Контроль за инвестициями стратегического значения

Содержание
  1. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (с изменениями и дополнениями)
  2. С изменениями и дополнениями от:
  3. ГАРАНТ:
  4. Контроль за инвестициями стратегического значения
  5. Информация Федеральной антимонопольной службы от 6 ноября 2018 г. “Пороговые значения контроля в сфере осуществления иностранных инвестиций в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”
  6. Обзор документа
  7. Иностранные инвестиции в стратегические хозяйственные общества
  8. Инвестиции в стратегические общества. Закон о стратегических инвестициях. Инвестиции в стратегические предприятия. Иностранные инвестиции в стратегические предприятия.

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ
«О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

С изменениями и дополнениями от:

28 декабря 2010 г., 1 июля, 16 ноября 2011 г., 3 февраля, 12 марта, 4 ноября 2014 г., 1, 18 июля 2017 г., 31 мая, 28 ноября 2018 г., 31 июля 2020 г., 9 марта 2021 г.

Принят Государственной Думой 2 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О порядке применения настоящего Федерального закона см. разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2013 г.

Президент Российской Федерации

29 апреля 2008 г.

Определен порядок иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данный порядок должен, с одной стороны, обеспечить защиту национальных интересов РФ, а с другой — способствовать формированию в РФ предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов.

Сделки по приобретению голосующих акций (доли в уставном капитале) стратегически важной организации нуждаются в предварительном согласовании. Это же относится ко всем сделкам, в результате которых иностранный инвестор приобретает контроль над стратегически важной организацией. Решение о предварительном согласовании сделки будет приниматься Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, возглавляемой Председателем Правительства РФ, и оформляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за иностранными инвестициями.

Определены признаки нахождения хозяйственного общества под контролем, виды сделок, на которые распространяется действие данного ФЗ, а также приведен перечень из сорока двух видов деятельности, имеющих стратегическое значение. Например, стратегически важной признана деятельность в атомной, космической и авиационной отраслях, а также в сферах производства и оборота вооружения, военной и специальной техники, в области геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения. В перечень также включены телевизионное и радиовещание, издательская и полиграфическая деятельность, оказание услуг естественными монополиями, за исключением субъектов естественных монополий в сферах услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи и услуг по передаче тепловой и электрической энергии по распределительным сетям. Услуги провайдеров в указанный перечень не включены.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, и его действие не распространяется на сделки, совершенные до дня его вступления в силу.

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 мая 2008 г. N 96, в «Парламентской газете» от 15 мая 2008 г. N 33, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 18 ст. 1940

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 40-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 марта 2021 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 255-ФЗ

Читайте также:  Вебмани номер биткоин кошелька

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник

Контроль за инвестициями стратегического значения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Федеральной антимонопольной службы от 6 ноября 2018 г. “Пороговые значения контроля в сфере осуществления иностранных инвестиций в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”

Голосующие акции (доли) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства («обычный» стратег)
Субъект Процент приобретаемых субъектом акций 0-5% 5-25% 25-50% 50-100%
Обычный иностранный инвестор не относится к сфере действия Закона N 57-ФЗ представление в ФАС России уведомления (статья 14 Закона N 57-ФЗ) представление в ФАС России ходатайства (ст. 8 Закона N 57-ФЗ)
Иностранные ЮЛ и иностранные организации, не являющиеся ЮЛ, не представляющие в ФАС России информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах, иностранные государства, международные организации, а также организации находящиеся под их контролем не относится к сфере действия Закона N 57-ФЗ представление в ФАС России уведомления (ст. 14 Закона N 57- ФЗ) Представление в ФАС России ходатайства (ст. 8 Закона N 57-ФЗ) запрет на совершение таких сделок (ч. 2 ст. 2 Закона N 57-ФЗ)
Голосующие акции (доли) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющего пользование участком недр федерального значения («недропользователь»)
Субъект Процент приобретаемых субъектом акций 0-5% 5-25% 25-100%
Обычный иностранный инвестор не относится к сфере действия Закона № 57-ФЗ представление в ФАС России уведомления (ст. 14 Закона № 57-ФЗ) представление в ФАС России ходатайства (ст. 8 Закона № 57-ФЗ)
Ин. инвестор, находящийся под контролем иностранного государства, международной организации; офшорная компания не относится к сфере действия Закона № 57-ФЗ представление в ФАС России ходатайства (ст. 8 Закона № 57-ФЗ) запрет на совершение таких сделок (часть 2 статьи 2 Закона № 57-ФЗ)

Обзор документа

ФАС определила пороговые значения контроля в сфере иностранных инвестиций в отношении стратегических хозяйственных обществ. Показатели установлены для голосующих акций (долей) хозяйственных обществ категорий «обычный стратег» и «недропользователь».

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Читайте также:  Если вы случайно перевели часть биткоинов не тому человеку что вы можете сделать выберите один

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Иностранные инвестиции в стратегические хозяйственные общества

Инвестиции в стратегические общества. Закон о стратегических инвестициях. Инвестиции в стратегические предприятия. Иностранные инвестиции в стратегические предприятия.

Иностранные инвестиции в предприятия, имеющие стратегическое значение, подлежат особому контролю. Федеральный закон о порядке осуществления инвестиций в такие общества, предписывает согласовывать с уполномоченным органом сделки, в результате которых прямой или косвенный контроль перейдет к иностранному лицу. Такой орган имеет право оспорить сделки, если они были совершены без его согласия. Но если сделки растянуты на длительный период времени, их оспаривание становится затруднительным. Поворот в одном из споров произошел только в судебной коллегии Верховного суда. Подробности – в данной статье.

Фабула дела:

Преобразование государственного предприятия «Порт Пермь» позволило передать его акции нескольким владельцам. Цепочка сделок по перепродаже акций привела к тому, что контроль над обществом, имеющим стратегическое значение, приобрел иностранный инвестор – гражданин Великобритании. Ссылаясь на то, что цепочка сделок должна быть согласована антимонопольным органом, ФАС оспорила сделки, требуя признать их недействительными и применить соответствующие последствия.

Суды нескольких инстанций применили формальный критерий – пропуск срока исковой давности. Но ФАС не оставляла попыток оспорить сделки. Судебная коллегия ВС РФ отменила решения и отправила дело на новое рассмотрение.

Судебный акт: Определение ВС РФ от 12.04.2019 по делу № 309-ЭС18-16403.

Выводы суда:

1. Порт является хозяйствующим субъектом, осуществляющим виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, согласно положениям 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций».

2. Ответчики (участники цепочки сделок) принадлежат к одной группе лиц, так как в совет директоров избирались родственники и доверенные лица иностранного инвестора, поверенные, с которыми у инвестора были тесные деловые связи.

3. Между лицами существовали определенные договоренности по вопросам распоряжения акциями Порта, о чем свидетельствует тот факт, что на общем собрании один представитель действовал от имени трех акционеров на основании однотипных доверенностей.

4. Суды предыдущих инстанций исходили из того, что УФАС согласовывало сделки отдельно друг от друга, следовательно, истец мог узнать о начале исполнения сделок своевременно и мог оспорить их до истечения срока исковой давности.

5. Конституционный суд указал, что 57-ФЗ принят в целях устранения условий и факторов, создающих опасность интересам государства. Он устанавливает ограничения для участия иностранных инвесторов в стратегически важных обществах, устанавливает разрешительный порядок оформления сделок, приводящих к участию иностранных инвесторов в капитале российских обществ.

6. Для совершения сделок необходимо разрешение, которое выдается по ходатайству общества с указанием условий совершения сделок. Цепочка сделок не была согласована ФАС в связи с тем, что Порт не направлял в уполномоченный орган соответствующего заявления.

7. До получения сведений о том, что в результате совершения взаимосвязанных сделок установлен контроль иностранного лица над Портом, уполномоченный орган не мог их оспорить.

8. Право на предъявление требований о применении последствий недействительности ничтожных сделок связано с наступлением последствий исполнения. В качестве определяющей даты для исчисления срока давности следует учитывать дату, когда возникает неправовой результат, который порождает сделка.

9. Контроль иностранного лица установлен в результате завершающего этапа сделок в 2016 году. Суды не установили возможность ФАС узнать о факте совершения отдельных сделок, установить их взаимосвязь, не оценили доказательства.

Комментарии:

1) Иностранный инвестор установил контроль над обществом, контролирующим Порт. Инвестор приобрел право управлять в совокупности 92,11% голосующих акций, соответственно, у него появилось право определять решения, принимаемые Портом, в том числе условия осуществления предпринимательской деятельности, назначать состав СД, ЕИО.

Читайте также:  Ati radeon r9 390 майнинг

Инвестор лично не владеет акциями. На дату рассмотрения спора в суде акционерами являлись иностранные граждане, компании, которые имеют связь с иностранным бенефициаром. ФАС указал, что члены совета директоров были «приближенными» к инвестору. Вместе с тем, в судебном акте не указано, была ли явная аффилированность лиц, не указано как была установена связь между компаниями, членами совета директоров и гражданином Великобритании.

2) Верховный суд указал, что последовательные сделки не вызывали подозрение у ФАС ввиду того, что переход акций под контроль иностранного лица произошел в 2016 году. Первоначально акции общества были распределены в 2011 году между тремя акционерами. Затем они были проданы трем другим компаниями, и в 2015-2016 гг. в число акционеров также вошло физическое лицо, являвшееся поверенным одного из акционеров, финансовым директором Порта.

Очевидной связи между иностранным гражданином и этими компаниями в определении суда не установлено. Таким образом, суд указывает, что контроль над акциями Порта иностранное лицо приобрело вследствие контроля над компаниями-акционерами. То есть над теми компаниями, которые приобретали акции в 2011 году. Ввиду этого, не очевидно, что о возникновении иностранного контроля ФАС узнало только в 2016 году.

3) Закон 57-ФЗ, принятый в целях обеспечения безопасности государства и ее стратегических предприятий, предписывает субъектам направлять ходатайство о предварительном согласовании сделки, которая приведет к приобретению иностранным лицом права прямо или косвенно распоряжаться более 50% голосов, назначать ЕИО или 50% состава коллегиального исполнительного органа. Из положений закона не следует, что субъект обязан раскрыть цепочку сделок. При этом в определении суда не отражено, все ли сделки направлялись на предсогласование в ФАС. Суд первой инстанции указал, что у ФАС была возможность своевременно установить риск приобретения иностранным лицом косвенного контроля.

У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.

Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Номинальный директор как инструмент для скрытого владения бизнеса» можно посмотреть по ссылке.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2018 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Галина Короткевич, партнер. Люблю кофе, всякие вкусняшки, банкротные дела и корпоративное право. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Источник

Оцените статью