Криптовалюта халяль или харам

Криптовалюта — халяль или харам?

Dec 23, 2017 · 4 min read

С точки зрения шариата, биткоин операции несут в себе элементы гарар ( неопределённости сделки) и майсир ( высокая степень риска, присущая азартным играм). В исламском праве также существует понятие, что деньги печатает только Государство, а в случае с майнингом, это понятие не работает. В настоящее время по криптовалютам не выработан шариатский стандарт, поскольку запретить их, как харам, тоже нет веских доводов

Закон шариата требует, чтобы валюта была осязаемой или ее существование было подтверждено. Ислам запрещает использование денег, связанных с задолженностью, и запрещает начисление и получение прибыли от процентов, выплачиваемых по кредитам. Для того, чтобы валюта была халяльной, она должна быть дефляционной по своей природе, то есть устойчива к инфляции и ее рыночная цена стабильна.

Является ли биткоин валютой в исламе — скорее всего нет.

Исторически ислам признает ценностью т олько определенные предметы, такие как золото (динар), серебро (дирхам); рис, финики, пшеница, ячмень и соль.То есть одной из основных характеристик денег с точки зрения шариата заключается в том, что они должны представляет собой реальный актив.

Именно поэтому в Татарстане создана халяльная валюта- иткойн ( “ит” с татарского означает “мясо”), и эту валюту создатели обещают обеспечивать мясом племенных бычков. Один иткойн равен по цене десяти килограммам халяльной говядины. То есть эта криптовалюта соответствует требованиям шариата в плане обеспечения денег натуральным эквивалентом. А увеличение стоимости капитала напрямую привязывается к приросту живого веса бычка.

Вторая характеристика денег с точки зрения шариата- это их редкость. Здесь уже обоснованием является сама логика. То есть то, что повсеместно распространено и легко добыть или изготовить, не может выступать в роли денег, так как не обладает редкостью, а следовательно его ценность ограничена. Но с другой стороны, так же, как ранее люди добывали золото и серебро, сегодня “добывают” биткоины. Их количество ограничено [системой] и с каждым днем затраты на добычу становятся все выше. Поэтому эта характеристика соответствует нормам шариата.

Третьим, самым важным элементом признания денег, является позиция государства. Именно государство признает тот или иной актив денежными средствами, либо изымает или запрещает ту или иную валюту в обращении. Государство защищает валюту от падения, обеспечивает, по мере возможности, стабильность курса валюты за счет операций на внешнем рынке.

В отношении криптовалюты вопрос с признанием государства неоднозначен. Есть ли гарантия того, что завтра биткоины или иная криптовалюта не будет запрещена на территории того или иного государства?

Таких гарантий никто дать не может и, более того, криптовалюты не могут регулироваться государством и любыми государственными финансовыми учреждениями.

Мусульмане, которые заинтересованы в инвестициях в биткоин, должны сначала знать о рисках и недостатках валюты. Это также удовлетворит концепцию гарар, понятие в исламских финансах, которое определяется как «неизвестный, неопределенный ». Такая сделка в целом запрещена в исламе. Но если человек идет на сделку, будучи осведомленным и информированным, то гарар будет разрешен.

Покупка и продажа виртуальных валют в настоящее время несовместима с мусульманской религией из-за того, что они не защищены от спекуляций. Их можно легко использовать в незаконных сферах деятельности, таких как отмывание денег, и они не находятся под контролем наблюдением страны.

Именно поэтому в Турции криптовалюту признали не соответствующей исламу.

Операции с биткоинами и другой криптовалютой с точки зрения ислама неуместны. Об этом заявили в Управлении по делам религии Турции. «Покупка и продажа криптовалют неуместна с точки зрения религии из-за того, что эти операции открыты для спекуляций и их можно легко использовать в незаконных целях, таких как отмывание денег. Криптовалюты также далеки от государственного аудита и надзора», — цитирует сообщение ведомства со ссылкой на Hurriyet РБК.

Но есть и другая точка зрения. Её придерживается, например основатель системы Blossom Finance в Индонезии мусульманин Мэтью Мартин. Он считает, что как платежная система, биткоин является халяль (дозволенным). Фактически, биткойн выходит за рамки того, что предлагает банковская система, в которой нет гарантии, что инициатор владеет активами. Биткойн же гарантирует с математической точностью, что инициатор сделки владеет базовыми активами. «Обычные банки работают с использованием системы частичного резервирования, который запрещен в исламе», — отмечает основатель финтех-платформы. Таким образом, Мэтью считает, что, в сравнении с обычными фиатными деньгами, биткоин является более халяльным, обосновывая это тем, что обычная валюта основана на ростовщичестве, что запрещено шариатом.

Читайте также:  Батник для майнинга chia

Таким образом, среди основных аргументов против биткоинов — это высокая степень риска (майсир) и неопределенности (гарар), отсутствие обеспечения реальными активами и гарантии государства.

В то же время, не существует фетв или заключений ученых, однозначно говорящих о запретности биткоинов, и следуя принципу фикха аль-муамалят «все что не запрещено, разрешено», то есть принципу преобладания дозволенности, проводить операции с биткоинами мусульманами не запрещается, при этом необходимо принимать во внимание все сопутствующие риски и высокую вероятность наличия элементов гарар и майсир. Более того, не так давно в ОАЭ стали выпускать новую криптовалюту, обеспеченную золотом. Как и в любой новой теме в сфере финансов, требуется время, чтобы выработать единой поход исламских ученых к данному вопросу. Возможно, дальнейшее развитие рынка криптовалюты внесет изменения в эту тематику.

Источник

Криптовалюты и их дозволенность для мусульман

О криптовалютах, которые в скором времени якобы заменят привычные деньги, не слышал разве что житель самого последнего бедуинского поселения в африканской пустыне. «Мамкины финансовые аналитики» в инстаграмах и новом телевизоре – YouTube, восторженно рассказывают о том, как разбогатели буквально за считанные дни (по стилистике максимально напоминая рекламу финансовых пирамид типа МММ). Ведь нет ничего проще – закинул деньги куда-то и просто ждёшь, когда твой вклад вырастет в разы.

Несмотря на глубокое проникновение нового финансового инструмента в жизнь, среди мусульманских богословов пока нет чётко определённой позиции по поводу дозволенности для верующих использования криптовалюты. Ряд учёных считают, что это безусловное зло, которое развращает молодежь, заставляет людей рассчитывать не на собственный труд, а на счастливый случай, т.е. несёт в себе элементы азартных игр. И настоящий мусульман не может вести себя подобным образом, ведь исламская религия предписывает человеку придерживаться правильного образа жизни, в рамках которого добросовестная работа – один из залогов попадания в Рай. Но такова общеэтическая сторона вопроса. Несоответствие принципу добросовестности и пользы (которая распространяется не только на конкретного человека, но и на общество в целом) в качестве критерия ставит под сомнение многие действия, предпринимаемые человеком. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос более глубоко.

Что такое «крипта»?

Криптовалюта (будь то биткоин, свифткоин, эфир или ещё что-то в этом роде) представляет собой цифровую валюту, использование которой основано на прозрачности проводимых операций, децентрализованном характере выпуска, а также использовании специальных элементов шифрования, обеспечивающих конфиденциальность участников процесса. Ключевой элемент в данном перечне признаков – децентрализация. Именно из-за неё использование электронной наличности поставлено под сомнение во многих странах мира, начиная от «оплота капитализма» в лице США и заканчивая коммунистическим Китаем. Государственные органы попросту не понимают, как регулировать процесс обращения с криптовалютами так, чтобы посредством них не осуществлялись сделки на чёрных рынках оружия, наркотических средств, человеческих органов и рабства. Кроме того, анонимный характер транзакций служит благодатной почвой для уклонения от уплаты налогов и отмывания денег.

Есть в применении криптовалют и серьёзный региональный дисбаланс. Каким бы ни был западноцентричным современный мир, в Европе и Америке новые финансовые инструменты, основанные на информационных технологиях, начинают действовать с большим опозданием (это касается не только криптовалют, но и оплат картой, например). В настоящее время, по оценкам некоторых финансовых аналитиков, операции с криптовалютами чаще всего фиксируются на азиатском рынке. В этой связи большое внимание уделяется действиям правительства Китая как второй экономики мира. А официальный Пекин всё менее благосклонно относится к идее использования криптовалют, что уже ударило по котировкам биткоина.

Читайте также:  Внутренняя норма доходности irr как критерий эффективности инвестиций

В этом, кстати, заключается одна из особенностей криптовалют – значительные скачки котировок вверх и вниз. Дело в том, что участники рынка ориентированы на спекуляции, связанные с продажей «крипты». Это, в свою очередь, является показателем того, что никто по-настоящему пока не рассматривает данный финансовый инструмент в качестве реального механизма функционирования современной экономики. Такое возможно только в одном случае – когда будет разрушена действующая финансово-экономическая система, что в сейчас выглядит наивной утопией.

Финансовая грамотность как фактор успеха мусульман

Очевидно, что выход в этой ситуации заключается в одном – в увеличении степени финансовой грамотности, которая не будет ограничиваться просмотром тех или иных видеороликов. Необходимо выработать интерес к изучению современных экономических процессов, а также их проекцию сквозь призму исламского права. Не стоит забывать, что мусульмане с самого начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.) прославились как искусные торговцы и специалисты в области финансовых операций, в рамках которых одинаково хорошо учитываются интересы всех участников торговых процессов. Знание нюансов, стремление выполнять все требуемые этические принципы вкупе с большим трудом стали основными причинами цивилизационного рывка мусульманской уммы. Это необходимо иметь в виду современным правоверным, чтобы не поддаваться рекламным постам, обещающим мгновенный и лёгкий заработок. Желание быстро разбогатеть еще никого не приводило к успеху. Мимолётный успех разбивается о справедливость Всевышнего, Который не терпит всего того, что похоже на азартные игры. Одержимость криптовалютами именно это и напоминает.

Не стоит также забывать, что Заключительный Божий посланник (с.г.в.) предостерегал: «Дозволенное (халяль) очевидно, и запретное (харам) очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там» (хадис от Бухари, Тирмизи, Абу Дауда и Муслима).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Почему криптовалюта — «харам»

Люди продолжают скупать биткоины, несмотря на скепсис экономистов

В последнее время понятия «криптовалюта» «биткоин» и т.п. прочно лидируют в информационном поле, обгоняя по части интереса аудитории даже события реальной политической жизни. Это немудрено, ведь рынок криптовалют – единственное место, где каждый реально может превратить виртуальную информацию во вполне себе полновесную монету. В исламском мире, как части мировой цивилизации, также появился активный интерес к криптовалютам. В частности, это выразилось в локальных операциях с ними, проводимых одним из банков ОАЭ. Лекции по криптовалютам, которые проводят мусульманские общины, стали чуть ли не обычной практикой в Татарстане и других регионах России. Скажем больше, многими «экспертами», в том числе и из мусульманских стран, биткоин превозносился чуть ли как не новый, современный путь для исламской экономики.

И на этом фоне примечательной стала фетва, обнародованная в первый день нового года по европейскому гражданскому летоисчислению верховным муфтием Египта Шауки Алламом о запретности биткоина для мусульман. Символично, что фетва была опубликована накануне «дня рождения» биткоина – 3 января. В этот день девять лет назад группа изобретателей, работавшая под псевдонимом «Сатоси Накомото» запустила первую операцию с биткоином.

В фетве муфтия Аллама указывается, что биткоин «не является приемлемым средством для денежного обмена, и поэтому не может использоваться в торговле». Муфтий также отметил, что криптовалюта является эффективным средством для отмывания денег, и поскольку за этими операциями фактически невозможен государственный контроль, они вполне реально могут подорвать экономику многих стран, в том числе и Египта. Кстати, ранее и Центробанк Египта объявил о невозможности операций с криптовалютой на том основании, что у большинства жителей страны, просто нет банковских счетов.

«Биткоин запрещен с точки зрения принципов шариата, поскольку наносит ущерб отдельным личностям, группам людей и учреждениям», – говорится в тексте фетвы . А днем раньше, 31 декабря, советник муфтия Махди Ашур, заявил, что биткоин в силу его почти полной непрозрачности и неподконтрольности может оказаться идеальным инструментом для финансирования терроризма.

Читайте также:  Для чего вообще нужен майнинг

Известно изречение «Наш Всевышний – не Всевышний философов, но Всевышний Ибрагима, Исхака и Йакуба». А это означает, что любой религиозный эдикт, пусть он и вынесен мудрецом-алимом, может и должен быть понят и объяснен дальше любым верующим. Попытаемся здесь это сделать и мы.

Итак, что кроется за столь современно и привлекательно звучащими словами «криптовалюта», «биткоин» и т.п.? Допустим, Абдулла купил у Исмаила ишака за… биткоины. Абдулла получил упрямое и визгливое ушастое существо, тем не менее, практически необходимое в хозяйстве. А вот Исмаил получил… файл на своем компьютере, который стоит реальных денег, но его нельзя ни пощупать, ни подержать в руках, и очень-очень ограниченное количество торговцев принимает их к безналичной оплате. А обменять виртуальный биткоин можно опять лишь в очень ограниченных, многоступенчатых и не очень «киберобменниках». Наконец, небольшая хакерская атака, и бедолага Исмаил может распрощаться с ишаком (которого он все-таки по жизни видел) и с «биткоинами», которые он так никогда и не узрел.

Единственная, более-менее реальная перспектива операций с криптовалютой – это ее купля-продажа на специализированной бирже. Однако здесь ее курс за короткие промежутки меняется на порядки в обе стороны, причем совершенно непонятно, на каких основаниях. Все современные биржи также являются во многом спекулятивными площадками, хотя их операции основываются на реальных процессах в реальной экономике. Этого не скажешь о биткоин-бирже, в нынешнем виде больше похожа на казино, чем торговую площадку. Ну а по поводу азартных игр есть совершенно определенные аяты Священного Корана: «О те, которые уверовали, воистину опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются мерзостью из деяний сатаны. Сторонитесь же этой мерзости – лишь так вы спасётесь. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть, отвратить вас от поминания Аллаха и обязательной молитвы. Так прекратите же!» (сура «аль-Маида», аяты 90–91).

Сторонники криптовалюты, в том числе из числа «исламских экономистов», обосновывают «халяльность» биткоина тем, что с его помощью можно обойти расчеты через систему традиционных «конвенциональных» банков, основанной на фиксированном ссудном проценте. Это значимое, но не главное условие того, чтобы экономика и финансирование стали «халяльными», по-настоящему соответствующими законам ислама.

Принципиальное отличие исламского банка от неисламского состоит даже не в проценте, а в том, что «традиционный» банк является исключительно кредитором, а исламский банк – прямым инвестором. Иначе говоря, если наш вышеупомянутый Исмаил придет в обычный банк и попросит кредит на создание фермы по разведению ишаков, для дальнейшей их продажи за биткоины, то ему скажут: «Выращивай хоть ишаков, хоть динозавров, хоть лепешки выпекай, но через пять лет ты должен принести выданную тебе сумму плюс N%. Не принесешь – останутся от тебя и твоих ишаков одни лишь длинные уши». У исламского финансирования абсолютно иная философия. Исламский банк – соинвестор бизнес-проекта, партнер предпринимателя, а значит он кровно заинтересован в успехе проекта в целом, а не только в том, чтобы любым способом вытащить назад выделенные ранее деньги с процентами.

Так вот, биткоин с его почти полной неурегуливанностью отношений с традиционными банковскими системами, а главное – с национальными валютами и регуляторами выступать в качестве полноценного инвестиционного инструмента никак не может. И вообще, чтобы «криптовалюта» стала полноценной (каковой ее сейчас раскручивают в информпространстве), нужно совсем «немного» – чтобы в одночасье исчезла вся существующая банковская система (в том числе и шариатская) и большинство национальных валют, кроме т.н. «резервных» – доллара и евро. А это на сегодня и в обозримом будущем, согласитесь, утопия.

А что можно тогда с помощью биткоина? Потенциально возможно лишь кредитование, как это делает любой «харамный» банк, работающий на основе процентной ставки. Только вместо безналичных, но реальных долларов, евро (и возможно юаней), заемщику будет предложен безналичный и абсолютно виртуальный биткоин.

Так что, фетва муфтия Шавки Аллама – это вполне себе к месту и времени поданный мусульманам не только Египта, но и всего мира, сигнал.

Источник

Оцените статью