Коррекция своей профессиональной деятельности

Корректировка профессионального поведения и деятельности.

Дисциплина: Технология поиска работы: Махова О.В. 3.06

Законспектировать в тетрадь.

Тема: Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы.

Корректировка профессионального поведения и деятельности.

Первый месяц работы на новом месте — особенный, он может определить всю вашу дальнейшую судьбу в компании. Тактику поведения в это время надо выбирать, исходя из многих факторов

Так уж сложилось, что в октябре люди чаще всего меняют работу. Зимой в ожидании бонусов многие не спешат покидать рабочее место ради перспективных предложений, весной компаниям не до новичков — подводят итоги финансового года. Лето — традиционно «мертвый сезон», когда работодатели и работники отдыхают друг от друга. Рынок труда оживляется к сентябрю. Наиболее удачливые проходят необходимые собеседования, а в октябре вливаются в новый коллектив.

Первый месяц работы на новом месте — особенный. Зачастую он может определить всю вашу дальнейшую судьбу в компании. Тактику поведения в это время надо выбирать, исходя из особенностей каждой конкретной организации, должностных обязанностей сотрудника и многих других факторов. Но некоторые универсальные советы пригодятся любому «новенькому» и будут не менее полезны руководителю, который хочет помочь новым членам своей команды быстрее адаптироваться. Что же следует сделать за этот период?

1. Познакомиться с коллективом. Попросите своего непосредственного начальника представить вас отделу, в котором вы будете работать, и основным сотрудникам из других подразделений, с которыми вы будете взаимодействовать. Личный контакт — это очень важно. Он позволит вам быстрее влиться в коллектив и ускорит решение всех важных для вас задач. (Да, это элементарно и очевидно. Но из-за нехватки времени или ложной скромности об этом часто забывают и руководители, и сотрудники.)

2. Присмотреться к тому, как общаются между собой сотрудники компании, каков «культурный код» этой организации. Это касается и манеры речи, и манеры одеваться, и культуры пользования ИТ-инфраструктурой и многого другого. В первый месяц необходимо наблюдать и подстраиваться под окружающую среду.

3. Сходить на обед с коллегами. Скорее всего, они и сами вас позовут. А если нет — вежливо напроситесь. Это тоже весьма полезная процедура, которая поможет вам узнать больше о компании — и даже о том, о чем вам никогда не скажет начальник или HR-отдел, да и просто выстроить дружеские отношения с сослуживцами.

4.Понять механизм принятия решений в организации. Принимаются ли они по удару кулака директора или демократическим голосованием? Будет ли наиболее весомым аргументом в споре здравый смысл, последний писк управленческой моды или поддержка самого заслуженного сотрудника? Без этого знания вы не сможете протолкнуть выше ни одну собственную инициативу.

5. Оценить степень своей свободы. Перед тем как без спроса ринуться в бой, стоит узнать, что вам за это будет. Желательно понять, какая степень самостоятельности в принятии решений предоставляется сотрудникам этой организации, приветствуются ли здесь, например, рационализаторские предложения. В одних компаниях участие в жизни смежных отделов поощряется, в других руководство посчитает, что вы зря «распыляетесь». Например, в аутсорсинговом подразделении BDO любой сотрудник может прийти в департамент маркетинга и развития бизнеса или в ИТ-департамент со своим предложением, а за наиболее удачную идею получить премию, даже если его основная работа не связана со сферой применения этой идеи. Но существуют организации и с противоположной практикой. В любом случае постарайтесь не переусердствовать: если вы броситесь улучшать работу соседних отделов, не справившись с собственными задачами, руководство вряд ли оценит ваше рвение.

6. Важно узнать, что в данной организации понимается под служебной субординацией, и соблюдать ее. В одних коллективах ни при каких обстоятельствах нельзя спорить с начальством, а в других альтернативный взгляд, наоборот, поощряется. Как правило, в российских компаниях не принято жаловаться руководителю на коллег, допускающих грубые просчеты или нарушающих правила. Это считается некрасивым и зачастую определяется понятием «стукачество». А вот на Западе это норма. Понять, как принято общаться с коллегами и начальством именно здесь, можно, к сожалению, только опытным путем. Если у соседа по комнате округляются глаза, когда вы предлагаете обсудить альтернативные мнению руководства варианты решения проблемы, значит, мы имеем дело с культурой армейского типа, где приказы не обсуждаются.

Читайте также:  Как создать компанию по строительству дорог

7. Провести внутреннюю пиар-кампанию своей деятельности: необходимо объяснить людям, зачем вы пришли и что вы будете делать. (К сожалению, не всегда сотрудникам компании понятно, чем занимается тот или иной специалист. Что делает бухгалтер — ясно, а вот чем занимается финансовый контролер? А PR-менеджер?) То же касается любых просьб и указаний: в первое время как можно подробнее объясняйте людям, для чего вам нужно, чтобы они выполнили ту или иную просьбу или поручение. Во-первых, это особенность человеческой психики: люди охотнее соглашаются на все, что подкреплено хоть какими-то аргументами. А во-вторых, у вас будет хороший шанс сформировать себе группу поддержки на будущее.

8. Кем бы вы ни работали, стоит сразу изучить производственный процесс хотя бы в общих чертах, товары и услуги компании, ее структуру, историю, крупнейших клиентов и конкурентов. Так вы лучше сможете понимать свою роль во всех процессах. Некоторые сетевые магазины, например, в обязательном порядке заставляют всех новых сотрудников (вне зависимости от должности) несколько дней провести «за прилавком» — для лучшего погружения в бизнес компании.

9. В работе — как в семейных отношениях: если в течение первого месяца каждый день приносить своей второй половине кофе в постель, то, как только вы этого не сделаете, вас заподозрят во всех смертных грехах. Если вы не планируете работать сверх своей нормы, проводить на предприятии выходные и жертвовать ради этого личной жизнью — не делайте этого без надобности с самого начала. Выкладывайтесь настолько, насколько вы сможете позволить себе выкладываться всегда, а не только в первые недели работы. Да, иногда руководство ценит трудоголизм (адекватность такого руководства — отдельная тема для обсуждения), и на прохождение испытательного срока он может повлиять положительно. Но если в дальнейшем вы снизите темпы, коллеги решат, что вы расслабились и стали неэффективны. Поэтому показывайте норму, а не максимум.

10. То же касается и желания казаться «славным парнем» по отношению к коллегам: пытаясь наладить отношения с новым коллективом, не переусердствуйте с одолжениями. Тут действует предыдущий совет: если вы сразу начнете всем помогать, на вас, в конце концов, перевесят чужую работу, отказаться от которой в будущем будет куда тяжелее, чем в самом начале. Да и справиться с собственными задачами в этой ситуации будет сложнее.

11. Не стоит «махать шашкой» в первое время. Даже если что-то кажется вам нелогичным или ненужным, не меняйте с ходу правила игры, сложившиеся задолго до вашего появления, постарайтесь сначала разведать обстановку и понять, почему тот или иной процесс устроен именно таким образом, почему определенную должность занимает именно этот человек, почему на производстве используется именно данное оборудование и т.д. Например, если вы пришли на место руководителя и видите неэффективного на первый взгляд сотрудника, не спешите его увольнять — выясните, почему он до сих пор в строю. Возможно, он обладает незаменимым опытом для определенных ситуаций или просто является родственником акционера компании. В любом случае поспешные решения в такой ситуации навредят. Даже если вы пришли совершить переворот в организации, не стоит делать мертвую петлю на незнакомом самолете. Для начала освойтесь. Понаблюдайте сами, опросите нескольких коллег, чтобы собрать разные точки зрения на причины того или иного явления.

12. После такой глубокой разведки вы не только будете готовы решать поставленные перед вами задачи в конкретной организации, но и сможете ответить на самый главный вопрос: а хотите ли вы здесь работать и дальше?

В испытательный срок проверку проходите не только вы, но и организация, в которую вы пришли. Если вы уже после первых недель чувствуете себя некомфортно и понимаете, что некоторые правила и принципы компании противоречат вашим стремлениям и привычкам, — не теряйте свое и чужое время.

Тема: Формы и методы профессиональной переподготовки, профессионализации и модернизации профессиональных знаний.

Источник

Коррекция сферы профессионального самоопределения

Тренинг ‘Мотивация’ для учащихся 9-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Коррекция сферы профессионального самоопределения»

Психологические занятия «Мотивация»

(Коррекция сферы профессионального самоопределения.)

Одним из основных направлений работы психолога со старшеклассниками является проведение профориентационной работы, развитие готовности к профессиональному самоопределению.

Готовность к выбору профессии – это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определенность профессиональных интересов, во-вторых, осведомленность ученика о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. В связи с этим важную роль в решении задач профориентации школьников играют не только диагностические методы, но и методы психологической коррекции, при проведении которых становятся очевидными склонности ученика, с одной стороны, и его возможности – с другой.

Читайте также:  Затраты связанные с регистрацией своего дела

В начале проведения профориентационных упражнений или больших игр целесообразно ознакомиться с профессиональными намерениями старшеклассников. Для этого проводится опрос либо полустандартизированное интервью, куда могут войти следующие вопросы.

Чем вы думаете заняться после окончания школы?

Какой профессии, специальности вы хотели бы посвятить себя?

Какие требования, по вашему мнению, эта профессия предъявляет к человеку?

Какие требования предъявляет выбранная вами профессия к здоровью человека? Как вы оцениваете вашу пригодность по состоянию здоровья к этой профессии?

Как вы готовите себя к выбранной профессии?

Проверяете ли вы развитие профессионально важных качеств у себя?

Знаете ли вы, где можно получить подготовку к выбранной профессии?

Что вы читали о выбранной профессии.

Когда вы выбрали профессию? Происходили ли изменения в вашем выборе? По каким причинам вы меняли выбор профессии?

Если вы до сих пор не выбрали профессию, то по каким причинам?

Ваше решение о выборе данной профессии окончательно, или вы еще можете передумать?

Выбирая профессию, на что вы ориентируетесь?

Как вы предпочитаете работать: индивидуально, с товарищем или в бригаде?

Какой областью знаний и умений вы увлекаетесь:

Профориентационную коррекионно-развивающую работу со старшеклассниками можно проводить в различных формах: в виде развивающих игр и упражнений (они проводятся в течение всего учебного года, на классных часах и факультативных занятиях); в виде больших игр и тренингов профессионального самоопределения (они могут проводиться один-два раза в учебном году).

Программа развивающих игр «Я выбираю профессию»

Она состоит из трех циклов занятий. Первый цикл посвящен разбору условных ситуаций выбора профессии, второй – анализу типичных ошибок и затруднений, которые испытывают молодые люди в этот период. На занятиях третьего цикла школьники обсуждают конкретные ситуации выбора профессии.

На занятиях Н.В. Самоукина предлагает применение 3 методических приемов орагнизации коллективной деятельности школьников.

Взаимная групповая оценка. По желанию участников организуются две группы. Руководителей групп (командиров) ребята выбирают из общего состава участников. Получив задание, каждая группа выполняет его самостоятельно и автономно от другой группы. Результаты (доклады групп) выносятся на общее обсуждение, в котором участвуют учитель и две группы школьников. Анализируют и оценивают по схеме: соответствие доклада группы заданной теме; правильность решения; аргументация в пользу полученного решения (полнота аргументации, ее продуманность); творческий характер решения; полнота решения (на все ли вопросы есть ответы); степень использования предложенных для занятия материалов и схем.

Используется также соревнование между группами. В конце каждого задания руководитель практикума объявляет две оценки: за правильность решения группы и за активность участия в коллективной работе.

Прием «зеркало» состоит в следующем. Психолог (педагог) рассказывает о конкретном факте из жизни таких же, как участники игры, ребят. Он говорит о своем отношении к этим событиям, последствиях тех или иных поступков. Юноши и девушки сравнивают себя с персонажами, соотносят свои действия с поступками героев.

Цикл I. Условия выбора профессии

Занятие 1. «Мир профессий»

Руководитель предлагает школьникам самостоятельно заполнить таблицу:

Бланк для работы на занятии «Мир профессий»

Типы и подтипы профессий

Профессии данного типа

Требования, предъявляемые профессией к человеку

Ребята разбиваются на две группы. Каждая группа заполняет таблицу, обсуждая все связанные с этим вопросы. Результаты обсуждаются вместе с учителем.

Методический прием. Организация взаимной групповой оценки.

Занятие 2. «Природные предпосылки»

На основе таблицы, заполненной на занятии 1 школьники с помощью руководителя практикума выделяют свойства, данные, необходимые для успешной работы в той или иной области. В таблице есть соответствующая графа.

Методический прием. Организация взаимной групповой оценки.

Занятие 3. Мнения старших членов семьи, учителей и друзей о выборе профессии

Руководитель практикума предлагает проиграть сценку трем ученикам, один из которых представляет старшеклассника, другой – отца, третья – мать. Число ролей можно расширить. Остальные участники практикума – зрители. После просмотра – коллективное обсуждение.

Предлагается следующий сюжет сценки: за вечерним чаем сын или дочь объявляют родителям о своем решении выбрать ту или иную профессию. Текст роли заранее не готовится, каждый участник играет самого себя. При обсуждении поведения того или иного персонажа участники дискуссии фактически говорят о самих себе, о своих проблемах.

Читайте также:  Маркетинговое исследование создать фирму

Методический прием. Ролевая игра, коллективная дискуссия. Метод «зеркала».

Занятие 4. Информированность школьников о профессиях и профессиональных требованиях

Руководитель практикума предлагает ребятам придумать различные типологии профессий на основании, например, критерия «условий труда». Разделившись на две группы школьники выполняют задания. После него – коллективное обсуждение.

Методический прием. Метод организации взаимной групповой оценки.

Занятие 5. Личные жизненные и профессиональные планы.

Руководитель практикума обсуждает со школьниками профессиональный выбор знакомого им юноши. Если ребята не согласны с его выбором, им предлагается назвать подходящую профессию для этого ученика и объяснить причины этого выбора.

Методический прием. Психологическое «зеркало».

Занятие 6. Соотношение условий ситуации выбора профессии

До этого занятия школьники анализировали одно или несколько условий профессионального самоопределения, взятых отдельно друг от друга. На этом занятии ставится задача проанализировать разобранные ранее условия во взаимосвязи между собой, как это бывает в конкретных ситуациях реальной жизни.

Двум группам учеников предлагается выбрать из своих групп двух школьников, определить для них подходящую профессию, описать особенности этой профессии, представить характеристику индивидуальных особенностей выбранных школьников и доказать, что выбор профессии осуществлен правильно.

На общем обсуждении анализируются причины, по которым была выбрана профессия для каждого школьника. Учитель обращает особое внимание на соответствие индивидуальных особенностей выбранных группами школьников и требований названной профессии.

Методический прием. Организация взаимной групповой оценки.

Цикл II. Типичные ошибки школьников при выборе профессии

Занятие 7. Влияние престижности профессии на успешность профессионального самоопределения

На этом занятии рекомендуется провести встречу-беседу с представителями различных профессий: важно, чтобы во время беседы обсуждались сложности профессии, постепенного профессионального и должностного роста.

Методический прием. Беседа, коллективное обсуждение.

Занятие 8. Перенос отношения к школьному предмету на отношение к профессии

Бывает и так, что ученик относится с большим интересом к какому-либо школьному предмету. Он получает хорошие отметки и в конце концов выбирает его в качестве своей будущей профессии. В этой, казалось бы, весьма простой ситуации также возможны серьезные ошибки.

В рамках двух-трех школьных предметов, выбранных школьниками, им предлагается перечислить и описать профессии, сходные по содержанию с выделенными предметами школьного курса, определить общее и различное между содержанием школьных предметов и содержанием профессий.

Методический прием. Метод организации взаимной групповой оценки.

Занятие 9. Как выбирать профессию

В двух группах школьники выбирают определенную профессию. При этом они ориентируются на этапы «узнать – подумать – попробовать».

На общем обсуждении каждая группа рассказывает о профессии, которую она выбрала, и анализирует причины выбора.

Методический прием. Метод организации взаимной групповой оценки.

Цикл III. Конкретные ситуации выбора профессии

Занятие 10. Человек и профессия

Учитель называет профессию, для которой, школьники должны «подобрать» ученика, наиболее, по их мнению, соответствующего по своим индивидуальным особенностям данной профессии. Профессия, заданная педагогом, должна быть более или менее известна ученикам, не рекомендуется выбирать для задания малоизвестные профессии.

Участники разбиваются на две группы, выбирают ученика для заданной преподавателем профессии и па общем обсуждении доказывают, что индивидуальные особенности выбранного ими школьника соответствуют требованиям профессии.

Можно организовать дополнительное занятие: педагог предлагает двум группам школьников «подобрать» профессию одному их учеников.

Занятие 11. Соотнесение самооценки и профессиональных требований

Выбирается школьник, который должен описать свои индивидуальные особенности, оценить их и подобрать соответствующую профессию. При выборе профессии разрешается учитывать индивидуальные склонности и интересы.

Остальные ученики практикума и сам педагог отдельно от школьника также дают ему оценку и подбирают соответствующую профессию. На общем обсуждении, в котором участвуют школьник, педагог и группа участников, делается сравнительный анализ самооценки школьника, оценки педагога и группы участников. Обсуждаются моменты несоответствия самооценки ученика, оценок педагога и группы участников.

Методический прием. Метод организации взаимной групповой оценки.

В заключение всех проведенных занятий учитель и школьники обмениваются опытом, полученным на играх: что нового они узнали, какие занятия были самыми интересными. Ученики рассказывают, какую профессию они хотели бы выбрать.

Программа развивающих игр «Я выбираю профессию» (Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. – М.: 1992.)

Источник

Оцените статью