Конкуренция россии за иностранные инвестиции

Конкуренция россии за иностранные инвестиции

Актуальность исследования. Повышение национальной конкурентоспособности является важной и актуальной задачей, стоящей перед российской экономикой. Опыт зарубежных государств доказывает, что модернизация экономической системы, ускорение темпов экономического роста и, как следствие, повышение международной конкурентоспособности страны возможны, в частности, на основе привлечения иностранных инвестиций.

Целью данного исследования является анализ прямых иностранных инвестиций как главного фактора конкурентоспособности России.

В рамках проведенного исследования были использованы метод системного анализа, математические и статистические методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.

Прямые иностранные инвестиции как фактор конкурентоспособности России

В настоящее время одним из доминирующих явлений в мире является процесс глобализации, затронувший в значительной степени сферу экономики. Одновременное развитие глобализации и региональной экономической интеграции привели к созданию фактически единого рынка товаров и услуг и способствовали резкому увеличению мобильности капитала. В современных условиях формирование и сохранение конкурентоспособности становится требованием, предъявляемым глобализацией к национальной экономике любого государства.

Сущность конкурентоспособности страны заключается в способности поддерживать и наращивать эффективность экономики в целях повышения благосостояния и качества жизни населения [1, c. 11].

В современных условиях глобализации практически ни одна страна не в состоянии добиться устойчивого экономического роста, технологического прогресса, улучшения социальных стандартов, опираясь исключительно на собственные силы, без активного привлечения в экономику иностранного капитала, прежде всего, в предпринимательской форме, в виде прямых иностранных инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из главных факторов, определяющих конкурентные позиции страны на мировом рынке, благодаря привнесению новых преимуществ и более эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Привлечение ПИИ в российскую экономику имеет стратегическое значение, преследует долговременные цели создания в России социально – ориентированной экономики с высоким уровнем жизни населения, основанной на рыночных механизмах, а также среднесрочные цели поддержания устойчивого экономического роста.

По экономическому содержанию ПИИ представляют собой долгосрочные вложения капитала, который менее подвержен влиянию изменений политической и социально – экономической ситуации в стране, воздействию международных финансовых кризисов, чем другие формы иностранных инвестиций.

Иностранные инвесторы, вкладывающие свои капиталы в предприятия реального сектора экономики, самостоятельно или вместе с российскими партнерами – акционерами таких предприятий несут ответственность за прибыльность их использования, которая определяется как конкурентоспособность применяемой ими технологии, так и уровнем производства, включая особенности маркетинговой стратегии и тактики, особенности управления персоналом, финансовыми потоками и другими характеристиками менеджмента. Это обстоятельство отличает привлечение ПИИ от использования зарубежных инвестиционных кредитов, которые перекладывают коммерческий риск кредитуемого проекта на российского заемщика.

ПИИ увеличивают возможности экспорта товаров и услуг, учрежденных ими предприятий, получения этими предприятиями кредитов или гарантий зарубежных банков, возможности обучения персонала на иностранных фирмах, способствуют интеграции экономики России в мировой хозяйство.

Особая привлекательность ПИИ состоит в том, что наряду с финансированием инвестиционных процессов они несут технологические, в том числе инновационные ресурсы для модернизации страны – реципиента. Эта особенность ПИИ чрезвычайно важна для России, где технический уровень производства в большинстве отраслей экономики и конкурентоспособность продукции в настоящее время весьма отстают от зарубежных аналогов [4, с. 39–40].

Таким образом, можно отметить растущее влияние ПИИ на микро- и макроэкономические процессы страны. Вопрос заключается лишь в том, насколько цели прихода иностранных инвесторов на российский рынок соотносятся с задачами правительства по привлечению ПИИ. Так, Россия заинтересована в модернизации основных фондов реального сектора экономики, в насыщении потребительского и производственно-технического рынков высококачествественными товарами, в развитии и структурной перестройки своего экспортного потенциала, в реализации политики импортозамещения, в привнесении в российское общество и в российский бизнес передовых информационных и управленческих технологий. Передача технологий является ключевой задачей привлечения ПИИ для повышения качественного уровня промышленного производства России.

Читайте также:  Индекс доходности рентабельности инвестиций pi это сумма денежных

В то же время существуют три основные цели прямого вложения капитала иностранными инвесторами: доступ к природным ресурсам иностранного государства; завоевание отдельных сегментов рынка принимающей страны; использование страны в качестве производственной базы с последующим экспортом выпускаемой продукции. В связи с этим перед российским государством стоит сложная задача привлечь в страну иностранный капитал, удовлетворяя его запросам и вместе с тем направляя его мерами экономического регулирования на достижение общенациональных целей.

В настоящее время в мировых потоках ПИИ Россия является важным игроком. Так, в соответствии с отчетами, опубликованными ЮНКТАД (конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию) «WorldInvestmentReport»,Россия с 2007 года входит в десятку лидеров стран реципиентов прямых иностранных инвестиций. В 2013 году она заняла третье место по объему поступивших ПИИ после США и Китая (рис. 1). Объем иностранных инвестиций поступивших в Россию в 2013 году составил 79 млрд долларов, что на 41,86 % больше чем в 2007 году [6, с. 4].

Тем не менее, по результатам 2014 года по инвестиционному потенциалу Россия значительно уступает наиболее привлекательным для инвесторов странам мира. Об этом свидетельствуют рейтинги стран, ежегодно составляемые американской консалтинговой компанией А.Т. Kearney по показателям доверия зарубежных инвесторов и привлекательности страны-реципиента иностранного капитала. Индекс доверия в сфере привлечения ПИИ составляется отдельно по каждой стране на основе данных опросов руководителей крупнейших международных компаний. Согласно нему, по степени доверия инвесторов и их готовности осуществлять капиталовложения в 2014 году Россия впервые за девять лет не вошла в 25 самых привлекательных стран, несмотря на то, что в 2013 и 2012 гг. занимала 11 и 12 места соответственно. Согласно А.Т. Kearney низкая степень доверия инвесторов связана в первую очередь с конфликтом на Украине, наложенными санкциями и геополитической напряженностью [7].

Также основными отрицательными факторами, сдерживающими динамику привлечения ПИИ, служат:

– политический риск, характеризующийся недостаточной эффективностью важнейших институтов – государственного аппарата, судебной и правоохранительной системы, обременительным вмешательством государства в экономическую жизнь хозяйствующих субъектов, механизм принятия решений остается непрозрачным для общества, не существует эффективных механизмов гражданского контроля за их деятельностью;

– экономический риск, характеризующийся финансовым и экономическим кризисом, неустойчивостью макроэкономической ситуации, зависимостью национальной экономики от конъюнктуры мирового рынка, высокой долей нерыночного сектора, низким уровнем конкуренции, непрозрачной деятельностью естественных монополий, низким уровнем интеграции российской экономики в мировое хозяйство, невысокой степенью диверсификации экспорта, слабым использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг, прежде всего транспортных, медицинских, образовательных, продукции наукоемких отраслей, ограниченным объемом трансграничного сотрудничества;

– низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;

– недостаточное участие банковской системы в финансировании реального сектора экономики;

– низкий уровень квалификации управленческих кадров, регулирующих вопросы инвестиционной деятельность;

– высокий уровень коррупции и бюрократии;

– сложность открытия и ведения собственного бизнеса.

Так, в 2015 году по условиям ведения бизнеса в международном рейтинге экономик Doing Business, который ежегодно составляется Всемирным банком, Россия заняла 62 место. В 2014 она занимала 92 место, но с учетом скорректированной методологии исследования в 2014 году, занимала бы не 92-е, а 64-е место [8]. Таким образом, в реальности Россия улучшила свои показатели на две позиции. Однако, несмотря на положительную динамику, Россия в 2015 году ухудшила свои показатели по шести параметрам из десяти: присоединение к электрическим сетям, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, разрешение неплатежеспособности (табл. 1).

Читайте также:  Срок окупаемости склада это

Рис. 1. Некоторые ведущие страны-импортеры ПИИ в 2013 году, млрд. долл. Источник: Investing in SDSs: an Action Plan / World Investment Report 2014 // UNCTAD. – New York and Geneva, 2014. – P. 4

Основные показатели России в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса

Источник

Характеристика состояния иностранных инвестиций в РФ на современном этапе

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.10.2019 2019-10-21

Статья просмотрена: 482 раза

Библиографическое описание:

Данилов, С. С. Характеристика состояния иностранных инвестиций в РФ на современном этапе / С. С. Данилов, И. Г. Монин, К. А. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63234/ (дата обращения: 12.06.2021).

Ключевые слова: иностранные инвестиции, эффекты от иностранных инвестиций, прямые иностранные инвестиции, статистика инвестиций, инвестиционный климат.

Важнейшим макроэкономическим показателем экономического развития страны является устойчивый приток прямых иностранных инвестиций в экономику. Данный индикатор характеризует стабильность экономической системы, её способность генерировать добавленную стоимость [2, c. 23]. В таблице представлен структурный анализ притока прямых иностранных инвестиций в Российскую федерацию за период 2016–2018 годов (табл. 1).

Структурный анализ притока иностранных инвестиций вРФ за период 2016–2018гг. [4,5]

Сектор

2016

2017

2018

Приток,

млн. руб.

Доля.%

Приток,

млн. руб.

Доля.%

Приток,

млн. руб.

Доля.%

Сельское, лесное хозяйство, охота и рыболовство

Добыча полезных ископаемых

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха

Торговля оптовая и розничная

Транспортировка и хранение

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

Деятельность в области информации и связи

Деятельность финансовая и страховая

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

Предоставление прочих видов услуг

Не распределено по видам деятельности

Анализ структуры притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию выявил следующие тенденции. Лидирующими секторами являются: добыча полезных ископаемых, розничная торговля, финансовая и страховая деятельность. Объём инвестиций в относительном выражении в 2018 году к уровням 2016 года в секторе добычи полезных ископаемых снизился на 7,1 %, в секторе розничной торговли сократился на 29,7 % и возрос на18,9 % в сфере финансовой и страховой деятельности.

На наш взгляд, целесообразней оценивать роль инвестиций для экономики с точки зрения мирового, национального, регионального и местного уровня страны. На каждом упомянутом уровне осуществляются иностранные инвестиции, принося свои специфические результаты, эффекты, как положительного, так и отрицательного характера.

Международные инвестиционные потоки имеют следующие положительные эффекты для мировой экономики [3, c. 47]:

− Международные инвестиции способствуют перетеканию капиталов между странами в наиболее рентабельные зоны;

− Совместные инвестиционные проекты являются стимулами к развитию международного сотрудничества и снижению геополитического напряжения в мире;

− С помощью международного инвестирования страны могут решить наиболее остро стоящие проблемы перед экономикой;

− Усиление интеграции и глобализационных процессов в мировой экономике;

− Международные инвестиции позволяют обеспечить бесперебойность расчётов между станами за счёт кредитов и отсрочки кредиторской задолженности.

При всех неоспоримых плюсах имеются и существенные недостатки:

− Концентрация мировых капиталов в развитых странах;

− Свободный перелив капиталов стал одним из факторов появления мировых оффшорных зон;

− Все геополитические риски, которые вызывают колебания в объёмах иностранных инвестиций, затрагивают в основном развивающиеся страны, страны с переходной экономикой и наименее развитые страны. Как правило, у них наблюдается значительное снижение инвестиций при небольшой доле в мировых потоках;

− Происходит увеличение разрыва между развитыми и отстающими странами. Первые, владея капиталами, могут создавать добавленную стоимость за счёт трудовых ресурсов отстающих стран, производя дальнейшую репатриацию средств с определёнными прибылями. При всём при этом мировые тенденции таковы, что вложения в уже развитые страны продолжают расти;

Читайте также:  Где посмотреть доходность фондов

Рассмотрим влияние иностранных инвестиций в целом на государство через призму макроэкономических показателей, на которые они могут оказать влияние. С помощью метода абстракции инвестиционный процесс и его последствия можно представить в схематичном виде (рис. 1) [1].

Рис. 1. Положительные эффекты от привлечения иностранных инвестиций страной-реципиентом

Суть обозначенного процесса состоит в том, что экономика принимающей стороны обслуживает иностранный капитал. Это выражается в учреждении организаций или создании проектов, которые направлены на производство продукции, что увеличивает ВВП страны и деловую активность. Как следствие этого механизма происходит создание дополнительных рабочих мест, которые замещаются работниками страны. Деловая активность и уменьшение безработицы приводят к увеличению поступления налогов в бюджет: НДФЛ, Налог на прибыль организаций, НДС и других. При всём при этом привлечение иностранных инвестиций государством связано с решением определённых проблем во внутренней экономике. Поэтому, положительным эффектом стоит выделить и технологии, приходящие в страну-реципиент с иностранным капиталом. Особенностью выделенных положительных эффектов является тот факт, что в основном они образуются в ходе реализации прямых, а также прочих в виде займов иностранных инвестиций. Это утверждение справедливо для регионального и местного уровня. Ещё одним положительным моментом стоит отметить возможность выхода за счёт иностранных инвестиций на новые рынки сбыта продукции [2, c. 57].

В подтверждение вышеобозначенным моментам рассчитаем коэффициент корреляции между динамикой ВВП России и объёмами иностранных инвестиций (табл.3):

Значение показателя корреляции объёма инвестиций и ВВП, равное 0,98 говорит об очень тесной связи между макроэкономическими показателями. Это позволяет подтвердить утверждение о том, что иностранные инвестиции являются катализатором роста национальной экономики.

Коэффициент корреляции объёма инвестиций с показателями занятости и доходов консолидированного бюджета РФ показал незначительную отрицательную взаимосвязь. В данном случае стоит оговориться, что такой показатель обусловлен небольшой долей рабочих мест, созданных именно за счёт иностранных инвестиций, в общей массе. Тоже самое можно заключить и с доходами консолидированного бюджета. Тем не менее, вклад в обеспечение рабочими местами населения и доходов в бюджеты имеется, что и обусловливает стремление государства привлечь иностранные инвестиции.

Однако иностранные инвестиции при всех положительных моментах имеют и отрицательные эффекты для страны-реципиента (рис. 2) [1].

Рис. 2. Отрицательные эффекты от привлечения иностранных инвестиций страной-реципиентом

− Приток иностранных инвестиций вызывает обратный отток капитала через определённое время в виде прибылей и дивидендов. Таким образом это снижает национальный доход страны.

− Существенным недостатком является повышение конкуренции иностранных инвесторов с отечественными, что может вызвать отток местного капитала из страны;

− Возможная деформация структуры национальной экономики, поскольку инвестиции будут приходить только в рентабельные секторы экономики;

− Страна-реципиент может оказаться в ситуации, при которой доля иностранного капитала в экономике станет значительной, что может создать угрозу экономического и политического суверенитета. При этом иностранные инвесторы могут получить доступ к национальным ресурсам страны [3, c. 69].

Таким образом, иностранные инвестиции, как любая экономическая деятельность, представляет собой набор выгод и определённых рисков, соотношение которых формирует определённый эффект. На мировом уровне за счёт иностранных инвестиций происходит развитие сотрудничества и перелив капиталов в наиболее рентабельные сферы, однако увеличивается обогащение развитых стран и обеднение отстающих. В рамках уровня отдельной страны, региона и муниципального образования иностранные инвестиции способны увеличить деловую активность, повысить доходы консолидированного бюджета, улучшить уровень жизни граждан, способствовать развитию инфраструктуры, увеличивать рентабельность отраслей экономики. Среди отрицательных эффектов выделяется репатриация капиталов и прибылей за границу, искажение структуры экономики в пользу лишь наиболее рентабельных отраслей, а также усиление конкуренции иностранных инвесторов с национальными.

Источник

Оцените статью