Компания имеет свой автотранспорт

Свой автопарк или наемный транспорт: что выбирают российские компании?

При необходимости использования транспорта главная «головная боль» компаний – его поиск. Существуют три проверенных способа: наличие собственного автопарка, заключение договора с подрядчиком, предоставляющим услуги транспортировки грузов, и исключение функции транспортировки из своих бизнес-процессов. В этом материале вы узнаете, какие варианты поиска и использования транспорта применяют российские компании.

Выбор автопарка: свой или чужой

Начнем с одного из популярных методов среди производственных компаний. Если раньше у всех крупных производителей были свои автопарки, то сейчас они решили отказаться от них и передать все логистические услуги дистрибьюторам или подрядчикам.

«У нас нет автопарка, мы пользуемся наемным транспортом. Агрегаторы не используем, а сами осуществляем логистику. Мы арендуем автотранспорт, поскольку нам так удобней и выгодней», – сообщил представитель одной из крупных компаний, работающих в области химической промышленности.

Некоторые производственные компании не только арендуют транспорт, но и создают свой автопарк. «Такой подход более надежен и дает хороший уровень сервиса, лучше, чем у аутсорсинговых компаний, – отметила Елена Симакина, начальник транспортного цеха “Черкизовского мясоперерабатывающего завода”, группа “Черкизово”. – В нашей компании собственный автопарк существует уже много лет. Мы выбрали этот путь, потому что доставляем сырье и скоропортящуюся продукцию собственного производства. Транспортный цех предприятия в основном состоит из автомобилей-рефрижераторов и имеет свой штат водителей-экспедиторов. Мы доставляем свою продукцию до покупателей и на межскладских перемещениях автомобилями, оборудованными навигационной системой GPS, что позволяет увидеть реальный маршрут каждой машины, отследить динамику расхода топлива, скорость движения, температурный режим при доставке продукции и многое другое».

Не считают аутсорсинг «удобным и выгодным» и другие компании, которые содержат собственный автопарк.

Например, в одной из крупных компаний-ритейлеров есть свой автопарк из 1000 машин, поэтому организация не пользуется коммерческим транспортом. «В какой-то момент мы поняли, что это решение для нас более выгодно. Такое количество техники достаточно для покрытия наших нужд. Однако его недостаточно, если сотрудников для обслуживания этой техники слишком много. То есть, если бы нам требовалось 13 000 машин, то проще было бы отдать эту функцию на аутсорсинг», – подчеркнул сотрудник компании.

Такое же решение приняли и в «Метро Кэш энд Керри» после сравнительного анализа. «Мы провели сравнительный анализ затрат на аутсорсинг и на содержание собственного автопарка – ТСО (совокупная стоимость владения – прим. ред.), который показал, что второй вариант выгоднее», – рассказал Андрей Ежков, руководитель корпоративного автопарка «Метро Кэш энд Керри».

Но чаще всего российские компании сочетают использование собственного и наемного транспорта. На это есть три причины:

1. В определенные периоды времени своих автомобилей не хватает, поэтому приходится искать другие варианты транспортировки продукции.

«Есть на предприятии единый диспетчерский центр (ЕДЦ), который задает правила перевозочного процесса, – продолжила Елена Симакина. – Его сотрудники занимаются маршрутизацией поставленных заявок. Так как география логистики расширяется и собственного транспорта не хватает, ЕДЦ привлекает наемный транспорт и ведет работу с транспортными компаниями. Ключевое место в повышении эффективности автотранспортных перевозок занимает качество и оперативность оказываемых услуг. Задача транспортного цеха – быть заинтересованными в работе при доставке продукции автомобилями, принадлежащими нашему предприятию. А для этого нужно постоянно конкурировать с расценками и тарифами наемных компаний, выполнять перевозки в заданные сроки, на исправном транспорте, с заданным уровнем эксплуатационных затрат, а также гарантировать сохранность и качество груза, своевременно подавать транспорт под погрузку-разгрузку, обеспечить опрятность водителей и корректное общение с клиентом. Логичным завершением большой работы по постановке первичного учета стало внедрение информационной системы учета (АСУ АТП), которая позволяет вести помашинный учет затрат, рассчитывать эксплуатационные показатели и дает возможность увидеть и оценить плоды своих трудов».

2. Компании отмечают, что используют свой автопарк для самых важных нужд организации и там, где требуется повышенное обеспечение безопасности. Остальные функции они передают на аутсорсинг.

«В нашей собственности находится только легковой автопарк. В него входят автомобили, которые занимаются развозкой возможных клиентов или сотрудников», – сообщили в компании, работающей на рынке недвижимости.

Сотрудник компании, занятой в сфере нефтяной промышленности, рассказал, что для задач логистики они создали дочернее общество: «Мы используем аутсорсинг параллельно со своими автомобилями. Наша компания выбрала вариант создания своего автопарка, в первую очередь, по причинам безопасности. Также имеет значение территориальная распространенность нашей компании по всей стране. Во многих местах у нас нет аутсорсинга. Мы не можем до конца положиться на других. Нам надо обеспечить постоянную готовность техники как минимум в случае чрезвычайных ситуаций, а также для своих плановых работ».

Читайте также:  Что делать если нет идей для бизнеса

3. На отдельных участках логистической цепи использование наемного транспорта оказывается дешевле содержания собственных автомобилей.

«Мы не видим смысла в организации собственного большого автопарка – это нецелесообразно из-за издержек, которые повлечет такое решение, – подчеркнул сотрудник одной из биофармацевтических компаний. – У нас небольшая организация. Вся торговля реализуется через дистрибьюторов. В собственном автопарке у нас только легковой транспорт, поскольку у некоторых сотрудников работа разъездного характера».

Сегодня существует множество логистических агрегаторов, но компании вынуждены отказываться от сотрудничества с ними, так как они работают без НДС. Кроме того, зачастую они выступают в качестве промежуточного звена: площадки не несут ответственности за услуги, которые предоставляют зарегистрированные там перевозчики. То есть фура может загрузиться товаром, отъехать и пропасть. Гораздо безопаснее заключать контракты напрямую с компаниями, которые предоставляют услуги грузоперевозок. В таком случае вы прописываете все условия сотрудничества, а значит, максимально хеджируете свои риски.

Для обеспечения надежности перевозок крупные компании могут создать и свою логистическую платформу. О таком опыте рассказал Андрей Ежков: «Если логистическим агрегатором считать сервис для размещения заказов на поставку продукции в наши торговые центры или на доставку товаров клиентам из ТЦ, то да, мы используем такие агрегаторы. Для этих целей мы создали собственную логистическую платформу. Доступ к ней имеют грузоперевозчики, с которыми компания заключила контракты».

Согласно результатам исследования, российские компании чаще всего комбинируют использование собственного автопарка и наемного транспорта. Представители опрошенных компаний отметили, что своим автопарком удобно пользоваться для самых важных потребностей бизнеса, обеспечения безопасности продукции и в случае экстренных ситуаций. Но часто собственного транспорта не хватает, либо компании приходят к выводу о нецелесообразности его содержания. Это основные причины, по которым организации передают логистические функции на аутсорсинг, арендуют автомобили либо пользуются услугами логистических агрегаторов.

Узнать больше про основные тренды в управлении корпоративными автотранспортными системами вы сможете на Второй конференции «Управление корпоративным автопарком», которая пройдет 28 сентября 2018 года в Москве.

Источник

Компания имеет свой автотранспорт

Автотранспортное предприятие: понятие, задачи и организационная структура

Автотранспортное предприятие (сокращенно – АТП) — самостоятельный хозяйствующий субъект, целью которого является удовлетворение потребностей других компаний и населения в плане пассажирских и грузовых перевозок по стране и в другие государства.

Предприятие данного типа является юридическим лицом, а потому наделяется всеми правами и обязанностями, присущими такому звену экономической системы.

Автотранспортное предприятие обладает особенностями в плане организации производственного процесса и управления компанией.

Цель сегодняшней публикации – представить исчерпывающее изложение базовых концепций, касающихся создания и деятельности АТП, проникнуться экономикой автотранспортного предприятия и проблемами, с которыми его менеджменту приходится сталкиваться повседневно.

Задачи автотранспортного предприятия

В соответствии с целью, для достижения которой создается автотранспортное предприятие, можно выделить основные задачи функционирования организации и его управления:

  • осуществление пассажирских и грузовых перевозок в соответствии с разработанным графиком и планом заданий;
  • надлежащее хранение парка автотранспортных средств, его ремонт и техническое обслуживание;
  • материально-техническое обеспечение организации всеми необходимыми материалами, сырьем и ГСМ;
  • хранение, ремонт и надлежащее использование имущества, принадлежащего автотранспортному предприятию, в том числе зданий, прилегающей территории, оборудования;
  • грамотное формирование штатного персонала, его обучение и повышение квалификации, а также правильная расстановка кадров по рабочим местам;
  • осуществление своевременного профессионального управления деятельностью предприятия, поиск и использование возможных резервов снижения затрат, анализ деятельности автотранспортного предприятия, планирование и организация труда.

Данные задачи являются специфическими для транспортного предприятия, но оно также имеет и ряд задач, которые стремится решить любая коммерческая организация.

Естественно, это организация максимально эффективной деятельности, которая будет приносить прибыль собственникам компании.

Производственная программа автотранспортного предприятия

Основные процессы производственной деятельности транспортного предприятия можно разделить на 4 группы:

  • основное производство, предполагающее осуществление главной цели автотранспортного предприятия — перемещение людей и грузов на определенную территорию по указанному маршруту следования;
  • вспомогательное производство, предназначением которого является создание нормальных условий функционирования автотранспортного парка, в том числе его техническое обслуживание и ремонт;
  • обслуживающее производство, главной целью которого является обеспечение основного и вспомогательного производства необходимыми ресурсами, в том числе сырьем и материалами, горюче-смазочными материалами, электроэнергией;
  • управление производством, как общехозяйственный процесс предполагает контроль над деятельностью всего предприятия, сбор и анализ необходимой информации, составление плана работы компании на перспективу, внедрение результатов НИОКР.

Все эти группы процессов при осуществлении деятельности тесно связаны между собой и не могут существовать отдельно друг от друга.

Организационная структура автотранспортного предприятия

Автотранспортному предприятию присуща характерная организационная структура, представляющая собой различные подразделения, отделы и службы.

Каждое звено призвано выполнять возложенные на него обязанности, используя полномочия должностных лиц, знания и умения кадровых сотрудников, а также предоставленную материальную и информационную базу.

Организационная структура автотранспортного предприятия может быть представлена в следующем виде.

[B]. Ему подчиняются все остальные службы, которые условно можно разделить на 3 основные группы:

  • эксплуатационная служба;
  • техническая служба;
  • экономическая служба.
Читайте также:  Бизнес идеи с налогами

Анализ деятельности автотранспортного предприятия показывает, что наиболее перспективна и эффективна линейно-функциональная организационная структура компании, предполагающая, что:

  • линейные звенья структуры выполняют функции командования, управления и принятия решений. К ним относятся генеральный директор, заместитель генерального директора по эксплуатации, главный инженер, главный бухгалтер и начальник отдела кадров, непосредственно осуществляющие управление автотранспортным предприятием;
  • функциональные звенья структуры выполняют функции по внедрению принятых решений в производство, а также непосредственно осуществляют все хозяйственные процессы.

Эксплуатационная служба АТП

В ведении эксплуатационной службы автотранспортного предприятия находится основное производство организации.

Именно эта служба осуществляет непосредственную пассажирскую или грузовую перевозку, и при этом основным рабочим инструментом являются транспортные средства.

Возглавляет ее заместитель генерального директора по эксплуатации, которому подчиняются такие отделы:

  • диспетчерский отдел, осуществляющий логистические функции — построение графика выездов транспортных средств. К нему относятся диспетчеры и водители, тесно взаимодействующие между собой;
  • гаражное хозяйство, работники которого следят за техническим состоянием транспортных средств и выводом их на маршрут в рабочем состоянии. К этому отделу относятся заведующий гаражом, механики и сотрудник, обеспечивающий машины горюче-смазочными материалами.

Техническая служба АТП

В ведении технической службы автотранспортного предприятия находятся вспомогательное и обслуживающее производство организации.

Эта служба отвечает за то, чтобы в компании существовали нормальные условия осуществления хозяйственной деятельности.

Возглавляет эту службу главный инженер, которому подчиняются следующие отделы:

  • ремонтный отдел, основной работой которого является техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. К нему относятся начальник ремонтного отдела и ремонтные рабочие;
  • отдел материального снабжения, в обязанности которого входит обеспечение предприятия всеми необходимыми ресурсами. К нему относятся начальник отдела, кладовщики и менеджеры по снабжению;
  • административно-хозяйственный отдел, решающий общие вопросы обеспечения бесперебойной работы предприятия. К нему относится начальник АХО и охраны объектов предприятия.

Экономическая служба АТП

К ведению экономической службы автотранспортного предприятия относится управление автотранспортным предприятием с позиции решения организационных вопросов и сотрудничества с контролирующими органами.

В нее входят следующие отделы:

  • бухгалтерия, осуществляющая бухгалтерский и налоговый учет всех операций, проводимых в компании. Ее возглавляет главный бухгалтер и ему подчиняются рядовые бухгалтеры;
  • кадровый отдел, деятельность которого связана непосредственно с сотрудниками предприятия. Его возглавляет начальник отдела кадров и ему подчиняются специалисты по кадрам;
  • планово-экономический отдел, проводящий калькуляцию себестоимости процессов основного, вспомогательного и обслуживающего производства, анализ деятельности автотранспортного предприятия, формирование управленческой отчетности, а также разработку бизнес-плана автотранспортного предприятия на перспективу.

Его возглавляет главный экономист, и ему подчиняются рядовые экономисты и планировщики.

Классификация автотранспортных предприятий

Классификация предполагает разделение юридических лиц рассматриваемого типа на несколько групп по определенным признакам.

В общем виде типы автотранспортных предприятий классифицируются по следующим признакам:

  1. По характеру выполняемой работы:
  • грузовые перевозки, связанные с транспортировкой какого-либо имущества;
  • пассажирские перевозки, связанные с перемещением людей;
  • грузопассажирские перевозки, при которых осуществляется одновременное перемещение как людей, так и имущества;
  • специальные перевозки, основанные на специфическом виде деятельности, к примеру, коммунальное обслуживание в городе, осуществление скорой медицинской помощи;
  1. По организации осуществляемой деятельности:
  • автопарк — представляет собой автотранспортное предприятие, направлением деятельности которого являются пассажирские перевозки населения. Пассажирское автотранспортное предприятие имеет свой собственный парк транспортных средств, стоянку для них, а также пункт технического обслуживания;
  • автокомбинат — как правило, комплексное предприятие данного направления деятельности, оснащенное транспортом в количестве 700 единиц техники и более. Автокомбинат имеет головное управление, а также развитую филиальную сеть;
  • автобаза — представляет собой малое автотранспортное предприятие либо отделение крупной компании;
  • автоколонна — группа транспортных средств, функционирующих отдельно от головного подразделения.
  1. По организационно-правовой форме — транспортные предприятия могут быть созданы в форме индивидуального предпринимательства, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, городских и муниципальных автотранспортных предприятий, некоммерческих организаций.

Поскольку все организационно-правовые формы различаются между собой, то и такие транспортные предприятия разнятся по типам организации, порядку создания и регистрации, а также функционированию аппарата управления.

Учетная политика автотранспортного предприятия

Автотранспортное предприятие как полноправный хозяйствующий субъект обязано вести бухгалтерский и налоговый учет, а для этого необходимо, чтобы в нем была принята учетная политика.

Этот документ обладает рядом особенностей в силу отнесения организации к специфическому направлению деятельности — оказанию услуг компаниям и населению.

Учетная политика автотранспортного предприятия представляет собой документ, содержащий основные положения о том, каким образом будет осуществляться бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.

Это могут быть два отдельных документа либо два раздела одной учетной политики — вопрос о выборе варианта оформления документации решается руководством компании.

Грузовое автотранспортное предприятие может иметь учетную политику, отличную от предприятия, осуществляющего пассажирские перевозки.

Связан этот момент со спецификой деятельности той и другой компании, и она обязательно должна отражаться в учетной документации.

Учетная политика транспортной компании должна в обязательном порядке утверждаться приказом генерального директора и содержать основные разделы, в том числе:

  1. Организационно-технический раздел, в котором указывается рабочий план счетов бухучета, формы первичных учетных документов, ответственные лица за ведение учета и соблюдение законодательства РФ, правила документооборота в организации, методы обработки учетной документации, порядок осуществления инвентаризации, способы оценки обязательств и активов компании;
  2. Методологический раздел бухгалтерского учета, в котором конкретно указывается, каким образом осуществляется бухгалтерский учет по тем или иным счетам, к примеру, по основным средствам или нематериальным активам, материально-производственным запасам или ГСМ, доходам и расходам транспортного предприятия;
  3. Методологический раздел налогового учета, в котором конкретно указывается, каким образом осуществляется налоговый учет при выбранной системе налогообложения.
Читайте также:  Страна может выйти за пределы своих производственных возможностей используя международную торговлю

Учетная политика влияет на то, каким образом будет вестись учет и какие конечные показатели будут получены. В последующем именно на них будет опираться анализ деятельности автотранспортного предприятия и выявляться результирующие итоги.

Охрана труда на автотранспортном предприятии

Охране труда на автотранспортном предприятии уделяется особое внимание, поскольку такой род деятельности обладает повышенными факторами вредности и опасности для человека.

Повышенную опасность для жизни и здоровья персонала создают:

  • транспортные средства;
  • оборудование и механизмы;
  • повышенная или пониженная температура окружающей среды;
  • шумовые и вибрационные эффекты;
  • загазованность и запыленность воздуха;
  • токсичность горюче-смазочных материалов.

Сотрудникам автотранспортных предприятий необходимо создавать максимально комфортные условия труда и компенсировать различными способами воздействие вредных и опасных производственных факторов.

Организация труда на автотранспортном предприятии — одна из линий управления, требующей грамотного подхода в соответствии с принятым законодательством.

Если сотрудники работают в условиях, требующих повышенной концентрации внимания, сменного графика, отклоняющихся от нормальных, оплата должна производиться в соответствии с законодательством РФ в повышенном размере.

К примеру, ночные часы должны оплачиваться в размере полуторной стоимости часа, праздничные или выходные — в двойном размере.

Для таких работников устанавливается специальный режим труда и отдыха, где между сменами существует достаточный интервал времени, чтобы человек мог нормально отдохнуть.

Безопасность на автотранспортном предприятии

Повышенное потребление на автотранспортном предприятии горючих материалов и электроэнергии требует от менеджмента учета соответствующих производственных рисков.

Речь идет о создании надлежащих условий труда в плане пожаро- и электробезопасности автотранспортного предприятия.

В соответствии с типовыми правилами пожарной безопасности, разработанными специально для транспортных компаний, на автотранспортном предприятии необходимо регулярно реализовывать следующие мероприятия:

  • проводить все виды инструктажей, в том числе первичные — при поступлении на работу сотрудников — и периодические;
  • оборудовать все помещения ручными и автоматическими средствами пожаротушения;
  • назначить сотрудников, ответственных за пожарную безопасность;
  • создать и разместить во всех помещениях планы эвакуации при возникновении пожара;
  • периодически осуществлять осмотр системы пожаротушения и устранять выявленные нарушения.

Для контроля электробезопасности в организации назначаются ответственные лица, которые следят за состоянием электрической системы, обучают персонал по работе с ней, а также выдают допуск на работу с электрооборудованием.

Экологическая безопасность на автотранспортном предприятии — новое направление деятельности, связанное с защитой окружающей среды от вредоносного воздействия самого предприятия.

Законодательством предусмотрены мероприятия, которые должна осуществлять организация с целью снижения влияния на окружающую природную среду:

  • укрепление технической базы экологически безопасным оборудованием,
  • сертификация производственных линий и агрегатов,
  • регулярные проверки на предмет соблюдения санитарных норм и правил и т.п.

Изменение схемы управления автотранспортным предприятием

Если по какой-то причине существующая схема управления транспортным предприятием считается неэффективной, она подлежит обязательному пересмотру.

Данное мероприятие может носить глобальный характер, когда затрагивает все участки финансово-хозяйственной деятельности, либо локальный характер, когда изменениям подвергается отдельно взятая служба.

Основными факторами, из-за влияния которых приходится пересматривать структуру транспортного предприятия, можно считать (1) непосредственное изменение деятельности компании и (2) влияние внешней экономической или производственной среды.

Проектирование автотранспортных предприятий предполагает разработку новой цели компании или корректировку ранее принятой, анализ эффективности функционирования всех служб организации, а также составление нового бизнес-плана автотранспортного предприятия.

Новая схема должна давать эффективные результаты и при этом не нарушать механизма оказания услуг компаниям и населению, то есть главная цель компании должна достигаться в полной мере.

Реконструкция автотранспортного предприятия предполагает внедрение каких-либо новых технологий или методов работы.

На современном этапе все чаще внедряется автоматизация автотранспортного предприятия, позволяющая повысить его эффективность и рентабельность.

Внешняя и внутренняя среда автотранспортного предприятия

Внешнюю среду автотранспортного предприятия формируют условия и факторы, в которых функционирует предприятие и на которые само предприятие не способно оказывать никакого влияния.

Внешние факторы можно условно разделить на две группы:

  • прямого воздействия — находящиеся в самом близком отношении к компании, а потому оказывающие на нее максимальное воздействие (например, неисполнение контрагентами обязательств до хозяйственным соглашениям);
  • косвенного воздействия — оказывающие на предприятие опосредованное влияние (к примеру, увеличение правительством цен на топливо или ГСМ).

Внутренняя среда представляет собой те условия и факторы, которые находятся непосредственно внутри предприятия, а потому оказывают на ее деятельность максимальное влияние.

К ним относятся:

  • технико-эксплуатационные условия, от которых зависит основное и вспомогательное производство;
  • финансовые условия и кадровый потенциал;
  • маркетинг и стратегия реализации и оказания услуг.

Источник

Оцените статью