Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников
специалист в области арт-терапии
Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников
Под влиянием социально-экономичес- ких и культурных перемен в обществе из- менилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых проблема отсутствия системнос- ти в реализации целостного развития лич- ности, подготовка ее к жизни, труду и об- разованию в современном обществе и проблема несоответствия умений выпуск- ников общеобразовательных учреждений современным требованиям к уровню ком- муникативной и информационной куль- туры.
Были выделены приоритеты в развитии системы образования, способствующие по- зитивным переменам и условиям их реали- зации. Особенно ценным для школьного учителя является признание ученика су- бъектом образования, самоценности его ин- дивидуальности.
Определены цели развития общего об- разования, среди которых наиболее значи- мой для педагога является формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образо-
вания, гражданской ответственности и пра- вового самосознания, духовности и культу- ры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адап- тации на рынке труда.
В ходе реализации программы развития системы образования предполагаются по- вышение качества образования в учрежде- ниях образования за счет внедрения нового содержания и образовательных технологий и апробация нового содержания.
«Новое содержание» понимается как со- держание, способствующее развитию лич- ности ребенка, его становления как субъек- та разнообразных форм и видов деятель- ности, в том числе и учебной. Специфика и сущность учебной деятельности усматрива- ется не только в самоизменении индивидом самого себя как субъекта, но и в способнос- ти фиксировать эти изменения.
Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельнос- ти, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, — цель развивающего обучения.
Для реализации этой цели в начальной школе апробируется технология «форми- рования учебной деятельности».
Формирование учебной деятельности — процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Централь- ные зависимости определяются тем, как бу- дет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учеб- ной деятельности, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки. Особое значение придается действию само- контроля, так как именно оно характеризу- ет учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.
Формирование самоконтроля как ком- понента учебной деятельности требует спе- циальной организации. Педагог должен быть компетентен в этом вопросе.
Результатом моей научно-исследова- тельской и опытно-экспериментальной де- ятельности стала методическая разработка курса «Развитие умений самоконтроля у младших школьников в учебной деятель: ности».
Содержание курса выстроено таким об- разом, чтобы по мере его усвоения у учени- ка сформировалось понятие «самокон- троль» и способность контролировать дея- тельность.
Предлагаемая методика возникла из не- обходимости решения следующих проблем:
— ученики представляют себе учебную деятельность нерасчлененной, несамостоя- тельной, непланируемой;
— учебные действия контролируются, как правило, педагогом, а не самими учени- ками;
— допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;
— отсутствуют или не совсем четко сформулированы критерии контроля учеб- ной деятельности;
— педагоги видят эти затруднения уча- щихся и способны их снимать.
Следовательно, педагоги, планирую- щие развернуть подобную работу с учащи- мися, должны иметь целевые ориентации на развитие самоорганизованной личнос- ти учащегося, формирование способности к самоконтролю действий по достижению цели.
Основные задачи курса.
1. Развитие потребности детей в само- контроле через анализ собственных дейс- твий и их результатов.
2. Развитие способности к поэтапному (пооперационному) самоконтролю дейст- вий по достижению цели.
3. Развитие потребности в самооргани- зации, самоизменении.
4. Развитие психических процессов де- тей: внимания, мышления, памяти, вообра- жения.
5. Развитие способностей к умственным действиям.
6. Развитие способностей к воспроизве- дению в учебной деятельности логики на- учного познания.
Данные задачи объединяются общей це- лью: воспитание творческой личности уче: ника, самоорганизованной, способной к самоизменению и его психологическая адаптация: диагностика, развитие и кор: рекция личностных структур ребенка, его психических, познавательных процессов.
Умение контролировать свои действия предполагает решение проблем в трех ас- пектах:
аспект обучения — повышение резуль- татов обучения по всем предметам;
аспект развития — динамика развития всех познавательных процессов, организа- ционно-деятельностной культуры;
аспект воспитания — осознание необ- ходимости саморазвития, самоорганиза- ции, самовоспитания личностных качеств: нравственности (ответственность, интере- сы, идеалы, характер), целеустремленности. Курс рассчитан на 4 года начальной школы. Программа курса построена в соот- ветствии с логикой, которая учитывает воз- растные особенности младшего школьника, характер его мышления и особенности эмо-
Общее содержание курса.
В подготовительный период и в 1-й чет- верти I класса (в период адаптации) курс
«Самоконтроль» интегрируется с курсом
«Введение в школьную жизнь». Работа по этой программе позволяет наблюдать за по- ведением детей, глубже изучать и познавать их характер и, учитывая эти знания, нап- равлять их развитие. На этом этапе педагог
фиксирует исходный уро- вень развития умений само- контроля.
Курс начинается введе- нием позиции «Я — кон- тролер» в учебно-воспита- тельный процесс. Основная цель этого этапа (I класс) — формирование у учащихся начальных представлений о самоконтроле — дости- гается путем последова- тельного решения следую- щих задач:
1) мотивация к самокон- тролю результата деятель- ности, формирование пред-
ставления о результате;
2) мотивация к самоконтролю цели дея- тельности, формирование представления о цели;
3) мотивация к самоконтролю процесса достижения цели;
4) формирование представления о взаи- мосвязи между результатом, целью и про- цессом;
5) формирование представления о само- контроле как прослеживании хода выпол- нения действий по достижению цели.
По окончании I класса проводится кон- трольная работа, диагностика развития са- моконтроля. Результаты этой работы об- суждаются с учениками, и они фиксируют уровень в «Картах наблюдения за развити- ем умений самоконтроля», сравнивают его с исходным уровнем, отмечают свой рост.
II класс начинается с повторения зна- ний о самоконтроле, полученных в I классе. Дальнейшая работа ведется по теме
«Я — контролер» и включает в себя три этапа.
1:й этап посвящен умению контролиро: вать свой результат. Цель этого этапа — развитие умения контролировать свой результат — достигается путем решения двух задач:
1) развитие умения описывать цель и результат, выявлять их существенные признаки; формирование способа «сравни- тельное описание»;
2) формирование понятия «знание» как учебной цели.
При организации учебной деятельности важно, чтобы ученики хорошо представля- ли себе конечный продукт своего труда. Четкое осознание цели своей деятельности способствует ее эффективной организации, мотивации, что, несомненно, сказывается на результатах усвоения.
На специально спроектированных уро- ках формируется понятие «цель». Большое внимание уделяется конкретизации «не- знания» как при постановке учебной зада- чи, так и в процессе ее решения. (Чему мы договорились научиться? Какая цель на- ших действий? И т.п.) Когда цель достигну- та, ученики соотносят, сравнивают ее со своим представлением при постановке учебной задачи, оценивают результат. (Что хотели получить и что получили?)
Процесс решения учебной задачи сопро- вождается графическим изображением, т.е. фиксируются промежуточные результаты на пути достижения поставленной цели.
Организованный таким образом про- цесс решения учебной задачи способствует формированию самоконтроля результата деятельности у учащихся, а также подготав- ливает их к формированию способности к пооперационному контролю.
Эта работа проводится на протяжении и 2-й, и 3-й четверти II класса.
2:й этап. Умение контролировать про: цесс достижения цели. (Пооперационный контроль.)
Цель этого этапа — развитие умений самоконтроля процесса достижения це-
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 11
ли — достигается путем решения следую- щих задач:
1) формирование понятия «процесс» че- рез получение знания о действии как о
«звене» в последовательности действий (процессе), понимание значимости пра- вильного варианта выбора действий;
2) формирование способа построения процесса;
3) формирование способа планирования действий через получение знания, что такое
«план действий», мотивацию к планирова- нию действий;
4) формирование способа реконструк- ции ошибочного действия как способа са- моконтроля.
Первые три задачи этого этапа решают- ся в 4-й четверти II класса.
Пооперационный контроль обеспечива- ет осознанное выполнение учебного зада- ния на всех его этапах, своевременное ис- правление ошибок. Учащиеся, прошедшие этот этап формирования действия контро- ля, приобретают умения:
— выделяют и осознают возникшие в процессе решения задачи затруднения;
— осознают, к какому этапу решения за- дачи относится затруднение;
— могут самостоятельно вернуться к оценке предыдущих этапов решения;
указать на состав и последовательность выполненных операций.
Пооперационный контроль относится не только к уже выполненным действиям, но и к планируемым, что обеспечивает воз- можность анализировать работу над учеб- ным заданием еще до фактического его вы- полнения, предполагать, прогнозировать результат.
Владея такой формой контроля, учени- ки, получив учебное задание, не спешат сразу его решать. Вначале они планируют ход его выполнения, сопоставляют и оце- нивают известные им способы решения, сознательно отбирают наиболее рацио- нальные в данных условиях, продумыва- ют возможные последствия их примене- ния и лишь после этого приступают к вы- полнению задания. Если возникает необ- ходимость, ученики могут вернуться к любому этапу выполнения задания, про- верить состав выполненных действий,
осознать ошибочные и их исправить. Ов- ладение планирующим контролем свиде- тельствует о том, что учебная деятель- ность приобрела необходимые черты са- морегуляции. Ученики сознательно стро- ят свою учебную деятельность, предвидят возможность возникновения ошибок и затруднений, своевременно намечают ме- ры по их предупреждению.
При формировании пооперационного контроля также используется графичес- кое моделирование. Но, в отличие от
«контроля результата», внимание учени- ков акцентируется на самом процессе. Ус- танавливаются связи между каждым эта- пом деятельности.
В 1-й четверти III класса ученики за- крепляют полученные способы самоконт- роля на разном предметном содержании. Во 2-й четверти решается четвертая зада- ча 2-го этапа — формирование способа реконструкции ошибочного действия как способа самоконтроля, — включаю- щая в себя:
— мотивацию на поиск ошибочного действия;
— установление причинно-следствен- ных зависимостей между действиями по достижению цели и промежуточными ре- зультатами;
— обнаружение и исправление ошибоч- ного действия способом реконструкции.
Так, после целенаправленной работы с учащимися происходят изменения:
— ученики устанавливают связь между результатом действия и рассуждениями в ходе его получения;
— различают мыслительные и практи- ческие действия в ходе выполнения зада- ния и устанавливают связь между ними;
— строят версии того, «как думали», вы- являя при этом разные способы выполне- ния (правильные и неправильные);
— сравнивают результаты реконструк- ции, что позволяет ошибавшимся ученикам обнаружить недостающий в их действиях элемент способа, связать с уже имеющимся и исправить ошибку в решении.
После исправления ошибки ученики переходят к выполнению заданий, направ- ленных на усвоение уточненного способа, фиксируя в результате его освоения изме-
нение в себе: «Не мог выполнить задание, а теперь могу».
3-я и 4-я четверти III класса и IV класс. 3:й этап — самоконтроль разными спо- собами. Цель этого этапа — развитие уме- ний самоконтроля. На данном этапе ис- пользуются задания разного типа с целью формирования умений самоконтроля на
На каждом этапе проводятся диагности- ческие срезы. Ученики фиксируют уровень развития умений в «Картах наблюдения за развитием умений самоконтроля», сравни- вают его с предыдущим, отмечают измене- ния в себе, т.е. каждый этап заканчивается рефлексией предыдущей деятельности и ее результата.
Овладение способами самоконтроля не только активизирует процесс учения, рас- ширяя возможности усвоения, но и приво- дит к качественно новым формам активнос- ти, которая выступает как самоактивность ученика в виде самоорганизации, что не- посредственно влияет на воспитание лич- ности ученика, определяя его учебное само- сознание, отношение к себе, сверстникам и окружающему миру.
Курс обеспечен тематическим планиро- ванием.
В качестве дидактического пособия раз- работан «Дневник самоконтроля по русско- му языку», содержание которых позволяет каждому ученику на каждом уроке «упраж- няться» в самоконтроле и самооценке. Кро- ме того, работа в дневниках способствует более качественно подходить к формирова- нию теоретических понятий по предмету. Дневник состоит из двух частей: 1-я — структура понятия, 2-я — контрольная ра- бота, показывающая уровень сформирован- ности этого понятия. Дневник по русскому языку — это пособие для организации дейс- твий самоконтроля и самооценки при реше-
нии учебных задач, формированию теоре- тических понятий, конкретизирующих фо- нематический принцип письма.
Покажем на примере, как происходит формирование пооперационного контроля (и оценки) промежуточных результатов на уроке.
«Самоконтроль и самооценка формиро- вания теоретических понятий на уроке рус- ского языка».
III класс. Учебная задача: выяснить, в каких падежных окончаниях буквы нару- шают закон письма.
1:й этап. Формирование понятия о не: фонемных написаниях в падежных окон: чаниях.
Процесс формирования понятия о не- фонемных написаниях в падежных оконча- ниях сопровождается моделированием всех возникающих вопросов и ответов на них (промежуточных целей). Таким образом, появляется следующая модель (cм. схему).
1. Знание о несоответствии закону пись- ма буквы и в падежных окончаниях слов ти- па армия, гербарий, здание.
2. Двойники слов с основой на (-ий).
3. Различение слов на -ия, -ий, -ие и слов на -ей (типа улей).
4. Знание о несоответствии закону пись- ма написаний в окончаниях названий приз- наков.
5. Знание о несоответствии закону пись- ма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и ц.
6. Буквы о и е после шипящих и ц в па- дежных окончаниях.
7. Умение проверять орфограммы в па- дежных окончаниях с учетом нефонемных написаний.
По достижении каждой промежуточ- ной цели (например, «знание о несоответ- ствии закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия, гербарий, зда-
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 11
Общее содержание курса
«Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников»
Цели, задачи этапа
Диагностический Исходный уровень развития умений самоконтроля I август, сентябрь
«Я — контролер» в учебно/воспитатель/ ный процесс Начальные представле/ ния о самоконтроле Формирование начальных пред/ ставлений о самоконтроле I II октябрь — май 1/я четверть
Работа в позиции
«Я — контролер» 1. Умение контролиро/ вать свой результат Развитие умений контролировать свой результат II 2–3/я четверти
2. Умение контролиро/ вать процесс достиже/ ния цели. (Поопераци/ онный контроль) Развитие умений самоконтроля процесса достижения цели II III 4 четверть 2–3/я четверти
3. Самоконтроль разны/ ми способами Развитие умений самоконтроля раз/ ными способами III 3–4/я четверти
Диагностический Реальный уровень развития умений самоконтроля.
Сравнительный анализ результатов:
динамика развития умений само/ контроля III май
3. Самоконтроль разны/ ми способами Развитие умений самоконтроля раз/ ными способами IV 1–4/я четверти
Диагностический Диагностика уровня развития уме/ ний самоконтроля. Сравнительный анализ результатов: динамика раз/ вития умений самоконтроля IV май
ние и т.д.) ученик «находит место» этого зна- ния в структуре понятия о нефонемных на- писаниях в падежных окончаниях и отме- чает (оценивает) в дневнике «+», если «зна- ет», или «?» — если в чем-то сомневается.
2:й этап. Контрольная работа.
1. Целеполагание. (Знаю ли я, в каких падежных окончаниях буквы нарушают за- кон письма? Умею ли я использовать это знание на практике?)
2. Выполнение контрольной работы.
1) Ученики проговаривают или пропи- сывают, что будут проверять.
2) Проговаривают или прописывают, как должно быть правильно.
3) Выполняют задания контрольной ра- боты.
4) Самопроверка, самооценка.
5) Взаимопроверка, взаимооценка.
3. Проверка работы учителем без исп- равления ошибок, без выставления отметки.
Педагог для себя фиксирует в журнале результаты контрольной работы.
4. Анализ результатов.
1. Ученики соотносят содержание вы- полненных заданий со знаниями-компо- нентами понятия (Знаю (+) о несоответс- твии закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия, гербарий, здание и в контрольном задании такие сло- ва написал правильно.)
1) Если есть «несовпадения» (ошибки), ученики «понимают» причину. (Почему я ошибся?)
2) Ученики определяют способ коррек- ции (планируют его в зависимости от причины).
3) Коррекция (исправление ошибок).
4) Повторный контроль и оценка.
После выполнения контрольной работы возможен 3:й этап. Рефлексия деятель- ности по достижению цели. (Как происхо- дило формирование понятия? Как получили результат. )
При составлении дневника использова- ны теоретические понятия в соответствии с учебным материалом III класса.
Контрольные работы, включенные в дневник, по содержанию не отличаются от контрольных работ из учебника русского языка.
Данная методика может быть использо- вана на других предметах. Для этого учите- лю необходимо составить технологические карты формирования понятий.
Этот курс успешно интегрируется с уро- ками русского языка, математики, литера- туры, естествознания, технологии и др.
Упражнения на развитие умений само- контроля, творческие задания, упражнения на развитие психических процессов и дру- гие формы и методы работы могут приме- няться на любых уроках, органично вплета- ясь в их контекст.
Источник