КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Состояние мотивационной и операциональной сферы профессионализма целесообразно представить также в виде групп критериев.
1. Объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. Общепризнано, что объективными критериями профессионализма является высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение решать разнообразные проф. задачи и др.
Например, в труде преподавателя объективным критерием может быть его возможность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запросами семьи учащихся.
Субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько чел. удовлетворен трудом в профессии.
Например, в труде преподавателя субъективным критерием профессионализма может быть устойчивая проф-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации, совокупность необходимых проф-психологич. качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Таким образом, профессионала характеризует сочетание достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.
2. Результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде.
В понимании результатов труда преп. существует сегодня большой разброс, главными приоритетными результатами труда преп. позитивные качественные изменения, сдвиги, “приращения” в психич. (умств. и личностн.) развитии обучаемых.
Процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии.
Например, в труде преп., имеющего дело с психикой другого человека, особенно велика роль процессуальных критериев. К процессуальным критериям отнесем все, что характеризует психологический процесс его труда — как работал, какие использовал профессиональные знания и умения, приемы, техники, технологии, а также какие в процессе труда использовал личные психические качества (например, педагогическое мышление, педагогическую эмпатию, терпимость к непохожести др. человека), какова психологическая цена результата в виде затраты и времени.
3. Нормативные критерии: усвоил ли чел. нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства.
Например, для преп., как и всякого специалиста важно овладеть нормами профессии, тем, что накоплено в ней, а именно разработанными в науке и опробированными в практике методич. приемами, средствами, формами обучения и воспитан.
Индивидуально-вариативные критерии: стремится ли человек индивидуализировать свой труда, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии.
Так, в преп. сегодня как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие инд. стиля, оригинальность взгляда на окр. дейст. Преп. с авторскими программами украшают ВУЗ. Инд-сть, как правило, складывается не случайно, а в результате упорной работы над собой.
4. Критерии наличного уровня: достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма.
Так, в труде преп. важно определить уже сложившийся уровень профессионально необходимых качеств, умений, знаний.Преп., как и всякий специалист, имеет наличный, актуальный уровень проф. развития: это те результаты, которые на сегодняшний день он получает в работе с обучаемыми, это те личностные ресурсы, кот. он для этого применяет — знания, умения, качества личности.
Прогностические критерии: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону своего ближайшего профессионального развития.
Так, преп. обычно имеет, хотя и не всегда осознает свои потенциальные возможности. Зоны ближайшего проф. развития и саморазвития это те характеристики результата и процесса проф. Д, кот. только намечаются у данного преп., проявляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих.
5. Критерии профессиональной обучаемости: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли проф. открытость.
Например, преп. может быть открыт для проф. обучения, впитывает все новое, что накоплено в профессии, иногда даже излишне податлив, внушаем опытом более опытных коллег. Закрытость для развития (“нас не этому учили в вузе”) — признак низкого профессионализма.
Критерии творческие: стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом.
Для преп., например, важно иметь творческую направленность и, чрезмерно не преклоняясь перед опытом других, смело предлагать свои находки, если они способствуют психическому развитию обучаемых и сохраняют благоприятный психологический климат.
6. Критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе: умеет ли чел. заинтересовать общество результатами труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем проф. локусе контроля, когда причины низкой эфф-ти профессии чел. ищет внутри, в рамках самой профессии.
Преп. сегодня важно убедить общество (органы образов., командов., спец.) в значимости результатов своего труда, уметь вступить в конкурентные отно-шения на рынке образоват. услуг, показывая преимущества своих методов, форм работы, важно также не стремиться обвинять общ-во в просчетах школы, а искать внутр. резервы в самой профес., размышляя над тем, что можно сделать, напр., без доп. фин. вливаний.
Критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.
Так, преп. также важно иметь проф. патриотизм и преданность. К сожалению, это порой сопровождается замкнутостью, корпоративностью, противопоставлением профессии другим, внешним профессиональным локусом контроля, когда недостатки в ВВУЗе связываются только с негативными общественными явлениями.
7. Критерии качественные и количественные: для всякого специалиста, в том числе и преп., важна оценка его профессионализма как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность уч. деятельности, мыслительных операций обучаемых), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.), ибо количественные показатели дают определенную возможность сопоставления, хотя их роль нельзя и преувеличивать. Преп. важно не бояться участвовать в проф. испытаниях, результатом которых является дифференцированная (качественная и количественная) оценка его профессионализма.
Кого же можно считать профессионалом? Профессионалом можно считать преподавателя, который:
— успешно решает задачи обучения и воспитания, готовит для общества нужный социальный продукт, выпускника с желаемыми психологическими качествами;
— личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен;
— достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности обуч.;
— использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии;
— осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней;
— стремится индивидуализировать свой труд, а также развивает свою индивидуальность средствами профессии;
— достигает уже сегодня необходимого уровня проф. личностных качеств, ЗНУ;
— осознает перспективу, зону своего ближ. проф.развития, делая все для ее реализац;
— открыт для постоянного проф. обучения, накопления опыта, изменения;
— в то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада;
— социально активен в обществе, ищет резервы решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкурентности образовательных услуг;
— предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях ее честь и достоинство, проф. этику;
— готов к качественной и количественной оценке своего труда, умеет сам это сделать, готов к дифференцированной оценке своего труда в баллах, категориях.
Источник
Критерии и показатели профессионализма
Акмеологический критерий – это мера профессионализма субъекта. Акмеологический показатель – это характеристика степени продуктивности деятельности и развитости свойств субъекта деятельности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, 2003).
Профессионализм можно представить в виде пирамиды, в основе которой лежат профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность.
А.К. Маркова выделяет следующие критерии профессионализма:
· Критерии объективные и субъективные.
Объективные критерии отражают, насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. Объективными критериями профессионализма является высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение решать разнообразные профессиональные задачи и др.
Субъективные критерии показывают, насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии.
· Критерии результативные и процессуальные.
Результативные критерии отражают, достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде.
Процессуальные критерии показывают, использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии. Сочетание результативных и процессуальных показателей составляет необходимую характеристику профессионализма.
· Критерии нормативные и индивидуально-вариативные.
Нормативные критерии показывают, усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства.
Индивидуально-вариативные критерии отражают, стремится ли человек индивидуализировать свой труд, самореализовывать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии.
· Критерии наличного уровня и прогностические критерии.
Критерии наличного уровня показывают, достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма. Чаще всего именно актуальный уровень профессионального развития оценивается при аттестации.
Прогностические критерии отражают, имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону своего ближайшего профессионального развития.
· Критерии профессиональной обучаемости и творческие критерии.
Критерий профессиональной обучаемости показывает, готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость.
Критерии творческие отражают, стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом.
· Критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе.
Критерий социальной активности демонстрирует, умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности профессии человек ищет внутри, в рамках самой профессии.
Критерии профессиональной приверженности отражают, умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.
· Критерии качественные и количественные.
Для всякого специалиста важна оценка его профессионализма как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность профессиональной деятельности), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.) (А.К. Маркова, 1996).
А.К. Маркова выделяет также ряд показателей, на основании которых можно судить об уровне профессионализма:
Показатели операциональной сферы профессионализма
· Профессиональные и психологические знания о труде.
· Профессиональное самосознание и Я-образ профессионала.
· Владение профессиональными действиями, приемами, умениями, навыками, технологиями.
· Профессиональная обученность, обучаемость, умелость.
· Профессиональные способности, профпригодность.
· Результативность и эффективность труда.
· Психологическая цена результатов труда.
· Трудоспособность и работоспособность.
· Достижение статуса в профессии, категории, разряда.
· Владение приемами профессионального роста, наличие позитивной динамики в нем.
· «Многовершинность» в профессиональном росте;
· Индивидуальный стиль профессиональной деятельности и общения в рамках профессии.
· Владение способами профессиональной деятельности в меняющихся и в особых экстремальных ситуациях.
· Владение новыми способами профессиональной деятельности, творчество и инновации в профессиональном труде.
Показатели мотивационной сферы профессионализма
· Владение этическими нормами профессии.
· Сильное целеполагание в профессии.
· Смыслотворчество в профессии.
· Позитивная динамика мотивационной сферы.
· Построение собственного сценария профессиональной жизни.
· Индивидуальность как самобытность профессионала.
· Готовность гибкой переориентации в рамках профессии и вне ее.
· Адекватно высокий уровень профессиональных притязаний (А.К. Маркова, 1996).
С учетом активной роли человека в процессе становления профессионализма, Ю.П. Поваренков выделяют три ведущих критерия: 1) профессиональная продуктивность; 2) профессиональная идентичность; 3) профессиональная зрелость.
Критерий профессиональной продуктивности – уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности т.д.
Важнейшей составляющей критерия профессиональной продуктивности является эффективность профессиональной деятельности, рассматриваемая как интегральный показатель, включающий организационно-экономическую, социальную, психологическую и «клиентоцентрированную» составляющие.
Экономическая эффективность деятельности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата к социальным издержкам группы. Под «клиентоцентрированной» эффективностью понимается степень ориентации субъекта труда на долгосрочные взаимоотношения с потребителем.
Критерий профессиональной идентичности – значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой.
Профессиональная идентификация человека происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной Я-концепцией. Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения принятых и разделяемых членами данной профессиональной группы. При отсутствии профессиональной идентичности следует говорить уже не о профессионализме, а о профессиональном маргинализме человека.
Е.П. Ермолаева приводит следующий сущностный признак маргинализма как психологического явления: при внешней формальной причастности к профессии, – внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы профессионального труда как в плане идентичности самосознания (самоотождествления со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие в рамках профессиональных мотивов или целей) (Е.П. Ермолаева, 2001).
Критерий профессиональной зрелости, предложенный Д. Сьюпером, свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются: профессиональная самооценка, уровень притязаний, способность к саморегуляции и стрессоустойчивость человека-профессионала и др.
При анализе профессиональной самооценки полезно выделять самооценку результата (связана с оценкой достигнутых результатов деятельности и отражает удовлетворенность-неудовлетворенность достижениями) и самооценку потенциала (связана с оценкой собственного профессионального потенциала, своих возможностей и отражает, таким образом, уверенность человека в своих силах).
Низкая самооценка результата не обязательно говорит о профессиональной незрелости или о «комплексе профессиональной неполноценности». Более того, низкая самооценка результата в сочетании с высокой оценкой индивидуального ресурса профессионального развития (ИРПР) человека является фактором его саморазвития.
Таким образом,рассмотренные выше критерии профессионализма являются относительно независимыми друг от друга и имеют собственную структуру.
Подсистема профессиональной продуктивности образует структуру, состоящую из ПВК и профессиональных отношений, непосредственно влияющих производительность, качество и надежность деятельности. В качестве системообразующих факторов данной структуры приняты указанные выше составляющие эффективности профессиональной деятельности.
Подсистема профессиональной идентичности характеризуется структурой, которая в качестве элементов включает ПВК и профессиональные отношения, обеспечивающие принятие профессии как личностно значимой. Системообразующими компонентами в рассматриваемой структуре является профессиональная направленность, а также удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью.
Подсистема профессиональной зрелости описывается структурой, включающей ПВК профессионала и его профессиональные отношения, обеспечивающие саморегуляцию и самодетерминацию становления профессионализма человека как целостного процесса. В качестве значимых элементов в этой системе выступают такие факторы, как смысл профессиональной деятельности, профессиональная совесть и профессиональная честь. Системообразующим компонентом в структуре связей выступает профессиональное самосознание (Ю.П. Поваренков, 2000, 2002).
Резюме
В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Достижение человеком успехов в профессиональной деятельности опирается на соответствующие внутренние предпосылки (ПВК, развитые эмоционально-волевые свойства, специальные способности) и внешние условия (влияние социально-экономической среды и профессионального окружения).
Для успешного выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к мобилизации своих внутренних ресурсов и резервов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого внутреннего потенциала, являющегося необходимой основой его успешной профессионализации.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите известные вам определения профессионализма.
2. Перечислите показатели мотивационной составляющей профессионализма.
3. Перечислите показатели операциональной составляющей профессионализма.
4. Назовите основные критерии профессионализма.
Список рекомендуемой литературы
Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003.
Дмитриева М.А. Психологический анализ системы человек – профессиональная среда // Вестник ЛГУ. 1990. Сер. 6. Психология. № 6. С. 82 – 90.
Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. Вып. 4. С.18-30.
Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. 2001. № 22. С. 44 – 45.
Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: Распространение категорий и концепций инженерной психологии на предметную область психологии профессиональной деятельности. Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2002.
Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.
Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психол. журнал. 2001. № 4. С. 51 – 59.
Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2003.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности: учебное пособие. М.: РАГС , 2007.
Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002.
Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль: ЯГПУ, 2000.
Тема 5. Профессионализация субъекта деятельности как способ восхождения к «акме»
v Феноменология профессионализации
v Проблема профессионализации в отечественной науке
v Исследования профессионального развития за рубежом
Источник