Конкуренция городов за инвестиции

Города мира: конкуренция за инвестиции

Как отмечают аналитики Cushman&Wakefield, общее количество инвестиций в коммерческую недвижимость мира за последний год увеличилось на 17,2% и достигло 788 млрд долларов США. Лидером по количеству привлеченных инвестиций стал Нью-Йорк, за последние 12 месяцев город привлек 55,4 млрд $, что составляет 7% от общего мирового объема. Второе место заняла британская столица: Лондону удалось привлечь 47,3 млрд $ международных инвестиций. На третьем месте Токио и 35,5 млрд $ инвестиций. Пятерку лидеров замыкают Лос-Анжелес (33,1 млрд $) и Сан-Франциско (23, 8 млрд $).

«Конкуренция и рост рынка выводят на сцену новые города. И хотя основные рынки, такие как Нью-Йорк и Лондон, продолжают интересовать инвесторов, их внимание постепенно переключается на другие рынки. Сейчас это особенно очевидно благодаря повысившейся уверенности инвесторов, большей доступности капитала и недостаточному предложению в ключевых городах. Инвесторы из США стали более толерантными к риску, и к ним постепенно подтягиваются покупатели из Европы и Азии, особенно если им удается найти партнеров на месте. В 2015 год мировая экономика будет расти, хоть и будет уязвимой, однако реальная ситуация будет разительно отличаться от страны к стране», — комментирует Карло Барел ди Сант’Альбано, глобальный СЕО Сushman & Wakefield.
Десятка крупнейших городов, привлекших наибольшее количество инвестиций в коммерческую недвижимости, осталась почти неизменной. Зато Дубай и Дублин показали качественный рост, и попали в топ-50 с 186 и 82 позиции соответственно.

Аналитики отмечают возрастание конкуренции за активы, что в свою очередь приводит к росту цен и падению ставок капитализации на 13 б.п. до 7% в прошлом году. Транснациональные инвестиции выросли на 38,8% по сравнению с прошлым годом, в то время как местные инвесторы вложили в недвижимость своих стран всего на 11,3% больше прошлого года. И хотя Европа продолжает привлекать наибольший объем транснациональных инвестиций, Америка и Азия показывают более сильную динамику — прирост транснациональных инвестиций в эти страны вырос на 46% и 43% соответственно, что подчеркивает возрастающую глобальность рынка коммерческой недвижимости.
Самым привлекательным рынком для иностранных инвесторов остается Лондон – на него приходится 14,1% доли рынка, в то время как на Париж лишь 5, 5%, а на Нью-Йорк – 4,9%.

Наиболее активными признаны инвесторы из Америки, вложившие в другие рынки 75,3 млрд. $, что на 54% больше прошлогоднего показателя. В свою очередь поток инвестиций из Азии возрос на 56%. Выросла и активность европейских инвесторов (26%), которые, однако, предпочитают вкладывать в страны своего региона. Чуть активнее себя вели и инвесторы из Ближнего Востока и Африки, количество их инвестиций выросло на 13% по сравнению с прошлогодними показателями. Аналитики отмечают, что все больше азиатских инвесторов идут в другие регионы мира, отдавая предпочтение городам США и Великобритании, но постепенно расширяя границы поиска.

Американский регион

Активность в Северной Америке выросла на 14,3% за год, в основном за счет международных игроков, которые инвестировали на 47% больше, чем в прошлом году, и их доля выросла с 8,8% to 11,3%. В США объем международных инвестиций вырос на 43% за счет инвесторов из Канады, Китая и Австралии.

Эксперты прогнозируют, что ставки капитализации в Северной Америке продолжат сокращаться, что в совокупности с ростом уверенности инвесторов и доступностью финансирования приводит к возникновению интереса к рынкам второго эшелона.

Что касается стран Латинской Америки, то уровень инвестиций снизился на 1,2% по сравнению с прошлым годом в основном из-за снижения активности местных игроков, которые инвестировали на 19,5% меньше. В свою очередь международные инвестиции выросли на 38,6%, доля международных покупателей составляет 44%.

Азия

Как отмечают аналитики, азиатский рынок представляет наибольший интерес для пенсионных фондов и страховых компаний. Однако их активность сдерживается экономической неопределенностью и ужесточением требований к заемному капиталу на некоторых рынках. За год рынок вырос на 5,5%, при этом местные инвесторы снизили свою активность на 3% в сравнении с прошлогодними показателями. В свою очередь международные инвестиции возросли на 43%, а самыми активными оказались инвесторы из США, Великобритании, Германии, Гонконга, Сингапура и Китая.

Читайте также:  Метод определения индекс доходности инвестиций

EMEA

Годовой объем инвестиций в регионе вырос на 30%. Активность международных инвесторов повысилась на 35%, а местные инвесторы вложили в регион больше на 26%. Как отмечают аналитики, в результате спроса и роста цен, интерес сдвинулся в сторону второго эшелона в Южной Европе и Испании, а также Великобритании и Германии.
Что касается российской столицы, то Москва покинула ТОП-20 крупнейших инвестиционных рынков и разместилась на 29 месте с объемом инвестиций в 6, 284$ за последние 12 месяцев, что на 13% меньше прошлогоднего показателя.

Объем международных инвестиций снизился на 50%. Таким образом, в рейтинге стран по объему международных инвестиций с 15 места Москва опустилась на 48. При этом российская столица вошла в ТОП-20 рынков инвестиций в коммерческую недвижимость (19 место, по объему инвестиций за 3 года). Кроме того, Москва занимает 15 место в рейтинге международных деловых центров.

Источник

Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения

Правительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.

Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.

Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?

Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?

Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?

На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.

В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:

— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),

— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,

— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)

Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.

Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.

В настоящее время региональное инвестирование

вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).

Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.

Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.

Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.

Читайте также:  Кошелек бинанс смарт чайник

В некоторых регионах

ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.

Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.

А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.

По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г. Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная. В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).

Целью государственного регулирования

социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.

Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:

— на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),

— на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).

В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.

Источник

Лидеры и аутсайдеры: какие регионы привлекают инвесторов?

Инвестиционная активность в России в 2016 году снижалась, хотя и значительно более медленными темпами по сравнению с предыдущими двумя годами. По итогам трех кварталов 2016 года объем инвестиций в основной капитал составил 97,7% от уровня аналогичного периода предыдущего года. В 2017 году все-таки тренд поменяется, мы ожидаем впервые за три года роста инвестиционной активности. Однако динамика на уровне отдельных регионов очень различается: от более чем двукратного падения инвестиций в Калмыкии до прироста на 77% в Тюменской области. Региональные диспропорции усиливаются. Что же их определяет?

Конечно, отношения с федеральным центром, социальная и политическая конъюнктура, природные ресурсы — все это влияет на инвестиционный климат, динамику инвестиций и уровень экономического развития. Однако конкуренция за инвестора среди российских регионов также является важнейшим фактором развития. Регионы, которые не смогли показать улучшение инвестиционного климата, действительно демонстрируют снижение уровня жизни, доходов, уровня экономического развития.

Ежегодно составляется несколько рейтингов инвестиционной привлекательности регионов России (АСИ, НРА, Эксперт РА). Несмотря на различия в методологиях списки лидеров трех рейтингов в значительной степени пересекаются. В частности, во всех трех рейтингах среди лидеров присутствуют Москва, Татарстан и Белгородская область. По-настоящему успешные с точки зрения инвестиционного климата регионы занимают высокие позиции вне зависимости от того, какие индикаторы используются в рейтинге. В рейтинге НРА по итогам 2016 года 18 регионов ухудшили за год свои позиции в рейтинге, 9 регионов – улучшили. Причем самое интересное, что почти все регионы, оценки которых были повышены, находятся в верхней половине списка рейтинга, в то время как понижение рейтинговых оценок произошло преимущественно в нижней части списка. Таким образом, лучшие регионы продолжают повышать свою инвестпривлекательность (а значит, базу для экономического развития), а аутсайдеры – «проваливаются» сильнее, усиливается дифференциация регионов по уровню инвестиционной привлекательности, и разрыв между успешными и отстающими регионами становится еще больше.

Читайте также:  Инвестиции человеческого капитала курсовая

Однако бывают и удачные примеры «взлетов». Наиболее успешные перемещения в рейтинге удалось совершить Якутии, Свердловской и Томской областям: из категории «регионов со средней инвестиционной привлекательностью» в категорию «регионов с высокой инвестиционной привлекательностью». Для Якутии — это настоящий прорыв (регион впервые входит в группу лидеров). Важнейший фактор роста инвестиционной привлекательности Якутии – освоение новых нефтегазовых месторождений и строительство газопровода «Сила Сибири», но позитивные изменения коснулись и инфраструктуры, администрирования – того, что важно не только крупнейшему бизнесу.

Перемещения произошли и в нижней части рейтинга. К традиционно входящим в эту категорию республикам Северного Кавказа и Сибири, критически зависящим от государственных инвестиций и трансфертов из федерального бюджета, добавился ряд регионов Поволжья и центральной части России. В частности, были понижены рейтинговые оценки Мордовии, Марий Эл, Ивановской, Костромской и Кировской областей. Во всех перечисленных регионах макроэкономическая ситуация остается неблагоприятной: инвестиции падают или не растут, инфраструктурное и институциональное развитие отстает от среднероссийского уровня, доходы региональных бюджетов не покрывают расходов. Кроме того, в число факторов, оказавших негативное влияние на рейтинговые позиции Кировской области, вошли также возросшие на фоне коррупционного скандала социально-политические риски.

Среди регионов с «высоким уровнем инвестиционной привлекательности» по-прежнему остаются крупнейшие мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург), примыкающие к ним области (Московская, Ленинградская), а также регионы со значительным ресурсным потенциалом (Тюменская, Томская и Сахалинская области). Кроме того, в списке лидеров рейтинга остаются регионы с благоприятным инвестиционным климатом, подразумевающим максимально комфортные институциональные условия для инвесторов (Татарстан, Калужская и Белгородская области).

Комфортная среда ведения бизнеса является не единственным преимуществом перечисленных регионов, однако именно эффективная работа властей этих регионов по снижению административных барьеров и поддержке инвесторов является тем самым уникальным предложением для инвесторов, которого лишены многие другие регионы. Инвесторы в России по-прежнему есть, только их меньше, а следовательно – ужесточается конкуренция между регионами за инвестиции, и выиграть в этой конкурентной борьбе невозможно без активных действий региональных администраций.

Распространено мнение, что активное привлечение регионами заемных средств – это всегда индикатор неблагоприятной ситуации. Конечно, чрезмерная долговая нагрузка рискованна и с определенного уровня начинает снижать оценку инвестклимата. Есть некоторые особо отличившиеся регионы, где госдолг составляет 100% от собственных доходов бюджета, что превышает предельную планку, зафиксированную в статье 107 действующего Бюджетного кодекса РФ: Забайкальский край, Краснодарский край, Псковская область, Марий Эл, Мордовия, Хакасия и Смоленская область.

С другой стороны, долг для регионов — это такой же механизм развития, как и для бизнеса, они должны быть вложены в развитие с максимальной эффективностью. Исходя из этой логики, предмет гордости некоторых регионов — радикально низкий уровень задолженности (при невысоких экономических показателях) — является скорее признаком неумения развиваться за счет заемных средств. Естественно, возможности по обслуживанию долга у регионов разные, но предельно низкий уровень долга говорит, прежде всего, о том, что эти регионы не пытаются воспользоваться этим финансовым механизмом для своего экономического роста. Уровень задолженности регионов может различаться в несколько десятков раз. Например, объем долга Алтайского края почти в 100 раз меньше задолженности Краснодарского края, при этом валовый региональный продукт на душу населения в Краснодарском крае почти вдвое выше, чем в Алтайском крае, и разрыв растет.

Возможность перейти от экономической стагнации и сокращения населения к росту, находится в большинстве случаев в руках местных руководителей, от их желания и умения создать хорошие условия для инвестиций и самим инвестировать в свой регион. Улучшение инфраструктуры для ведения бизнеса, снижение административных барьеров — все это можно дополнить частно-государственным партнерством, запуском кластеров с госинвестициями и эффективной работой с заемными средствами.

Источник

Оцените статью