- Контрольно-ревизионное управление (КРУ) на предприятии, или как искать резервы роста финансовой эффективности
- Служба КРУ на предприятии: виды КРУ и их построение
- Деятельность контрольно-ревизионного управления
- Эффективность финансового контроля: российский опыт
- Контрольно-ревизионный отдел: структура, функции, основные задачи
- Общая информация
- Какова их структура?
- Какие функции он выполняет?
- Права
- Обязанности
- Чем же занимается руководство?
- Каково его место в общей структуре организации?
- О выполняемых задачах
- Заключение
Контрольно-ревизионное управление (КРУ) на предприятии, или как искать резервы роста финансовой эффективности
Увеличение прибыли, рост рентабельности бизнеса и повышение отдачи на вложенный капитал — финансовые цели, в которых более всего заинтересованы собственники. В этой связи задача финансового управления сводится к тому, чтобы найти и использовать все возможные резервы для роста операционной эффективности.
Что интересно, далеко не все источники роста лежат в плоскости наращивания продаж, увеличения оборота, доли рынка и т. п. Значительная часть резервов скрыта непосредственно в области внутреннего финансового управления. Чтобы их выявить и задействовать, достаточно организовать финансовый контроль деятельности предприятия. Организацией обеспечения внутреннего финансового контроля является создание собственного отдела или службы контрольно-ревизионного управления — КРУ.
Служба КРУ на предприятии: виды КРУ и их построение
Контрольно-ревизионное управление на предприятиях может существовать в двух формах:
1) в виде отдельно созданной структуры, подчиненной непосредственно Генеральному директору либо владельцу компании — прерогатива крупного бизнеса;
2) в виде функции финансового аудита — актуально для МСБ.
Если речь заходит о крупном бизнесе, то здесь не ограничиваются организацией отдела КРУ. Кроме этого создаются подразделения для бухгалтерского и юридического аудита, контроля за дочерними компаниями, филиалами или хозрасчетными подразделениями.
Сама по себе собственная служба КРУ — удовольствие не из дешёвых. Альтернатива — организация внутреннего финансового контроля и независимого аудита по принципу “карусели”. При данном типе КРУ все должностные лица, осуществляющие внутренний финансовый контроль и аудит, остаются на своих местах, а изменяются их непосредственные функции. То есть, к примеру, вчера служащий отдела КРУ занимался ревизией поставок, сегодня же контролирует работу фонда оплаты труда и т. п. Это выход из ситуации не только для малого и среднего бизнеса.
Осуществление внутреннего финансового контроля и аудита по типу “карусель” — штука весьма действенная и результативная. Её применение в различных бизнес-процессах компании ведёт непосредственно к росту эффективности этих самых процессов.
Деятельность контрольно-ревизионного управления
Обязанности и права КРУ распространяется на такие аспекты работы компании, как:
- себестоимость производимой продукции;
- движение денежных средств;
- контроль отпускных цен;
- контроль закупочных цен;
- ФОТ и численность персонала.
Ежегодно КРУ или ответственные должностные лица должны проводить глубокую инвентаризацию бизнеса (не путать с инвентаризацией ТМЦ) — осуществлять аудит бизнес-модели, финансовой модели, пересматривать функционал и бизнес-процессы.
Кроме того, вне зависимости от способа реализации КРУ на предприятии, деятельность контрольно-ревизионного управления должна быть подчинена двум очень важным принципам:
1) правильность, полнота и лаконичность написания регламентов. В действиях КРУ не должно быть даже намека на самоуправство — всё должно быть чётко прописано и регламентировано. Каждое контрольно-ревизионное заключение в первую очередь должно базироваться на том, не нарушило ли то или иное подразделение какой-либо из пунктов внутреннего регламента, и не привело ли это к тем или иным печальным последствиям;
2) существование принципа “кнута и пряника” — поощрений и наказаний. Должно производиться как премирование работников за выявленные резервы и рост эффективности, так и вполне конкретное материальное наказание за недобросовестное выполнение своих должностных обязанностей.
Эффективность финансового контроля: российский опыт
Реальный опыт внедрения контрольно-ревизионного управления в российских компаниях показал, что оно гарантирует экономическую отдачу уже в краткосрочной перспективе — в пределах 2-3 месяцев с момента начала работы КРУ. Обычно эффективность финансового контроля обеспечивается за счёт выявления резервов в следующих сферах и направлениях:
- текущие издержки и себестоимость продукции. Проверки КРУ позволяют достаточно быстро выявить «сверхнормативные» расходы на производстве (лишние материалы и услуги по завышенным ценам) и оперативно их устранить. В некоторых «запущенных» случаях экономия за счёт действий КРУ составляла до 10% от производственной себестоимости;
- финансовые бюджеты и их исполнение. Создание внутреннего подразделения финансового контроля позволяет не только оценивать, насколько обоснованы цифры плановых бюджетов, но и контролировать фактическое использование средств. Реальная экономия за счёт деятельности КРУ здесь колеблется в пределах 5-15% бюджетов подразделений.
- расчёты с покупателями и поставщиками. Проверки позволяют выявлять факты необоснованного предоставления скидок, увеличения сроков отсрочки платежей сверх установленных лимитов кредитной политики, проведение в пользу поставщиков завышенных сумм средств на необоснованных условиях (например, 100% авансирование). Реальная экономия здесь может составить до 20% от оборотов по расчётам.
Учитывая вышеизложенное, можно с уверенностью говорить о том, что организация внутреннего финансового контроля на предприятии — не просто модный тренд, а острая необходимость и реальный источник роста финансовой эффективности.
Не уверены, что справитесь? Для вас предусмотрен коучинг. Возможен формат наставничества.
Если же масштабы бизнеса не позволяют иметь собственный отдел КРУ, имеет смысл передать контрольную функцию по аутсорсингу — в стороннее управление финансовой или консалтинговой компании, например, нам. Важность передачи функции КРУ во внешнее управление связана ещё и с тем, что для эффективного построения и осуществления контрольно-ревизионной деятельности необходимо использовать авторские методики, адаптированные под каждую конкретную компанию.
Источник
Контрольно-ревизионный отдел: структура, функции, основные задачи
Какие задачи выполняет контрольно-ревизионный отдел? От чего должна зависеть его структура? Какие функции он на себя берет? Кто отвечает за его деятельность? С какой целью контрольно-ревизионный отдел создается?
Общая информация
На предприятии часто возникает несоответствие реальных остатков и данных учетной программы? Непрозрачный поток документирования движения продукции? Во время инвентаризации на складах постоянно фиксируются недостачи? Отсутствие товаров на складах, что должен там быть, раздражает клиентов? Что ж, в таком случае просто необходим контрольно-ревизионный отдел. Чем он занимается? В задачи КРО входит осуществление контроля над выполнением поставленных задач, слежение за рациональным использованием финансовых ресурсов, сохранением материальных ценностей, правильным ведением бухгалтерского учета, соответствием реальной ситуации нормативам и правилам организации. Аудиторская проверка позволяет избежать отрицательных результатов в хозяйственной деятельности.
Какова их структура?
Состав, а также штатная численность утверждаются директором организации в зависимости от существующих особенностей и выдвигаемых условий. Возглавляет его начальник контрольно-ревизионного отдела. В его роли может выступить управляющий безопасностью (или же быть советником). Дополнительно могут привлекаться отдельные специалисты или же конкретные структурные подразделения. К примеру – бухгалтерия, отдел кадров или служба безопасности. После того как отдел сформирован, начальник распределяет между ними обязанности и утверждает их должностные инструкции. Устанавливается четкая структура контрольно-ревизионного отдела с точным распределением зон ответственности.
Какие функции он выполняет?
Все структуры, что создаются в рамках предприятия, выполняют определённые задачи. Не является исключением и контрольно-ревизионный отдел. Функции, которые он выполняет – это:
- Разработка и реализация программ осуществления проверок хозяйственной деятельности подразделений, качества бухгалтерского учета и отдельных вопросов финансового характера.
- Осуществление надзора за планированием, поступлением и использованием денежных средств. Общий внутренний финансовый контроль, а также за порядком ценообразования стоимости продукции и услуг.
- В рамках оговоренной компетенции применять меры по устранению зафиксированных недостатков и нарушений.
- Надзор за осуществлением мер, которые были рекомендованы по результату проверки.
- Составление актов, справок, а при надобности – оперативное реагирование для устранения проблемных моментов.
- Экспертиза разногласий, что возникают между различными подразделениями, учреждениями, организациями, а также вневедомственными контролирующими органами.
- Организационно-методическая помощь отделу и персоналу во время их финансовой и хозяйственной деятельности.
Права
В каком поле может действовать аудиторская проверка? КРО наделяют следующими правами:
- Работать с вопросами, что относятся к зоне компетенции отдела.
- Предоставлять рекомендации структурным подразделениям, где выявлены нарушения.
- Вносить предложения различным представителям управленческого звена, направленные на совершенствование осуществляемых процессов.
- Ходатайство о поощрении отличившихся работниках сектора, а также о наказании нарушителей производственной дисциплины.
- Получать от подразделений документы, необходимые для полноценного осуществления КРО своих функций.
Обязанности
При желании этот аспект можно расписать довольно детально. Так, нелишним будет упомянуть про анализ финансирования предприятия, распределения средств, их использования и о многом другом. Но – краткость сестра таланта. И всё обязанности можно уместить в двух пунктах:
- Обосновано и объективно информировать обо всех фактах нарушений, что имели место быть. При этом следует указывать на документы, согласно которому есть проблем, размер причиненного ущерба и, при необходимости, ответственное лицо.
- Выполнять указания и поручений руководства контрольно-ревизионного отдела согласно распределённым заранее обязанностям.
Есть такое чудесное выражение «Кадры решают всё». И в случае в КРО большую роль играет личность, которая возглавляет эту структуру.
Чем же занимается руководство?
Какие обязанности возложены на начальника контрольно-ревизионного отдела? Как правило, это:
- Непосредственное руководство КРО.
- Организация работы и выполнение возложенных обязанностей специалистами отдела согласно утверждённым должностным инструкциям и существующим положением.
- Обеспечивать эффективную и рациональную работу КРО. Брать участие в составлении плана работы на будущее.
- Осуществлять общий контроль над деятельностью.
- Несение ответственности за заминки и невыполнение плана работ при отсутствии весомых объективных причин.
- В случае временного отсутствия (отпуск, командировка, болезнь) обязанности возлагаются на главного специалиста или первого помощника.
- Руководитель КРО несёт персональную ответственность за работу отдела и подчиняется непосредственно высшему управляющему звену в виде директора или его аппарата.
Каково его место в общей структуре организации?
Каждый сверчок знай свой шесток. Чаще всего контрольно-ревизионный отдел создают как структурное подразделение службы безопасности предприятия. Но, несмотря на этот факт, решение о его формировании/упразднении принимает исключительно директор. А вот подчиняется он первому помощнику или же начальнику службы безопасности. Поскольку важность этого отдела чрезвычайно высока, то здесь процедура вербовки и увольнения часто делается бюрократической. Так, к примеру, может выдвигаться требования, что все сотрудники назначаются директором по представлению начальников службы безопасности и контрольно-ревизионного отдела.
О выполняемых задачах
Давайте в качестве примера рассмотрим наиболее популярные обязанности, что возлагаются на КРО:
- Анализ финансирования организации. В данном случае необходимо проследить на соответствие нормативно-правовым и административным документам, актам действующего законодательства, сметной и финансово-бюджетной дисциплиной, целевых использованием средств фондов предприятия. В случае несоблюдения можно получить штраф от государственных надзорных органов.
- Контроль формирования проектов смет организации. Ведётся за средствами, которые были выделены на капитальные вложения, ремонты и списание материалов на потребности предприятия.
- Осуществление проверок финансово-хозяйственных процессов, деятельности и операций. Ведётся контроль над законностью, экономностью, эффективностью и целесообразностью использования ресурсов, предупреждаются нарушения, бесхозяйственность, расточительство, выявляются и устраняются факты нехватки, разворовывания и присвоения денежных средств, ценных бумаг, подделка или злоупотребление. Также под этими задачами понимают организацию экономической работы в плане использования финансовых инвестиций, нематериальных активов, планирование, оценка и учет себестоимости продукции, в том числе и при проведении научно-исследовательских/опытно-конструкторских работ.
- Организационно-штатные мероприятия. Осуществление контроля над плановым проведением проверок и ревизий, составление и подача в рамках установленных сроков отчетность о проведённой работе.
Заключение
Нельзя недооценивать важность контрольно-ревизионного отдела. Ведь, увы, невозможно сказать, что всем людям ведомо чувство ответственности и понимания своей роли. Поэтому злоупотребления будут ещё очень долго. Задачей же контрольно-ревизионного отдела является выявление всех этих негативных моментов и их последующее устранение. Ведь если не пресекать растрату, бесхозяйственность и воровство, то со временем будет расти уровень краж, а это непременно приведёт к гибели предприятия. Поэтому и нужен внутренний финансовый контроль.
Источник