Контроль как функция менеджмента
Контроль– это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль включает установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Руководители начинают осуществлять функцию контроля с формулирования цели и задачи. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится не возможно.
Необходимость контроля заключается в том, что он является неотъемлемым элементом сущности всякой организации.
Множество разнообразных обстоятельств может помешать реализации планов и задуманных организационных структур. Изменения законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции могут сделать планы невыполнимыми. Источником неопределенности являются и люди, работающие в любой организации.
Ошибки, возникающие внутри организации, переплетаются, множатся и, если их вовремя не исправить, могут привести к катастрофе, банкротству коммерческой организации, к развалу учреждения. Известно, что в большинстве создающихся мелких предприятий не понимают важности функции контроля, поэтому допущенные ошибки накладываются и нарастают, пока не происходит банкротство. Нередко организация не гибнет, а существует, но постоянно переходит из одного кризиса в другой.
Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, пока они не вредят достижению целей организации.
Функции контроля
1. Выявление проблемы и корректировать деятельность до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
2. Поддержка успешных действий — поддержка всего того, что является успешным в деятельности организации. Необходимо определить, какие именно действия способствовали достижению целей организации. Это позволяет найти область расширения деятельности организации.
3. Широта контроля должна позволять ему быть всеобъемлющим. Любой руководитель независимо от ранга должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Планирование, создание организационных структур, мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Все они являются неотделимыми частями общей системы контроля в организации.
Виды контроля
Контроль подразделяют на предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль. Данный вид контроля осуществляется до фактического начала работ.
Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Они вырабатываются для обеспечения выполнения планов, их строгое соблюдение — это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Необходимо составлять четкие должностные инструкции, эффективно доводить цели до подчиненных, набирать кадры, квалификация которых соответствует их обязанностям.
В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях – по отношению к человеческим ресурсам, материальным, финансовым.
Человеческие ресурсы. Контроль осуществляется за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Нужно установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверять документы и рекомендации, проводить психологические тесты и многочисленные собеседования с работником перед его наймом. Предварительное обучение повышает вероятность эффективной работы новых сотрудников.
Материальные ресурсы должны проходить предварительный контроль, так как производить высококачественную продукцию из плохого сырья невозможно. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита.
Финансовые ресурсы подвергаются предварительному контролю путем составления бюджета — текущего финансового плана. Бюджет дает уверенность в том, что денежные средства, когда они потребуются, у организации будут. Бюджеты устанавливают пределы затрат и не позволяют исчерпать средства, не достигнув поставленных целей.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом являются подчиненные сотрудники. Контроль традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Текущий контроль основывается на измерении фактических результатов работы, направленной на достижение желаемых целей.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Сразу по завершении контролируемой деятельности или по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.
Несмотря на то, что заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее он имеет две важные функции:
I) дает организации информацию, необходимую для планирования дальнейших действий;
2) обеспечивает измерение результативности и определяет необходимое вознаграждение сотрудников.
Процесс контроля
В процедуре контроля выделяют три этапа: установление стандартов, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий.
Первый этап контроля — установление стандартов. Под этим понимается определение конкретных целей, степень приближения к которым поддается измерению. Стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.
Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, должны обладать двумя важными особенностями: I) наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа; 2) наличием конкретного критерия, по которому можно оценить степень выполнения работы.
Пример цели, которую можно использовать в качестве стандарта контроля: получить прибыль в размере 10 млн. долл. в 2010 г. Конкретный критерий — 10 млн. долл. и определенный период времени — один год называются показателями результативности.
Показатель результативности точно определяет, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Эти показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и «Что осталось не сделанным?». Если руководство обнаруживает, что за первые полгода прибыль фирмы составила только 4 млн. долл., то оно понимает, что необходимо существенно поднять производительность, чтобы достичь намеченной цели: заработать 10 млн. долл. к концу года.
Не все цели и задачи организаций можно выразить непосредственно в числах. Например, повышение морального уровня, рассматриваемое в качестве цели, выразить в числовых показателях очень трудно. Но организации, работающие эффективно, должны преодолеть трудности, связанные с выражением целей в количественном виде. Например, информацию о духовном состоянии работников можно получить путем обследований и опросов. Некоторые из явно не поддающихся количественному измерению величин можно представить в численном виде косвенно, измеряя некий показатель. Так, количество увольнений обычно является мерой удовлетворенности сотрудников работой. Поэтому количество увольнений может использоваться как показатель результативности при выработке стандартов в области удовлетворенности работой. Опасность использования косвенных проявлений каких-либо величин вместо прямых измерений этих величин состоит в том, что на эти косвенные проявления могут оказывать воздействие и совершенно другие факторы.
Однако даже субъективный показатель при условии, что осознается его ограниченность, лучше, чем ничего.
Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами составляет второй этап процесса контроля. Менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом он обязан принимать и еще одно важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов.
Одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели.
Например, цель — в наступающем году добиться уровня прибыли 10 млн. долл. в месяц. Предприятие получило прибыль в размере 9,8 млн. долл., т.е. на 2% меньше. Скорее всего, это лишь незначительное отклонение от установленного стандартного уровня. Но руководство должно заблаговременно установить величины допустимых отклонений, в пределах которого отклонение достигнутых результатов от намеченных не должно вызывать тревоги.
Определение допустимых отклонений — вопрос кардинально важный, поскольку сокращение допустимых отклонений может требовать больших затрат. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля, и затрат на хранение, передачу и поиск информации, связанной с вопросами контроля.
Измерение результатов. Для измерений необходимо выбрать единицу, соответствующую виду деятельности, который подвергается контролю, причем такую, которую можно преобразовать в те единицы, в которых выражен стандарт. Так, если установленный стандарт — это прибыль, то измерение следует вести в рублях или процентах, в зависимости от формы выражения стандарта. Общее правило — стандарт в специфической форме предопределяет те величины, которые впоследствии должны быть измерены.
Необходимо, чтобы скорость, частота и точность измерений были согласованы с деятельностью, подлежащей контролю. Например, завод производящий реактивные снаряды, должен вести исключительно строгий и точный контроль качества своей продукции, система измерений при контроле качества должна быть исключительно точной и действовать достаточно оперативно, чтобы отсортировать брак прежде, чем он уйдет с завода. Но производитель снарядов не может проверять путем испытаний большую часть своей продукции. Если часто проводить испытания, то оставшиеся снаряды будут очень дороги. Поэтому завод подвергает полной проверке лишь отдельные выборки снарядов из каждой партии.
Использование компьютеров для контрольных измерений сделало подобные проверки гораздо более оперативными, дешевыми и точными. Компьютеризированные кассовые аппараты позволяют торговым организациям определять и выдавать в табличной форме данные о состоянии наличности и материальных запасов на момент покупки. Но любая система сбора и обработки информации относительно дорога. Стоимость проведения измерений зачастую является наиболее крупным элементом затрат во всем процессе контроля. Часто именно этот фактор определяет, стоит ли вообще осуществлять контроль.
Передача и распространение информации. Чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо доводить до сведения соответствующих работников организации установленные стандарты и достигнутые результаты. Эта информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять нужные решения и действия. Необходима, кроме того, уверенность, что установленные стандарты поняты сотрудниками, поэтому должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стандарты, и теми, кто должен их выполнять.
Участие сотрудников организаций в процедуре контроля — эффективное средство улучшения контроля на всех уровнях. Важно, по возможности, обеспечить участие подчиненных в разработке стандартов, хотя это обычно является прерогативой менеджера.
Оценка информации о результатах — это заключительная стадия этапа сопоставления результатов и стандартов. Менеджер решает, нужна ли информация и важна ли она. Важной считают информацию, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения. Мерой оценки может служить масштаб допустимых отклонений, установленный ранее. Нередко, однако, менеджеры должны давать личные оценки, интерпретировать значимость полученной информации и устанавливать связь запланированных и фактически достигнутых результатов. Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять решение — необходимо ли действовать.
После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Действия, проводимые после сопоставления результатов с установленными стандартами, можно подразделить на три вида.
Ничего не предпринимать следует, если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются. При этом измерения необходимо продолжать, повторяя цикл контроля.
Устранить отклонения необходимо, если оценки свидетельствуют о том, что масштаб отклонения от стандарта превысил установленный уровень, при этом система контроля должна точно указывать причину столь больших отклонений. Поскольку большая часть работ в организации выполняется объединенными усилиями групп людей, точно установить первопричины той или иной проблемы бывает трудно, а иногда и невозможно.
Корректирующие действия по устранению отклонений должны начинаться с уяснения причин этих отклонений, с тем, чтобы добиться возвращения организации к верному образу действий. Прежде чем выбирать корректирующее действие, необходимо взвесить все имеющие отношение к данной проблеме внутренние факторы и их взаимосвязи. Поскольку все подразделения организации так или иначе связаны между собой, любое крупное изменение в одном из них затронет всю организацию. Менеджер должен вначале убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополнительных трудностей.
Пересмотр стандартов необходим, когда сами стандарты и планы оказываются нереальными, недостаточно обоснованными. Успешно действующие организации зачастую вынуждены пересматривать свои стандарты в сторону повышения. Подчас стандарты надо пересматривать и в сторону понижения, поскольку завышенные стандарты не позволяют достичь сформулированных целей и сводят на нет всю мотивацию персона.
Источник
Необходимость, сущность и виды контроля. Их характеристика. Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации
Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из:
· измерения фактически достигнутых результатов;
· проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Функция контроля — это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Один из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижения целей организации.
Одна из важнейших аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей. Определяя успехи и неудачи организации, руководство получает возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.
Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль, как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей.
Существует три основных вида контроля:
Предварительный контроль начинается до фактического начала работ.
Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение — это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении.
В организациях предварительный контроль используется в следующих областях:
· по отношению к человеческим ресурсам;
· по отношению к материальным ресурсам;
· по отношению к финансовым ресурсам.
Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.
Для того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнять порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области.
Существенно повысить вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных специалистов можно также путем установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных бесед с работником.
Промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль использованных ими материальных ресурсов.
Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Один из способов предварительного контроля в этой области состоит в выборе такого поставщика, который убедительно доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие условиям.
К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита.
Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут.
Текущий контроль — осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом контроля являются подчиненные сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.
Текущий контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленных на достижение желаемых целей. Для того, чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Обратная связь — это данные о полученных результатах.
Простейшим примером обратной связи является сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки.
Система обратной связи позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед нею задачам.
Система контроля с обратной связью в управлении влияют на «входы», чтобы достичь требуемых характеристик на «выходе».
Входом для организационных систем с обратной связью являются все виды ресурсов: материальных, финансовых и человеческих.
Выходом таких систем являются товары и услуги. Организационные системы контроля с обратной связью относятся к открытым системам. Внешний для этих систем элемент -руководитель — менеджер.
Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы достичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами.
Внешние факторы — это все, что воздействует на организацию из окружающей ее среды: конкуренция, принятие новых законов, ухудшение экономической ситуации и т.д.
При текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ для того, чтобы достичь требуемых целей и решить возникающие проблемы прежде, чем это потребует слишком больших затрат.
В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.
Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения тем не менее, он имеет две важные функции:
Первая из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистичны были составленные им планы. Эта процедура позволяет получить информацию о возникающих проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем.
Вторая функция заключается в том, чтобы способствовать мотивации.
В процедуре контроля различают три этапа:
1. выработка стандартов и критериев;
2. сопоставление с ними реальных результатов;
3. принятие необходимых корректирующих действий.
На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко в сущности, слиты функции контроля и планирования.
Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели вырастают из планирования. Все стандарты, используются для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.
Цели, которые используются в качестве стандартов для контроля отличают две особенности:
1. наличие временных рамок, в которых должна быть выполнена
2. наличие конкретного критерия по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.
Конкретный критерий и определенный период времени называют показателями результативности. Показатель точно определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей.
Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной.
Относительно легко установить показатели результативности для таких величин как прибыль, объем продажи, стоимость материалов, так как они поддаются количественному измерению.
Трудно установить показатели результативности для таких величин, как прибыль, объем продаж, стоимость материалов, так как они поддаются количественному измерению.
Трудно установить показатели результативности в области НИОКР, социальной ответственности и этике.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Здесь дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность на этом этапе заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передачи информации и ее оценке.
Показатель результативности дает четкую и ясную цель, указывая направления усилий организации. Следует отметить, что характерной чертой стандартов является то, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели.
Руководство высшего звена устанавливает масштаб достигнутых отклонений, в пределах которого отклонения полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги.
Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономичным. Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Этот метод состоит в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов.
Элементом контроля является измерение результатов, позволяющих установить насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю.
В начале необходимо выбрать единые измерения, причем такие, которые можно преобразовать в те единицы, в которых выражен стандарт. Например, если установленный стандарт — это прибыль, то измерение следует вести в долларах или процентах, в зависимости от формы выражения стандарта.
Ключевую роль в обеспечении эффективности контроля играет распространение информации. Для того, чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо, обязательно довести до сведения соответствующих работников организации, как установленные критерии (стандарты), так и достигнутые результаты. Подобная информация должна быть точной, поступать вовремя, и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять необходимое решения и действия.
Заключительная стадия этапа сопоставления заключается в оценке информации о полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли информация получена, что нужна и важна ли она. Важная информация — это точная информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения. Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять решение — необходимо ли действовать, если да, то как.
После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап.
Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения:
1. ничего не предпринимать;
2. устранить отклонения;
3. пересмотреть стандарты.
Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. Если сопоставления фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать.
Устранить отклонения. Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде чем они перерастут в крупные проблемы, бессмыслена.
В идеале стадия измерений должна показать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину.
Смысл корректировки состоит в том, что понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.
Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних переменных факторов данной организации, усовершенствования функций управления или технологических процессов.
Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на плачах, а планы — это лишь прогнозы будущего.При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.
Часто случается так, что система контроля указывает на необходимость пересмотра планов. Стандарты могут пересматриваться в сторону повышения и в сторону понижения.
3. Процесс контроля и факторы, влияющие на его эффективность. Информационно- управляющие системы в планировании и контроле. Эффективность контроля.
Чтобы быть эффективным контроль должен обладать несколькими ванными свойствами;
· стратегическая направленность контроля;
· ориентация на результаты;
Первым фактором, влияющим на эффективность контроля является поведение людей.
Разработаны рекомендации по проведению эффективного контроля:
· устанавливайте осмысленные стандарт, воспринимаемые сотрудниками;
· устанавливайте двустороннее общение;
· избегайте чрезмерного контроля;
· устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты;
· вознаграждайте за достижение стандарта.
Второй фактор. Для. того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.
Третий фактор.Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели.
Четвертый фактор. Контроль будет эффективен, если он интегрирован с другими формами управления.
Пятый фактор. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений и оценок, который соответствует контролируемому объекту.
Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.
Шестой фактор. Контроль, как и планы должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
Седьмой фактор. Как правило, наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведет к беспорядку.
Восьмой фактор. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
Для контроля необходима своевременная, конкретная, точная информация, эффективная по отношению к затратам на ее получение.
Большая часть информации получается неформальным путем. Управляющий общается с подчиненными, разговаривает с коллегами, читает газеты и т.д.. Из этих источников он получает информацию, но ее недостаточно для принятия решения. Поэтому необходимо применение формальных методов сбора и обработки информации.
Объем информации зависит от размера организации. Для того, чтобы справиться с потоком информации создаются информационно-управляющие системы — ИУС.
ИУС — это формальная система для выдачи администрации информации, необходимой для принятия решения.
Основной целью ИУС является облегчение эффективного выполнения функций планирования, контроля и производственной деятельности. Самой важной задачей ИУС является выдача нужной информации нужным людям, в нужное время.
Различают следующие виды управленческой деятельности, в зависимости от информационных потребностей управляющих:
· стратегическое планирование — процесс принятия решений относительно целей организации ,изменения этих целей, использования ресурсов для достижения;
· управленческий контроль — процесс, посредством которого управляющие обеспечивают получение ресурсов и их эффективное использование для достижения общих целей организации;
· оперативный контроль — процесс обеспечения эффективного и квалифицированного выполнения конкретных задач.
Эти виды деятельности соответствуют обязанностям управляющих высшего, среднего и низового звена.
Процесс проектирования ИУС» состоит из пяти этапов:
1. анализ системы принятия решений. Процесс начинается с определения всех типов решений, для принятия которых требуется информация;
2. анализ информационных требований. Определяется какой тип информации требуется для принятия каждого решения;
3. агрегирование решений. ИУС должна быть скоординирована и интегрирована с организационной структурой;
4. проектирование процесса обработки информации. На этом этапе разрабатывается система для сбора, хранения, передачи и модификации информации;
5. проектирование и контроль за системой контроля .Это создание системы, служащей для оценки выдаваемой ИУС информации и позволяющей распознать и исправить замеченные ошибки.
Повышение эффективности ИУС:
· участие пользователей в проектировании системы;
· выгоды от использования ИУС должны быть выше затрат на ее создание;
· отбор нужной информации;
· модернизация системы и данных;
· необходимый штат технических работников для ее обслуживания.
Источник