Контролировать свою деятельность может только человек

Почему деятельность свойственна только человеку?

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Всякое человеческое действие — проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), которые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е. смотрит на все через призму своего интереса.

25. Назовите и опишите основные компоненты структуры деятельности:

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель и результат. Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Способы и приемы — это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности. Способы и приемы достижения результатов в деятельности могут состоять из одной или нескольких операций. Цели — это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Результат — это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, а также значимость его деятельности.

26. Чем отличается понятия «навык» и «умение»:

УМЕНИЕ — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. НАВЫК — автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии. Выделяют двигательные, сенсорные, умственные, речевые и другие навыки.

27. Понятие «навык» и «привычка»:

НАВЫК — автоматизированное действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии. Выделяют двигательные, сенсорные, умственные, речевые и другие навыки. ПРИВЫЧКА — действие, обретшее ритуализованный характер или характер принуждения. Привычка — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки».

28. Перечислите основные отличия игры от учебной деятельности:

ИГРА — активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. Для человека — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры. Игра не создает общественно значимого продукта. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

29. Чем отличается самооценка от уровня притязаний:

САМООЦЕНКА оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка имеет важное отличие от самонаблюдения (интроспекции). Она тесно связана с уровнем притязаний человека — степенью трудности целей, которые он себе ставит. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Самооценка — оценка человеком своих собственных качеств, достоинств и умений. Уровень притязаний — степень трудности задач, которые человек ставит перед собой.

Читайте также:  Российским предприятиям разрешено вводить свои аналитические счета да нет

30. Чем отличается высокая самооценка от завышенной, низкая от заниженной:

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В современной психологии есть три вида самооценки: заниженная, нормальная, завышенная. Комплекс неполноценности (заниженная самооценка) — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека. Завышенная самооценка — высокая оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех закономерен и определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи. Нормальная самооценка — объективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени. Самоуважение включает в себя как мнение о себе (например, «я компетентен/некомпетентен», «я популярен/непопулярен»), так и связанные с этим эмоции (например, торжество/отчаяние, гордость/стыд). Оно также отражается на поведении (например, настойчивость/робость, уверенность/осторожность).

31. Как связаны между собой способности человека и его интересы:

СПОСОБНОСТЬ — способностями называют индивидуальные физиологические и психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Мало иметь к ней склонность, нужны и способности. Они основаны на природных задатках, которые можно развить в результате деятельности, систематического упражнения.

ИНТЕРЕС — это форма проявления познавательной потребности. Она выражается в направленности внимания на получение информации в определенной области. При этом информация вызывает положительные эмоции. Но как всякая потребность, она на некоторое время угасает после получения очередных сведений, но затем вспыхивает вновь. Интерес может быть непосредственный, когда занимаются любимым делом, но может быть и опосредованным. Представьте, что надо прочитать сообщение на иностранном языке и волей неволей приходится учить его. Интерес к языку в этом примере опосредованный (склонность).

32. Назовите и охарактеризуйте уровни развития способностей:

СПОСОБНОСТЬ — определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обуч. новым способам и приемам деятельности.

Можно выявить градацию развития способностей от слабо развитых или еще не развитых до их высшего развития: задатки, склонности, одаренность, талант, гениальность.

Уровень развития и проявления способностей Описание
Задатки: Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей
Склонности: Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности
Одаренность: Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности
Талант: Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности
Гениальность: Высшая ступень талантливости. Способность создавать что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности

33. Чем талант отличается от одаренности:

ТАЛАНТ — высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. ОДАРЕННОСТЬ – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни. Талант — это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Талант определяется высокой степенью одаренности, представляет собой совокупность способностей, которые позволяют достичь высокого результата в деятельности.

Читайте также:  Свои мотивы выбора педагогической деятельности

Источник

Люди, которые не могут контролировать себя, пытаются контролировать всех вокруг

Они живут среди нас, и их – довольно много. Людей, которые не в состоянии справиться со своими страхами, пустотой и разочарованием. Эти чувства их буквально «догрызают». Поэтому у такого типа людей существует непреодолимая потребность контролировать мир всех остальных.

Таким образом они пытаются создать более позитивный и сильный образ «себя другого». То есть прикинуться теми, кем никогда не были ввиду особенностей шаблонов поведения.

Однако правда состоит в том, что со временем эта игра приводит к тому, что их требования к другим становятся всё более жёсткими и удушающими. В результате – страдают уже другие люди, эмоциональная целостность которых нарушается.

Если всерьёз задуматься над этой проблемой, то становится страшно от мысли, какие сложные инструменты задействует человеческий мозг, когда нуждается в защите. Естественно, происходит подобное у каждого человека по-своему.

Но потребность контролировать всё и всех вокруг – это не что иное, как срабатывание защитного механизма. Мы включаем его тогда, когда видим какую-то угрозу (в данном случае – мнимую).

Пытались ли вы контролировать всё, что происходит вокруг? Никогда не позволяйте себе впасть в подобное состояние. Каждый, кто впадает в него, на самом деле просто пытается убежать от самой важной вещи в жизни – контроля над собой.

Как правило, к такой модели поведения прибегают люди с низкой самооценкой, болезненной неуверенностью в себе, склонностью к самобичеванию и неспособностью справляться с такими эмоциями как гнев, грусть или разочарование. Всё вместе это часто образуют смертоносный коктейль, в котором психологическая растерянность ищет быстрое решение.

Столкнувшись с неспособностью контролировать себя и справляться со всеми этими вещами, человек направляет всю энергию на других. «Я буду контролировать тебя и всех остальных, чтобы ты вписался в мой черно-белый мир», – таков его девиз по жизни.

Подобных людей и такое поведение вы, пожалуй, не раз встречали среди своих знакомых (а может быть даже друзей и любимых) или коллег.

Приведём самый распространённый пример. Некомпетентная начальница пытается контролировать всех своих сотрудников. Она хочет, чтобы всё происходило именно так, как она расписала у себя в голове. При этом у неё присутствует весомый рычаг давления – авторитет босса.

Что же мы получаем на выходе? Только ещё большую непродуктивность труда и отсутствие рационального подхода к решению проблем. То есть работа такого человека наносит существенный вред компании, где он «начальствует».

Необходимость контроля и отсутствие эмоциональной независимости

Попытки контролировать всё и всех проявляются в самых разных контекстах, моментах и ​​ситуациях. Например, подобное поведение нередко встречается среди «суперзаботливых» отцов и матерей, которые контролируют буквально каждый шаг своего ребёнка. При этом они, вроде бы, руководствуются самыми благими намерениями: чтобы с их малышом ничего плохого не произошло, чтобы не попал в плохую компанию, не начал употреблять наркотики, алкоголь и прочее.

Но такими благими намерениями вымощена дорога в ад. Ребёнка буквально изолируют в «домашнем пузыре», препятствуя любым попыткам выбраться из него. Спокойными родители чувствуют себя лишь в одном случае: когда их дитя дома и у них под присмотром.

Аналогичное поведение проявляется также в дружбе, когда кто-то один прибегает к патологичному контролю («А с кем ты встречался тут без меня?»), манипулирует и подавляет другого человека. При этом такие «друзья» требуют от вас полной отдачи. Они хотят слишком многого: вашего времени, вашей постоянной эмоциональной поддержки, и, конечно же, беспрекословного послушания.

Такие люди нередко встречаются на жизненном пути. И на работе, и, к сожалению, среди близкого окружения. Достаточно внимательно присмотреться, что скрывается за всеми их требованиями, угрозами и навязчивыми идеями, и вы будете поражены. Под этой маской – всего лишь отсутствие эмоциональной независимости.

Они не в состоянии контролировать свои собственные эмоции! Справляться с ними, как все взрослые и зрелые люди. Из-за этого они не просто превращаются в «контролёров», но и в «берущих». То есть закомплексованные и неуверенные в себе люди, которым присущи низкая самооценка и неспособность справляться с эмоциями, пытаются таким патологическим способом «прокормить» себя. При этом им нужен один, а то и несколько «дающих».

Читайте также:  Все летние идеи бизнеса

Но и этого таким людям недостаточно! Существует ещё один аспект подобного поведения. О нём сообщили в 2009 году психиатры Фриз и Хоффман после серии проведённых исследований на эту тему.

Они обнаружили, что такие люди не способны к саморегуляции, поэтому ищут отношения в формате «всё или ничего». То есть их импульсивность, своего рода голод, который нужно «накормить», не принимают никаких полутонов или оправданий. Естественно, что при этом они даже не замечают потребностей других людей, не способны сочувствовать или понимать кого-то другого, кроме себя.

Когда «контролирующий» чего-то хочет, то он не спрашивает, а требует. При этом он ожидает мгновенного выполнения своих команд, безусловного внимания и послушания «дающих». Для этих людей центр Вселенной – их собственное Эго.

Что если вы принадлежите к «контролирующим»?

Мы специально не употребляли слова «Вы» в этом материале. Но ведь может такое случиться, что «контролирующим» можете стать и вы сами. Ведь это происходит не сознательно, как правило. Вы просто пытаетесь подсознательно защититься… И происходит это настолько незаметно, что только диву даёшься.

Иногда спусковым крючком могут стать финансовые проблемы. Или потеря любимого человека, который предал или бросил. Это очень серьёзные испытания для каждого, и именно в такие моменты пустота становится очень острой и удушающей.

В такие моменты страх буквально накрывает с головой, мы больше не в состоянии выносить неуверенности и неопределённости. Возникает ощущение, что мир уходит из-под ног.

Мы инстинктивно пытаемся «спастись»: незаметно для себя начинаем требовать от людей слишком многого. Совершаем самое настоящее эмоциональное насилие, прибегаем к абьюзу, полагая, что просто пытаемся контролировать происходящее.

Что с этим делать?

Поймите, что контроль над другими людьми никак не улучшит вашу жизнь и внутреннее состояние. Когда вы доминируете над другими людьми, то лишаете их свободы. Поэтому даже если вы их любите, прибегать к такому поведению – контрпродуктивно.

А что действительно полезно – это научиться контролировать себя. Объясняется это очень просто: реальная проблема находится внутри, а не снаружи.

Также поймите, что мы не можем контролировать будущее или что может случиться. Единственное, над чем у нас существует контроль – это настоящее. И мы должны взять на себя смелость нести за него ответственность.

Жизнь такова, что неопределенности в ней намного больше, чем определённости. Мы должны осознать, что не всё сможем контролировать, потому должны быть готовы справляться с непредвиденным. И никто ещё не придумал лучшего «рецепта», чем сила воли. Развивайте её, воспитывайте, укрепляйте. А также учитесь понимать и справляться со своими эмоциями…

Вывод состоит в том, что самым важным в личностном росте каждого человека является самоконтроль. Это то, над чем мы должны трудиться день и ночь, если хотим быть счастливыми и успешными. В конце концов, каждый из нас может развить достаточную эмоциональную независимость и научиться контролировать чувства и эмоции.

Поработайте над развитием этих качеств, и стразу же увидите, как изменится ваша жизнь. Вы сможете смело идти вперёд к новым вершинам. А самое главное – жить в мире и гармонии с другими людьми и собственным сердцем.

Новое видео:

Источник

Оцените статью