- Контроль целевого использования инвестиций
- Расшифровка понятия
- Последствия нецелевого использования средств
- Возможные срывы инвестиционного проекта
- Почему средства расходуются неправильно?
- Контроль за целевым использованием инвестиций осуществляется
- Письмо Минфина России от 22 мая 2016 г. N 02-01-17/29820 О контроле за целевым использованием бюджетных средств и ответственности за использование указанных средств не по целевому назначению
- Обзор документа
Контроль целевого использования инвестиций
Вложения, в особенности в строительство, всегда имеют риски. Причем даже самый успешный инвестиционный проект в теории на практике может стать провальным. В итоге инвестор может потерять часть или все свои вложения безвозвратно и без дальнейших перспектив на дивиденды.
К сожалению, защитить свои вложения полностью практически невозможно, но риски можно свести к минимуму, что даст большую уверенность в инвестиционной деятельности.
Один из способов защиты вложений — контроль целевого использования инвестиций.
Расшифровка понятия
Специальная организация, аудиторская компания, производит четкий контроль использования вложенных средств. При этом она проверяет каждый этап строительства, от проектирования до сдачи готового объекта.
Инвестиционный проект будет успешным в том случае, если на этапах перед инвестициями, разрабатывая смету, компания будет максимально критично подходить к каждому пункту затрат.
Отсюда можно сделать вывод: цель аудиторской компании — провести ряд мероприятий для достижения максимальной рентабельности проекта. А для этого контроль использования инвестиций является самым важным.
Последствия нецелевого использования средств
Для того чтобы обезопасить свои вложения, необходимо в первую очередь понимать вероятные риски, связанные с бесконтрольным расходом средств.
Непрофессиональный расход, за которым не осуществлялось должного наблюдения, может привести к полному замораживанию строительства на неопределенный срок, как итог — признание объекта банкротом.
В данном случае крайне редко инвестор может получить хотя бы минимальный процент от вложенных средств, и, естественно, шансов на дивиденды не остается.
В лучшем случае могут пострадать только сроки, и инвестор сможет получить должную прибыль, но со значительной затяжкой во времени. Поэтому обратиться к профессионалам — наиболее правильное решение.
Возможные срывы инвестиционного проекта
Моменты, когда успешный инвестиционный проект становится убыточным, к сожалению, на практике далеко не редкость. Рассмотрим наиболее частые причины, среди которых, конечно, есть нецелевой расход средств.
- Экономическая ситуация в стране. В случае дефолта, девальвации, резкой инфляции, инвестиционный проект может существенно пострадать. Поэтому еще раз стоит подчеркнуть необходимость обращения в аналитические компании, которые просчитывают данные вероятности наперед.
- Изменение в законодательстве и нормативно-правовой документации.
- Срывы поставок оборудования и материалов по вине подрядчика.
- Изменение договорных отношений участников инвестиционного проекта.
- Форс-мажорные ситуации и аварии на производстве.
- Нецелевое использование вложенных средств.
Почему средства расходуются неправильно?
На этот вопрос однозначного ответа нет. Но есть целый ряд моментов, ведущих к данному результату. Чаще всего, подрядчики в стремлении быстрее выполнить работы, быстрее сдать объект и быстрее получить прибыль забывают о главном — качестве и разумном расходе финансов. В итоге получается сверхлимитные затраты на те манипуляции или материалы, которые за более длительный срок можно было выполнить по ранее запланированной стоимости.
Есть еще и другая сторона медали — недобросовестное выполнение работ. И данные случаи встречаются не реже, чем первые, а может и чаще. Сюда можно внести и хищение части средств, и заведомо ложные отчеты, а также закупки материалов, не соответствующих техническим требованиям и качествам. Вот почему контроль данной части строительства наиболее важен, и проводиться он должен независимой организацией.
Обезопасить свой бизнес — вот цель любого инвестора и предпринимателя, при этом далеко не каждый талантливый коммерсант имеет время и возможности следить самостоятельно за своими средствами. Именно поэтому перед принятием решения вкладывать инвестиции в крупные инвестиционные проекты стоит позаботиться о поиске организации, которая сможет эти инвестиции грамотно распределить и проконтролировать их движение, для получения наилучших результатов и наибольшей итоговой прибыли.
Источник
Контроль за целевым использованием инвестиций осуществляется
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 22 мая 2016 г. N 02-01-17/29820 О контроле за целевым использованием бюджетных средств и ответственности за использование указанных средств не по целевому назначению
Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение, и в отношении вопросов о контроле за целевым использованием бюджетных средств и ответственности за использование указанных средств не по целевому назначению отмечает следующее.
Прежде всего, Департамент благодарит за активную гражданскую позицию. Представленные в обращении сведения будут учтены и использованы в работе по оптимизации бюджетных расходов.
Бюджетным законодательством Российской Федерации определено, что бюджеты бюджетной системы Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующих публично-правовых образований:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — для исполнения расходных обязательств Российской Федерации;
бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда — для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
бюджет муниципального образования (местный бюджет) — для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
На основании положений статьи 87 Бюджетного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств, с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
Одновременно с реестром расходных обязательств осуществляется обоснование бюджетных ассигнований, которые планируется предусмотреть в законе (решении) о бюджете.
Порядок формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 38н (далее — Порядок).
При формировании обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями средств федерального бюджета используются программно-целевые методы планирования, количественные и качественные показатели деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета, установленные государственными программами Российской Федерации и ведомственными целевыми программами федеральных государственных органов, а также характеризующие непрограммные направления деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета.
Обоснования бюджетных ассигнований формируются и представляются главными распорядителями средств федерального бюджета в Министерство финансов Российской Федерации одновременно с реестрами расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета.
Министерство финансов Российской Федерации после получения от главного распорядителя средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований обеспечивает рассмотрение обоснований бюджетных ассигнований на предмет соответствия бюджетному законодательству Российской Федерации, правовым основаниям возникновения расходных обязательств Российской Федерации, правилам формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований, установленным Порядком, и при отсутствии замечаний к обоснованиям бюджетных ассигнований и распределению бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период осуществляет принятие обоснований бюджетных ассигнований.
В случае наличия замечаний к обоснованиям бюджетных ассигнований или распределению бюджетных ассигнований Министерство финансов Российской Федерации направляет главному распорядителю средств федерального бюджета информацию об отклонении обоснований бюджетных ассигнований с указанием причин (замечаний) отклонения.
На основании обоснований бюджетных ассигнований, принятых Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Порядком, формируются лимиты бюджетных обязательств и осуществляется исполнение бюджета в соответствии с принципами, на которых основывается бюджетная система Российской Федерации, одним из которых является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При исполнении расходов субъектов осуществляется санкционирование операций, в том числе на соответствие целей, установленных при предоставлении средств.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, исходя из полномочий, предусмотренных статьей 158 Бюджетного кодекса, составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета, обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В связи с этим, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут допустить только нарушение процедур, установленных в целях реализации указанных полномочий, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность, установленная положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также полагаем необходимым отметить, что в рамках мероприятий по оптимизации расходов федерального бюджета, Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на оптимизацию расходов федерального бюджета, в том числе связанных с предоставлением средств из федерального бюджета государственным корпорациям, акционерным обществам и иным юридическим лицам.
Одной из таких мер в 2016 году является введение казначейского сопровождения.
Согласно положениям Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее — Федеральный закон N 359-ФЗ) органами Федерального казначейства в 2016 году осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, в случаях, установленных частью 2 статьи 5 Федерального закона N 359-ФЗ.
В соответствии с положениями пунктов 3-7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 359-ФЗ в 2016 году казначейскому сопровождению подлежат:
а) государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) на сумму более 100 000,0 тыс. рублей, если условиями данных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи (далее — государственные контракты);
б) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году исполнителями и соисполнителями по государственным контрактам, в рамках исполнения государственных контрактов, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи (далее — контракты, договоры);
в) государственные контракты (контракты, договоры) об осуществлении отдельных закупок товаров, работ, услуг в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
г) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году юридическими лицами, получающими бюджетные инвестиции, юридическими лицами, получающими субсидии, указанные в пункте 1 части 2 Федерального закона N 359-ФЗ, а также юридическими лицами, в уставные (складочные) капиталы которых предоставляются взносы, указанные в пункте 2 части 2 Федерального закона N 359-ФЗ, с юридическими лицами — исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные бюджетные инвестиции, субсидии и взносы в уставные (складочные) капиталы (далее — целевые средства), если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи;
д) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году в целях исполнения контрактов (договоров), указанных в подпункте «г» настоящего письма, их исполнителями и соисполнителями, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи.
Операции по списанию средств, отраженных на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, осуществляются в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств организаций, возникающих из государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), после проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2015 N 213н, определяющем, в том числе, перечень документов, подлежащих представлению в территориальные органы Федерального казначейства организациями для подтверждения возникновения денежных обязательств на основании государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений).
Таким образом, механизм казначейского сопровождения государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) позволяет оптимизировать бюджетные расходы, обеспечить прозрачность движения целевых средств, поступивших в реальный сектор экономики, усилить государственный финансовый контроль за целевым использованием средств, предоставленных из федерального бюджета.
Директор Департамента | Т.В. Саакян |
Обзор документа
Рассмотрены вопросы о контроле за целевым использованием бюджетных средств и ответственности за их использование не по целевому назначению.
Органы госвласти и местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.
Одновременно с реестром осуществляется обоснование бюджетных ассигнований, которые планируется предусмотреть в законе (решении) о бюджете.
Разъяснено, что понимается под нецелевым использованием бюджетных средств.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, исходя из полномочий, предусмотренных БК РФ, составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета, обеспечивают соблюдение получателями целевых межбюджетных трансфертов, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут допустить только нарушение процедур, установленных в целях реализации указанных полномочий, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность.
Одной из мер, направленных на оптимизацию расходов федерального бюджета, является введение казначейского сопровождения.
Механизм казначейского сопровождения госконтрактов (контрактов, договоров, соглашений) позволяет оптимизировать бюджетные расходы, обеспечить прозрачность движения целевых средств, поступивших в реальный сектор экономики, усилить государственный финансовый контроль за целевым использованием средств, предоставленных из федерального бюджета.
Источник