- Международные межправительственные организации
- Право международного характера
- Субъектный состав
- Понятие международных межправительственных организаций
- История появления субъекта
- Межправительственные и неправительственные международные организации: отличия
- Что такое признаки межправительственной организации?
- Особенности межправительственных организаций
- Особенности правосубъектности
- Процесс создания субъекта
- Управленческие органы организации
- Заключение
- Международные межправительственные организации
Международные межправительственные организации
Большинство современных государств в XXI веке взаимодействуют друг с другом при решении определенных вопросов. При этом международная деятельность касается сегодня многих внутринациональных вопросов. К примеру, торговля, политика, медицина и другие подобные сферы все больше переходят на всемирный уровень. Конечно, глобализация, а именно так и называется данный процесс, является позитивным фактором. Она позволяет задействовать больше людей при разработке какой-либо проблематики. К тому же глобализация влияет на процесс взаимного обмена информацией и культурными особенностями между различными государствами. При этом нужно отметить, что международная сфера регулируется одноименной правовой отраслью. Последняя имеет свою специфику и определенных субъектов, которые вступают в правоотношения.
Наиболее специфическими субъектами международного права являются межправительственные организации. По их поводу не существует на сегодняшний день единого правового мнения среди ученых. Поэтому юридический статус международных межправительственных организаций характеризуется огромным количеством особенностей, которые существенно отличают данного субъекта от иных сторон в отношениях между странами.
Право международного характера
Конечно, любое юридическое явление необходимо рассматривать с позиции отрасли, которая его непосредственно регулирует. Межправительственные организации – это субъект одноименной отрасли. Они представляют собой совокупность юридических норм, которыми регулируются отношения между странами, организациями, общностями. При этом в подобных отношениях должен в обязательном порядке присутствовать иностранный элемент. Этот ключевой фактор выделяет международное право среди иных, более классических правовых отраслей, которые существуют в национальных юридических системах.
Субъектный состав
Одной специфической чертой международного права является состав лиц, которые могут принимать участие в отраслевых правоотношениях. В классической теории юриспруденции принято разделять субъектов той или иной сферы регулирования на юридических и физических лиц. В международном праве подобной градации нет, потому что люди не являются его субъектами, хотя многие ученые пытаются доказать противоположное. Тем не менее участвовать в отраслевых отношениях могут:
- непосредственно государства;
- ордена и союзы;
- организации, осуществляющие представительство какого-либо народа;
- изгнанные правительства;
- вольные города и субъекты политико-территориального устройства той или иной страны;
- межправительственные, неправительственные организации.
Таким образом, представленные субъекты являются прямыми участниками отношений между различными странами. При этом их список не является исчерпывающим. Ведь все международное право в большей своей части представляет совокупность договорных норм. Поэтому никто не может дать гарантию, что через определенный промежуток времени не будет выведен прецедент принадлежности иных лиц к институту субъектов упомянутой отрасли.
Понятие международных межправительственных организаций
Любое юридическое явление, институт, правило или же норма имеют собственно определение. Межправительственные организации также не исключаются из сферы действия этого правила. Понятие этого субъекта можно найти как в специальных договорах, так и на уровне доктрины. Наиболее общее понятие гласит о том, что международной межправительственной организацией является фактическое объединение нескольких независимых, суверенных государств. В данном случае большое значение имеет цель создания подобного субъекта. В большинстве случаев межправительственные организации создаются для достижения каких-либо экономических, политических, социальных, научно-технических результатов. Юридической основой их «рождения» становится не что иное, как договор многостороннего характера.
История появления субъекта
Конечно, межгосударственные межправительственные организации существовали далеко не всегда. Более того, само понятие этих субъектов появилось в период между XIX и XXI веком. Суть в том, что такого рода организации стали формой многосторонней дипломатии. Но лишь в середине XX века в резолюции Экономического и Социального Совета ООН было дано официальное определение подобного субъекта. С этого момента межправительственные организации стали полноправными участниками международных отношений. Нормативная закрепленность дала толчок к разработке правил, форм деятельности и признаков подобных субъектов. Поэтому в XXI веке существование и деятельность упомянутых субъектов не вызывает ни у кого вопросов.
Межправительственные и неправительственные международные организации: отличия
Сегодня можно встретить множество схожих между собой юридических категорий. К числу таковых можно причислить неправительственные и международные межправительственные организации. Субъекты международного права двух представленных типов существенно отличаются между собой. Главным разграничивающим фактором является момент непосредственного создания. Неправительственные организации учреждаются частными лицами. Помимо этого, в их деятельности не присутствует коммерческий интерес.
Существует три основных критерия, которым подобные субъекты должны отвечать.
- Во-первых, их деятельность во всех случаях добровольна, в то время как межправительственные организации придерживаются определенной линии в своей работе.
- Во-вторых, цели подобных субъектов глобальны. Они направляются на достижение каких-либо международно-правовых интересов.
- В-третьих, учредительство организаций такого рода происходит на частной основе. К тому же они не являются образованиями территориального типа.
Таким образом, организации межправительственные и неправительственные – это два совершенно разных субъекта, юридическая основа которых существенно отличается.
Что такое признаки межправительственной организации?
Если мы говорим о каком-либо юридическом институте, то необходимо в обязательном порядке упомянуть его ключевые особенности. В теории права они называются признаками. Они представляют собой те особенности, которые выделяют юридическое явление из массы иных. Признаки межправительственной организации, как мы понимаем, также существуют в теории одноименной отрасли. При этом они играют важную практическую роль. Если организация не отвечает ряду определенных моментов, то её невозможно признать межправительственной. Таким образом, определение признаков – это важный аспект работы упомянутого в статье субъекта.
Особенности межправительственных организаций
Ученые выделяют множество ключевых моментов представленных субъектов. Однако самыми главными являются всего лишь шесть основных признаков.
- Прежде всего, субъекты межправительственных организаций – это в обязательном порядке суверенные государства.
- Вторым ключевым признаком является их договорная основа. Учредительный акт является основным юридическим фактом создания межправительственной организации. В подобном документе можно найти ведомости о принципах, формах и направлениях её деятельности, органах управления, структуре, участниках и их компетенции, а также другие подобные вопросы.
- Неотъемлемым признаком организации является наличие экономических, политических, культурных или иных целей.
- В обязательном порядке межправительственные организации, а точнее их деятельность, контролируется специальными, созданными на основе учредительного договора, органами.
- Юридическая основа и деятельность организации должна отвечать нормам и принципам международного права.
- Последним специфическим признаком подобного субъекта является его правосубъектность.
Таким образом, представленные признаки международной межправительственной организации характеризуют субъект как участника правоотношений определённого типа. Чтобы та или иная организация смогла вступать во взаимодействие на мировом уровне, она должна отвечать всем без исключения особенностям, указанным выше.
Особенности правосубъектности
Субъект каких-либо отношений должен обладать определенным юридическим статусом. Данную категорию можно охарактеризовать как правосубъектность. Она состоит из двух взаимосвязанных элементов: правоспособности и дееспособности. Правосубъектность межправительственных организаций характеризуется собственной спецификой, которая далеко не всегда отвечает классическим канонам права. Суть в том, что упомянутые в статье субъекты не являются тождественными обычным государствам. Конечно, они создаются на основе договора между странами, однако суверенитетом не обладают. То есть правоспособность и дееспособность межправительственных организаций возникает с момента их непосредственного создания. В процессе своей деятельности объединения являются официальными представителями сторон-участников. Его работа гарантирует исполнение целей, ради которых государства основали организацию. Таким образом, правосубъектность межправительственных объединений существенно ограничивается интересами его участников.
Процесс создания субъекта
Международные межправительственные организации создаются путем общего решения определенных стран. Для этого между будущими участниками объединения заключается учредительный договор.
Как уже указывалось ранее, в этом документе представлены ведомости о работе объединения, его органах управления, целях создания, членах и т. д. Субъекты создания в дальнейшем будут именоваться «государства-учредители». Именно они будут принимать решение о возможности включения иных держав в организацию. Обычно юридический статус государств-учредителей и принятых стран является абсолютно одинаковым. Тем не менее договором вполне могут предусматриваться ограничения для держав, которые были включены в объединение позже момента его создания.
Управленческие органы организации
Межправительственные объединения, а точнее, их деятельность должна чем-то регулироваться. Договор – это юридический аспект координирования работы субъекта, а органы управления – организационные. Как правило, управление делится на основное и дополнительное. Органы первого вида создаются на основе учредительного договора и занимаются решением наиболее важных вопросов деятельности межправительственной организации. Дополнительные или же вспомогательные органы имеют временный характер, а их создание происходит с целью регулирования конкретных процессов.
Заключение
Итак, в статье мы выявили ключевые признаки межправительственных международных организаций. Конечно, дальнейшая теоретико-правовая разработка подобных субъектов необходима, ведь они все чаще встречаются в мире сегодня.
Источник
Международные межправительственные организации
Современные международные организации могут быть разделены на две основные категории: международные межправительственные организации, называемые «публичными», и международные неправительственные организации (МНПО), являющиеся, так сказать, «частными». Данная статья посвящена первой категории; вторая, охватывающая сотни различных видов организаций, рассматривается в статье, озаглавленной «Участники международных отношений».
Классификация международных межправительственных организаций может проводиться различными способами с учетом существенных различий в их статусе (коммерческие, некоммерческие и т. д.), структуре, задачах, функциях, финансировании, рабочих языках и правилах членства. Однако все они являются межгосударственными организациями, созданными в соответствии с учредительным документом (таким как договор или соглашение), которые наделяют их собственными полномочиями по принятию решений, отличающимися от полномочий их государств-участников, а также определяют их юрисдикцию, устанавливают постоянную организационную структуру и предоставляют средства достижения как общей цели, так и решения конкретных задач в международном масштабе.
Международная межправительственная организация представляет собой юридическое лицо (то есть «корпоративный орган» или корпорацию), и в данном качестве она может заключать соглашения с другими организациями (например, соглашение о штаб-квартире со страной, в которой она расположена), обладать движимым и недвижимым имуществом, защищать свои права и урегулировать споры в суде, а также претендовать на особые привилегии, такие как освобождение от налогов. Эти атрибуты позволяют организации быть самостоятельным актором на международной арене.
Полномочия, предоставляемые международной организации, могут быть более или менее широкими. Международные межправительственные организации выполняют функции сотрудничества и интеграции. Вообще говоря, целью международной организации является скорее сотрудничество, то есть согласование различных политических позиций государств-участников, нежели интеграция, то есть выработка общей политической стратегии, которую бы сама организация определяла и регулировала. Если говорить о методах координации, используемых ими в своей деятельности, то международные организации, в общем случае, принимают соответствующие стандарты и следят за их соблюдением.
Международные межправительственные организации в целом имеют однотипные организационные структуры. Подавляющее большинство из них включают секретариат, генеральную ассамблею и различные советы, комиссии и другие коллегиальные органы, либо заседающие на постоянной основе, либо созывающиеся для решения конкретных вопросов, а также судебные органы, посреднические агентства и, зачастую, региональные отделения.
С исторической точки зрения зарождение международных ассоциаций относится к V и VI векам нашей эры. Только с формированием современных национальных государств, после заключения Вестфальского мира в 1648 году, начинают устраиваться первые дипломатические конференции. Однако концепция межправительственной системы начала действительно развиваться уже после завершения наполеоновских войн.
Венский конгресс 1815 года открыл эпоху многосторонних договоров, которые не только кодифицировали международное право, оговаривали дипломатический статус и отменяли рабство, но также устанавливали первые международные режимы для упорядочивания судоходных путей, а именно Центральную комиссию судоходства по Рейну (1815 г.) и Дунайскую комиссию (1856 г.). К этим международным организациям в скором времени присоединились Международный союз электросвязи (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.) и Международное бюро Парижского союза по охране промышленной собственности (1884 г.).
В 1907 году Гаагские конференции, объединившие не только европейские страны, но и латиноамериканские республики, провозгласили принципы универсальности и равенства, которые в конечном итоге привели к созданию Лиги Наций. Лига Наций, основанная Версальским договором в 1919 году, стала по своему масштабу поистине универсальным собранием суверенных государств. Однако отсутствие США (несмотря на роль президента Вудро Вильсона в становлении Лиги Наций) наряду с ограниченными средствами и полномочиями новой международной организации, привело к неспособности предотвратить мировой экономический кризис 1929 года и, что более важно, начало Второй мировой войны.
Лидеры союзников в 1944 году на встрече, состоявшейся в Бреттон-Вудсе, Нью-Хэмпшир (США), учредили Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд. В 1945 году они снова встретились в Сан-Франциско и основали Организацию Объединенных Наций (ООН). ООН учредила ряд специализированных органов, а также специальных программ, таких, как Программа развития ООН (ПРООН); программ финансирования, включая Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ); региональных и специальных комиссий, таких как Экономическая комиссия для Африки (ЭКА ООН) и Комиссия международного права (КМП); и программных конференций, таких как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1948 году 23 страны подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 1995 году. В настоящее время в ВТО входят более 150 государств-участников, включая Россию, которая вступила в 2012 году после 18 лет переговоров.
В результате стремительных событий на международной арене, особенно связанных с распространением коммунистических идей и подъемом национально-освободительного движения колониальных народов, было создано большое количество международных институтов, чаще всего на региональной или межконтинентальной основе. Некоторые из этих учреждений исчезли после распада СССР и Советского блока; одним из примеров является Организация Варшавского договора, которая была создана в качестве противовеса Организации Североатлантического договора (НАТО). Другие международные межправительственные организаций были созданы в ответ на значительное развитие международной торговли, рост взаимозависимости и необходимость поиска решений проблем, которые национальные правительства не могли решить самостоятельно. Сегодня существует около 400 межправительственных организаций; более 200 из них находятся в Африке с ее 54-мя странами. В период с 1945 года, когда была основана Организация Объединенных Наций, и по настоящее время число государств-участников ООН возросло с 51 до 193.
Поскольку количество международных межправительственных организаций постоянно увеличивается, их роль в эволюции глобальных отношений становится все заметнее. Национальные правительства осознали, что официальное сотрудничество друг с другом может помочь решить проблемы, в том числе внутригосударственные, практически во всех областях, включая мир, экономику, торговлю, оборону, здравоохранение, окружающую среду, права человека, культуру, а также развитие науки и технологий.
Хотя невозможно перечислить все виды международных межправительственных организаций, их можно условно разделить на следующие обобщенные категории:
- глобальные с общей юрисдикцией; например, Организация Объединенных Наций;
- глобальные с конкретной юрисдикцией; например, специализированные учреждения ООН, такие как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирная торговая организация (ВТО);
- континентальные; например, Африканский союз (АС), Организация американских государств (ОАГ) и Европейский союз (ЕС). Последняя – единственная наднациональная организация подобного типа, продемонстрировала рост своих участников с 6-ти стран в 1957 году, когда она была основана в Риме, до более чем 28-ми в 2018 году, оставаясь открытой для других кандидатов, с которыми ведутся переговоры о вступлении. Данная категория также включает в себя континентальные банки развития, а также экономические комиссии ООН, действующие на каждом континенте;
- межконтинентальные; например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Содружество наций; Международная организация франкоязычных стран (Франкофония), Организация исламского сотрудничества (ОИК) и Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).
- региональные; например, Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Глобализация мировой экономики, с одной стороны, и рост политической нестабильности и угроз вооруженных конфликтов, с другой стороны, побудили страны искать новые формы международного управления. Каждый день подписываются новые многосторонние соглашения, организуются конференции по вопросам общемировой важности и проводятся мероприятия, выходящие за рамки национальных границ. Международные организации занимают все более видное место на мировой арене, но в то же время ведущие экономические державы, действуя через такие группы, как G7 и G20, которые часто не имеют определенного юридического статуса, начали создавать свои собственные сферы влияния. Не нарушая жизнеспособность межправительственных организаций в целом и не ставя под сомнение целесообразность их деятельности, данное явление показывает, что в будущем международные межправительственные организации, создающие их государства, и другие участники международных отношений, количество которых неуклонно растет, должны наладить более тесное взаимодействие, если они хотят обеспечить устойчивость мирового развития.
Автор: Louis Sabourin, Professor. International Organizations [Электронный ресурс].
Источник