- Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
Информация об изменениях:
Статья 3 изменена с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации:
Информация об изменениях:
Пункт 1 изменен с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
1) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
2) по ходатайству Президента Российской Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
Информация об изменениях:
Пункт 3.1 изменен с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
3.1) по запросам судов проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле;
Информация об изменениях:
Пункт 3.2 изменен с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
3.2) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации в межгосударственном органе, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Часть первая статьи 3 дополнена пунктом 3.3 с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
3.3) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
4) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
5) по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
Информация об изменениях:
Пункт 5.1 изменен с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
5.1) по запросам Президента Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Часть первая статьи 3 дополнена пунктом 5.2 с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
5.2) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также законов, принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
6) утратил силу с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Пункт 7 изменен с 9 ноября 2020 г. — Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального конституционного закона
Источник
Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Впервые в России он был избран 30 октября 1991 г . на Съезде народных депутатов РФ.
В соответствии с прежней Конституцией России ( 1978 г . с последующими изменениями), а также Законом о Конституционном Суде РФ ( 1991 г .) в нем было 15 судей. Съезд народных депутатов избрал 13 судей Конституционного Суда РФ. В таком составе тот осуществлял свои функции до Указа Президента РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 7 октября 1993 г ., в котором констатировалась невозможность деятельности этого учреждения в неполном составе и недопустимость созыва его заседаний до принятия новой Конституции РФ. Действующий Конституционный Суд РФ сформирован и осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ 1993 г . и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г .*
* СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
Конституция РФ по-новому определяет состав и полномочия Конституционного Суда РФ, процедуру его образования. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности — 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях (участвуют все судьи) и заседаниях палат Конституционного Суда РФ (включающих в себя соответственно десять и девять судей). Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он рассматривает вопросы, перечень которых дан в ст. 21 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Так, исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ, принимает послание Конституционного Суда РФ, а также решает некоторые другие вопросы.
Дела, которые не подлежат рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях, разрешаются Конституционным Судом РФ в заседаниях палат. Это дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ и других.
В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ, которые могут быть переизбраны на новый срок.
Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке.
Дела разрешаются Конституционным Судом РФ по запросам:
одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
Верховного Суда РФ;
Высшего Арбитражного Суда РФ;
органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ:
1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения федеральных органов власти и по вопросам совместного ведения федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Федерации.
3. Проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по запросам судов.
4. Рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
5. Дает заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
6. Дает толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению, если Конституционный Суд РФ признает их не соответствующими Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ, согласно ст. 100 Конституции, направляет в парламент России послания, которые заслушиваются на совместном заседании палат парламента: Совета Федерации и Государственной Думы. По вопросам своего ведения он обладает правом законодательной инициативы.
Кроме Конституционного Суда РФ образуются также конституционные суды, действующие в республиках, входящих в состав Российской Федерации.
Источник