Кому поступают бюджетные инвестиции

Получение бюджетных средств коммерческими организациями и ИП: виды, особенности, отчетность

Директор ООО «Агентство социального содействия» (г. Омск), юрист

специально для ГАРАНТ.РУ

Ежегодно при составлении проектов федерального, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований государство предусматривает возможность использования бюджетных средств для поддержки и покрытия расходов организаций и лиц, работающих в приоритетных секторах экономики.

Многие предприниматели задаются вопросами, можно ли получить бюджетные средства, на какие нужды, и, главное – какие имеются особенности отчетности по этим средствам.

Юридические лица, ИП, а также физические лица в соответствии с Бюджетным кодексом вправе получать средства из бюджетов различных уровней бюджетной системы в следующих трех случаях.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), ИП, физическим лицам, производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе (ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ). Субсидии субъектам малого и среднего бизнеса предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

Наибольшее количество вопросов у получателей средств возникает в сфере налогообложения данных средств, должны ли они находить свое отражение в налоговой декларации и какие нужно платить налоги.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса целевое финансирование не подлежит налогообложению (однако, если финансирование, грант не являются целевыми, не предоставлены на безвозмездной и безвозвратной основе, то в таком случае облагаются налогом на прибыль). Также данный пункт устанавливает условие, что получатели средств обязаны вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования, в противном случае налог на прибыль будет начисляться с момента получения финансирования.

Что касается НДС, то целевое финансирование также не является объектом обложения данным налогом, только в тех случаях, если его получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 162 НК РФ).

Организациям и ИП, работающим по упрощенной системе налогообложения, также нет необходимости учитывать целевые денежные средства в качестве доходов (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Тем не менее требуется указывать движение данных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стоит отметить, что также имеются дополнительные условия в зависимости от резидента, осуществившего финансирование, касающиеся использования (или возврата) нереализованных средств, подачи и формы отчетности об использовании целевых средств и так далее.

Что касается физических лиц, то нужно помнить, что они также должны являться производителями товаров, работ и услуг, поэтому при получении средств из федерального бюджета в случае победы в конкурсе на предоставлении бюджетных субсидий от них потребуется регистрация своей деятельности (учреждение юридического лица, регистрация в качестве ИП или самозанятого гражданина в зависимости от вида деятельности).

Отчетность в данном случае будет аналогична тому, что описано выше. Практика показывает, что не все физические лица могут претендовать на получение бюджетных субсидий.Ежегодно федеральные и региональные власти устанавливают перечень физических лиц, которые могут быть получателями грантов и (или) субсидий в данном финансовом году (например, безработные граждане, граждане в возрасте от 18 до 30 лет, военнослужащие в отставке и т.д.).

Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ).Теперь рассмотрим наиболее частую форму сотрудничества государства и бизнеса, а именно контрактную систему в сфере государственных закупок,которая регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). В соответствии с данным законом, поставщики определяются на основании конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений (ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

При заключении государственного контракта на заказчика возлагается ответственность за каждый отдельный этап его исполнения, качества поставленного товара и/или услуги. Вся информация должна быть размещена в единой информационной системе, включая информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;о ненадлежащем исполнении контракта или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, а также об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Читайте также:  Уровень рентабельности продукции окупаемость затрат

Помимо этого, заказчик обязан вести реестр контактов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ), в который вносится информация о заключенных контрактах. Правила составления данного реестра и порядок ведения закреплены в ст. 103 Закона № 44-ФЗ.

Если подвести итог по этой части, то заказчику необходимо отчитываться в трех случаях: по итогам исполнения контракта; по результатам годовых закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ), а также при обосновании необходимости закупки у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя (ч. 2, 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ). Сразу хочу отметить, что этот вид предоставления бюджетных средств является наиболее редким в отличие от вариантов, перечисленных выше.

Благодаря данной форме финансирования, государственная или муниципальная собственность получает право на эквивалентную часть уставных капиталов юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями.

На основании Бюджетного законодательства РФ, данные средства предоставляются указанным юридическим лицам в объекты капитального строительства, приобретения объектов недвижимого имущества, а также взносов в уставные капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на аналогичные цели.

Однако законодательство запрещает приобретение на данные средства иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий (ч. 3 ст. 80 Бюджетного кодекса РФ).

Договор о предоставлении бюджетных инвестиций может быть заключен:

  • между юридическим лицом и Правительством РФ;
  • между юридическим лицом и высшим исполнительным органом власти либо исполнительными органами государственной власти субъекта РФ;
  • между юридическим лицом и местной администрацией.

Источник

Бюджетные инвестиции – это. Как их получить?

Бюджетные инвестиции — это деньги, которые выделяются государством муниципальным учреждениям посредством увеличения капитала. Законодательство регулирует эти отношения. Основная цель – стимулирование экономики и получение дохода.

Они предоставляются на безвозвратной основе. При этом оформляется право собственности государства на долю уставного капитала того учреждения, куда идут инвестиции.

Основные направления деятельности

Бюджетное финансирование инвестиций – это один из способов выдачи займа юридическим лицам. Они могут быть:

  • экономическими;
  • экологическими;
  • социальными;
  • направленными на безопасность и оборону государства.

В Бюджетном кодексе РФ определено несколько направлений деятельности в рамках выделения средств из казны. Так, формы бюджетных инвестиций бывают следующими:

  1. собственно инвестиции от государства;
  2. выделение средств в рамках вложений государственным (муниципальным) унитарным, бюджетным организациям в основной капитал;
  3. помощь юридическим и физическим лицам;
  4. займы из бюджета остальным юридическим лицам (налоговые кредиты, отсрочки платежей и т.п.).

Формы инвестиций из бюджета

Осуществляя вложения, государство получает взамен долю уставного капитала учреждения, куда осуществляются инвестиции.

Подобная форма сотрудничества предприятий и организаций выгодна для всех:

  1. Предприятие имеет возможность получить финансы на развитие деятельности. Участие государства в уставном капитале юрлица привлекает инвесторов, которые надеются на контроль за расходами от его лица.
  2. Федерация также получает прямую выгоду от участия в капитале коммерческой компании. В этом случае оно ведет контроль над ее работой, получает прибыль, которая соответствует вложениям, поддерживает производство.

Предоставление бюджетных инвестиций

Любые инвестиции должны быть эффективными, в том числе и государственные. Если организация, которая их получила, ведет неэффективную деятельность, не выплачивает дивидендов, не имеет высокой социальной значимости, государство выходит из участия в ней, продав свою долю акций.

Законодательство содержит условия, по которым выделяются бюджетные инвестиции бюджетным учреждениям и коммерческим организациям:

  • наличие бизнес-плана проекта;
  • наличие грамотно составленных сметно-проектных документов;
  • план по передаче земли и сооружений;
  • грамотно составленный проект контракта между учреждением, которое получает инвестиции, и органом исполнительной власти, которое представляет государство.

Если контрактов нет, бюджетное финансирование инвестиций не допускается.

Кто имеет право на инвестиции от государства

Реализация бюджетных инвестиций осуществляется путем выделения организациям и предприятиям денег на развитие из казны государства. Это развитие в подавляющем большинстве случаев проводится с помощью реализации инвестиционных проектов.

Средства из бюджета на основе безвозвратности имеют право получить лишь те организации, которые находятся в собственности государства, а также коммерческие компании, реализующие федеральные программы.

Выдача средств проводится с учетом уровня принятия решения:

  • федеральный уровень: помощь лишь федеральным программам и объектам, которые находятся в федеральной собственности;
  • региональный уровень: программы и объекты регионов и муниципалитетов.

Адресная поддержка из бюджета проводится под видом:

  • гарантий (инвестиций из бюджета);
  • кредитов оттуда же.

Инвестиции в госсобственность

Бюджетные инвестиции бюджетным учреждениям направляются следующими путями:

  • Финансирование целевых программ. Это долгосрочные проекты, срок которых устанавливается Правительством РФ либо представителем исполнительной власти.
  • Финансирование объектов капитального строительства, которые находятся в собственности государства. Эти объекты не состоят в целевых программах. Под капитальными вложениями при этом понимается инвестирование в основные средства организации, включая издержки на строительство, капитальный ремонт, модернизацию, перевооружение производства.
Читайте также:  Административно правовое регулирование инвестиции

Инвестиции в частную собственность

Порядок бюджетных инвестиций для коммерческих организаций предусматривает как выдачу средств на основе безвозвратности (тогда государство получает долю в уставном капитале), так и посредством предоставления кредитов из казны.

Этот кредит выступает одним из инструментов стимулирования модернизации и обновления производства (капиталовложений).

Самым популярным займом является налоговый инвестиционный кредит. По сути, это отсрочка налоговых платежей.

Условия выдачи такого кредита:

  1. возвратность;
  2. выдается на срок от 1 до 5 лет;
  3. процентные платежи находятся в промежутке 50-75 % ключевой ставки Банка РФ (ранее она называлась ставкой рефинансирования).

Предоставляется он как в виде снижения налога на прибыль, так и по другим налогам.

  1. при заполненном заявлении;
  2. при наличии пакета документов, которые подтверждают потребность в этом кредите.

Если выносится положительное решение, подписывается договор между компанией, которая нуждается в инвестиционном кредите, и местными органами исполнительной власти.

Договор дает право снижать налоговые платежи до 50 % каждый раз, когда приходит необходимость платить. Она делает это до того момента, когда определенный в договоре лимит кредита не будет исчерпан.

Необходимость бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции – это поддержка как юридических лиц (бизнеса), так и муниципальных учреждений.

Чаще всего эти инвестиции представлены в виде:

  • вложений в ценные бумаги компаний госсобственности;
  • кредитов юридическим лицам;
  • вложений в основные средства учреждений;
  • покупки недвижимости, которая становится государственной собственностью.

Основной смысл подобных инвестиций заключается в стимулировании экономического роста различных отраслей экономики, особенно социально значимых.

Рост экономики влечет за собой создание новых рабочих мест, результатом чего будет снижение уровня безработицы.

Другими словами, инвестиции в компании различных уровней способствуют укреплению экономической стабильности.

Остается лишь сформировать четкую стратегию по контролю за использованием бюджетных средств.

Источник

Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег

Износ основных фондов за 2018 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда я задаю встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:

  • собственная прибыль,
  • амортизация,
  • заемные средства,
  • эмиссия акций и облигаций,
  • средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Читайте также:  Какова доходность этих инвестиций

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  • здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  • линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  • некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации. Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

Направление Доля государственных инвестиций по годам, %
2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Дорожное хозяйство 25,8 27,7 27,7 30,6
ЖКХ 22,3 23 19,5 17,1
Транспорт 15,5 16,6 19,6 16,6
Образование 10,8 9,3 10,4 14,2
Физическая культура и спорт 4,8 5,1 4,6 5,1
Здравоохранение 4,7 5,4 5 4,3
Социальная политика 2 2,1 2,3 2,5
Культура, кинематография 1,6 2,3 3,5 2
Общегосударственные вопросы 1,6 1,7 2,1 1,8
Охрана окружающей среды 0,7 0,6 0,3 0,3

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  • увеличения стоимости активов государства;
  • повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  • восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  • снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  • проектные и изыскательские работы,
  • строительство,
  • реконструкцию,
  • реставрацию,
  • техническое перевооружение,
  • приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  • цель инвестирования;
  • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  • наименование объекта, его мощность;
  • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  • права и обязанности сторон сделки;
  • ответственность;
  • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Буду рада, если в ближайшие годы что-то изменится.

Источник

Оцените статью