Космические деньги: почему миллиардеры инвестируют в космический туризм
Когда все заболели космосом?
Теперь на рынке три компании, которые спешат оказаться первыми аэрокосмическими перевозчиками. Это Blue Origin, Virgin Galactic и SpaceX. Маск, Безос и Брэнсон заболели другими мирами в юности. Хотя все трое и принадлежат к разным поколениям, космическая гонка, высадка на Луну и образы других планет из научной фантастики и массовой культуры произвели глубокое впечатление на каждого из них. Глава Tesla и SpaceX, которому сейчас 49 лет, в одном из интервью рассказывал, что собрал свою первую видеоигру еще подростком, когда жил в ЮАР: «Конечно же, она была о космосе». Семидесятилетний британец Ричард Брэнсон, по собственному признанию, с 25 лет только и делал, что «глотал научную фантастику книга за книгой». «Покорение Луны вдохновило меня заняться космосом. Я был очень молод, помню черно-белую трансляцию по телевизору», — делился он с журналистами. Безос (ему сейчас 57) рассказывал, что высадка на Луну поселила у него в голове мысль построить в космосе сеть отелей, парков развлечений и колонии на 2–3 млн человек. «Меня это [высадка Нила Армстронга и База Олдрина на Луну] заразило идеей. После этого не вы преследуете ее, а она вас. Я мечтал о космосе и готовился с тех самых пор», — вспоминал миллиардер. Помимо лунной программы Безос увлекался идеями знаменитого физика из Принстонского университета Джерарда О’Нила, который говорил о необходимости колонизации других планет в случае эпидемий, голода и неизбежной перенаселенности Земли. Однако, несмотря на все свои романтические мечты, первые миллионы и миллиарды каждый из этой троицы заработал в совсем других сферах. Но лететь, вооружившись бизнес-опытом и деньгами, они решили почти одновременно. Все три главные компании в частном космосе появились буквально друг за другом: в 2000-м — Blue Origin Безоса, в 2002-м — SpaceX Маска, а в 2004-м Брэнсон запустил Virgin Galactic.
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы получить доступ к этому и другим материалам РБК Pro. Первые 30 дней бесплатно.
Источник
«Ты просто космос»: как заработать на полетах в другие миры
Космический сегмент мировой экономики уже сейчас оценивается в $400 млрд, и на Уолл-стрит ждут, что в ближайшие 10–20 лет этот рынок вырастет еще больше.
Как и в XX веке, космос пока остается территорией крупных аэрокосмических и оборонных компаний, зависящих от госзаказов. Но в последние годы в этой сфере появляется все больше новых частных фирм — и некоторые из них торгуются на биржах.
Virgin Galactic: первый в мире космический туроператор на бирже
В 2004 году британский бизнесмен Ричард Брэнсон задумал заняться космическим туризмом и организовал аэрокосмическую компанию Virgin Galactic. Планировалось, что первый полет состоится в 2009-м, но разработка и испытания суборбитального космоплана класса SpaceShipTwo затянулись.
По разным оценкам, Брэнсон вложил в компанию около $1 млрд, и в последние годы случился прорыв. В 2018-м космоплан VSS Unity впервые поднялся выше границы космоса и атмосферы, в 2019-м — снова был успешно испытан, подняв трех членов экипажа на высоту 88 км. Брэнсон решил сразу «ковать железо», и осенью компания появилась на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Ценным бумагам компании присвоен тикер SPCE. Стоимость акций на открытии торгов составила $12,01, но за день она выросла на 9%, до $12,93. Капитализация составила $2,3 млрд. А в декабре акции Virgin Galactic начали стабильно расти. 22 января бумаги компании достигли исторического максимума — $19,72 за акцию, прибавив с начала декабря 2019-го около 170%.
Virgin Galactic планирует начать суборбитальные туристические полеты в 2020 году, а в 2021-м уже получать прибыль. По данным CNBC, полеты забронировали уже более 600 человек, стоимость билета — $250 тыс. По последней информации, второй космоплан VSS Unity готов на 90%, а к 2023 году компания собирается оперировать флотом из пяти аппаратов. Помимо этого, в планах Брэнсона запуск малых космических спутников и орбитальные полеты.
Аналитики Morgan Stanley, Credit Suisse и Vertical Research Partners единогласно присвоили бумагам компании Брэнсона рейтинг «покупать». Аналитик Morgan Stanley Адам Джонас допускает их рост в 2020-м до $60 в случае самого оптимистичного сценария. Но в то же время другие аналитики предупреждают, что подобные акции являются чисто спекулятивными, поскольку Virgin Galactic еще не начала коммерческие полеты и не имеет прибыли. Ее бумаги легко могут как резко вырасти, так и упасть в цене до нуля.
«Когда нет дохода, то нет ни «пола», ни «потолка», — резюмировал стратег Renaissance Capital Мэтт Кеннеди. — Их просто оценивают с прицелом на годы вперед. Многим комфортно владеть акциями, которые сильно подорожают к 2040 году, и с Virgin Galactic вы получаете именно это».
Aerojet Rocketdyne: двигатели для полетов на Марс и Луну
У этой компании богатая история слияний и поглощений. В разные годы она была частью North American Aviation, Rockwell, Boeing и Pratt & Whitney, прежде чем в 2013-м слиться с производителем ракетных двигателей и ракетных ускорителей Aerojet.
Компания работает в двух сегментах — аэрокосмическом и оборонном. Ее специализация — жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). Главный проект Aerojet Rocketdyne сейчас — разработка ЖРД для американской сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System (SLS).
Саму ракету проектирует корпорация Boeing. Ее первый запуск планируется на июнь 2020 года. SLS станет самой мощной ракетой в мире и будет использоваться для полетов людей на Марс. Однако проект столкнулся с нехваткой финансирования, из-за чего сроки его испытаний постоянно сдвигаются.
В докладе административно-бюджетного управления США сообщалось, что его общая стоимость превысит $35 млрд, а один запуск ракеты SLS может достичь $2 млрд. В СМИ ходят слухи даже о возможном свертывании программы. Однако Boeing прилагает усилия, чтобы сделать SLS более рентабельной: например, предложила использовать ее для прямых рейсов между Землей и Луной.
В последний раз Aerojet Rocketdyne публиковала отчетность 29 октября. Прибыль на акцию составила $0,35, что оказалось ниже прогнозов аналитиков ($0,44) и ниже аналогичного показателя за 2019 год ($0,42). Выручка компании за квартал составила $481,80 млн, хотя аналитики ждали $505,47 млн.
С начала 2020-го акции Aerojet Rocketdyne растут: с $45 за штуку они поднялись в цене до $51,58 на момент подготовки статьи. Рыночная капитализация компании составила $4,08 млрд. Аналитики ValuEngine в январе подняли рейтинг акций Aerojet Rocketdyne с «продавать» до «держать». Специалисты Jefferies Financial Group повысили рейтинг компании с «держать» до «покупать» и установили целевую цену акций в $57. Они также спрогнозировали прибыль на акцию: $1,71 по итогам 2019 года, $2,04 в 2020-м и $2,19 — по итогам 2021-го.
Maxar Technologies: роботы для освоения космоса
Maxar Technologies занимается производством космической техники — специальных роботов, спутников связи, радиолокационных систем зондирования Земли, космических и наземных систем наблюдения. Среди последних достижений компании — создание роботизированного манипулятора для нового марсохода NASA, запуск которого планируется на 2020 год.
Потенциал роста акций Maxar Technologies зависит от государственных расходов США на космические программы. У компании есть несколько перспективных контрактов, в частности на разработку компонентов и роботизированного манипулятора для амбициозного проекта окололунной станции Gateway.
Maxar Technologies объявляла о квартальных итогах 4 ноября. Прибыль на акцию составила $0,44, а квартальная выручка — $479, по сравнению с аналогичным периодом 2018-го она снизилась на 5,9%, но все равно превысила ожидания. Компания сообщила о сокращении расходов и долговой нагрузки, реструктуризации и оптимизации бизнеса — в частности, Maxar Technologies планирует продать или сдать в аренду некоторую принадлежащую ей недвижимость. После публикации отчета акции начали рост: если 30 октября они стоили $7,65, то к 24 января закрепились на уровне $19,02.
Также в начале января Maxar Technologies объявила о планах продажи подразделения, которое занимается разработкой роботизированных манипуляторов. Покупателем выступит частная инвестиционная фирма Northern Private Capital, а сумма сделки составит $765 млн. Это позволит Maxar Technologies сократить долг и направить средства на инвестиции в сфере дистанционного зондирования Земли.
Аналитики расходятся в прогнозах относительно акций Maxar Technologies. TD Securities повысила их рейтинг с «держать» до «спекулятивной покупки» и подняла целевую цену с $9,5 до $15. Аналогичную цену установила CIBC. Еще оптимистичнее бумаги оценили в Credit Suisse Group: рейтинг подняли до «нейтрального», а целевая цена составила $22.
В то же время Zacks Investment Research понизили рейтинг Maxar Technologies с «покупать» до «держать», а ValuEngine — с «держать» до «покупать». В настоящее время компания имеет консенсус-рейтинг «держать» и целевую цену акций в $18,00.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Краткое обозначение акций компании, валюты или товара на бирже. Чаще всего состоит из букв, использованных в названии компании. Реже — из цифр (на азиатских биржах). В тикерах облигаций указаны базовые характеристики ценной бумаги — обычно цифрами. Тикеры валют состоят из трех букв. Первые две обозначают страну, а третья — первая буква в названии валюты (например, RUR — это российский рубль, а USD — доллар США). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
Источник
Инвесторы уходят в космос: как развивается коммерческая сторона освоения Вселенной
В космической индустрии не происходило ничего захватывающего последние лет пятьдесят. Мы даже перестали мечтать стать космонавтами, настолько это все затянулось. Но этот год стал знаковым. Если бы мы сосредоточились исключительно на позитивных новостях 2020 года, то прорывы в космической сфере точно бы возглавили рейтинг лучших событий для всего человечества.
Во времена всеобщей неопределенности в космической индустрии все шло более-менее по плану. В этом году полетел Crew Dragon, а вместе с ним стартовали коммерческие полеты компании SpaceX. В конце прошлого года Virgin Galactic вышел на IPO и заявил о планах развивать космический туризм, но пока из-за пандемии решил отложить тестовые полеты. Собственные космические инициативы так или иначе ведет и пятерка лидеров IT-отрасли — Google, Apple, Amazon, Facebook, Microsoft. В космос идут все, благодаря хорошим новостям он уже становится мейнстримом, и именно в связи с космосом, возможно, будет сделан следующий большой экономический прорыв.
Новая эра
Считается, что эра коммерческого освоения космоса по-настоящему началась в 2009 году — с первой доставкой коммерческого груза компанией SpaceX на орбиту. А в 2015 году произошло важное событие — президент США Барак Обама подписал Commercial Space Launch Competitiveness Act — документ, который по сути разрешил американским компаниям исследовать и использовать космические ресурсы. После этого частные инвестиции в космическую отрасль начали стремительно расти. Миру были обещаны космический туризм, созвездия спутников и недорогой интернет, доступный в любой точке Земли, более быстрые перемещения из одного места на планете в другое, развитие науки, колонизация Марса и другие заманчивые и столь ожидаемые для всего человечества возможности.
Преуспев в доставке грузов для правительственных учреждений и коммерческих компаний, SpaceX пошла дальше и в 2020 успешно отправила в первый коммерческий полет корабль с двумя астронавтами на борту, а затем — уже с четырьмя. Эти два запуска положили начало регулярным коммерческим полетам астронавтов. Помимо этого, компания развивает и свое дочернее подразделение Starlink, уже ставшее крупнейшим мировым оператором спутников связи. Осенью компания предложила тестовый доступ к возможностям спутникового интернета первым пользователям в США, и поступающие положительные отзывы клиентов позволяют надеяться на дальнейшее развитие этого сегмента.
Только за этот год в космические компании было инвестировано $17,5 млрд. Пандемия не стала большим препятствием в реализации планов индустрии
В последнее время компании прилагают много усилий, что бы ускорить разработки. Так, в ноябре NASA объявило о заключении 20 партнерских соглашений, направленных на то, чтобы «коммерческие космические технологии достигли зрелости». Среди выбранных компаний, которым NASA окажет поддержку своими человеческими и техническими ресурсами, SpaceX, Blue Origin и Rocket Lab.
Кто-то припишет начало новой вехи в мировой истории космоса Илону Маску, кто-то скажет, что NASA приняло правильное решение, решив перейти со стороны основного драйвера развития космоса в США на сторону потребления космических услуг, а Дональд Трамп будет стоять на том, что это его заслуга.
В обход пандемии
Самое значимое событие последних лет — в космос наконец-то пришел частный капитал, а это потенциально огромные вложения даже по сравнению с государством. Больше денег — больше инициатив, исследований, прогресса. Только за этот год в космические компании было инвестировано $17,5 млрд. Пандемия не стала большим препятствием в реализации планов индустрии, во многом, конечно, потому, что это не сегмент индивидуального потребления.
Как и ожидалось, запуски спутников подешевели (во многом благодаря SpaceX), а значит, космос стал доступнее для небольших и начинающих компаний. Увеличилось число компаний, чья деятельность связана с космосом и получаемыми оттуда данными, а также и количество запусков спутников. Кроме того, спутники стали гораздо легче и меньше, а ракеты — больше. Это значит, что выводить на орбиту их можно в большем количестве за раз, чем раньше.
Космические IPO
Для многих частных инвесторов космос — это все еще очень новая и неизведанная сфера: интересных публичных компаний довольно мало, в частные всем желающим не зайти и из-за высокого спроса, и из-за незаинтересованности компаний в сторонних инвесторах.
В основном космические инвестиции рассматриваются как долгосрочные. Какие-то сферы, такие как спутниковые коммуникации, будут показывать более быстрые результаты, компании с более сложными новыми амбициозными миссиями интересны на более долгом горизонте.
Тем не менее инвесторы активно ищут возможности инвестировать в растущий рынок, который обещает поистине астрономическую капитализацию
Инвесторы ожидают, что Starlink все же отделится от SpaceX и выйдет на IPO. Сама SpaceX пока не назначает дату IPO, как и Blue Origin, но, в отличие от последней, привлекает частные инвестиции. Планы Rocket Lab пока неизвестны. Вообще, на бирже торгуется не так много компаний, на которые можно обратить внимание. Акции Boeing доступны широкому кругу инвесторов, но космический бизнес — только часть всего того, что делает компания, а значит, инвесторы вкладываются во все направления сразу, а любые трудности могут серьезно уменьшить капитализацию компании, что мы и наблюдали в этом году. Virgin Galactic тоже торгуется на бирже, в случае успеха у ее бизнеса большой потенциал, но крупные инвесторы слабо верят, что компания начнет реализовывать свою программу туристических полетов уже в ближайшие месяцы, как было заявлено.
Тем не менее инвесторы активно ищут возможности инвестировать в растущий рынок, который обещает поистине астрономическую капитализацию. Bank of America прогнозирует кратный рост рынка в течение следующих десяти лет — c $350 млрд до $1,4 трлн, если рынок продолжит расти теми же темпами (10,6%), что и предыдущие два года. Это осторожный прогноз. Два года назад годовой прогнозируемый рост был в два раза ниже — 5,6%. По факту мы можем увидеть куда более впечатляющий рост по мере того, как на рынок выйдет множество новых стартапов и частных инвесторов.
Если сравнить с другими индустриями, то даже цифра $1,4 трлн не такая уж и впечатляющая. Например, оценка публично торгуемых технологических компаний только в США уже превысила $9 трлн. Но это начало, младенец только появился на свет. А потенциал его мы пока не можем оценить, потому что в рамках космоса появится много новых отраслей, о которых мы сейчас и догадываться не можем. И с каждым новым космическим прорывом (строительство инфраструктуры, в первую очередь лунной базы, освоение Марса или других планет) возможностей будет все больше.
Такие прорывы будут происходить постепенно, но не из-за того, что индустрия не может технически реализовать их, а потому, что новые пути использования космоса должны быть экономически обоснованы. Бизнес-модели все еще носят спекулятивный характер. Инвесторы ожидают дальнейшего снижения цен на пуски и космические технологии, а также большего сотрудничества между космическими компаниями для развития технологий. Так как не каждая компания может развивать сразу все необходимые ей космические направления, есть место и для появления множества новых стартапов с самыми разными специализациями. При этом инвесторы уже верят в развитие индустрии и в то, что прорывы будут совершены в обозримом будущем, а потому частные инвестиции в космос будут продолжать стремительно расти. Мы стоим у истоков зарождения новой крупной многообещающей отрасли, такой, какой была индустрия IT в самом начале, но только теперь все происходит еще быстрее, а на кону еще большие деньги.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник