Компания знай своего клиента

Содержание
  1. Приложение 1. Принцип «Знай своего клиента»
  2. Как теперь будут искать обнальщиков. Что вам надо знать про новую платформу ЦБ «Знай своего клиента»
  3. Что планировали раньше
  4. Новый светофор
  5. Критерии
  6. Запреты для клиентов с высоким риском
  7. Как оспорить
  8. Политика «знай своего клиента»
  9. 1. Принцип «Знай своего клиента»
  10. 2. Цели и задачи политики «Знай своего клиента»
  11. 3. Принципы реализации политики «Знай своего клиента» 3.1. Комплексность и системность в осуществлении политики ЗСК
  12. 3.2. Экономическая целесообразность и разумная достаточность при осуществлении процедур политики ЗСК
  13. 3.3. Ответственность органа управления банка за разработку, соблюдение и развитие принципов и стандартов политики ЗСК
  14. 3.4. Обязательность принципов и стандартов политики ЗСК для исполнения всеми структурными подразделениями банка
  15. 3.5. Конфиденциальность
  16. 3.6. Обеспечение сохранности информации и документов
  17. 4. Стандарты политики «Знай своего клиента» 4.1. Идентификация клиента
  18. Сведения, включаемые в анкету клиента
  19. 4.2. Непрерывное изучение клиентов
  20. 4.3. Представление сведений об операциях (сделках)
  21. 4.4. Выявление подозрительных операций
  22. 4.5. Недопущение транзитных операций
  23. 5. Методика идентификации клиентов банка со «значительными» оборотами денежных средств по счетам и мероприятий по предотвращению проведения ими сомнительных операций
  24. 5.1. Группировка клиентов по категориям в зависимости от величины дебетового оборота по расчетному счету. Выявление клиентов со «значительными» оборотами

Приложение 1. Принцип «Знай своего клиента»

Приложение 1
к Рекомендациям по организации управления
правовым риском и риском потери деловой репутации
в кредитных организациях и банковских группах

Принцип «Знай своего клиента»

1. Одним из основных элементов управления банковскими рисками, в том числе правовым риском и риском потери деловой репутации кредитной организации, является принцип «Знай своего клиента» (далее — принцип ЗСК). В целях соблюдения принципа ЗСК кредитной организации рекомендуется предусматривать разработку адекватной политики и процедур, включающих порядок осуществления банковских операций и других сделок, программы идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, мониторинг движения денежных потоков по банковским счетам (вкладам) и управление банковскими рисками.

Выполнение кредитной организацией принципа ЗСК рекомендуется осуществлять в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствия деятельности кредитной организации обычаям делового оборота и принципам профессиональной этики, а также обеспечения стабильности финансового положения кредитной организации.

2. Принцип ЗСК предусматривает порядок осуществления банковских операций и других сделок с клиентами и контрагентами, в том числе с клиентами и контрагентами-нерезидентами, включая банковские операции и другие сделки с повышенной степенью риска.

Решение о проведении банковских операций и других сделок с повышенной степенью риска рекомендуется принимать органом управления кредитной организации в соответствии с полномочиями, предусмотренными учредительными и внутренними документами.

3. Принцип ЗСК включает мониторинг движения и изменения объемов денежных потоков по банковским счетам (вкладам), в том числе в результате осуществления операций с повышенной степенью риска, и мониторинг движения денежных средств и иного имущества, находящихся в доверительном управлении кредитной организации, а также иных операций клиентов и контрагентов, осуществляемых кредитной организацией, для принятия своевременных мер по минимизации типичных банковских рисков (например, кредитного, рыночного, операционного, ликвидности, правового и других), для выявления подозрительных операций, в том числе операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

4. Основной процедурой реализации принципа ЗСК является идентификация клиентов кредитной организации (изучение, проверка информации, максимально возможное подтверждение и обоснование имеющихся сведений о клиенте, его операциях и других сделках, установление и идентификация выгодоприобретателей по ним).

Кредитной организации рекомендуется создавать и осуществлять программы идентификации клиентов в целях обеспечения условий для осуществления предупредительных мер по минимизации правового риска и риска потери деловой репутации, то есть принимать соответствующие меры до установления с клиентом правовых отношений.

Идентификация клиентов, установление и идентификация выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» осуществляется согласно порядку, определенному Положением Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2004 года, N 6005 («Вестник Банка России» от 10 сентября 2004 года N 54).

Реализация принципа ЗСК в кредитной организации (в том числе в целях минимизации банковских рисков, в первую очередь правового риска и риска потери деловой репутации) предусматривает: тщательную проверку достоверности сведений, предоставляемых клиентами и контрагентами, учредителями (участниками); анализ документов, определяющих правовой статус клиента и контрагента, а также полномочий лиц, заключающих договоры; определение сферы деятельности клиентов и контрагентов, анализ информации об их деловой репутации, анализ изменения показателей отчетности, изменение сферы деятельности постоянных клиентов и контрагентов. При этом целесообразно уделять повышенное внимание программам идентификации клиентов, использующих дистанционное банковское обслуживание, в том числе интернет-банкинг.

Принцип ЗСК предполагает формирование методики привлечения клиентов и программ их идентификации в зависимости от характера и особенностей осуществляемых банковских операций и других сделок (например, привлечение и размещение денежных средств во вклады), от предполагаемой продолжительности договорных отношений с клиентом, от предполагаемого объема денежных потоков по банковскому счету (размера банковского вклада) и других критериев.

5. Кредитным организациям рекомендуется обращать особое внимание на идентификацию клиента при установлении отношений с юридическими лицами — нерезидентами. Установление взаимоотношений с нерезидентами требует знания нормативных правовых актов страны местонахождения (места регистрации) нерезидента. Особенно это важно при идентификации нерезидента — банка или финансовой организации.

При установлении отношений с юридическими лицами кредитной организации рекомендуется предпринимать обоснованные и доступные меры по установлению и идентификации лиц, имеющих возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации.

6. Кредитной организации, имеющей филиалы на территории иностранного государства, рекомендуется устанавливать для них требования по соблюдению принципа ЗСК в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, если нормативными правовыми актами иностранного государства, на территории которого действует филиал кредитной организации, предусмотрен более благоприятный правовой режим в отношении таких правил, в том числе направленных на борьбу с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Источник

Как теперь будут искать обнальщиков. Что вам надо знать про новую платформу ЦБ «Знай своего клиента»

В Госдуму внесли законопроект № 1116371-7, который вводит оценку риска проведения юридическими лицами и ИП подозрительных банковских операций. Поправки, в частности, вносятся в главный антиотмывочный закон 115-ФЗ.

Добавим, что сейчас в 115-ФЗ к «плохим операциям» относят операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Вместо этого будет понятие подозрительных операций.

Что планировали раньше

Напомним, ранее аналогичный проект уже был внесен в Госдуму и мы о нем рассказывали.

Этот проект предусматривал разделение банковских клиентов на 3 группы по уровню вовлеченности их в подозрительные операции: красную, желтую и зеленую — так называемый, светофор от ЦБ.

Для красных предусмотрено много запретов — они не могут тратить свои деньги и получать деньги от клиентов. Более того, с ними расторгнут договор счета, и все деньги на счете уйдут в бюджет.

Этот законопроект был отозван авторами 20 февраля.

Вместо него в Госдуму внесли новый законопроект, который несколько отличается от предыдущего.

Новый светофор

В новом проекте, подготовленном этой же группой авторов, также предполагается деление клиентов на три группы по уровню риска, но эти группы уже не промаркированы цветом:

  • низкий уровень риска проведения подозрительных операций;
  • средний уровень риска проведения подозрительных операций;
  • высокий уровень риска проведения подозрительных операций.

То есть никаких красных, желтых и зеленых клиентов в 115-ФЗ не будет. «Светофор», так сказать, будет бесцветным.

Критерии

На базе Банка России будет создан централизованный информационный сервис — Платформа «Знай своего клиента» (Платформа ЗСК).

Для деления банковских клиентов на группы риска Банк России будет применять специальные критерии.

Эти критерии будут основываться на информации о видах и характере деятельности юрлиц и ИП, об операциях по их счетам в банках, об учредителях и руководителях, об аффилированности с иными юрлицами и ИП, осуществляющими подозрительные операции, о количестве банковских счетов (вкладов, депозитов), а также информации, поступающей от федеральных органов исполнительной власти и иной информации.

Критерии Платформы ЗСК настраиваются таким образом, чтобы присваивать низкий уровень риска лицам, ведущим реальную хозяйственную деятельность без «примеси» сомнительных операций.

Средний уровень риска присвоят лицам, совмещающим реальную и теневую части хозяйственной деятельности, обеспечивающим вывод денежных средств крупных клиентов в теневой сектор экономики, участвующим в теневом обороте неучтенной наличной выручки, ведущим деятельность в секторах экономики с повышенными рисками.

Высокий уровень риска будет присваиваться лицам, которые:

  • не осуществляют реальной хозяйственной деятельности;
  • регистрируются на подставных физлиц и контролируются третьими лицами;
  • затрудняют либо делают невозможной работу налоговых и правоохранительных органов по установлению бенефициаров сомнительных операций;
  • обеспечивают расчеты теневого сектора экономики.

Дано определение подозрительных операций.

Подозрительные операции — это операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в преступных целях, в том числе в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

В пояснительной записке отмечается, что в ЦБ накоплен большой опыт в выявлении и квалификации подозрительных операций на разных звеньях платежных цепочек.

Используемый инструментарий обладает высокой релевантностью, оперативностью и позволяет осуществлять мониторинг всего банковского сектора.

Сегодня с использованием современных технологий обработки больших массивов информации и с учетом наличия современных IT-систем в банках Банк России имеет возможность оперативно информировать кредитные организации о комплаенс-рисках в операциях клиентов.

Читайте также:  Как спланировать свою учебную деятельность

Добавим, что уровень риска клиентам будут присваивать и сами банки. При этом по своим клиентам они могут использовать информацию ЦБ о группе риска в качестве дополнительного фактора, когда будут оценивать клиента.

Но если речь идет о контрагентах клиента, то банк уже обязан использовать информацию ЦБ о присвоении им группы риска.

Запреты для клиентов с высоким риском

Платежки «красных» клиентов банк проводить не будет. Также клиенту откажут в снятии денег или переводе их на другой расчетный счет, в использовании интернет-банка и сервиса быстрых платежей.

Однако в новом проекте перечислен ряд исключений, когда платеж банк все-таки проведет.

Это следующие операции:

  • перечисление налогов и взносов в ИФНС, ПФР, ФСС, ФОМС;
  • операции по выплате зарплаты, но при обязательном условии перечисления НДФЛ и взносов;
  • операции, связанные с оплатой расходов необходимых для ликвидации юрлица, «закрытия» ИП;
  • операции, связанные с выплатами кредиторам ликвидируемого юрлица или ИП;
  • операции, связанные с передачей оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества учредителям (участникам) юрлица, физлицу;
  • операции, связанные с исполнением обязательств юрлица или П по кредитному договору.

То есть если в старом проекте говорилось про изъятие всех денег плохого клиента в бюджет, то в новой версии проекта клиенты все-таки как минимум смогут рассчитаться со своими кредиторами, но для этого придется запустить процесс ликвидации.

Как оспорить

Банки будут оповещать клиентов, попавших в группу высокого риска. Внесение в эту категорию можно будет оспорить. Сначала нужно обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ.

Если это не поможет, можно обратиться в суд. Но сразу обратиться в суд, минуя межведомственную комиссию, нельзя.

Если суд встанет на сторону «красного» юрлица или ИП, то банк и ЦБ не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения вступившего в законную силу решения суда, обязаны изменить уровень риска соответствующего юрлица или ИП.

Источник

Политика «знай своего клиента»

«Бухгалтерия и банки», 2015, N 5

Политика «Знай своего клиента» является общей частью системы внутреннего контроля любого российского банка. Однако не везде ей уделяется достаточное внимание с точки зрения организационного и документационного обеспечения. Такая политика, если она пронизывает всю деятельность банка при совершении операций, позволяет существенно снижать регуляторный риск. Пока такой документ, как политика «Знай своего клиента», не является обязательным для банков, но потребность в нем становится все острее.

Политику «Знай своего клиента» можно определить как составную часть внутреннего контроля в банке, определяющую порядок и процедуры идентификации клиентов, совершающих банковские операции, а также степень достоверности заявленной и представляемой клиентами банка информации.

Определим основные термины:

идентификация клиента — мероприятия, осуществляемые банком в процессе установления деловых отношений с клиентами и совершения банковских операций, имеющие целью установить степень соответствия действительности той информации, которую клиент в письменной или устной форме представляет банку, и включающие в себя анализ, проверку представленного клиентом пакета документов и фиксирование данных в АБС;

изучение клиента — сбор, анализ и обновление информации о клиенте, а также анализ совершаемых им операций;

бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента;

выгодоприобретатель — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, которое, не являясь непосредственно участником операции, получает выгоду от ее проведения;

клиент — юридическое лицо (кроме кредитных организаций), индивидуальный предприниматель, физическое лицо, которое обратилось в банк для заключения договора на получение услуг банка;

крупная сделка — сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения компанией прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов компании, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления;

уполномоченный орган (в настоящее время — Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)) — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

1. Принцип «Знай своего клиента»

Принцип «Знай своего клиента» (далее — принцип ЗСК) — один из основных элементов управления банковскими рисками, в том числе правовым риском и риском потери деловой репутации.

Принцип ЗСК должен предусматривать порядок осуществления банковских операций и других сделок с клиентами и контрагентами, в том числе с клиентами и контрагентами — нерезидентами, включая банковские операции и другие сделки с повышенной степенью риска.

Решение о проведении банковских операций и других сделок с повышенной степенью риска принимается органом управления банка в соответствии с полномочиями, предусмотренными учредительными и внутренними документами.

Принцип ЗСК обычно включает в себя мониторинг движения и изменения объемов денежных потоков по банковским счетам (вкладам), в том числе в результате осуществления операций с повышенной степенью риска, а также иных операций клиентов и контрагентов, осуществляемых банком, для принятия своевременных мер по минимизации типичных банковских рисков (например, кредитного, рыночного, операционного, ликвидности, правового и др.), для выявления подозрительных операций, в том числе операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, исключения возможности любых сделок и операций, несовместимых с нормами законодательства.

Основной процедурой реализации принципа ЗСК является идентификация клиентов кредитной организации (изучение, проверка информации, максимально возможное подтверждение и обоснование имеющихся сведений о клиенте, его операциях и других сделках, установление и идентификация бенефициарных владельцев, выгодоприобретателей по ним).

Банк обязан постоянно как часть своей деятельности осуществлять программы идентификации клиентов в целях обеспечения условий для осуществления предупредительных мер по минимизации правового риска и риска потери деловой репутации, т.е. принимать соответствующие меры до установления с клиентом правовых отношений.

Идентификация клиентов, бенефициарных владельцев, установление и идентификация выгодоприобретателей осуществляются согласно требованиям действующего законодательства и в целях установления и проверки конечного (истинного) владельца или выгодоприобретателя.

Реализация принципа ЗСК в банке (в том числе в целях минимизации банковских рисков, в первую очередь правового риска и риска потери деловой репутации) предусматривает: тщательную проверку достоверности сведений, представляемых клиентами и контрагентами, учредителями (участниками), анализ документов, определяющих правовой статус клиента и контрагента, а также полномочий лиц, заключающих договоры, определение сферы деятельности клиентов и контрагентов, анализ информации об их деловой репутации, анализ изменения показателей отчетности, изменение сферы деятельности постоянных клиентов и контрагентов. При этом банк уделяет повышенное внимание идентификации клиентов, использующих дистанционное банковское обслуживание.

На основе принципа ЗСК банк формирует методики привлечения клиентов и программы их идентификации в зависимости от характера и особенностей осуществляемых банковских операций и других сделок (например, привлечение и размещение денежных средств во вклады), от предполагаемой продолжительности договорных отношений с клиентом, от предполагаемого объема денежных потоков по банковскому счету (размера банковского вклада) и других критериев.

2. Цели и задачи политики «Знай своего клиента»

Целями такой политики являются защита интересов банка от недобросовестных клиентов и контрагентов, а также клиентов и контрагентов, деятельность которых связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, соблюдение требований норм законодательства РФ и норм международного права в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также поддержание на высоком уровне репутации банка.

Политика ЗСК призвана обеспечить минимизацию для банка следующих видов рисков:

  • репутационного, влекущего за собой формирование негативного имиджа банка на финансовом рынке;
  • правового, влекущего за собой привлечение банка к ответственности за нарушение действующего законодательства и наложение разного вида санкций (штрафов, приостановления и отзыва лицензии и т.д.), утрату активов;
  • и главное — резкое снижение регуляторного риска, носящего интегральный характер, как риска совокупности всех совершаемых банком операций.

3. Принципы реализации политики «Знай своего клиента» 3.1. Комплексность и системность в осуществлении политики ЗСК

Политика представляет собой упорядоченную совокупность единых тесно связанных стандартов и процедур, образующих целостность в процессе их применения. Такие стандарты и процедуры формируют единый подход к порядку идентификации клиентов банка, не допускающий предпочтение тому или иному клиенту в силу статуса.

Политика должна носить всеобъемлющий характер в силу универсальности применения стандартов к любой банковской операции. При этом политика должна покрывать всю совокупность совершаемых банком операций без каких-либо пропусков и неохвата ряда операций. Важен именно стопроцентный полномасштабный охват всех операций при недопущении каких-либо исключений.

Читайте также:  Оптовая торговля от своего имени оквэд

3.2. Экономическая целесообразность и разумная достаточность при осуществлении процедур политики ЗСК

Все процедуры в рамках настоящей политики осуществляются с учетом требований действующего законодательства, разумной достаточности, экономической целесообразности их проведения. Риск-аппетит должен контролироваться в рамках всего круга совершаемых банком операций, а также соответствовать внешней среде.

Операции, совершаемые банком, помимо прямой экономической целесообразности должны также предполагать и косвенные низкие затраты на оценку рисков как необходимое условие безопасного совершения операций клиентами и отсутствие регуляторного риска. Должен присутствовать в оценке рисков и такой момент, как разумная достаточность, т.е. разумные трудозатраты банка на оценку рисков.

3.3. Ответственность органа управления банка за разработку, соблюдение и развитие принципов и стандартов политики ЗСК

Разработку и контроль соблюдения принципов и стандартов политики обычно осуществляет служба управления рисками как составной элемент системы органов внутреннего контроля банка (далее — СУР). Именно на данное подразделение возлагается полное сопровождение применения политики во всех подразделениях банка и в отношении всех операций банка.

СУР должна регулярно информировать совет директоров и правление банка о соответствии деятельности банка принципам и стандартам политики, включая предоставление рекомендаций по усилению действия стандартов и процедур политики в случае возрастания риск-аппетита. Желательна разработка соответствующей управленческой отчетности в рамках такого информирования.

3.4. Обязательность принципов и стандартов политики ЗСК для исполнения всеми структурными подразделениями банка

Принципы и стандарты политики распространяются на все структурные подразделения банка и обязательны для исполнения всеми сотрудниками банка для исключения заинтересованности отдельных сотрудников в проведении операций в обход регламентации бизнес-процессов.

Соответствующие подразделения совместно с СУР разрабатывают регламенты взаимодействия при осуществлении политики, которые должны предусматривать системность, т.е. полный охват всех операций данного подразделения. Контроль за наличием соответствующих регламентов осуществляет СУР, отмечающая их наличие в составе управленческой отчетности. Из этого принципа не может быть никакого изъятия, применение стандартов и процедур носит всеобъемлющий характер в банке.

3.5. Конфиденциальность

Банк обеспечивает конфиденциальность информации, полученной при осуществлении политики. Банк не допускает возможность использования указанной информации в собственных целях сотрудниками банка, третьими лицами в ущерб интересам клиентов.

Сведения, полученные в рамках реализации политики, могут быть представлены только согласно действующему банковскому законодательству России:

  • самим клиентам;
  • лицам и учреждениям, право которых прямо установлено действующим законодательством.

3.6. Обеспечение сохранности информации и документов

С целью унификации и сохранности идентификационной и иной информации о клиентах в банке обычно создается система поддержки справочной информации о клиентах (контрагентах) банка в АБС банка как хранилище базы данных с возможностью резервного копирования, осуществляемого постоянно. Желательна полная реализация в банке концепции «электронный офис».

Первичные документы (копии, заверенные в установленном порядке), являющиеся источником информации о клиентах (контрагентах), а также информация по совершаемым клиентами сделкам хранятся в соответствии с порядком и сроками хранения, регламентированными внутрибанковскими нормативными документами.

4. Стандарты политики «Знай своего клиента» 4.1. Идентификация клиента

Банк с разумной осторожностью должен подходить к выбору и формированию своей клиентской базы, внимательно изучать своих клиентов, структуру их собственников, интересы и сферы деятельности и стремиться к установлению взаимоотношений со своими клиентами, основанных на прозрачности и понимании бизнеса и операций, обслуживаемых банком.

В соответствии с целями и задачами настоящей политики, правилами внутреннего контроля сотрудники структурных подразделений банка обязаны проводить идентификацию юридических и физических лиц, установление и идентификацию выгодоприобретателей при осуществлении следующих операций:

  • привлечение банком денежных средств от физических и юридических лиц во вклады (депозиты);
  • размещение банком денежных средств от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
  • выдача банком поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретение банком права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • оказание банком консультационных и информационных услуг;
  • иные операции, осуществляемые банком в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами Банка России (за исключением хозяйственных операций банка, не подлежащих обязательному контролю).

С целью идентификации клиента (выгодоприобретателя, бенефициара) соответствующие структурные подразделения банка обязаны составлять анкету клиента (выгодоприобретателя, бенефициара) по утвержденной банком форме, включающую сведения, необходимые для его идентификации, определения выгодоприобретателя, получения информации о целях и характере деловых отношений, хозяйственной деятельности, параметрах заключаемых сделок, основных контрагентах. Сведения, указанные в анкете, должны быть подтверждены надлежащим образом заверенными первичными документами.

При анкетировании физических лиц — иностранных граждан уполномоченный сотрудник выявляет иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ).

Сведения, включаемые в анкету клиента

1. Тип анкеты (является ли клиент выгодоприобретателем/бенефициаром).

2. Категория клиента (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо).

3. Общие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
  • полное наименование;
  • сокращенное наименование;
  • наименование на иностранном языке (полное и сокращенное);
  • организационно-правовая форма;
  • ИНН/КИО;
  • БИК (банковский идентификационный код);
  • гражданство;
  • наличие статуса ИПДЛ;
  • телефон, факс, е-мейл;
  • дата рождения;
  • место рождения (город, страна);
  • коды форм статистического наблюдения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность:

1) тип документа;

2) серия, номер;

3) дата выдачи;

4) наименование органа, выдавшего документ;

5) код подразделения.

4. Государственная регистрация:

  • регистрирующий орган;
  • регистрационный номер (ОГРН, номер свидетельства об аккредитации, регистрационный номер по месту учреждения);
  • дата регистрации;
  • место регистрации;
  • город, страна;
  • данные миграционной карты:

1) номер документа;

2) дата начала срока пребывания;

3) дата окончания срока пребывания;

  • данные документа, подтверждающего право на пребывание в РФ (тип документа, серия, номер):

1) дата начала срока пребывания;

2) дата окончания срока пребывания;

  • адрес местожительства (регистрации) и (или) пребывания;

1) страна;

2) республика, край, область, округ;

3) населенный пункт;

4) адрес;

5) почтовый индекс;

1) страна;

2) республика, край, область, округ;

3) населенный пункт;

4) адрес;

5) почтовый индекс;

1) страна;

2) республика, край, область, округ;

3) населенный пункт;

4) адрес;

5) почтовый индекс;

  • фактический адрес осуществления хозяйственно-финансовой деятельности:

1) страна;

2) республика, край, область, округ;

3) населенный пункт;

4) адрес;

5) почтовый индекс.

5. Лицензии:

  • на осуществление лицензируемой деятельности:

1) вид;

2) номер;

3) дата выдачи;

4) кем выдана;

5) срок действия.

6. Основная деятельность:

7. Органы юридического лица:

  • структура;
  • персональный состав;
  • постоянно действующий орган управления;
  • иной орган или лицо;
  • присутствие по своему местонахождению.

8. Уставный капитал:

9. Лица, связанные с анкетируемым лицом:

1) наличие выгодоприобретателей;

2) Ф.И.О., наименование выгодоприобретателей;

1) Ф.И.О., наименование выгодоприобретателей;

  • доля в уставном капитале;
  • лица, указанные в карточке или доверенности.

10. Уровень (степень) риска:

  • обоснование уровня риска.

11. История анкеты:

  • дата начала отношений с клиентом;
  • дата заполнения (обновления) анкеты;
  • Ф.И.О., должность сотрудника, ответственного за работу с клиентом;
  • Ф.И.О., должность сотрудника, открывшего первый счет;
  • Ф.И.О., должность сотрудника, утвердившего открытие счета;
  • Ф.И.О., должность сотрудника, заполнившего анкету;
  • срок хранения анкеты.

Процесс идентификации клиента производится до установления деловых отношений или совершения сделок. Любые отношения могут быть установлены с клиентом только после завершения процедуры проверки представленных им документов и формирования его юридического дела, иных комплектов документов (досье). Порядок формирования юридического дела (досье) устанавливается соответствующими нормативными документами банка.

Процедура идентификации клиентов также включает в себя проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершаемых в рамках таких отношений, для обеспечения того, чтобы совершаемые сделки соответствовали сведениям о клиенте, его деловой активности и осуществляемой экономической деятельности, ее соответствии заявленной в учредительных документах, характеру рисков и источникам средств финансирования. Процедура идентификации проводится с учетом стоимости и целесообразности ее проведения в зависимости от требований законодательства и требований регулирующих органов.

Структурные подразделения банка, ответственные за анкетирование и сбор документов клиентов, с целью обновления имеющихся сведений и документов периодически (в зависимости от уровня риска, присвоенного клиенту) должны направлять клиентам соответствующие запросы по установленной форме. Указанные запросы могут также направляться в случае наступления одного из следующих событий:

  • заключения клиентом крупной сделки в соответствии с применяемым законодательством;
  • изменений в законодательстве, результатом которых является необходимость внесения клиентом изменений в уставные (учредительные) документы;
  • истечения срока действия полномочий исполнительных органов клиента или отдельных уполномоченных лиц;
  • изменения банком стандартов политики «Знай своего клиента»;
  • изменений в законодательстве по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма;
  • получения запросов банков-корреспондентов и банков, обслуживающих данного клиента;
  • получения информации от третьих лиц (к которым относятся и общедоступные источники, кредитные бюро, отделения связи), требующей разъяснения и проверки.

Подчеркнем, что все сотрудники банка участвуют в системе ПОД/ФТ в соответствии с направлением деятельности, определенным должностной инструкцией и внутренними документами (правилами по ПОД/ФТ). В связи с этим каждый банк определяет перечень сотрудников, которые участвуют в процедуре идентификации, равно как и в актуализации данных.

Поэтому очень важна функциональная проверка на проведение идентификации, т.е. сотрудники бэк-офиса могут воспользоваться данными ОПЕРУ и повторно не идентифицировать. В связи с этим в банке должно быть программное решение в АБС банка, которое позволяет проверять идентификацию ранее.

Читайте также:  Как вы планируете свой порядок дел

4.2. Непрерывное изучение клиентов

С целью контроля и снижения рисков соответствующие структурные подразделения банка на постоянной основе отслеживают объемы движения денежных средств и характер операции (экономический смысл) по счетам клиентов в целях выявления операций, выпадающих из обычного для данного клиента ряда операций по счету.

Банк применяет обычно различные фильтры для классификации клиентов, в том числе в последние годы актуальны фильтры по размерам оборотов и платежам в банки, у которых впоследствии были отозваны лицензии Банком России. Данная фильтрация оформляется обычно отдельными регламентами банков в дополнение к правилам внутреннего контроля.

Объем операций отслеживания определяется с учетом рисков, включая резкое возрастание крупных операций ряда клиентов, что может вызвать неприемлемое возрастание регуляторного риска для банка. Порядок классификации клиентов (сегментации клиентской базы) с точки зрения рисков устанавливается в целом правилами внутреннего контроля и иными внутрибанковскими нормативными документами в рамках реализации настоящей политики.

В рамках контрольной процедуры в АБС банка, которая выгружает перечень клиентов, у которых приходит время для актуализации информации, идентификацию обычно осуществляют сотрудники фронт-линии.

Отметим, что клиент должен идентифицироваться в банке как минимум один раз, что достаточно, но не исключает повторные идентификации в других подразделениях, т.е., например, идентификацию в рамках РКО и идентификацию по вексельным сделкам. При этом все подразделения банка могут пользоваться данными только одной идентификации, проведенной только при принятии клиента на операционное обслуживание.

4.3. Представление сведений об операциях (сделках)

В случае выявления операций (сделок), вызывающих подозрения в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, соответствующие структурные подразделения банка вправе запросить дополнительные сведения непосредственно у клиента, не раскрывая цели запроса, и при отсутствии сведений, удовлетворительно объясняющих характер и причины совершения операции (сделки), подготовить и направить сообщение об операции (сделке) в Росфинмониторинг.

Банк должен стремиться к максимальной идентификации клиентов банка, запрашивая все возможные документы для прояснения смысла совершаемых клиентами операций. Крайне необходимо постоянное формирование досье по операциям, в том числе и в электронном виде.

4.4. Выявление подозрительных операций

Окончательное решение о признании деятельности клиента сомнительной принимается службой финансового мониторинга (СФМ). Клиентские подразделения на различных этапах взаимоотношений с клиентом при наличии оснований (признаков сомнительности (нереальности) деятельности) информируют об этом СФМ. Так, подразделение безопасности дает свое заключение при начале взаимоотношений с клиентом, ОПЕРУ — при анализе первичной документации от клиента, а также в случае, если платеж клиента явно вызовет подозрение, кредитное подразделение — аналогично (т.е. если заемные средства собираются отправить с «непонятным назначением» платежа, информируют СФМ), и СФМ, анализируя всю имеющуюся информацию, дает окончательное заключение, что делать с операцией (сделкой, клиентом) (например, отказать в заключении договора банковского счета, проведении операции, инициировать запрос дополнительной информации от клиента).

Порядок взаимоотношений (взаимодействия) подразделений и их детальный регламент взаимодействия зависят от масштабов деятельности банка, внедренной системы управления рисками и внутреннего контроля.

Банк России в последние годы требует от банков обращать внимание на платежи клиентов в банки с отозванными лицензиями.

При получении СФМ информации об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации:

  • производится выборка платежей клиентов банка, осуществлявших платежи от 600 тыс. руб. и выше в пользу клиентов таких банков за последние три месяца до даты отзыва лицензии у кредитной организации;
  • по выявленным клиентам проводится анализ соответствия проводимой хозяйственной деятельности, заявленной в учредительных документах;
  • клиенту направляется запрос с просьбой представить бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату: баланс, отчет о прибылях и убытках, налоговые декларации (НДС, налог на прибыль), документы, послужившие основанием для проведения расчетов (договоры, контракты), подтверждающие исполнение обязательств получателя перед плательщиком денежных средств (товаросопроводительные, складские документы, акты выполненных работ, оказанных услуг, актов передачи ценных бумаг, счетов-фактур) с последующим анализом представленных документов.

В случае выявления операций (сделок) с признаками, свидетельствующими о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, принимается решение о необходимости направления сведений в уполномоченный орган.

В случае непредставления в течение 30 банковских дней испрашиваемых документов банк квалифицирует операции (сделки) клиента как подозрительные и направляет сообщение в уполномоченный орган: «Клиентом не представлена запрошенная информация».

Также банки уделяют пристальное внимание выдаче наличных денежных средств по чекам клиентам. Операции выдачи наличных денежных средств по чеку со счетов клиентов — юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей обычно осуществляются банком при условии представления клиентами обосновывающих расходование наличных денежных средств документов.

В случае указания в чеке на получение наличных денежных средств кассовых символов:

  • «46» — выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов;
  • «53» — выдачи на другие цели при условии получения суммы, превышающей 300 000 руб.;
  • «58» — выдачи со счетов индивидуальных предпринимателей при условии получения суммы, превышающей 300 000 руб.;
  • «60» — выдачи наличных на выплату дохода, погашение и покупку государственных и других ценных бумаг.

Решение о выдаче наличных денежных средств принимается после проверки представленных документов и подтверждения обоснованности заявленных целей.

Также в зоне подозрительных операций находятся операции ломбардов с денежными средствами, что является идеальной платформой для легализации денежных средств, хотя это, конечно, не значит, что вся деятельность ломбардов должна быть подозрительной.

4.5. Недопущение транзитных операций

Данный вопрос стал крайне актуальным в свете Письма Банка России от 31.12.2014 N 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов». Согласно данному Письму транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:

  • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках РФ, с последующим их списанием;
  • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
  • проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

Ключевыми параметрами минимальной налоговой нагрузки клиента являются:

  • минимальная уплата НДФЛ за сотрудника, которым обычно является гендиректор и который очень часто в отпуске без сохранения заработной платы;
  • стремление клиента предъявить весь НДС к вычету;
  • проведение клиентам многоэтапных повторяющихся сделок, причем неоднократно даже в течение операционного дня банка, целью которых не является прибыльность, т.е. клиент официально работает чуть ли не в убыток.

Также необходимо заметить, что обычно деятельность транзитных компаний характеризуется тем, что все денежные средства отправляются в течение одного-двух дней дальше по так называемой схеме, когда весь объем поступлений предыдущего дня списывается вторым-третьим рейсом, а в четвертый и далее рейсы приходят новые поступления. Или же, наоборот, в четвертый-пятый происходят списания, а зачисления — первым рейсом.

В принципе, транзитность в таком случае типовая: все компании транзитного банка работают либо по первому, либо по второму варианту; эти варианты обычно не сочетаются, так как постановка управления носит системный характер.

Решение о признании операции сомнительной (по признаку транзитности) относится к компетенции СФМ, которая на регулярной основе (например, ежемесячно) осуществляет анализ операций клиентов. Существующие АБС банка позволяют отфильтровать клиентов, операции которых обладают признаками транзита. По результатам всей имеющейся в банке информации о клиенте СФМ принимает решение о признании (непризнании) операций клиента сомнительными.

5. Методика идентификации клиентов банка со «значительными» оборотами денежных средств по счетам и мероприятий по предотвращению проведения ими сомнительных операций

Методика предусматривает мероприятия, проводимые банком в рамках ежеквартального мониторинга движения и изменения объемов денежных потоков по клиентским счетам в целях предотвращения проведения ими сомнительных операций. Ежеквартальный мониторинг обычно осуществляется по истечении двух месяцев с момента окончания очередного календарного квартала.

Мониторинг деятельности клиентов банка в рамках методики проводится обычно ежеквартально и включает следующие этапы:

  • группировку клиентов по категориям в зависимости от величины дебетового оборота по расчетному счету и выявление клиентов со «значительными» оборотами;
  • анализ движения денежных средств (транзакций) по расчетным счетам клиентов со «значительными» оборотами и определение перечня документов, которые необходимо запросить у клиента с целью подтверждения и обоснования проводимых им операций;
  • анализ представленных клиентом документов и выбор в случае необходимости мер воздействия. Реализация методики осуществляется службой финансового мониторинга банка.

5.1. Группировка клиентов по категориям в зависимости от величины дебетового оборота по расчетному счету. Выявление клиентов со «значительными» оборотами

Обычно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, СФМ формирует оборотно-сальдовую ведомость за отчетный период по коду валюты 643 по следующим балансовым счетам:

В зависимости от величины дебетового оборота по расчетному счету за отчетный период клиенты классифицируются (группируются) в одну из категорий A-G согласно таблице (разбивка может быть и другой, это одна из возможных сегментаций).

Величина дебетового оборота за отчетный период, руб.

Источник

Оцените статью