Консолидация государственного долга это изменение доходности займов это

Комментарий к СТ 101 БК РФ

Статья 101 БК РФ. Управление государственным и муниципальным долгом

Комментарий к статье 101 БК РФ:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны использовать все полномочия по формированию доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обязательств и обслуживания государственного и муниципального долга Российской Федерации. В связи с этим важным является вопрос о деятельности названных органов по управлению государственным и муниципальным долгом.

В статье не дается соответствующего определения, но в теории финансового права под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом в основном понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств Российской Федерации. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ, в субъекте Российской Федерации — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, управление муниципальным долгом — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию, то есть к погашению старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 1950-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга.

До введения в действие Бюджетного кодекса РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование.

Конверсия — изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией государственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, то есть объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.

В настоящее время законодательством предусмотрена реструктуризация долга (ст. 105).

Источник

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом — совокупность тактических и стратегических мер по обслуживанию государственного долга и осуществлению новых заимствований, регулированию объема и структуры долга, регулированию рынка государственных заимствований и контролю за их целевым и эффективным использованием.

Государственный долг может быть финансовым инструментом и объектом управления одновременно. В качестве финансового инструмента государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, на уровень сбережений и многие другие экономические процессы.

Система управления государственным долгом в общем виде представлена на рис. 1.

Рис. 1. Система управления государственным долгом

Методы управления

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация — объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.

Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Принятие перечисленных возможных решений государства нарушает главный принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. Поэтому их использование требует глубокой предварительной проработки, анализа всех возможных экономических и политических последствий.

Приемы и методы управления государственным долгом

Существует множество методов решения проблемы государственного долга. По срочности и по характеру решаемых задач выделяют бюджетно-экспортные и финансово-технические методы. По условиям и механизму реализации можно выделить также рыночные и нерыночные методы.

Бюджетно-экспортные методы — долгосрочные и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.

Финансово-технические методы — краткосрочные и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.

Выделяют следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, унификацию, рефинансирование, реструктуризацию, отсрочку погашения, аннулирование займов и др.

Конверсия, консолидация и унификация

К нерыночным методам управления государственным долгом можно отнести такие, как конверсия, консолидация и унификация. Эти методы предполагают изменение условий находящихся в обращении займов в одностороннем порядке, часто без согласования с держателями ценных бумаг. Такие меры нарушают права инвесторов и в этой связи их использование возможно лишь при плановой экономике и недопустимо в рыночных условиях.

Так, в советский период увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсии и консолидации. В централизованной плановой экономике эти мероприятия проводились в принудительном порядке. Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-го выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств — с 5 до 10%.

Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное со сроками их обращения. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Конверсия и консолидация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом займе. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доходность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении.

Читайте также:  Как проверить очередь транзакции биткоин

В современных условиях трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые приемы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника. Среди них: погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и др.

Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками. Таким образом был погашен долг Словакии (1,8 млрд долл. США), Венгрии (480 млн долл.), Республике Корея (170 млн долл.), Болгарии (100 млн долл.) и Польше (20 млн долл.) 130J-

Через механизм Парижского клуба Россия пошла на списание так называемых безнадежных долгов беднейших стран на сумму около 800 млн руб. Большинство этих кредитов было выдано в советское время, и по ним деньги не возвращались. Путем списания части задолженности России удается документально подтвердить наличие долга и оформить межправительственными соглашениями порядок его погашения и обслуживания. Таким образом, Россия, во-первых, помогла беднейшим странам, а во-вторых, кто раньше не платил, теперь начинают это делать.

В настоящее время, согласно статье 98 Б К РФ, изменение условий выпущенных в обращение государственных займов — сроков выплаты и размера процентных платежей, сроков обращения — не допускается.

Реструктуризация

В рыночной экономике осуществляется реструктуризация долга на основе использования механизмов финансового рынка. Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований в последние годы вынуждали государство постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований.

Основные схемы реструктуризации включают: списание долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.

В сфере внешних заимствований реструктуризация долга проводится и на договорной основе. Тогда под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Рефинансирование

Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем выпуска новых займов.

Ставка рефинансирования — это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга.

Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов. При невозможности рефинансирования долга на его обслуживание и погашение направляются текущие доходные поступления бюджета.

Аннулирование

Кроме названных приемов управления государственным долгом возможны отсрочка погашения займов и аннулирование государственного долга. Отсрочка погашения ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Страны с рыночной экономикой в обычных условиях не используют названные приемы управления государственной задолженностью, поскольку их применение ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов. В истории государственного долга их осуществление наблюдалось только в условиях войны, послевоенной разрухи или тяжелых бюджетно-финансовых кризисов.

Источник

Дифференциация государственных займов. Политика управления государственным и муниципальным долгом. Конверсия, консолидация, унификация, реструктуризация государственного долга.

Государственные и муниципальные займы — денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров. Их можно дифференцировать по ряду критериев.

1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.

2) В зависимости от субъектов заемных отношений: федеральные, региональные и местные.

3) В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные — свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.; нерыночные — не подлежат обращению ан фондовом рынке, выпускаются для привлечения определенных инвесторов, интересам которых и отвечают.

4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные — обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации); беззакладные — ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).

5) В зависимости от срока привлечения средств: кратко-, средне- и долгосрочные.

6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.

7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге: проценты (плавающие либо фиксированные); купонный доход (постоянный или переменный); доход в виде дисконта от номинальой стоимости; доход в виде выигрыша в лотерею и др.

8) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске: с правом досрочного погашения; без права досрочного погашения;

Предельный объем государственных внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно проводит реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит исполнительному органу власти. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или ОМС. Договор государственного или муниципального займа заключается путем приобретения инвестором выпущенных государственных либо муниципальных облигаций или других ценных бумаг, удовлетворяющих право инвестора на получение от заемщика, предоставленных ему взаймы денежных средств или другого имущества, установленных процентов в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Государственные внутренние и внешние займы осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

Читайте также:  Как оплатить биткоинами если их нет

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, исполнительными органами власти субъектов РФ, ОМС в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга.

В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются:

— сведения об эмитенте ценных бумаг;

объем и условия эмиссии;

способ исполнения обязательств по ценным бумагам.

В РФ существует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ и МО регистрируют свои заимствования в Минфине РФ. Минфин РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу РФ, субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в течение 3 дней с момента возникновения соответствующего обязательства. Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, предается органу ведущему Государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ.

2. Государственный или муниципальный долг — обязательства, возникающие из займов принятых на себя РФ, субъектами РФ и органами местной власти, гарантии по обязательствам 3-х лиц, другие обязательства.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства РФ пред физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Он обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Государственный долг может быть разделен на: внутренний — выражается в национальной валюте; внешний — выражается в иностранной валюте; капитальный — исчисленный от начала заимствований до последней отчетной даты; текущий — ежегодные расходы на выплату процентов и погашение займов текущего года.

В состав государственного долга входят долговые обязательства в следующих формах:

— кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями и иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

— государственных ценных бумаг;

— переоформленных долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых федеральных законов;

— договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

— соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства РФ подразделяются ан краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от5 до 30 лет). Они погашаются в сроки, определенные условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Формирование политики государственного кредита рассматривается как управлением им. Управление системой государственного кредита — финансовая политика органов власти и управления, обслуживающая их деятельность в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Она включает в себя определение бюджетного дефицита, объемов займов для его финансирования, определение направлений воздействия на денежное обращение, производство и занятость при осуществлении общегосударственных программ. Оценка государственной задолженности относится к критериям экономической безопасности РФ и не должна превышать 60% ВВП, т.к. в противном случае увеличится доля налоговых поступлений, обслуживающих бюджетный дефицит.

Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выпуску и размещению долговых обязательств, выплате процентов по ним, по погашению займов и определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг. Задачами управления долгом являются:

— минимизация стоимости долга для заемщика;

— регулирование насыщенности фондового рынка различными типами государственных ценных бумаг;

— эффективное использование мобилизованных средств и оценка эффективности функционирования государственного кредита.

Эффективность системы может быть рассмотрена как соотношение поступлений по линии государственного кредита к расходам по содержанию системы государственных займов.

В качестве методов управления можно назвать следующие:

— конверсия изменение (увеличение или снижение доходности займов);

— консолидация- увеличение срока обращения займов;

— унификация- уменьшение видов обращающихся ценных бумаг;

— аннулирование- отказ от некоторых безнадежных займов;

— реструктуризация долга — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Чаще, на практике, реализуется как продление сроков погашения долга и выплаты по нему процентов. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

Оперативным управлением государственным кредитом занимается Министерство Финансов РФ и ЦБ РФ.

На 1.04.02г. государственный внешний долг РФ составил 128,3 млрд. долларов(36,9% от ВВП). В 2003г. на обслуживание долга запланировано использовать 17,2млрд. долларов. Проблемами учета и обслуживания долга являются законодательно не закрепленные цели государственных займов и отсутствие единой методологии учета долга. Внутренний долг на ту же дату оценивается примерно в 600 млрд. рублей.

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности РФ, субъ­ектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Для проведения эффективной финансовой политики в об­ласти государственного и муниципального заимствований осо­бое значение имеет процесс управления государственным и му­ниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государствен­ным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

РФ не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образова­ний, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

При возникновении финансового кризиса появляется необ­ходимость реструктуризации долга.

Реструктуризация — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием дру­гих долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обяза­тельств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с час­тичным списанием или сокращением суммы основного долга.

29. Финансы социального обеспечения и социальной помощи. Направления и принципы социальной политики РФ. Финансирование социально — значимых услуг населению. Виды социальных услуг населению. Финансы организаций оказывающих социальные и материальные услуги населению (сфера образования, здравоохранения, культуры и другое): источники доходов и направления расходования средств.

Социальная политика — политика государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

Функциональные направления социальной политики:

— социальное вспомоществование (благотворительность).

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.

Читайте также:  Звонит сбербанк предлагает инвестиции

Формирование социальной политики должно базироваться на следующих основных принципах.

1. Принцип стратегической целенаправленности. Социальная политика государства должна иметь долгосрочный стратегический характер; предусматривать последовательность, целенаправленность и недопущение существенных социальных конфликтов.

2. Принцип системности. Решения, принимаемые в отношении функционирования и развития социума, должны представлять полную и непротиворечивую систему, соответствовать целям социальной политики. Государственная социальная политика должна быть увязана с экономической, финансовой, научно-технической и другими видами государственной политики. Социальные реформы должны быть органической частью системной социальной политики.

3. Принцип социальной справедливости. Следует стремиться к реализации принципа социальной справедливости, в том числе в трудовой сфере — более высокой оплаты за более сложный, требующий большей подготовки и сопряженный с большей ответственностью труд.

4. Принцип сочетания социальной свободы, ответственности и гарантий. Следует обеспечить оптимальное (для данного периода в развитии страны) сочетание личной социальной свободы, личной социальной ответственности каждого гражданина и государственных социальных гарантий при безусловном обеспечении их минимальных уровней, определяемых принятыми социальными стандартами. Минимальный уровень гарантий должен обеспечивать гражданину доход, превышающий прожиточный уровень для данной местности и данной категории

5. Принцип демократичности. Каждый дееспособный гражданин должен иметь возможность участвовать в формировании государственной социальной политики и контроле за ее выполнением.

6. Принцип адаптации к местным условиям. Социальная поддержка должна осуществляться с учетом местных условий, оказывающих влияние на уровень качества жизни населения.

7. Принцип гуманитарности. Конституционные права человека имеют наивысший приоритет, в том числе — по сравнению с правами собственности

Социальные расходы покрываются как за счет общих, так и за счет целевых налогов в бюджеты. Доминирующее направление финансирования — прямое бюджетное финансирование, основанное на подушевых нормативах. Оно предоставляет самостоятельность учреждениям и организациям социальной сферы. Для повышения обоснованности нормативного финансирования важное значение имеет разработка минимальных стандартов.

Социальная политика — политика государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Она реализует конституционные права граждан. Инструментами реализации служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты и др.

Экономическая политика ориентируется на экономический рост и преумножение материального богатства, что расширяет свободу выбора в сфере распределения и открывает широкие возможности для реализации социальной политики. Социальная политика представляет собой основу программ развития партий и общественных групп, их мировоззренческих установок, объект политических разногласий. Существует 2 способа оптимизации социальных и экономических сторон развития общества: радикальный (централизованная модель социальной политики); эволюционный (западная модель социального государства). По обеим моделям государство отвечает за уровень жизни всего населения, происходит рост социальных расходов. Функциональные направления социальной политики:

— социальное вспомоществование (благотворительность).

Этапы формирования системы социальной защиты населения:

1. Выделение из всего населения целевых групп, нуждающихся в социальной защите. Применяются механизмы контроля и критерии определения семейных доходов;

2. Привязка помощи к конкретным регионам страны или социальным группам населения;

Оценка уровня жизни для правильного определения целевых групп — минимальная потребительская корзина;

4. Выбор способов предоставления пособий, дотаций, льгот в денежной или натуральной формах.

На современном этапе делается ставка на усиление роли системы трудовой и предпринимательской мотивации, на индивидуальный принцип зарабатывания эффективным трудом своего материального благополучия, на преодоление уравнительных иждивенческих тенденций.

Можно назвать следующие направления реформирования социальной сферы РФ:

1) Для обеспечения обоснованности и стабильности финансирования социальной сферы необходимо:

— уточнить состав и структуру прожиточного минимума в целом и по регионам, приближение МРОТ, пенсии и др. социальных пособий к реальной величине прожиточного минимума.

— уточнить перечень социальных расходных статей бюджета.

2) Создание социально-ориентированного механизма бюджетного федерализма:

— четкое разграничение полномочий и предметов ведения в соц. сфере, утверждение общефедеральных социальных гарантий, региональных, повышающих уровень обеспечения, обоснование нормативов трансфертов регионам на выплату пособий по малообеспеченности, пособий по безработице на уровне регионального прожиточного минимума.

3) Долговременная цель регулировать уровень и качество жизни граждан по критериям пост индустриального общества:

— стимулирование капиталовложений в социальную сферу, контроль за состоянием научно- технического и образовательного потенциала;

— совмещение социальной защиты с ростом экономической эффективности производства на базе социального партнерства;

— сочетание адаптационного (для трудоспособных и работающих)- активная политика содействия занятости, регулирование заработной платы, оптимизация налогообложения и социального страхования — и защитного (для нетрудоспособных и социально слабых) методов решения социальных задач.

4) В политике доходов повышение цены труда и реальной заработной платы. Сейчас она занижена по сравнению с фактической производительностью труда.

5) Снижение уровня бедности. Ее причины: низкая цена рабочей силы, безработица, большое количество иждивенцев, беженцы и др. Методы борьбы с бедностью: индексация минимальной оплаты труда; привлечение к общественным работам; укрепление финансовой базы пенсионного обеспечения; увеличение совокупного дохода семьи; сохранение пособий на детей и др. Сейчас адресная социальная помощь.

Ключевое значение для социальной сферы имеет государственное финансирование, его расширение связывается с мерами:

— установление целевой фиксированной доли государственных расходов на развитие социальной сферы;

— обеспечение перехода образования и здравоохранения на нормативное финансирование;

— создание многоканального механизма финансирования;

— перемещение социальных функций и их финансирования в регионы, финансовая поддержка регионов, исходя из их типологизации по состоянию социальной инфраструктуры;

— контроль за целевым расходованием средств из внебюджетных фондов;

-введение макс. налоговых и кредитных льгот для соц. инвестиций и отраслей, обеспечивающих мобилизацию внебюджетных средств для этих целей.

Повышению эффективности бюджетного финансирования способствует использование модели персонифицированного финансирования социальных потребностей населения (МПФ). Существует 2 варианта МПФ:

Универсальный принцип предоставления услуг всем членам общества или определенной категории без проверки нуждаемости. Механизм предоставления — социальный сертификат, страховой полис, личный образовательный кредит и т.д. Это позволяет развить конкуренцию, адресное финансирование потребителей и снизить чрезмерную бюрократизацию соц. инфраструктуры.

Принцип адресности предоставления услуг с дифференциацией населения по уровню нуждаемости. Вводится единое пособие по нуждаемости, при установленных критериях и структуры выплат. Эта модель исключает возможность получения бесплатно или на льготных условиях социальных услуг высоко и среднеоплачиваемыми слоями населения. Они должны приобретать их за счет семейного бюджета.

Сегодня перспективное направление бюджетного финансирования — финансирование через госзаказы, контракты, государственные программы, фонды, гранты, которые размещаются на конкурсной основе между государственными и негосударственными некоммерческими организациями. Этот способ используется как дополнительный наряду с прямым бюджетным.

Источник

Оцените статью