Конверсия займа
Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком — государством (муниципальным образованием) своим кредиторам.
Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погашения казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная ставка повышена с 5 до 10%.
С принятия второй части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., получило законодательное закрепление правило о недопущении изменений условий выпущенного в обращение государственного либо муниципального займа (ст. 817 ГК РФ).
Таким образом, впервые в законодательной практике получил закрепление запрет на консолидацию займов государством или муниципальным образованием в одностороннем порядке.
Если же все-таки возникает необходимость изменить срок государственного (муниципального) займа, то теперь государство (муниципальное образование) правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств (как одного из существенных условий договора займа) только по согласованию с кредиторами, т.е. с юридическими и физическими лицами, являющимися правообладателями государственных (муниципальных) облигаций. В этом случае принято руководствоваться правилами ст. 414 и 818 ГК РФ о новации, т.е. прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).
Примером такой ситуации является финансово-экономический кризис в России, разразившийся 17 августа 1998 г. и связанный с ним процесс по изменению сроков погашения государственных долговых обязательств, когда впервые на практике были реализованы положения Гражданского кодекса РФ о новации долга по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств *.
* См.: расп. Правительства РФ «О новации по государственным ценным бумагам» от 12 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6329; от 3 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1396; Положение о порядке осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до Заявления Правительства РФ и Центрального банка РФ от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств, утв. Минфином РФ и Центральным банком РФ 21 декабря 1998 г. с изм. от 23 марта 1999 г. // БНА. 1999. № 1. Ст. 81; Российская газета. 1999. 22 апр.
Новация, в данном случае предполагает замену одного обязательства (например, погашение ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (погашение ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства (а следовательно, и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику-государству).
Правила о новации соответственно применяются и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями (п. 5 ст. 817 ГК РФ).
Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия государства по унифицированию займов, означающий обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.
Источник
Комментарий к СТ 101 БК РФ
Статья 101 БК РФ. Управление государственным и муниципальным долгом
Комментарий к статье 101 БК РФ:
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.
В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.
Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.
До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.
Конверсия — изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.
Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.
Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.
В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105).
Источник
Конверсия это изменение размера доходности займа
Конверсия Консолидация займа
С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т. п. [c.271]
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу. [c.271]
На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. [c.201]
Таким образом, под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений государственного долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации займов. [c.88]
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ — финансовые мероприятия государства и центрального банка, связанные с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии государственных займов и консолидации займов. [c.776]
Комитет РФ по финансовому мониторингу — 111, 147 Коммерческие банки — 114 Конверсия займа — 557. Консолидация займа — 557 Контроль банков — 142 Контроль рублем — 125 Контрольное (Главное) управление Президента РФ — [c.740]
Государство вправе проводить конверсию и консолидацию займов. Конверсия — это изменение условий доходности займов. Изменение условий займа, касающиеся его сроков, называется консолидацией государственного долга. Например, превращение краткосрочных облигаций в долго- и среднесрочные. [c.32]
При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о 1) новации — замене обязательств по долгу другими обязательствами 2) унификации — объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств 3) конверсии — изменении условий займов, касающихся их доходности 4) консолидации — изменении условий обращения займов, касающихся их сроков. [c.217]
Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. [c.271]
Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой [c.201]
Конверсия — это одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством. Консолидация — это изменение условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок. Отсрочка погашения займов — это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам. [c.72]
Задолженность по непогашенным государственным займам и не выплаченным по ним процентам включается в сумму государственного долга страны. В современных условиях государственная задолженность, особенно внешняя, складывающаяся из долгов международным и региональным банкам, правительствам, частным инвесторам и др., достигла таких масштабов, что страны оказываются не в состоянии погашать обязательства как по внутренним, так и по внешним государственным займам в установленные сроки. Поэтому широкое развитие получили операции по изменению условий ранее выпущенных займов. Для сокращения расходов по этим займам удлиняются сроки (консолидация) или уменьшаются размеры выплачиваемых по облигациям процентов (конверсия). Нередки сочетания конверсии и консолидации, когда одновременно удлиняется срок действия займа и снижается процент по нему. [c.57]
В отличие от реструктуризации долга, осуществляемой органами власти на рыночной и добровольной основе, в период административно-командной системы управления экономикой увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсии и консолидации. Для кредиторов они имели принудительный характер. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией — увеличение сроков функционирования выпущенных займов. По решению государственных органов власти конверсия и консолидация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доходность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении. [c.421]
Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в РФ совместно с конверсией, займа была проведена и консолидация срок погашения казначей-, ских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная ставка повышена с 5 до 10%. [c.557]
Конец XIX века характеризовался относительно стабильным экономическим ростом в странах Западной Европы. В них заметно увеличились объемы свободных капиталов долгосрочного характера, которые искали выгодного и надежного помещения. Это и явилось предпосылкой для заключения Россией новых внешних займов, а также конверсии и консолидации прежних. Для того чтобы облигации золотых займов могли продаваться, покупаться и обмениваться на прежние российские займы на нескольких зарубежных рынках и свободно перемещаться между ними, номинал каждой ценной бумаги был выражен в ряде иностранных валют французских франках, германских марках, фунтах стерлингов, голландских гульденах, американских долларах, а затем и в датских кронах. Между валютами был установлен паритет исходя из их золотого содержания, который указывался на каждой облигации. Правительство установило паритет иностранных валют и устойчивого золотого рубля. Это давало возможность исчисления стоимости облигации в кредитных рублях в зависимости от курса золотого рубля. Сфера обращения облигаций включала зарубежные и российские рынки, и они пользовались большим успехом у обладателей свободных капиталов. [c.152]
Таким образом, золотые займы дали возможность произвести обмен новых облигаций на облигации прежних займов. Кроме того, для конверсии и консолидации государственного долга, увеличения доходов бюджета далее Российское правительство прибегало к другой разновидности государственного кредита — рентным займам. Начало им было положено 11 ноября 1883 года. Министерство финансов приступило к продаже 6% -ной непрерывно-доходной ренты на номинальную сумму 50 млн рублей золотом. Заем являлся внутренним. Но номинал облигаций обозначался в золотых рублях и ряде иностранных валют. Полностью они назывались свидетельствами Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту . Владельцам свидетельств ренты государство должно было регулярно выплачивать ежегодный процент. При этом государство не обязано было возвращать капитальную сумму долга. Оно оставляло за собой право гасить свидетельства ренты [c.152]
Процесс управления включает в себя такие методы, как погашение действующих займов, эмиссия новых займов, рефинансирование задолженности, консолидация, конверсия и унификация займов, отсрочка и аннулирование старых долговых обязательств и т. п. [c.100]
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ — привлечение государством заемных средств путем выпуска облигаций и других ценных бумаг или путем безоблигационных займов. С помощью Г.з. обычно покрываются дефициты государственных бюджетов. Задолженность по Г.з. в большинстве стран постоянно растет. Г.з. могут быть свободно обращающимися, размещаемыми по подписке и принудительными. По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные — со сроком погашения до года (сейчас в РФ, например, ГКО), среднесрочные — до 5 лет и долгосрочные — свыше 5 лет. Для продления действия краткосрочных и среднесрочных займов часто прибегают к консолидации займов, т.е. их превращению в долгосрочные. Иногда проводят конверсию займов путем объединения ранее выпущенных займов в один новый. [c.72]
В капиталистич. странах различаются внутренние и внешние Д. з., выпускаемые под различными названиями и на разнообразных условиях (предъявительские и именные, обращающиеся и не обращающиеся на денежных рынках, процентные и беспроцентные, облагаемые и не облагаемые налогами, погашаемые в национальной или иностранной валюте, а в нек-рых случаях товарами, услугами или зачетом долговых обязательств). Внутренние Д. з. размещаются среди физич. и юридич. лиц. Так, в США казначейство выпускает Д. з. след, основных видов а) сберегательные займы, размещаемые только среди населения, б) казначейские Д. з., реализуемые гл. обр. среди банков, страховых компаний и др. финансовых и иных корпораций, в) специальные займы для использования свободных средств пенсионных и др. общественных фондов. Сроки большинства Д. з. путем неоднократных конверсионных операций растягиваются на весьма продолжительный период. Нередко под видом конверсии ( рефун-дирования ) даже краткосрочные и среднесрочные займы фактически превращаются в долгосрочные (объединение конверсионных операций по займам с их консолидацией). Однако в связи с неустойчивостью государственных финансов в условиях обострения общего кризиса капитализма операции по кон-ьерсии и особенно консолидации займов часто не дают желаемых результатов. К примеру, средний срок государственных займов в США, несмотря на усилия казначейства по консолидации госдолга, сократился с 5 лет 4 мес. в 1953 г. до 4 лет 7 мес. в 1960 г. Д. з. составляют заметную часть долговых обязательств буржуазных гос-в так, в США [c.396]
КОНСОЛИДАЦИЯ ЗАЙМОВ —в капита-листич. странах операция по превращению краткосрочных государственных займов в долгосрочный или бессрочный заем. Одновременно может производиться унификация (объединение нескольких займов в один) и конверсия займов (см.). Капиталистич. гос-во прибегает к К. з. в условиях бюджетного дефицита, а также с целью удлинения срока использования средств от займов на непроизводительные расходы, гл. обр. военные. Обычно К. з. осуществляется после войн, во время к-рых государственный долг достигает огромных размеров. К. з. проводится либо путем добавления процентных купонов к старым облигациям, либо путем обмена старых облигаций на новые. Она выгодна как гос-ву, так и монополистам, особенно банковским, к-рые наживаются на реализации консолидированных и обмене старых займов. [c.546]
Источник