Кредитный риск бизнес план

Как оценить возможные риски в бизнес-плане?

Оценка рисков в бизнес-плане– это главное, что должно содержаться в проекте. При создании бизнес-плана многие либо забывают об этом, уделяя рискам минимум внимания, вкратце описывая их, либо вообще не включают их в содержание документа. Такой подход является неверным, так как анализ рисков интересует в первую очередь потенциальных инвесторов и дает возможность оценить правильность выбранного пути развития бизнеса.

На что обратить внимание?

Анализ рисков в бизнес-плане должен содержать в себе не только возможные риски, но и специальные методы и расчеты, которые помогут уменьшить или предотвратить их наступление, минимизировать последствия.

Риски в бизнес-плане должны описываться более подробно, если в проект планируется вложение больших сумм. Если проект не слишком больших масштабов, то уделять особое внимание анализу не стоит.

Прежде чем в бизнес-план включать риски, необходимо сделать следующее:

  1. Составить полноценный перечень рисков, имеющих отношение к функционированию бизнеса. Необходимо учитывать каждую деталь, каждую мелочь, которая может повлиять на развитие бизнеса. Например, если планируется заняться сельским хозяйством, то необходимо обратить внимание на статистику, выяснить, с какой регулярностью в регионе случаются засухи или, наоборот, сильные дожди с градом, каким спросом пользуется продукт выращивания у местных жителей.
  2. Определить возможные риски в процентных соотношениях. В данном случае необходимо использовать оценки и прогнозы специалистов. Из какой области будет эксперт, зависит от направленности бизнес-плана. Это может быть технолог, агроном, строитель и прочие.
  3. Оценить возможные убытки, которые могут быть нанесены в результате возникших рисков. Оцениваются в денежном и натуральном выражении.
  4. Риски лучше описать в той последовательности, в которой они могут наступить. К каждому риску указать потенциальный ущерб. Данные лучше расположить в таблице.
  5. Риски, которые имеют наименьшую вероятность возникновения, лучше сразу исключить из списка.

Категории рисков

Все риски бизнес-плана следует разделить на категории для более точного уяснения сути вопроса.

Коммерческие

Риски подобного плана возникают уже в процессе деятельности любого предприятия и зависят от различных внешних факторов:

  • Уменьшение спроса на товар или услуги, вследствие чего сокращается размер выручки.
  • Фирмы-конкуренты применяют недобросовестную политику в своей работе.
  • Изменение стоимости материалов, которые необходимы для нормального функционирования предприятия. Вследствие этого приходится завышать цены на товары или услуги, чтобы окупить затраты. Повышение цен, в свою очередь, может привести к снижению спроса.
  • Увеличение количества фирм-конкурентов.
  • Повышение цен на необходимые для нормальной работы услуги: коммунальные, транспортные. Сюда же входит повышение цен за аренду помещения, оборудования.

Финансовые

В данную категорию можно отнести риски, связанные с возможной задержкой оплаты поставленных товаров со стороны контрагентов, неправильным выбором инвесторов, иных источников финансирования, например, кредитов или залогов.

Читайте также:  История развития бизнеса бизнес плана

Риски внутри предприятия

Главную роль здесь играют работники предприятия. Такая оценка риска в бизнес-плане играет немаловажную роль, так как любые недопонимания в работе между сотрудниками могут привести к не самым лучшим последствиям:

  • Забастовки, саботажи, вследствие чего может встать производство. Возникнуть они могут из-за задержки заработной платы, неправильной политики предприятия.
  • Коммерческая тайна нарушена, вся важная информация уходит к конкурентам.
  • Подобраны не самые квалифицированные работники, в связи с чем могут возникнуть проверки, штрафы, судебные тяжбы.

Оценка потерь

По степени возможных потерь оценка риска бизнес-плана может делиться на следующие категории:

  1. Допустимые потери. В данном случае предприятие может потерять меньшую часть от возможной прибыли.
  2. Критические потери. Оценивается величина потерь, которая значительно превышает размер прибыли.
  3. Катастрофические потери. Предприятие не может выплатить величину потерь, в результате чего может наступить банкротств.

Любой вид риска, независимо от его степени, можно предотвратить, снизив тем самым возможный ущерб.

Минимизация потерь

В бизнес-плане важна не только оценка риска, но применение методов его минимизации, одним из которых может служить страхование.

Благодаря страхованию можно сократить практическое большинство имущественных потерь, а также различных кредитных, коммерческих, производственных рисков. Необходимо понимать, что если вероятность наступления рисков слишком велика, страховая компания может отказать страховать такой вид риска либо завысить тарифы на свои услуги.

Видео: Бизнес с нуля. Как составить бизнес-план?

Источник

Бизнес-план для получения кредита

Чтобы получить кредит на создание или развитие бизнеса, нужен грамотно составленный бизнес-план. Он должен отражать комплексную оценку развития деятельности, анализировать состояние рынка, запросы потребителей, уровень конкуренции и, как следствие, экономическую эффективность проекта. В статье приведен и разобран образец.

Как составить бизнес-план для получения кредита в банке

Чтобы получить кредит в банке, бизнес-план составляется так, чтобы банк видел перспективу развития проекта и, естественно, полное погашение выданного кредита в срок. В первую очередь, бизнес-план должен быть грамотно составлен с финансовой точки зрения: банку интересны моменты касательно залога, поручителей, долговых обязательств, скорости товарооборота и рост прибыли.

Составляйте бизнес-план честно: не стоит специально для банка указывать завышенный рост доходов. Главное, чтобы наблюдался систематический рост.

Состав бизнес-плана

Бизнес-план должен включать в себя следующие разделы:

  • краткое содержание (резюме). Оно отражает достоинства проекта, его рентабельность, методы проникновения на рынок или расширение внутри него (если нужна банковская ссуда на развитие бизнеса). Этот раздел идет первым, но должен быть написан последним, чтобы кратко изложить основные мысли всех предыдущих разделов;
  • характеристика отрасли. Здесь представлена концепция бизнеса: информация о компании, её продуктах или услугах (структура, ёмкость рынка сбыта, тенденции роста, конкуренция и т.д.). Информация должна быть максимально конкретной;
  • исследования и анализ рынка. Данный раздел лучше составлять в первую очередь, поскольку от его показателей зависит перспектива развития фирмы и стимул составления бизнес-плана. Анализ рынка включает в себя данные о потребителях продукции или услуг компании (как активных, так и потенциальных) и о том, что «продавец» может предложить «покупателю»;
  • экономика предприятия. Планирование стратегии развития производства не обходится без экономических показателей предприятия. Раздел содержит данные о расчётной валовой прибыли, налогах, видах затрат и путей их снижения;
  • план маркетинга. Он предполагает методы компании по достижению необходимого уровня продаж. Постарайтесь внедрить в общую структуру рынка отличительные особенности (а лучше преимущества) вашего продукта, которые позволят обойти конкурентов. Желательно сравнить свою деятельность с конкурентами, чтобы наглядно продемонстрировать продвижение вашего продукта или услуг относительно других;
  • техническая доработка. План технической доработки продукта показывает, как при привлечении финансовых средств компания доработает продукт, улучшив его эффективность благодаря качеству, дизайну и т.д. Если у вас несколько продуктов, распишите методы доработки для каждого из них;
  • план производства. Здесь отражены требуемые производственные мощности, помещения, управление снабжением и складированием. Также указываются положительные и отрицательные стороны производства в зависимости от сезона и пиковой нагрузки. Данный раздел составляется так, чтобы в итоге было понятно, в какую сторону компания собирается расширяться;
  • управленческая команда. Описывается структура управления и распределение должностей, прав и обязанностей между основными членами управленческой команды. Не лишним будет указать возможных сотрудников «со стороны» (если их нет в штате): аудиторов, рекламщиков, юристов;
  • начало работы предприятия. Здесь чётко расписывается старт работы компании от подготовки документов до получения первой прибыли;
  • оценка риска. Это один из ключевых разделов, рассматриваемых банками при обдумывании решения о выдаче кредита на бизнес. Вы должны указать оценку риска: траты всей наличности до получения заказа на продукт или услугу, собственного снижения цен вследствие действий конкурентов, непредвиденных расходов, срыва графика работы и поставки товаров от поставщиков и др. В общем, проанализируйте все возможные риски (даже самые незначительные);
  • финансовый план. Основные моменты при составлении финансового плана — стоимость реализованной продукции (а также ее себестоимость), валовая прибыль и чистый доход с убытками. Если будет складываться перспективная картина, учитывая всевозможные риски, банк, скорее всего, даст вам кредит на реализацию или расширение бизнеса. Совет: не завышайте сумму кредита, чтобы компенсировать лишние траты, берите ровно столько, сколько вам нужно. Отразите реализацию заёмных средств в финансовом плане, чтобы банк видел, на что идут его деньги;
  • приложения. В приложения включается любая информация, не вошедшая в остальные разделы бизнес-алана.
Читайте также:  Что такое кальянная бизнес план

Если банк увидит в бизнес-плане хороший потенциал и возможность быстрого погашения кредита, он может сам предложить доработать его. Поэтому составляйте план со всей ответственностью, как перед кредитором, так и перед самим собой.

Бизнес-план составляется подробно, но с чёткими пояснениями описываемого бизнеса. В итоге он должен быть понятен как вам, так и банку.

Образец бизнес-плана для примера

Титульный лист

Предприятие ___________________________________
Адрес ___________________________________
Телекс ____________________, факс ______________________, телефон _______________________
Конфиденциально. Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект.
Кому ___________________________________
Краткое название проекта (до 20-30 знаков) ___________________________________
Полное наименование проекта ___________________________________
Руководитель предприятия ___________________________________
тел. ___________________________________
Проект подготовил ___________________________________
тел. ___________________________________
Дата начала реализации проекта «____»____________________ 20___ г.
Продолжительность проекта ______ лет
Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные, до начала проекта ______ мес.
Дата составления «____»_____________ 20___ г.

Разделы

  • наименование предприятия, адрес, предмет деятельности;
  • предоставляемые услуги;
  • потребители услуг/покупатели;
  • конкуренция;
  • продвижение услуг/товаров;
  • объем инвестиций;
  • объем оказываемых услуг/продаж товара (выручка от реализации);
  • основные характеристики продукта;
  • организация труда;
  • риски;
  • основные показатели плана (интервал и горизонт планирования, денежный поток в текущих ценах, срок окупаемости, капитал риска, рентабельность и др.).
  • необходимость в вашем проекте и польза от его реализации.
  • краткое описание предприятия;
  • организационно-правовая форма деятельности;
  • основные технико-экономические показатели;
  • информация о недвижимости, оборудовании предприятия (площади помещений).
  • информация о работе компании (структура ведения бизнеса);
  • информация о продукте/услугах;
  • конкуренты;
  • емкость рынка сбыта;
  • тенденции роста (вероятность появления новых потребителей и снижение конкуренции);
  • ключевые факторы успеха предприятия (уникальность продукта и способов его реализации).

Исследования и анализ рынка:

  • характеристики рынка;
  • характеристики потребителей продукции;
  • стратегия продвижения продукта на рынок и возможности для его расширения;
  • характеристики конкурентов;
  • прогнозирование рынка на ближайшие годы.
  • расчетная прибыль и тенденции ее поступления;
  • налоги;
  • виды затрат;
  • пути снижения затрат;
  • пути сохранения финансов при увеличении мощностей производства и роста компании.
  • преимущества продукта фирмы по сравнению с конкурентами;
  • методы продвижения продукта в массы, презентации потребителю;
  • обеспечение интереса потребителя к продукту, удержание и увеличение количества потребителей.
  • техническое состояние продукта и его видов;
  • улучшение дизайна (внешнего вида, удобства использования);
  • финансирование улучшения качества продукции/услуг.
  • дислокация предприятия;
  • требуемые мощности для оборудования;
  • необходимые помещения;
  • рабочая сила;
  • управление запасами, снабжением;
  • производимые и закупаемые комплектующие;
  • географическое расположение предприятия, удобство поставки закупок;
  • информация о поставщиках;
  • системы контроля качества, снижения брака.
  • схема организационной структуры компании с перечислением ключевых должностей поименно;
  • права и обязанности ведущих руководителей компании (включая заработную плату, опыт работы) или совета директоров;
  • совмещение функций постоянного и непостоянного персонала;
  • условия найма новых сотрудников;
  • информация об акционерах.
  • необходимые документы;
  • окончание НИОКР;
  • опытные образцы;
  • договоренность с торговыми представителями;
  • торговые заказы;
  • соглашение с оптовиками;
  • заказ материалов для производства первых партий товара;
  • первые заказы;
  • поставка товара в пункты реализации;
  • первая прибыль;
  • сроки реализации до начала производства.
  • риски нехватки финансовых средств для поддержания производства на начальном этапе;
  • риски снижения цен из-за конкурентов;
  • возможность изменения отрасли не в пользу вектора работы компании;
  • риск невыхода на намеченный объем продаж;
  • риск слишком длительной разработки продукта;
  • трудности в поставке сырья и комплектующих;
  • планы минимизации главных рисков.
  • расходы на производство;
  • себестоимость и стоимость конечного продукта;
  • валовая прибыль;
  • чистый доход, убытки;
  • оценка основных финансовых показателей: чистый доход к продажам, состояние активов и пассивов, рентабельность.
  • техническая характеристика продукта;
  • результаты исследований, положительно влияющих на реализацию товаров/услуг;
  • договоры аренды, найма;
  • заключения санэпиднадзора, пожарного надзора, служб надзора по вопросам экологии и безопасности;
  • сертификации качества;
  • нормативные документы;
  • другая важная информация.
Читайте также:  Пример бизнес плана для туристической фирмы

Адаптировали план под свой бизнес? Теперь нужно открыть расчётный счёт.

Источник

Оцените статью