Кпсс прекратило свою деятельность после
В результате выборов 12 июня 1991 г. РСФСР стала суверенным государством с президентской формой правления. Среди первых документов, подписанных президентом России Б. Н. Ельциным, был указ от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР». В соответствие с этим указом, КПСС и её местные отделения лишались права вмешиваться в деятельность государственных учреждений.
Но во время захвата власти Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19—22 августа 1991 г. ЦК КПСС и многие местные партийные комитеты поддержали деятельность ГКЧП, тем самым нарушив требования данного указа. Поэтому 23 августа 1991 г. на сессии Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», а 25 августа — «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР», наложивший запрет на операции с партийным имуществом.
После проведённых разбирательств Указом президента от 6 ноября 1991 г. деятельность КПСС и КП РСФСР на территории России была запрещена, их организационные структуры предписывалось распустить, а партийное имущество подлежало национализации.
Однако ряд пунктов указа от 6 ноября вызвал нарекания со стороны группы народных депутатов. Поэтому в 1992 г. состоялось несколько заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, на которых была подтверждена правомерность указа в целом, но отменены те его положения, которые не отвечали требованиям российского законодательства. В частности, были признаны неправомерными требования роспуска первичных партийных организаций, образованных по территориальному принципу, и национализации той части имущества, которая являлась собственностью КПСС, либо находилась в её ведении.
Современная Коммунистическая партия Российской Федерации существует как самостоятельная политическая организация с марта 1993 г. в соответствии с нормами действующего российского законодательства.
Лит.: О деятельности КПСС и КП РСФСР: указ президента РФ от 8 нояб. 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 45, ст. 1537.
Источник
Что такое Распад СССР
Распад СССР — это серия политических, социальных и общественных событий, которая привела к прекращению существования Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Распад был завершён к 26 декабря 1991 года. Его сопровождал ряд событий, которые происходили в 1989–1991 гг., а именно:
- «перестройка»,
- революции и забастовки,
- раскол в Коммунистической партии (КПСС),
- введение в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР) поста президента,
- Августовский путч с введением танков в Москву,
- провозглашение советских республик независимыми государствами,
- подписание Беловежского соглашения о создании Содружества независимых государств (СНГ),
- декларация Верховного Совета СССР о распаде союза.
Причины распада
Историки и политические деятели не сходятся в причинах распада СССР. Некоторые из них считают, что произошёл насильственный развал союза, а не его естественный распад.
Называются самые разнообразные причины, которые затрагивают многие сферы: политическую, экономическую, социальную. Среди основных:
- неэффективная экономическая политика союза, которая привела к нехватке продуктов и других товаров в магазинах и, следовательно, недовольству граждан;
- застой в экономике: отсутствие модернизации и эффективных производственных отношений;
- раскол КПСС и отмена коммунистической идеологии: появляется многопартийность, но не создана единая идеология и система управления;
- раскол в элите СССР: часть руководящей элиты выступала за сохранение и реорганизацию союза, часть — за его развал;
- отсутствие согласия в целях проведения реформ: выдвигались идеи как обновления социализма, так и проведения либерально-демократических преобразований;
- обострение межнациональных отношений: армяно-карабахский конфликт, грузино-абхазский и грузино-осетинские конфликты и др. Руководящая верхушка не могла быстро принять решения о том, как разрешить эти конфликты. Это привело к сепаратистскому настроению в советских республиках и их желанию стать независимыми;
- борьба за власть между союзными органами власти и руководством в республиках;
- неудавшаяся попытка Государственного комитета по чрезвычайному положению предотвратить подписание нового Союзного соглашения (согласно которому власть перейдёт к республикам) и заставить российскую власть подчиняться законам и Конституции СССР (Августовский путч).
Последствия распада
Сразу после распада теперь уже не РСФСР, а Россия (25 декабря 1991 г. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию) столкнулась с неизбежными последствиями:
- экономический «откат» всех бывших союзных республик;
- потеря Россией политической инициативы на мировой арене;
- потеря безопасности и территориальной целостности;
- уменьшение населения, а следственно, и людских ресурсов;
- потеря инфраструктуры, рынков производства и рынков сбыта;
- выплата Россией долгов СССР;
- межэтнические и межнациональные проблемы вследствие разделения территорий, и др.
События распада
Распад СССР связан с определёнными событиями, которые происходили в РСФСР и других советских республиках.
«Перестройка»
«Перестройкой» называют политику президента СССР Михаила Горбачёва по проведению политических и социальных реформ в 1980-х — 1991 гг.
Считается, что радикальные политические реформы «перестройки» в конечном итоге привели к распаду СССР.
Так, была отменена шестая статья Конституции СССР, которая закрепляла Коммунистическую партию в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества».
Это способствовало образованию политических партий, расколу в КПСС и дальнейшей борьбе за власть.
Революции и забастовки
В 1988–1989 гг. в советских республиках произошли «бархатные» антикоммунистические революции. Революционеры выступали за отмену коммунистических режимов.
Так, выступления против коммунистической партии произошли в Польше, Венгрии, Восточной Германии и Чехословакии, Болгарии, Румынии и Албании.
В том же 1989 году происходит забастовка шахтёров в Донбассе. Помимо требований об улучшении условий и оплаты труда, они выдвигают и политические требования. Они винят власть в неграмотной социальной и экономической политике, которая привела к экономическому кризису, отсутствию продовольствия и товаров в магазинах и низкой оплате труда.
Объявление союзными республиками суверенитета
В 1989–1990 гг. в Эстонии, затем Литве и Латвии проходят сессии Верховных Советов, на которых объявляется суверенитет стран и их переименование в республики. За ними последовал Азербайджан и потом остальные республики союза.
РСФСР объявил государственный суверенитет 12 июня 1990 г. Республики боролись за верховенство своих законов над законами, принимаемыми СССР.
В 1991 году РСФСР решает ввести пост президента в стране. 12 июня президентом избран Борис Ельцин.
Союзный договор Горбачёва
17 марта 1991 года Горбачёв проводит референдум о необходимости сохранения СССР. Подавляющее большинство проголосовавших (76,4%) изъявили желание сохранить союз.
Горбачёв поручает разработать новый проект Союзного договора. Согласно этому договору СССР должен стать союзом суверенных республик, а сами республики должны получить автономии, т.е. способность иметь полномочия и действовать самостоятельно.
Переговоры Горбачёва с президентами советских республик получили название «ново-огарёвского процесса», т.к. происходили в усадьбе Ново-Огарёво. В частности, на встрече с Горбачёвым присутствовали президенты девяти республик:
- РСФСР,
- Украинская ССР,
- Белорусская ССР,
- Казахская ССР,
- Узбекская ССР,
- Азербайджанская ССР,
- Таджикская ССР,
- Киргизская ССР,
- Туркменская ССР.
Подписание было запланировано на сентябрь-октябрь 1991 года. Но затем Горбачёв встретился лишь с Борисом Ельциным и президентом Казахской ССР Н. Назарбаевым и перенёс подписание на 20 августа 1991 года.
Августовский путч
Другие высшие руководители СССР выступали против Союзного договора. Они считали, что это приведёт к распаду СССР. Эти руководители:
- председатель правительства В. С. Павлов,
- глава КГБ В. А. Крючков,
- министр обороны Д. Т. Язов,
- глава МВД Б. К. Пуго,
- вице-президент Г. И. Янаев
- председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев,
- президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи А. И. Тизяков
- первый заместитель председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов.
Они создают 18 августа Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Вице-президент Янаев принимает указ о том, что Горбачёв по состоянию здоровью не может выполнять свои функции, и о том, что полномочия президента СССР переходят к нему.
ГКЧП объявляет чрезвычайное положение, постановляет расформировать все властные образования, которые противоречат Конституции и законам СССР, и вводят войска и танки в Москву.
Две силы — солдаты ГКЧП и защитники российской власти — собираются у Белого Дома в Москве. Но ГКЧП не решился применить силу. 22 августа Янаев подписывает указ о роспуске комитета.
Распад СССР
В конце 1991 года о своей независимости заявили республики, которые присутствовали на встрече с Горбачёвым для подписания нового Союзного договора.
Ельцин 23 августа 1991 г. издал указ, которым приостановил деятельность Коммунистической партии РСФСР. А на следующий день Горбачёв распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.
14 ноября 1991 г. временный орган власти Государственный совет СССР постановил ликвидировать все структуры управления СССР (вступил в силу с 1 декабря 1991 г.).
8 декабря 1991 г. в резиденции, которая находится в Беловежской Пуще в Белоруссии, Борис Ельцин (РСФСР), Леонид Кравчук (Украина) и Станислав Шушкевич (Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. Оно стало известно как Беловежское соглашение.
Позже, 21 декабря, к соглашению присоединяются ещё 8 республик.
25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР утверждает закон об изменении названия РСФСР на Российскую Федерацию (Россию). В Кремле флаг СССР заменяют на российский флаг (триколор).
В тот же день Горбачёв выступает по телевизору и объявляет о сложении с себя полномочий президента СССР.
Совет Республик Верховного Совета СССР 26 декабря подписывает декларацию, в которой говорится, что «с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает своё существование».
Источник
Указ Ельцина о запрете деятельности КПСС
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАРТИИ РСФСР
Действующая на территории РСФСР и не зарегистрированная в установленном порядке Коммунистическая партия РСФСР поддержала так называемый Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР, совершивший государственный переворот и насильственно отстранивший от должности Президента СССР. В ряде регионов РСФСР при непосредственном участии республиканских, краевых и областных органов Компартии РСФСР созданы чрезвычайные комитеты (комиссии), что является грубым нарушением Закона СССР «Об общественных объединениях».
Органы Компартии РСФСР в республиках, краях и областях неоднократно вопреки Конституции РСФСР вмешивались в судебную деятельность, препятствуют исполнению Указа Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР».
На основании изложенного п о с т а н о в л я ю:
1. Министерству внутренних дел РСФСР и Прокуратуре РСФСР провести расследование фактов антиконституционной деятельности органов Коммунистической партии РСФСР. Соответствующие материалы направить на рассмотрение судебных органов. (Предписание Министерству внутренних дел о проведении расследования не соответствует Конституции Российской Федерации — постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)
2. До окончательного разрешения в судебном порядке вопроса о неконституционности действий Компартии РСФСР приостановить деятельность органов и организаций Коммунистической партии РСФСР.
3. Министерству внутренних дел РСФСР обеспечить сохранность
имущества и денежных средств органов и организаций Компартии РСФСР до принятия окончательного решения судебными органами.
4. Центральному банку РСФСР обеспечить приостановление до особого распоряжения операций по расходованию средств со счетов органов и организаций Компартии РСФСР.
Из указа президента РСФСР “О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР” от 23 августа 1991 г.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПАРТИЙНОГО ИМУЩЕСТВА
В связи с роспуском ЦК КПСС и приостановлением деятельности
Коммунистической партии РСФСР п о с т а н о в л я ю:
1. Объявить государственной собственностью РСФСР все принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое имущество, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещенные в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях, расположенных на территории РСФСР и за границей.
Средства КПСС, находящиеся за границей, распределяются по соглашению между республиками после подписания ими Союзного договора.
(Пункт не соответствует Конституции Российской Федерации применительно к той части имущества, собственником которой являлась КПСС, а также к той части имущества, которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, но собственник
которой не был определен — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)
2. Центральному банку РСФСР, Банку внешней торговли РСФСР и Минфину РСФСР в суточный срок взять на строгий учет все денежные средства в рублях и иностранной валюте КПСС и Коммунистической партии РСФСР, помещенные в Госбанке СССР, Внешэкономбанке СССР, Минфине СССР и других организациях и учреждениях СССР, расположенных на территории РСФСР, а также приостановить их использование до особого распоряжения Президента РСФСР или Председателя Совета Министров РСФСР.
Из указа президента РСФСР “Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР” от 25 августа 1991 г.
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПСС НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ СОЮЗА
В ночь с 18 на 19 августа 1991 года в СССР был совершен государственный переворот, организаторами которого являлись члены неконституционно сформированного так называемого Государственного комитета по чрезвычайному положению…
Названный комитет принял решение о введении режима чрезвычайного положения в ряде местностей СССР. Тем самым были нарушены Конституция СССР и Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения».
Создание Государственного комитета по чрезвычайному положению и введение чрезвычайного положения в отдельных районах СССР было активно поддержано Секретариатом ЦК КПСС. Центральным Комитетам компартий, рескомам, крайкомам, обкомам КПСС было рекомендовано в связи с введением чрезвычайного положения принять меры по привлечению коммунистов для содействия и осуществления решений, принятых ГКЧП.
Принципиальная позиция Президента РСФСР, Верховного Совета РСФСР и Правительства РСФСР, активные действия миллионов людей по всей стране и мужество москвичей, поддержка мирового сообщества позволили восстановить конституционную власть в стране.
Позиция, занятая высшими органами государственной власти и управления СССР, способствовала трагическому развитию событий. Президиум Верховного Совета СССР проявил в критический для страны момент бездеятельность, а Председатель Верховного Совета СССР — прямое попустительство группе заговорщиков, что выразилось в непринятии им необходимых решений по отношению к незаконному ГКЧП. Не было принято решение о немедленном созыве Президиума Верховного Совета СССР и сессии Верховного Совета СССР для рассмотрения сложившейся в стране ситуации. Этим фактически подтверждалась правомочность ГКЧП, что не может расцениваться иначе, как политическое соучастие в действиях заговорщиков. Заслуживает решительного осуждения также бездеятельность Комитета Верховного Совета СССР по делам обороны и безопасности. Не принял должных мер Комитет Верховного Совета СССР по международным делам. Бездействовал и не оправдал своего назначения Комитет по координации деятельности правоохранительных органов при Президенте СССР.
Прокуратура Союза ССР не выполнила своего конституционного долга, не опротестовала создание ГКЧП и принятые им решения. Руководство Прокуратуры Союза ССР присоединилось к антиконституционному перевороту и дало указание всем прокурорам страны признать незаконные действия ГКЧП.
Все это нанесло стране большой политический и экономический ущерб, практически сорвало подписание Союзного Договора, нарушило хрупкое равновесие, достигнутое между республиками.
В связи с вышеизложенным Верховный Совет СССР постановляет:
1. Действия членов ГКЧП, отстранивших законно избранного Президента СССР от исполнения обязанностей и узурпировавших власть, оцениваются как государственный переворот.
Создание ГКЧП и его решения не имеют юридической силы с момента их принятия.
2. Признать несовершенной структуру высших органов государственной власти и управления, правоохранительных органов страны, а также сложившуюся практику подбора Президентом СССР и дачи согласия на назначение Верховным Советом СССР кандидатур на руководящие посты в государстве.
Внести в установленном порядке необходимые изменения и дополнения в Конституцию СССР и другие законодательные акты, определяющие правовой механизм защиты конституционного строя, четкий порядок и процедуру назначения и смещения высших должностных лиц.
Признать утратившим силу Закон СССР от 24 сентября 1990 года «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны», предоставляющий Президенту СССР дополнительные полномочия.
Предложить Президенту СССР выступить с докладом о положении в стране на внеочередном Съезде народных депутатов СССР.
3. Предложить республикам на основе согласованной концепции Союзного Договора ускорить его подписание с учетом новых предложений.
4. Образовать парламентскую комиссию из народных депутатов СССР с приглашением представителей республик по расследованию и политической оценке обстоятельств государственного переворота 18-21 августа 1991 года.
7. На основании имеющихся сведений об участии руководящих органов КПСС в подготовке и проведении государственного переворота 18-21 августа 1991 года приостановить деятельность КПСС на всей территории СССР, поручив органам МВД обеспечить сохранность ее материальных ценностей и архивов, а учреждениям банков прекращение всех операций с денежными фондами КПСС.
Руководствуясь частью второй статьи 3 Закона СССР «Об общественных объединениях», поручить Прокуратуре Союза ССР проведение расследования данных об участии руководящих органов КПСС в действиях по насильственному изменению конституционного строя и при их доказанности передать материалы в Верховный Суд СССР.
Рассмотреть в кратчайший срок на сессии Верховного Совета СССР предложения по реорганизации системы органов МВД СССР, КГБ СССР и Министерства обороны СССР с учетом решений, принятых Верховными Советами республик после 19 августа 1991 года.
В месячный срок внести на рассмотрение сессии Верховного Совета СССР необходимые изменения и дополнения в Закон СССР «Об органах государственной безопасности в СССР».
Из постановления Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. N 2371-I
«О ситуации, возникшей в стране в связи с имевшим место государственным переворотом”
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ КПСС В РОССИИ
События 19-21 августа высветили со всей очевидностью тот факт, что КПСС никогда не была партией. Это был особый механизм формирования и реализации политической власти путем сращивания с государственными структурами или их прямым подчинением КПСС. Руководящие структуры КПСС осуществляли свою собственную диктатуру, создавали за государственный счет имущественную основу для
Это подтвердилось в ходе открытых слушаний в Верховном Совете РСФСР о роли КПСС в государственном перевороте 19-20 августа.
Именно на руководящих структурах КПСС, фактически поглотивших государство и распоряжавшихся им как собственным инструментом, лежит ответственность за исторический тупик, в который загнаны народы Советского Союза, и тот развал, к которому мы пришли.
Деятельность этих структур носила явный антинародный, антиконституционный характер, была прямо связана с разжиганием среди народов страны религиозной, социальной и национальной розни, посягательством на основополагающие, признанные всем международным сообществом права и свободы человека и гражданина.
Закономерным финалом ее политической деятельности стал нтиконституционный переворот 19-21 августа сего года, поддержанный руководством КПСС.
Несмотря на принятые в отношении этих структур меры, они не прекратили свою противоправную деятельность, направленную на еще большее обострение кризиса и создание условий для нового антинародного переворота.
Стало очевидным, что пока будут существовать структуры КПСС не может быть гарантий от очередного путча или переворота.
Недопустимы попытки шельмовать миллионы рядовых членов партии, не имевших отношения к произволу и насилиям, творившимся от их имени, вводить запреты на профессии. Но столь же недопустимы попытки реанимировать гигантский механизм коммунистической партийной машины и дать ему возможность подмять под себя ростки российской демократии.
Учитывая, что КП РСФСР в установленном порядке не зарегистрирована, а регистрация КПСС ранее прямо управлявшимися ЦК КПСС государственными органами СССР осуществлена с грубыми нарушениями закона и не носит для РСФСР преюдициальной силы, на основании и во исполнение статей 7 и 121-4 Конституции РСФСР п о с т а н о в л я ю:
1. Прекратить на территории РСФСР деятельность КПСС, КП РСФСР, а их организационные структуры распустить. (Положение пункта 1 о роспуске организационных структур КПСС и КП РСФСР не соответствует Конституции Российской Федерации применительно к первичным организациям КП РСФСР, образованным по территориальному принципу — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)
2. Государственным органам исполнительной власти РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органам прокуратуры исключить преследование граждан РСФСР за факт принадлежности к КПСС и КП РСФСР.
3. Имущество КПСС и КП РСФСР на территории РСФСР передать в собственность государства. Совету Министров РСФСР обеспечить передачу и принятие в ведение органов государственного управления РСФСР и республик в составе РСФСР имущества КПСС и КП РСФСР на территории РСФСР. (Пункт 3 Указа соответствует Конституции Российской Федерации применительно к той части имущества,
собственником которой являлось государство, но которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР. Пункт 3 Указа не соответствует Конституции Российской Федерации, применительно к той части имущества, собственником которой являлась КПСС, а также к той части имущества, которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, но собственник которой не был определен — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)
4. Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, соответствующим государственным органам исполнительной власти республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга принять необходимые меры по незамедлительному и исчерпывающему исполнению настоящего Указа.
Источник