Контроль своей деятельности у младших школьников

Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников

специалист в области арт-терапии

Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников

Под влиянием социально-экономичес- ких и культурных перемен в обществе из- менилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых проблема отсутствия системнос- ти в реализации целостного развития лич- ности, подготовка ее к жизни, труду и об- разованию в современном обществе и проблема несоответствия умений выпуск- ников общеобразовательных учреждений современным требованиям к уровню ком- муникативной и информационной куль- туры.

Были выделены приоритеты в развитии системы образования, способствующие по- зитивным переменам и условиям их реали- зации. Особенно ценным для школьного учителя является признание ученика су- бъектом образования, самоценности его ин- дивидуальности.

Определены цели развития общего об- разования, среди которых наиболее значи- мой для педагога является формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образо-

вания, гражданской ответственности и пра- вового самосознания, духовности и культу- ры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адап- тации на рынке труда.

В ходе реализации программы развития системы образования предполагаются по- вышение качества образования в учрежде- ниях образования за счет внедрения нового содержания и образовательных технологий и апробация нового содержания.

«Новое содержание» понимается как со- держание, способствующее развитию лич- ности ребенка, его становления как субъек- та разнообразных форм и видов деятель- ности, в том числе и учебной. Специфика и сущность учебной деятельности усматрива- ется не только в самоизменении индивидом самого себя как субъекта, но и в способнос- ти фиксировать эти изменения.

Обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельнос- ти, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, — цель развивающего обучения.

Для реализации этой цели в начальной школе апробируется технология «форми- рования учебной деятельности».

Формирование учебной деятельности — процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Централь- ные зависимости определяются тем, как бу- дет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учеб- ной деятельности, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки. Особое значение придается действию само- контроля, так как именно оно характеризу- ет учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.

Формирование самоконтроля как ком- понента учебной деятельности требует спе- циальной организации. Педагог должен быть компетентен в этом вопросе.

Результатом моей научно-исследова- тельской и опытно-экспериментальной де- ятельности стала методическая разработка курса «Развитие умений самоконтроля у младших школьников в учебной деятель: ности».

Содержание курса выстроено таким об- разом, чтобы по мере его усвоения у учени- ка сформировалось понятие «самокон- троль» и способность контролировать дея- тельность.

Предлагаемая методика возникла из не- обходимости решения следующих проблем:

— ученики представляют себе учебную деятельность нерасчлененной, несамостоя- тельной, непланируемой;

— учебные действия контролируются, как правило, педагогом, а не самими учени- ками;

— допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;

— отсутствуют или не совсем четко сформулированы критерии контроля учеб- ной деятельности;

— педагоги видят эти затруднения уча- щихся и способны их снимать.

Следовательно, педагоги, планирую- щие развернуть подобную работу с учащи- мися, должны иметь целевые ориентации на развитие самоорганизованной личнос- ти учащегося, формирование способности к самоконтролю действий по достижению цели.

Основные задачи курса.

1. Развитие потребности детей в само- контроле через анализ собственных дейс- твий и их результатов.

2. Развитие способности к поэтапному (пооперационному) самоконтролю дейст- вий по достижению цели.

3. Развитие потребности в самооргани- зации, самоизменении.

4. Развитие психических процессов де- тей: внимания, мышления, памяти, вообра- жения.

5. Развитие способностей к умственным действиям.

6. Развитие способностей к воспроизве- дению в учебной деятельности логики на- учного познания.

Данные задачи объединяются общей це- лью: воспитание творческой личности уче: ника, самоорганизованной, способной к самоизменению и его психологическая адаптация: диагностика, развитие и кор: рекция личностных структур ребенка, его психических, познавательных процессов.

Умение контролировать свои действия предполагает решение проблем в трех ас- пектах:

аспект обучения — повышение резуль- татов обучения по всем предметам;

аспект развития — динамика развития всех познавательных процессов, организа- ционно-деятельностной культуры;

аспект воспитания — осознание необ- ходимости саморазвития, самоорганиза- ции, самовоспитания личностных качеств: нравственности (ответственность, интере- сы, идеалы, характер), целеустремленности. Курс рассчитан на 4 года начальной школы. Программа курса построена в соот- ветствии с логикой, которая учитывает воз- растные особенности младшего школьника, характер его мышления и особенности эмо-

Читайте также:  Идеи интересного бизнеса для женщин

Общее содержание курса.

В подготовительный период и в 1-й чет- верти I класса (в период адаптации) курс

«Самоконтроль» интегрируется с курсом

«Введение в школьную жизнь». Работа по этой программе позволяет наблюдать за по- ведением детей, глубже изучать и познавать их характер и, учитывая эти знания, нап- равлять их развитие. На этом этапе педагог

фиксирует исходный уро- вень развития умений само- контроля.

Курс начинается введе- нием позиции «Я — кон- тролер» в учебно-воспита- тельный процесс. Основная цель этого этапа (I класс) — формирование у учащихся начальных представлений о самоконтроле — дости- гается путем последова- тельного решения следую- щих задач:

1) мотивация к самокон- тролю результата деятель- ности, формирование пред-

ставления о результате;

2) мотивация к самоконтролю цели дея- тельности, формирование представления о цели;

3) мотивация к самоконтролю процесса достижения цели;

4) формирование представления о взаи- мосвязи между результатом, целью и про- цессом;

5) формирование представления о само- контроле как прослеживании хода выпол- нения действий по достижению цели.

По окончании I класса проводится кон- трольная работа, диагностика развития са- моконтроля. Результаты этой работы об- суждаются с учениками, и они фиксируют уровень в «Картах наблюдения за развити- ем умений самоконтроля», сравнивают его с исходным уровнем, отмечают свой рост.

II класс начинается с повторения зна- ний о самоконтроле, полученных в I классе. Дальнейшая работа ведется по теме

«Я — контролер» и включает в себя три этапа.

1:й этап посвящен умению контролиро: вать свой результат. Цель этого этапа — развитие умения контролировать свой результат — достигается путем решения двух задач:

1) развитие умения описывать цель и результат, выявлять их существенные признаки; формирование способа «сравни- тельное описание»;

2) формирование понятия «знание» как учебной цели.

При организации учебной деятельности важно, чтобы ученики хорошо представля- ли себе конечный продукт своего труда. Четкое осознание цели своей деятельности способствует ее эффективной организации, мотивации, что, несомненно, сказывается на результатах усвоения.

На специально спроектированных уро- ках формируется понятие «цель». Большое внимание уделяется конкретизации «не- знания» как при постановке учебной зада- чи, так и в процессе ее решения. (Чему мы договорились научиться? Какая цель на- ших действий? И т.п.) Когда цель достигну- та, ученики соотносят, сравнивают ее со своим представлением при постановке учебной задачи, оценивают результат. (Что хотели получить и что получили?)

Процесс решения учебной задачи сопро- вождается графическим изображением, т.е. фиксируются промежуточные результаты на пути достижения поставленной цели.

Организованный таким образом про- цесс решения учебной задачи способствует формированию самоконтроля результата деятельности у учащихся, а также подготав- ливает их к формированию способности к пооперационному контролю.

Эта работа проводится на протяжении и 2-й, и 3-й четверти II класса.

2:й этап. Умение контролировать про: цесс достижения цели. (Пооперационный контроль.)

Цель этого этапа — развитие умений самоконтроля процесса достижения це-

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 11

ли — достигается путем решения следую- щих задач:

1) формирование понятия «процесс» че- рез получение знания о действии как о

«звене» в последовательности действий (процессе), понимание значимости пра- вильного варианта выбора действий;

2) формирование способа построения процесса;

3) формирование способа планирования действий через получение знания, что такое

«план действий», мотивацию к планирова- нию действий;

4) формирование способа реконструк- ции ошибочного действия как способа са- моконтроля.

Первые три задачи этого этапа решают- ся в 4-й четверти II класса.

Пооперационный контроль обеспечива- ет осознанное выполнение учебного зада- ния на всех его этапах, своевременное ис- правление ошибок. Учащиеся, прошедшие этот этап формирования действия контро- ля, приобретают умения:

— выделяют и осознают возникшие в процессе решения задачи затруднения;

— осознают, к какому этапу решения за- дачи относится затруднение;

— могут самостоятельно вернуться к оценке предыдущих этапов решения;

указать на состав и последовательность выполненных операций.

Читайте также:  Как создать свой квест бизнес

Пооперационный контроль относится не только к уже выполненным действиям, но и к планируемым, что обеспечивает воз- можность анализировать работу над учеб- ным заданием еще до фактического его вы- полнения, предполагать, прогнозировать результат.

Владея такой формой контроля, учени- ки, получив учебное задание, не спешат сразу его решать. Вначале они планируют ход его выполнения, сопоставляют и оце- нивают известные им способы решения, сознательно отбирают наиболее рацио- нальные в данных условиях, продумыва- ют возможные последствия их примене- ния и лишь после этого приступают к вы- полнению задания. Если возникает необ- ходимость, ученики могут вернуться к любому этапу выполнения задания, про- верить состав выполненных действий,

осознать ошибочные и их исправить. Ов- ладение планирующим контролем свиде- тельствует о том, что учебная деятель- ность приобрела необходимые черты са- морегуляции. Ученики сознательно стро- ят свою учебную деятельность, предвидят возможность возникновения ошибок и затруднений, своевременно намечают ме- ры по их предупреждению.

При формировании пооперационного контроля также используется графичес- кое моделирование. Но, в отличие от

«контроля результата», внимание учени- ков акцентируется на самом процессе. Ус- танавливаются связи между каждым эта- пом деятельности.

В 1-й четверти III класса ученики за- крепляют полученные способы самоконт- роля на разном предметном содержании. Во 2-й четверти решается четвертая зада- ча 2-го этапа — формирование способа реконструкции ошибочного действия как способа самоконтроля, — включаю- щая в себя:

— мотивацию на поиск ошибочного действия;

— установление причинно-следствен- ных зависимостей между действиями по достижению цели и промежуточными ре- зультатами;

— обнаружение и исправление ошибоч- ного действия способом реконструкции.

Так, после целенаправленной работы с учащимися происходят изменения:

— ученики устанавливают связь между результатом действия и рассуждениями в ходе его получения;

— различают мыслительные и практи- ческие действия в ходе выполнения зада- ния и устанавливают связь между ними;

— строят версии того, «как думали», вы- являя при этом разные способы выполне- ния (правильные и неправильные);

— сравнивают результаты реконструк- ции, что позволяет ошибавшимся ученикам обнаружить недостающий в их действиях элемент способа, связать с уже имеющимся и исправить ошибку в решении.

После исправления ошибки ученики переходят к выполнению заданий, направ- ленных на усвоение уточненного способа, фиксируя в результате его освоения изме-

нение в себе: «Не мог выполнить задание, а теперь могу».

3-я и 4-я четверти III класса и IV класс. 3:й этап — самоконтроль разными спо- собами. Цель этого этапа — развитие уме- ний самоконтроля. На данном этапе ис- пользуются задания разного типа с целью формирования умений самоконтроля на

На каждом этапе проводятся диагности- ческие срезы. Ученики фиксируют уровень развития умений в «Картах наблюдения за развитием умений самоконтроля», сравни- вают его с предыдущим, отмечают измене- ния в себе, т.е. каждый этап заканчивается рефлексией предыдущей деятельности и ее результата.

Овладение способами самоконтроля не только активизирует процесс учения, рас- ширяя возможности усвоения, но и приво- дит к качественно новым формам активнос- ти, которая выступает как самоактивность ученика в виде самоорганизации, что не- посредственно влияет на воспитание лич- ности ученика, определяя его учебное само- сознание, отношение к себе, сверстникам и окружающему миру.

Курс обеспечен тематическим планиро- ванием.

В качестве дидактического пособия раз- работан «Дневник самоконтроля по русско- му языку», содержание которых позволяет каждому ученику на каждом уроке «упраж- няться» в самоконтроле и самооценке. Кро- ме того, работа в дневниках способствует более качественно подходить к формирова- нию теоретических понятий по предмету. Дневник состоит из двух частей: 1-я — структура понятия, 2-я — контрольная ра- бота, показывающая уровень сформирован- ности этого понятия. Дневник по русскому языку — это пособие для организации дейс- твий самоконтроля и самооценки при реше-

нии учебных задач, формированию теоре- тических понятий, конкретизирующих фо- нематический принцип письма.

Покажем на примере, как происходит формирование пооперационного контроля (и оценки) промежуточных результатов на уроке.

«Самоконтроль и самооценка формиро- вания теоретических понятий на уроке рус- ского языка».

III класс. Учебная задача: выяснить, в каких падежных окончаниях буквы нару- шают закон письма.

1:й этап. Формирование понятия о не: фонемных написаниях в падежных окон: чаниях.

Читайте также:  Зонт для торговли своими руками

Процесс формирования понятия о не- фонемных написаниях в падежных оконча- ниях сопровождается моделированием всех возникающих вопросов и ответов на них (промежуточных целей). Таким образом, появляется следующая модель (cм. схему).

1. Знание о несоответствии закону пись- ма буквы и в падежных окончаниях слов ти- па армия, гербарий, здание.

2. Двойники слов с основой на (-ий).

3. Различение слов на -ия, -ий, -ие и слов на -ей (типа улей).

4. Знание о несоответствии закону пись- ма написаний в окончаниях названий приз- наков.

5. Знание о несоответствии закону пись- ма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и ц.

6. Буквы о и е после шипящих и ц в па- дежных окончаниях.

7. Умение проверять орфограммы в па- дежных окончаниях с учетом нефонемных написаний.

По достижении каждой промежуточ- ной цели (например, «знание о несоответ- ствии закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия, гербарий, зда-

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 11

Общее содержание курса

«Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников»

Цели, задачи этапа

Диагностический Исходный уровень развития умений самоконтроля I август, сентябрь

«Я — контролер» в учебно/воспитатель/ ный процесс Начальные представле/ ния о самоконтроле Формирование начальных пред/ ставлений о самоконтроле I II октябрь — май 1/я четверть

Работа в позиции

«Я — контролер» 1. Умение контролиро/ вать свой результат Развитие умений контролировать свой результат II 2–3/я четверти

2. Умение контролиро/ вать процесс достиже/ ния цели. (Поопераци/ онный контроль) Развитие умений самоконтроля процесса достижения цели II III 4 четверть 2–3/я четверти

3. Самоконтроль разны/ ми способами Развитие умений самоконтроля раз/ ными способами III 3–4/я четверти

Диагностический Реальный уровень развития умений самоконтроля.

Сравнительный анализ результатов:

динамика развития умений само/ контроля III май

3. Самоконтроль разны/ ми способами Развитие умений самоконтроля раз/ ными способами IV 1–4/я четверти

Диагностический Диагностика уровня развития уме/ ний самоконтроля. Сравнительный анализ результатов: динамика раз/ вития умений самоконтроля IV май

ние и т.д.) ученик «находит место» этого зна- ния в структуре понятия о нефонемных на- писаниях в падежных окончаниях и отме- чает (оценивает) в дневнике «+», если «зна- ет», или «?» — если в чем-то сомневается.

2:й этап. Контрольная работа.

1. Целеполагание. (Знаю ли я, в каких падежных окончаниях буквы нарушают за- кон письма? Умею ли я использовать это знание на практике?)

2. Выполнение контрольной работы.

1) Ученики проговаривают или пропи- сывают, что будут проверять.

2) Проговаривают или прописывают, как должно быть правильно.

3) Выполняют задания контрольной ра- боты.

4) Самопроверка, самооценка.

5) Взаимопроверка, взаимооценка.

3. Проверка работы учителем без исп- равления ошибок, без выставления отметки.

Педагог для себя фиксирует в журнале результаты контрольной работы.

4. Анализ результатов.

1. Ученики соотносят содержание вы- полненных заданий со знаниями-компо- нентами понятия (Знаю (+) о несоответс- твии закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия, гербарий, здание и в контрольном задании такие сло- ва написал правильно.)

1) Если есть «несовпадения» (ошибки), ученики «понимают» причину. (Почему я ошибся?)

2) Ученики определяют способ коррек- ции (планируют его в зависимости от причины).

3) Коррекция (исправление ошибок).

4) Повторный контроль и оценка.

После выполнения контрольной работы возможен 3:й этап. Рефлексия деятель- ности по достижению цели. (Как происхо- дило формирование понятия? Как получили результат. )

При составлении дневника использова- ны теоретические понятия в соответствии с учебным материалом III класса.

Контрольные работы, включенные в дневник, по содержанию не отличаются от контрольных работ из учебника русского языка.

Данная методика может быть использо- вана на других предметах. Для этого учите- лю необходимо составить технологические карты формирования понятий.

Этот курс успешно интегрируется с уро- ками русского языка, математики, литера- туры, естествознания, технологии и др.

Упражнения на развитие умений само- контроля, творческие задания, упражнения на развитие психических процессов и дру- гие формы и методы работы могут приме- няться на любых уроках, органично вплета- ясь в их контекст.

Источник

Оцените статью