Контроль государства над инвестициями

Контроль за осуществлением иностранных инвестиций. Итоги года

  • Ирина Акимова — партнер, руководитель антимонопольной практики, Адвокатское Бюро «BGP Litigation»
  • Андрей Неминущий — советник, юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP
  • Ксения Симакова — юрист, Адвокатское Бюро «BGP Litigation»

На наш взгляд, 2019 год во многом является годом, который положил начало размышлениям о дальнейшем развитии законодательства о контроле за осуществлением иностранных инвестиций и включил в себя большое число инициатив, направленных как на изменение законодательства, так и на разъяснение отдельных вопросов его применения. Иными словами, 2019 год предваряет ряд изменений, которые окажут заметное влияние на правоприменение.

Кроме того, этот год выявил ряд вопросов, ранее не выходивших на первый план или возникших в связи с постепенным формированием практики применения отдельных положений действующего законодательства.

Одной из важных тем в уходящем году стал вопрос разграничения понятий «установление контроля» и «приобретение прав блокирования» в отношении деятельности стратегических обществ.

В условиях все более усложняющихся конструкций сделок, дать однозначный ответ на вопрос, какая из сторон контролирует или решающим образом влияет на хозяйственную деятельность общества, а какая такого влияния не оказывает, бывает достаточно трудно. При этом регулятор, неоднократно заявляя о том, что права «блокирования» могут приводить к приобретению «контроля» и о необходимости проведения детального анализа в таких ситуациях, никак не конкретизировал соответствующие случаи. Указанный подход привел к возникновению вопросов и обоснованных опасений со стороны иностранных инвесторов. Особенно остро данный вопрос затронул инвестиционные фонды, которые зачастую рассчитывают на получение значительного объема прав блокирования в целях защиты своих инвестиций.

Справедливости ради, следует отметить, что аналогичная проблема существует и в рамках осуществления контроля за экономической концентрацией. Однако особый оттенок она приобретает именно в свете контроля за осуществлением иностранных инвестиций, поскольку Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» прямо разграничивает данные понятия исходя из субъектного состава. При этом наличие риска ничтожности сделки в случае ее совершения без соблюдения требований указанного закона придает данному вопросу еще большую актуальность.

В то же время, учитывая текущую работу по подготовке разъяснений, проводимую ФАС России и Ассоциацией антимонопольных экспертов, возможно, мы получим более подробную позицию регулятора, которая внесет ясность в соотношение понятий «установление контроля» и «приобретение прав блокирования».

Еще одной актуальной темой, которая касается контроля за осуществлением иностранных инвестиций в целом, является вопрос сроков согласования сделок в отношении стратегических обществ. На практике мы видим, что заседания Правительственной комиссии проходят нерегулярно, а количество сделок не позволяет в полной мере обеспечить выполнение сроков рассмотрения, установленных законом. В результате ряд сделок находится на согласовании Правительственной комиссии более года и зачастую у инвесторов нет четкого понимания, когда они смогут завершить предполагаемую сделку. Отсутствие прогнозируемых сроков рассмотрения сделок, а также закрытость процедуры согласования являются одними из основных проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы.

При этом существующее с 2016 года заочное голосование при принятии решения Правительственной комиссией так и не стало рабочим инструментом, способным ускорить процесс согласования сделок, которые априори не влекут угрозы для обеспечения обороны страны и безопасности государства или по которым существует согласованная позиция заинтересованных государственных органов. Достаточно сложно судить о причинах, по которым данная процедура не применяется, однако представляется, что в силу самого факта неприменения ее целесообразно либо реформировать, либо найти ей действенную альтернативу.

Читайте также:  Уроки трейдинга криптовалют для начинающих

В этой связи нельзя не отметить, что неопределенность сроков согласования сделок отразилась и на существующем в рамках Закона № 160-ФЗ механизме согласования «любых» сделок, применение которого в течение последних двух лет позволило сформировать целый ряд вопросов, на которые пока нет однозначного ответа.

Как следует из Закона № 160-ФЗ, согласование «любых» сделок может потребоваться для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако до сих пор мы не можем с точностью говорить о том, что включают в себя данные понятия. Указанный закон не приводит каких-либо критериев или примеров, которые бы позволили инвесторам оценивать вероятность необходимости согласования той или иной сделки.

При этом решение заинтересованных государственных органов о необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о сделке или об отсутствии такой необходимости также должно основываться на том, повлияет ли предполагаемая сделка на оборону страны и безопасность государства. Однако большинство из таких органов не наделены полномочиями по оценке данного влияния. Таким образом, критерии, на которых строится позиция данных ведомств, не прозрачны, и могут, на наш взгляд, иметь ситуативный характер.

При этом сроки принятия решений о необходимости согласования сделки либо об отсутствии таковой Председателем Правительственной комиссии нормативно не закреплены. Таким образом, сделка, которая приостанавливается на время принятия такого решения, может находиться в данном состоянии неопределенное время. Отсутствие в данном вопросе правовой определенности может повлиять на заинтересованность иностранных инвесторов в осуществлении деятельности на территории Российской Федерации.

На наш взгляд, для создания более четких и понятных иностранным инвесторам методов регулирования, необходимо, как минимум, установить сроки, в которые иностранный инвестор может ожидать решения Председателя Правительственной комиссии, а также критерии принятия решений заинтересованными государственными органами.

В заключение хотелось бы отметить, что обозначенные вопросы, в совокупности с общим консервативным подходом к осуществлению контроля за осуществлением иностранных инвестиций, на наш взгляд, в целом не способствуют улучшению инвестиционного климата. Как показала сделка между Fortum и Uniper, придание существующему режиму большей гибкости, которая бы позволила осуществлять согласование сделок, не несущих рисков, связанных с обороной страны и безопасностью государства и предполагающих значительные инвестиции в российскую экономику, является одним из актуальных направлений развития законодательства.

Источник

Государственное регулирование инвестиций и его особенности

Государственное регулирование инвестиций играет важную роль при развитии рыночной экономики, поскольку инвестдеятельность не может носить саморегулирующий характер. В противном случае при хаотичном развитии инвестиционные процессы не позволят государству достигать не только стратегических, но и тактических задач в рамках решения социальных и экономических вопросов.

Под госрегулированием инвестиций понимается совокупность законодательных, исполнительных и контролирующих мер, которые выполняются уполномоченными на то госучреждениями с целью создания стимулов для инвестиционной активности, что станет залогом последующего экономического роста.

При рыночном механизме предполагается свобода выбора и действий, которые определяются целями хозяйствующего субъекта. Регулирование на законодательном уровне инвестпроцесса ставит целью сохранить принципы и механизмы хозяйствования, не заменяя их при этом директивным управлением. Вместо этого ставится цель организации благоприятных условий для активизации инвестдеятельности хозсубъектов на основании рыночного механизма.

Читайте также:  Как открыть порт 8444 chia asus

Инвестиционная деятельность базируется на принципах невмешательства госорганов РФ, субъектов РФ и органов муниципальных образований в инвестдеятельность, если она выполняется на законных основаниях. Также соблюдаются интересы и права организаций, граждан, государства, общества и муниципальных образований при выполнении инвестиционной деятельности.

Госрегулирование инвестдеятельности: формы и методы

Госрегулирование инвестдеятельности – это формы и способы экономического и административного характера, которые определяются в законодательстве и используются управляющими органами всех уровней с целью осуществления инвестполитики. Она направлена на достижение государственных задач в сферах увеличения эффективности инвестиций, социально-экономического развития государства и его регионов, а также обеспечения безопасности для инвестирования в разные объекты.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации подлежит регулированию со стороны общего законодательства, а также системы специальных нормативных актов. При этом Конституция страны, Налоговый и Гражданский кодексы, а также законы о собственности, акционерных обществах, внешнеэкономической деятельности, приватизации, валютном регулировании и подобные имеют принципиальное значение.

На территории Российской Федерации действуют специальные постановления и законы, а также нормативные акты, призванные регулировать сам инвестиционный процесс. К таким документам относится Закон «Об инвестдеятельности, выполняемой в форме капвложений», который был принят 25 февраля 1999 года. В соответствии с ним устанавливаются экономические, правовые и социальные условия инвестдеятельности, ее субъекты и объекты, защищаются интересы и права субъектов инвестдеятельности не зависимо от формы собственности.

Кабинет министров Российской Федерации принял ряд постановлений, направленных на увеличение роли государственной структурной и инвестиционной политики, создание условий для повышения мотивации частных инвестиций, а также стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в производственную отрасль.

Госрегулирование инвестиций осуществляется:

— прямым управлением госинвестициями;

— в соответствии с реализацией госинвестпрограмм;

— приватизацией объектов госсобственности, антимонопольными мерами;

— контролем над соблюдением установленных в РФ стандартов и норм;

— внедрением налоговой системы с разграничением льгот и налоговых ставок;

— проведением кредитной и финансовой политики, а также амортизационной политики и политики ценообразования;

— финансовая помощь, которая предоставляется в виде субсидий, дотаций, ссуд, направленных на развитие как производственных отраслей, так и отдельных компаний;

Государство пользуется экономическими и административными способами влияния на инвестдеятельность на его территории.

Под экономическими методами понимаются те методы, которые позволяют влиять на субъекты инвестиционной деятельности создания стимулов для принятия инвестрешений в интересах не только субъектов, но и всего общества.

Административные методы регулирования являются прямыми, они предполагают непосредственное влияние на субъекты инвестдеятельности, при этом у государства есть право и возможность принуждать различных субъектов экономики посредством запретов, регламентов, разрешений и ограничений. Инструментами такого влияния являются нормативные и исполнительные акты.

Экономические способы предполагают, что государство будет влиять на субъекты инвестдеятельности, стимулируя принятия инвестрешений в интересах всего общества, а также непосредственно самих субъектов. К этой группе относится предоставление налоговых скидок и льгот, установление ставки рефинансирования, дифференциация платежей, тарифов и налоговых ставок.

Как правило, государство используется одновременно экономические и административные методы с целью достижения поставленных в инвестировании задач. Осуществление кредитной, финансовой, налоговой, ценовой, амортизационной, инвестиционной и валютной политики во многом определяет активность инвестиционной деятельности.

Читайте также:  Инвестиции учебник под ред ковалева

Для осуществления государственного регулирования инвестиций задействуют российские органы госвласти, а также органы госвласти субъектов Российской Федерации. Закон «Об инвестиционной деятельности» предполагает использование таких форм госрегулирования:

  1. Создание подходящих условий для развития инвестиционной деятельности. Для этого используется:

— амортизация и амортизационные отчисления;

— модернизируется налоговая система, улучшаются механизмы начисления налогов;

— защищаются интересы инвесторов;

— устанавливаются специальные налоговые режимы, которые не носят индивидуальный характер;

— принимаются антимонопольные меры;

— развивается финансовый лизинг;

— предоставляются льготы на использование земли и иных природных ресурсов, которые не противоречат российскому законодательству;

— организация переоценок основных фондов, которые будут действовать в соответствии с инфляционным ростом;

— расширение возможностей пользования залогов при взятии кредитов;

— расширение пользования средств физических лиц и средств из различных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;

— создание возможностей по формированию инвестфондов непосредственно участниками инвестиционной деятельности.

Помимо этого государство может само принимать непосредственное участие в инвестдеятельности.

Функции госрегулирования инвестпроцессов

При регулировании инвестиций государство выполняет следующие функции:

Мобилизующая функция предполагает поиск источников инвестиционных ресурсов, методов их привлечения с целью решения поставленных задач. Ее реализация предполагает осуществление регулирования перемещением инвестресурсов, а также их распределение и перераспределение между подразделениями народного хозяйства. У данной функции имеются и иные инструменты, среди которых налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в сфере амортизационных отчислений и регулирование внебюджетных фондов.

Контролирующая функция подразумевает контроль государственных органов за соблюдением хозяйствующими субъектами правовых и экономических норм, которые устанавливает государство. Госконтроль ведется посредством специальных органов управления и контрольных органов разного уровня.

Стимулирующая функция предназначена для ускорения достижения основных целей инвестиционной политики. Данная функция реализуется посредством предоставления финансовых и налоговых льгот, среди которых дотации и субсидии, а также дисконтную и кредитную политику, формирование оффшорных зон и иные инструменты.

Установочная функция кроется в постановке стратегических приоритетов и целей, а также основных целей инвестполитики на будущий период. Чтобы создать четкую структуру приоритетов и целей, необходимо определить самые острые политические и социально-экономические трудности, а также разработать эффективные мероприятия по их преодолению.

Современная инвестиционная политика страны состоит из двух различных форм – стратегии и тактики. Стратегия предполагает длительную постановку целей и курс державы, который направлен на решение крупнейших хозяйственных задач. Элементами стратегии являются:

— постановка долговременных задач, определение приоритетов и принципов госрегулирования инвестиций;

— выявление главных резервов и источников для финансирования долговременных инвестиций;

— выбор направлений и методов применения вложений, направленные на достижение поставленных целей.

Под тактикой понимают различные инструменты, методы и формы управления, которые помогают достигать стратегических целей. Главными отличиями тактики от стратегии являются:

— ориентация на поиск специфических и самых эффективных решений для каждой стратегической цели;

— предполагает решение оперативных задач в краткосрочной перспективе;

— применяются оперативные инструменты.

Как видно, государственное регулирование инвестиций играет важную роль в развитии народного хозяйства. Грамотное его ведение позволит создать важные стимулы для развития национального хозяйства. Именно поэтому в Российской Федерации ему уделяется такое повышенное внимание.

Источник

Оцените статью