
В 2017 году мы вышли на хороший уровень продаж — за сезон продали 2378 изделий. Одна только розница в среднем ежемесячно продает 245 единиц. Чтобы было понятнее, стандартный сезон — это всего 4 месяца (с октября по январь включительно). Например, ЦУМ за сезон продал более 700 наших изделий, т.е. 80% от отгруженного, хотя когда-то продавал за сезон всего 196 единиц. Чтобы добиться таких результатов, мы согласовали размещение фирменной стойки с нашими изделиями, и периодически я туда приезжала, чтобы проверить выкладку нашего товара.
Очень важно, чтобы товар был отгружен заранее и размещен на полках до наступления первых холодов. Многое зависит и от погоды: чем дольше держатся холода, тем успешнее сезон.
Сейчас у нас задействовано два канала продаж: своя розница и участие в модных маркетах.
Рентабельность от вложенных средств на сегодня составляет 43%.
В среднем наш головной убор стоит от 49 до 59 руб. ($ 25−30), шарф/снуд — 45−74 руб. ($ 22−37), варежки от 25 до 29 руб. ($ 13−15).
Материал закупаем у белорусских поставщиков. Сырье в основном турецкого производства и немного российского. В свое время мы купили большой объем пряжи и связали много продукции, которой с учетом плана продаж на текущий сезон (3350 ед.) вполне хватит. Сейчас работаем точечно, отвязывая новые модели малыми партиями, и повторяем только те, которые отлично продавались в прошлом сезоне.
Фото предоставлено автором
Текущие расходы на сегодня — оплата аренды магазина, участие в выставках, реклама в Instagram. Продвигаемся сейчас в основном именно через этот канал. По-прежнему хорошо работает и сарафанное радио.
Команда у нас небольшая, такой классический семейный бизнес. Я занимаюсь креативом и сама отвязываю новые партии изделий, сестра целиком занимается розницей, сын — финансами, документами, выставками и продвижением. Периодически помогает мой муж.
До недавнего времени кроме меня было 3 вязальщицы, они делали весь объем 250−300 единиц в месяц. Но сейчас я снова отвязываю все сама, так как в предыдущие годы мы сделали гораздо больше, чем могли продать на рынке. Поэтому сейчас временно немного сбавили темп.
Мы осознанно ушли в формат крафтовой экономики: я считаю, что это здорово, когда между покупателем и производителем нет лишних барьеров, и можно быть гибким и эффективным. Масштабирование для нашего бизнеса — не самый лучший вариант.
Фото предоставлено автором
Мои выводы о бизнесе
Многие предприниматели открывают все новые и новые точки, несмотря на то что рынок сейчас переживает не лучшие времена, и продают точно такой же товар, что и остальные. Конкурировать в такой ситуации только за счет снижения цен — это путь в никуда. Я считаю, что будущее прежде всего за качественным и оригинальным продуктом, отличным сервисом и серьезным маркетингом. Это значит, что для достижения успеха не обязательно открывать десятки новых магазинов, очередь со всего города может стоять и в один. Просто нужно убедить потенциального покупателя, что твой товар действительно лучший и полностью решит его проблему.
И напоследок я хочу сказать: не бойтесь начинать бизнес с малого, с того, что знаете и умеете делать прямо сейчас, с того, что у вас получается лучше, чем у других.
И никогда не бойтесь ошибаться. Как нужно вести бизнес, знают все, а как не нужно — единицы. Любая ошибка — это прежде всего опыт и очередной шаг навстречу своей цели.
Источник