Контроль за расходованием бюджетных инвестиций

Контроль за расходованием бюджетных инвестиций

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 ноября 2020 г. N 02-09-09/103226 О контроле за расходованием бюджетных средств

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев обращение, в части необходимости установления строжайшего контроля за расходованием бюджетных средств сообщает.

Департамент благодарит за активную гражданскую позицию, а также полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, означающем, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований БК РФ.

Так, пунктом 5 статьи 219 БК РФ установлено, что Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органы управления государственными внебюджетными фондами при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют в соответствии с указанным порядком контроль за:

непревышением бюджетных обязательств над соответствующими лимитами бюджетных обязательств или бюджетными ассигнованиями, доведенными до получателя бюджетных средств, а также соответствием информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов;

соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве;

соответствием информации, указанной в платежном документе для оплаты денежного обязательства, информации о денежном обязательстве;

наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.

Кроме того, в части исполнения федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, территориальные органы Федерального казначейства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации.

При казначейском сопровождении целевых средств операции по зачислению и списанию целевых средств осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, и отражаются на лицевых счетах, открытых в установленном Федеральным казначейством порядке в территориальных органах Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

При казначейском сопровождении целевых средств юридические лица в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком ведут раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому соглашению, государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Кроме того, в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, уполномоченными органами осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль.

Основы государственного (муниципального) финансового контроля регулируются положениями главы 26 БК РФ.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).

Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля установлены статьей 268.1 БК РФ.

Читайте также:  Вывод с биржи бинанс процент

Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля установлены статьей 269.2 БК РФ.

Учитывая изложенное, полагаем, что механизмы для осуществления контроля за расходованием бюджетных средств в настоящее время предусмотрены.

Информацию о результатах работы органов государственного (муниципального) финансового контроля можно получить на официальных сайтах указанных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации (http://audit.gov.ru/) и на официальном сайте Федерального казначейства (http://www.roskazna.ru/), а также официальных сайтах органов государственного (муниципального) финансового контроля субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Полагаем также необходимым отметить следующее, что в настоящий момент Минфином России совместно с Федеральным казначейством и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти создана и продолжает развиваться государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — система «Электронный бюджет»).

Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Архитектура системы «Электронный бюджет» в том числе включает в себя единый портал бюджетной системы Российской Федерации, разработанный в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о бюджетной системе Российской Федерации, бюджетах бюджетной системы Российской Федерации и финансово-хозяйственной деятельности государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Заместитель директора Департамента С.С. Бычков

Обзор документа

Минфин считает, что механизмы контроля за расходованием бюджетных средств в настоящее время предусмотрены.

Информацию о результатах работы органов государственного (муниципального) финансового контроля можно получить на их официальных сайтах.

Источник

Контроль за расходованием бюджетных инвестиций

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 22 мая 2016 г. N 02-01-17/29820 О контроле за целевым использованием бюджетных средств и ответственности за использование указанных средств не по целевому назначению

Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение, и в отношении вопросов о контроле за целевым использованием бюджетных средств и ответственности за использование указанных средств не по целевому назначению отмечает следующее.

Прежде всего, Департамент благодарит за активную гражданскую позицию. Представленные в обращении сведения будут учтены и использованы в работе по оптимизации бюджетных расходов.

Бюджетным законодательством Российской Федерации определено, что бюджеты бюджетной системы Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующих публично-правовых образований:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — для исполнения расходных обязательств Российской Федерации;

бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда — для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

бюджет муниципального образования (местный бюджет) — для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

На основании положений статьи 87 Бюджетного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств, с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Читайте также:  Самые надежные кошельки для хранения криптовалюты

Одновременно с реестром расходных обязательств осуществляется обоснование бюджетных ассигнований, которые планируется предусмотреть в законе (решении) о бюджете.

Порядок формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 38н (далее — Порядок).

При формировании обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями средств федерального бюджета используются программно-целевые методы планирования, количественные и качественные показатели деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета, установленные государственными программами Российской Федерации и ведомственными целевыми программами федеральных государственных органов, а также характеризующие непрограммные направления деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета.

Обоснования бюджетных ассигнований формируются и представляются главными распорядителями средств федерального бюджета в Министерство финансов Российской Федерации одновременно с реестрами расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации после получения от главного распорядителя средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований обеспечивает рассмотрение обоснований бюджетных ассигнований на предмет соответствия бюджетному законодательству Российской Федерации, правовым основаниям возникновения расходных обязательств Российской Федерации, правилам формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований, установленным Порядком, и при отсутствии замечаний к обоснованиям бюджетных ассигнований и распределению бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период осуществляет принятие обоснований бюджетных ассигнований.

В случае наличия замечаний к обоснованиям бюджетных ассигнований или распределению бюджетных ассигнований Министерство финансов Российской Федерации направляет главному распорядителю средств федерального бюджета информацию об отклонении обоснований бюджетных ассигнований с указанием причин (замечаний) отклонения.

На основании обоснований бюджетных ассигнований, принятых Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Порядком, формируются лимиты бюджетных обязательств и осуществляется исполнение бюджета в соответствии с принципами, на которых основывается бюджетная система Российской Федерации, одним из которых является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При исполнении расходов субъектов осуществляется санкционирование операций, в том числе на соответствие целей, установленных при предоставлении средств.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, исходя из полномочий, предусмотренных статьей 158 Бюджетного кодекса, составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета, обеспечивают соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В связи с этим, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут допустить только нарушение процедур, установленных в целях реализации указанных полномочий, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность, установленная положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также полагаем необходимым отметить, что в рамках мероприятий по оптимизации расходов федерального бюджета, Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на оптимизацию расходов федерального бюджета, в том числе связанных с предоставлением средств из федерального бюджета государственным корпорациям, акционерным обществам и иным юридическим лицам.

Одной из таких мер в 2016 году является введение казначейского сопровождения.

Согласно положениям Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее — Федеральный закон N 359-ФЗ) органами Федерального казначейства в 2016 году осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, в случаях, установленных частью 2 статьи 5 Федерального закона N 359-ФЗ.

Читайте также:  Доходность офз 3 года руинвестинг

В соответствии с положениями пунктов 3-7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 359-ФЗ в 2016 году казначейскому сопровождению подлежат:

а) государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) на сумму более 100 000,0 тыс. рублей, если условиями данных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи (далее — государственные контракты);

б) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году исполнителями и соисполнителями по государственным контрактам, в рамках исполнения государственных контрактов, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи (далее — контракты, договоры);

в) государственные контракты (контракты, договоры) об осуществлении отдельных закупок товаров, работ, услуг в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;

г) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году юридическими лицами, получающими бюджетные инвестиции, юридическими лицами, получающими субсидии, указанные в пункте 1 части 2 Федерального закона N 359-ФЗ, а также юридическими лицами, в уставные (складочные) капиталы которых предоставляются взносы, указанные в пункте 2 части 2 Федерального закона N 359-ФЗ, с юридическими лицами — исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные бюджетные инвестиции, субсидии и взносы в уставные (складочные) капиталы (далее — целевые средства), если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи;

д) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году в целях исполнения контрактов (договоров), указанных в подпункте «г» настоящего письма, их исполнителями и соисполнителями, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи.

Операции по списанию средств, отраженных на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, осуществляются в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств организаций, возникающих из государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), после проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2015 N 213н, определяющем, в том числе, перечень документов, подлежащих представлению в территориальные органы Федерального казначейства организациями для подтверждения возникновения денежных обязательств на основании государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений).

Таким образом, механизм казначейского сопровождения государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) позволяет оптимизировать бюджетные расходы, обеспечить прозрачность движения целевых средств, поступивших в реальный сектор экономики, усилить государственный финансовый контроль за целевым использованием средств, предоставленных из федерального бюджета.

Директор Департамента Т.В. Саакян

Обзор документа

Рассмотрены вопросы о контроле за целевым использованием бюджетных средств и ответственности за их использование не по целевому назначению.

Органы госвласти и местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Одновременно с реестром осуществляется обоснование бюджетных ассигнований, которые планируется предусмотреть в законе (решении) о бюджете.

Разъяснено, что понимается под нецелевым использованием бюджетных средств.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, исходя из полномочий, предусмотренных БК РФ, составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняют соответствующую часть бюджета, обеспечивают соблюдение получателями целевых межбюджетных трансфертов, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств могут допустить только нарушение процедур, установленных в целях реализации указанных полномочий, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность.

Одной из мер, направленных на оптимизацию расходов федерального бюджета, является введение казначейского сопровождения.

Механизм казначейского сопровождения госконтрактов (контрактов, договоров, соглашений) позволяет оптимизировать бюджетные расходы, обеспечить прозрачность движения целевых средств, поступивших в реальный сектор экономики, усилить государственный финансовый контроль за целевым использованием средств, предоставленных из федерального бюджета.

Источник

Оцените статью