- Судоходные компании России
- Мостурфлот
- Инфофлот
- Водоход
- Ортодокс
- Русич
- ВолгаWolga
- Ленатурфлот
- Истлэнд
- Днепробуг
- CRUCEMUNDO
- Crustal River Cruises
- Luftner Cruises
- DCS Touristik
- A-Rosa
- Pandaw
- Текущая ситуация
- Речной флот и судостроение в СССР
- Деградация отрасли в постсоветский период
- Динамика производства последних лет
- Процесс консолидации в отрасли
Судоходные компании России
Официальный оператор бронирования речных круизов предлагает познакомиться с лучшими круизными компаниями, предоставляющими суда для речных туров. Проверенные туроператоры заботятся об абсолютной безопасности своих пассажиров, удобном, комфортном и спокойном плавании, интересном досуге, рассчитанном на любой вкус и возраст.
На нашем сайте Вы можете найти оптимальный тур для отдыха, воспользовавшись электронной формой подбора, а также узнать самую подробную информацию и рассчитать стоимость круиза на удобное время.
Мостурфлот
Круизная компании группы «Морское речное пароходство» работает с 1988 года. В активе – 12 теплоходов пяти классов. Лайнеры обслуживают речные круизы по Неве, Волге, Каме, Дону, Оке, а также Ладоге, Онег, Белому озеру. Каждый теплоход имеет свою особенность – театр кукол, этно-туры, творческий отдых и т. д. На теплоходах-пансионатах – разработано диетическое меню, оздоровительная программа.
Инфофлот
Круизная компания «Инфофлот» или «Созвездие» создана в 2003 году. В ее распоряжении – 13 лайнеров двух классов, с обслуживанием по европейским стандартам. Суда, предназначенные для длительных путешествий, оборудованы каютами увеличенной площади, рум-сервис, разнообразное питание, большой выбор развлекательных программ на борту, программных и дополнительных экскурсий с профессиональными гидами.
Водоход
Крупнейший круизный оператор полного цикла обслуживания от организации питания до подготовки персонала речных круизов. Компания с 2004 года управляет 26 теплоходами пяти классов, осуществляющими круизные туры из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары и Н. Новгорода, а также 18 судами пассажирского и прогулочного флота. Компания занимает лидирующую позицию на туристическом рынке, является Федеральным агентством по туризму и лучшим туроператором по рекам РФ.
Группа компаний ГАМА, где работает 6 теплоходов. Корпорация обеспечивает речные круизы по Оке, Каме, Волге. Имеет многочисленные награды в номинациях по внутреннему, деловому, речному туризму в Нижегородской области, отмечена Почетным вымпелом Главы города Нижнего Новгорода за вклад в развитие гостеприимства Нижнего Новгорода, в номинации «Лидер по объему инвестиций в туриндустрию». Теплоходы предназначены для семейного, познавательного отдыха, путешествий с детьми.
Ортодокс
Круизная компания работает на рынке с 1988 года, управляет 9 круизными лайнерами. Во время речных туристических путешествий гостям обеспечивается отличный комфорт в каютах, вкусные блюда в ресторане, оздоровление и развлечения на борту, интересные познавательные экскурсии по пути следования.
Русич
Круизный флот «Русич» входит в ГК «Экспресс-Тур», являясь ее представителем в Центральной России. В распоряжении оператора – 2 теплохода, обслуживающие рейсы по Каме, Средней и Нижней Волге, на Соловецкие острова с переходом по Белому морю. Путешественников ожидают доступные круизы с интересными экскурсионными программами, комфортный отдых с развлечениями без рутинных забот.
ВолгаWolga
Круизная компания управляет тремя теплоходами, уникальные маршруты которых проходят по Волге и Каме, красотам Пермского края. Персонал круизных лайнеров проводит развлекательные программы согласно возрасту, вкусам и предпочтениям туристов. Для молодежи – проходят ночные дискотеки с ди-джеями, квесты, романтические программы, для детей – работает игровая зона либо детская комната, проводятся мероприятия в первой и второй половине дня.
Ленатурфлот
Круизная компания учреждена Ленским объединенным речным пароходством в 2003 году. Компания проводит круизы выходного дня к природному памятнику ЮНЕСКО «Ленские столбы». Колоритный круиз с посещением скал над сибирской рекой, национальными обрядами Якутии, шашлыками на берегу подходит для любителей комфортабельного, яркого, активного отдыха на природе.
Истлэнд
Крупнейший круизный туристический холдинг Байкала, управляющий скоростным флотом на Байкале, авиакомпанией «Ангара», тремя отелями, горнолыжным комплексом, базой отдыха и автобусным парком. Круизы по озеру, позволяющие познакомиться с Байкалом, островами, заливами, бухтой с разных ракурсов, проводятся на двух комфортабельных теплоходах. Туры для любителей экскурсий по заповедным местам начинаются из Иркутска, куда туристы могут добраться на самолетах из любого уголка России.
Днепробуг
Круизная компания Беларуси работает с 2016 года, управляет комфортабельным теплоходом, предназначенным для речных круизов по Днепровско-Бугскому каналу, рекам Буг, Пина, Мухавец и Припять. Туры подходят для семейных и познавательных путешествий, отдыха с детьми.
CRUCEMUNDO
Круизная компания проводит речные круизы по европейским рекам, позволяя туристам познакомиться с достопримечательностями городов непосредственно с борта теплохода во время движения. Речные туры по Европе – прекрасный способ полюбоваться красивейшими пейзажами и насладиться комфортными условиями отдыха. Маршруты предназначены для познавательных путешествий семьей, с детьми.
Crustal River Cruises
Круизная компания категории Люкс входит в состав Genting Group с 1988 года, обеспечивает великолепные туры по рекам Европы на 5 комфортабельных яхтах по высшему разряду. Путешественники могут отправиться по Рейну, Майну, Мозелю и Дунаю, увидеть ландшафты, замки поля тюльпанов ветряные мельницы Голландии, Бельгии, посетить с экскурсией каждый город, расположенный на пути следования. Туры подойдут для взыскательных туристов, ценящих высокий уровень сервиса.
Luftner Cruises
Австрийская круизная компания работает с 1980 года в составе корпорации LC. Туроператор занимает лидирующую позицию в круизной индустрии и предлагает 5-звездочный сервис в круизах по рекам Европы. Путешественникам предлагаются маршруты на 10 теплоходах по самым интересным достопримечательностям европейских стран, элегантная обстановка и сервис, максимальная безопасность. Круизы рассчитаны на взыскательных клиентов.
DCS Touristik
Круизная компания работает в туристическом бизнесе с 1985 года. Туроператор предлагает речные круизы по европейским рекам на 2-х зафрахтованных теплоходах. Маршруты пролегают по Рейну, Мозелю, Дунаю, Майну. Лайнеры отправляются из Франкфурта, Кельна, Дюссельдорфа, Нюрнберга, Пассау. Круизы рассчитаны на познавательный отдых в Европе.
A-Rosa
Круизная компания, основанная в 2002 году, располагает 14 комфортабельными теплоходами для речных круизов. Выбирайте любые маршруты по западноевропейским рекам: Мозелю, Роне, Дунаю, Соне, Рейну и Майну. Туроператор обеспечивает все условия для непринужденного стильного отдыха с роскошным сервисом, широкой развлекательной и культурной программой, театральными, музыкальными мероприятиями и танцами.
Pandaw
Круизная компания, основанная в 1995 году, возродила традиции The Irrawaddy Flotilla Company, созданной в 1865 году в Шотландии. Туркомпания управляет 23 теплоходами, основная задача которых – речные круизы по далеким, обычно, труднодоступным европейским рекам и побережьям. Роскошные небольшие суда ручной работы являются настоящими произведениями искусства. Здесь царит неформальная атмосфера, которую наверняка оценят оклонники экзотики и высокоуровневого сервиса.
Источник
Текущая ситуация
Речной флот и судостроение в СССР
Протяженность внутренних водных путей России составляет более 100 тыс. км. Они охватывают значительную часть территории страны и имеют высокую пропускную способность. Транспортировка грузов речным флотом в среднем на 30-40% дешевле, чем железнодорожным и автомобильным транспортом (по подсчетам Волжской государственной академии водного транспорта), в зависимости от маршрута часто разница в цене может достигать 100-200% в пользу флота.
Речной флот СССР, состоявший из 30 тыс. судов, создавался под реальную грузовую базу. Силами внутреннего водного транспорта перевозились нефть и нефтепродукты, удобрения, металл, лес, зерно, арбузы и др. В условиях централизованной экономики формировались грузовые партии на суда, происходила диспетчеризация грузовых потоков, что обеспечивало высокую эффективность эксплуатации речного транспорта. В целом на ВВТ приходилось около 20% грузоперевозок в стране.
Судостроительная промышленность удовлетворяла потребности экономики в речных судах на 80%. В целом по СССР ежегодно строились сотни речных судов. При этом импортировались суда круизного пассажирского флота (из ГДР, Чехословакии, Австрии и Венгрии) и некоторые виды грузовых судов (из Болгарии, Португалии, Чехословакии и Румынии). На экспорт речные суда не строились.
Деградация отрасли в постсоветский период
С распадом СССР, децентрализацией и приватизацией отрасли объемы перевозок ВВТ сократились в 5 раз (см. график 2). В рыночных условиях стали учитываться такие параметры, как стоимость единицы транспортного средства, срок ее окупаемости, сезонность работ, скорость доставки грузов, возможность перевозки грузов от двери производителя до двери покупателя. В СССР многие недостатки речного транспорта компенсировались за счет централизованного управления грузопотоками. Когда же произошли децентрализация и дробление крупных речных пароходств на множество небольших частных компаний, речной флот фактически потерял свою грузовую базу.
Его вытеснил с ранее занимаемой части рынка автомобильный транспорт. Ведь автомобиль имеет сравнительно низкую цену, и создать небольшую автотранспортную компанию по силам даже малому бизнесу, не имеющему доступа к значительным денежным средствам. При этом автомобили имеют сравнительно короткий срок окупаемости, что позволяет автотранспортным компаниям оперативно пополнять свои парки. Эти преимущества позволили автотранспорту в короткие сроки заметно увеличить объемы перевозок. Сейчас доля авто на рынке грузоперевозок страны достигла 73% (см. график 1).
В речном флоте России вместо 40 крупных советских пароходств и транспортных управлений появилось 1500 хозяйствующих объектов. По данным на 1 января нынешнего года в Российском речном регистре числилось 25,8 тыс. судов (см. таблицы 1 и 2). По оценкам судовладельцев, самоходными судами из них являются 9,5 тыс., остальные – несамоходный флот. В последние годы ВВТ перевозит от 100 до 150 млн тонн грузов в год (см. график 2). Это лишь 1,5-2% от общего объема грузоперевозок транспортным комплексом страны. Председатель Правительства РФ Владимир Путин на совещании в Ростовской области в июле 2008 года назвал эту долю «недопустимо малой цифрой».
Впрочем, по некоторым категориям грузов доля перевозок речным флотом выглядит весьма внушительно. Например, ВВТ обеспечивает более 80% северного завоза, около 30% всех перевозок строительных грузов, порядка 15% лесных грузов, 7% зерна, комбикорма и удобрений, 4% черных металлов, почти 5% нефти и нефтепродуктов. И роль ВВТ в ближайшие годы должна существенно возрасти.
Таблица 1. Суда, стоящие на учете Российского речного регистра*
01.01.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2010 | |
Количество судов на учете Российского речного регистра (тыс. единиц) | 28,2 | 26,1 | 25,8 |
В том числе: | |||
Суда смешанного плавания (тыс. единиц) | 1,66 | 1,12 | 1,16 |
Количество новых судов, поставленных на учет за год (единиц) | 107 | 100 | 71 |
В том числе: | |||
Суда российского производства (единиц) | 68 | 66 | 68 |
*На учете в Российском речном регистре стоят не только те суда, которые эксплуатируются в России. Также на учете могут стоять суда, построенные в России, но затем отправленные на экспорт.
Источник: Российский речной регистр
Таблица 2. Крупнейшие речные пароходства России
Компания | Общее количество судов | Количество транспортных судов | Количество самоходных судов | Суммарный дедвейт (тыс. тонн) |
ОАО СК «Волжское пароходство» | 301 | 259 | 185 | 804,2 |
ОАО «Енисейское речное пароходство» | 587 | 510 | 192 | 752,75 |
ОАО «Западно- Сибирское речное пароходство» | 473 | 378 | 103 | 558,11 |
Тобольская РЭБ ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» | 186 | 177 | 33 | 394,66 |
ОАО «Иртышское пароходство» | 213 | 188 | 113 | 285,57 |
ОАО «Московское речное пароходство» | 178 | 137 | 72 | 185,5 |
ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» | 215 | 160 | 69 | 115,17 |
Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (ГБУВПиС) | 212 | 56 | 147 | 19,82 |
ФГУП «Канал имени Москвы» | 183 | 37 | 118 | 11,25 |
ФГУ «Севводпуть» | 168 | 38 | 112 | 9,79 |
По мере разработки шельфовых месторождений, общего восстановления экономики после финансовоэкономического кризиса и ее дальнейшего развития будет увеличиваться спрос на грузоперевозки речным транспортом и, соответственно, на новые речные суда. Более того, огромный потенциальный спрос на речные суда в России формируется и без вышеперечисленных факторов. Ведь большинство эксплуатируемых в России речных судов старше 30 лет (см. таблицу 3) и не отвечает требованиям экологической безопасности, из-за чего не имеет права заходить в порты Европы. Так, практически все российские речные танкеры и бункеровочные суда имеют одинарный корпус. Согласно современным требованиям безопасности в европейских странах, эксплуатируемые суда должны иметь двойной корпус (double hull), что позволяет избегать утечек нефти или каких-либо других перевозимых веществ при повреждении корпуса судна.
Таблица 3. Возрастная структура речных и озерных судов в России (%)
Годы постройки судов/ по состоянию на …год | 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Суда – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе по годам постройки: | ||||||
до 1949 | 1,2 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | 0,7 |
1950–1959 | 13,7 | 12,2 | 10,0 | 10,0 | 9,0 | 9,0 |
1960–1969 | 21,3 | 18,7 | 16,7 | 16,5 | 16,5 | 16,3 |
1970–1979 | 27,1 | 24,4 | 24,7 | 24,5 | 24,7 | 24,6 |
1980–1989 | 30,7 | 33,9 | 33,7 | 33,5 | 33,5 | 33,5 |
1990–1999 | 5,9 | 9,6 | 10,3 | 10,4 | 10,6 | 10,6 |
2000–2006 | — | 0,1 | 3,5 | 4,0 | 4,7 | 5,3 |
Таким образом, к 2020 году по возрасту и в соответствии с требованиями безопасности должно быть выведено из эксплуатации более 80% российского речного самоходного флота. Это около 8 тыс. судов, вместо которых нужно будет построить новые.
Однако большинство пароходств в силу недостаточности масштабов бизнеса не располагают ни собственными средствами, ни возможностями по привлечению кредитных ресурсов для приобретения новых судов. Российские же судостроительные предприятия из-за отсутствия массовых заказов не имеют возможности модернизировать свои производства и значительно отстали в технологическом плане от своих зарубежных коллег. Со снижением доли грузоперевозок речным флотом в России многократно сократилось и строительство судов.
На сегодняшний день отечественное речное судостроение – это порядка 140 судостроительных предприятий. Но они строят менее 70 судов всех типов в год (см. график 3), а самоходными грузовыми (танкеры и сухогрузы – это самые дорогостоящие суда, если не считать пассажирские лайнеры) из них являются не более 30 судов суммарным дедвейтом до 120 тыс. тонн. Причем на 10% функционирующих предприятий приходится около 95% всей производимой продукции (см. таблицу 4). Среднеотраслевой уровень загрузки мощностей, по оценкам ИК «Финам», составляет менее 30%. У лидеров – заводов «Красное Сормово», «Окская судоверфь», Онежского, Невского и др. – этот показатель может достигать 60-90%. При этом многие предприятия отрасли строят по одному небольшому судну раз в 3 года, многие предприятия по 5-7 лет не участвуют в тендерах на строительство судов и числятся судостроительными заводами только формально.
Таблица 4. Ведущие предприятия речного судостроения России
Предприятие | Портфель заказов (млн долларов) | Выручка за 2009 год (млрд рублей) |
ОАО «Завод «Красное Сормово» | 161 | 4,31 |
ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. Горького» | Около 20* | 2,843 |
ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» | Около 330 | Нет данных |
ОАО «Волгоградский судостроительный завод» | 80 | 0,737 |
ОАО «Окская судоверфь» | Около 160 | 0,202 |
*Без учета заказов ОПК
Источник: открытые данные, подсчеты «Эксперта РА»
Очевидно, что требуемое количество судов до 2020 года российские судоверфи в своем нынешнем виде построить не в состоянии. Как отмечают эксперты, даже если немедленно начать крупномасштабное инвестирование средств в модернизацию верфей, то 8 тыс. судов российские предприятия за 10 лет построить все равно не успеют. Следовательно, львиная доля потребности в новых судах будет удовлетворяться за счет зарубежных судостроителей. Учитывая сложное финансовое состояние большинства отечественных пароходств, не исключается и вариант, что для зарубежных судоходных компаний придется снять ныне действующие ограничения по работе во внутренних водах России. Это, конечно, может значительно ослабить позиции российских судовладельцев и судостроителей. Особенно если учесть, что в ряде зарубежных стран судоходным компаниям оказывается прямая государственная поддержка, чего не делается в России (подробнее о такой поддержке см. в главе 3).
Но у российского речного судостроения существуют перспективы развития. Специалисты считают, что при формировании благоприятных условий функционирования отрасли объемы производства верфей на волне увеличения спроса в ближайшие четыре года могут удвоиться. Значительный объем спроса способен обеспечить и дальнейший рост. По различным оценкам, в ближайшие десятилетия российские судостроители могли бы выполнить заказы на сумму от 1 до 3 млрд долларов.
Динамика производства последних лет
В первой половине 2000-х годов параллельно с ростом экономики страны в целом в отрасли начался рост объемов производства. В самом начале 2000-х годов отрасль выживала за счет заказов на серии танкеров от ЛУКОЙЛа, Роснефти и др. Затем российские судовладельцы перестали размещать заказы. Но по мере роста грузопотока, разработки новых месторождений на шельфе Каспия, увеличения объемов строительства у российских судостроителей стали появляться экспортные заказы (в основном на строительство танкеров и сухогрузов), увеличился госзаказ.
Кризис в российском судостроении начался в середине 2008 года. Тогда стал сокращаться объем грузоперевозок, многие судовладельцы начали аннулировать заказы. В целом по российской отрасли было аннулировано около 20% заказов. Например, Волгоградский судостроительный завод в течение 2008–2009 годов лишился вообще всех заказов. При этом усугубилась и без того сложная проблема с привлечением кредитных средств. Однако государство сохранило все свои судостроительные программы, чем значительно поддержало отрасль. В конце 2009 года объемы заказов начали восстанавливаться. Более того, возобновились частные российские заказы.
Государственные организации – Федеральное агентство морского и речного транспорта, ФГУП «Росморпорт» и др. – заказывают главным образом суда вспомогательного флота: аварийно-спасательные, бункеровочные, лоцмейстерские и т. д. На экспорт и для отечественных судовладельцев российские корабелы строят в основном танкерные и сухогрузные суда. Основные зарубежные заказчики – национальные пароходства Туркменистана, Азербайджана, Казахстана, Ирана, а также судоходные компании Турции, Норвегии, Италии и др.
К сегодняшнему дню на госзаказ приходится порядка 30% от общей суммы заказов в российском речном судостроении. Объем экспортных заказов достигает 50%. Остальной объем – заказы от частных отечественных судовладельцев.
Среди крупных проектов по строительству судов речного и смешанного плавания в России в настоящее время можно выделить следующие. ОАО «Онежский судостроительный завод» заканчивает строительство серии из 6-ти сухогрузных судов. ОАО «Завод «Красное Сормово» строит один танкер дедвейтом 7 тыс. тонн для Туркмении и два танкера для нефтетрейдера Solvalub. А недавно ООО «Управление транспортными активами» (контролирует ряд пароходств и судостроительных заводов) разместило на этом предприятии заказ на строительство еще 7 танкеров (5 – твердый заказ, 2 – опцион) для компании «Волга-Флот-Танкер». Невский судостроительно-судоремонтный завод работает над тремя аварийно-спасательными судами по госконтракту. В 2010 году он получил заказ от Северо-Западного пароходства на 10 сухогрузных судов. На «Окской судоверфи» строится серия из десяти сухогрузов для Волжского пароходства. ОАО «Завод «Красное Сормово» в настоящее время строит три танкера на экспорт. В нынешнем году это предприятие получило заказ на строительство еще 5+2 танкера для компании «Волга-Флот-Танкер». Волгоградский судостроительный завод выполняет заказ на строительство пяти танкеров водоизмещением по 7 тыс. тонн для судоходной компании «Палмали».
Процесс консолидации в отрасли
Параллельно с ростом объемов производства в отрасли произошли структурные изменения. Самое значительное из них – формирование ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), в которую вошло большинство принадлежащих государству предприятий отрасли. В настоящий момент ОСК консолидирует свои активы речного судостроения в Южном центре судостроения и судоремонта. Для его создания в уставной капитал корпорации вносятся находящиеся в госсобственности акции завода «Нижегородский Теплоход», «Судостроительного завода им. Карла Маркса», Новороссийского, Криушинского, Туапсинского, Самусьского заводов и др. Но к сегодняшнему дню создание ОСК, по экспертным оценкам, практически не отразилось на состоянии отрасли.
Вместе с тем в речном судостроении произошел ряд слияний на рыночной основе. В частности, была образована группа компаний «Каспийская энергия», в которую вошли судостроительные заводы «Астраханский корабел», «Лотос» и Судостроительно-судоремонтный завод им. III Интернационала. Мощный холдинг, объединивший целый ряд транспортных и судостроительных активов, был создан собственником Новолипецкого металлургического комбината Владимиром Лисиным. В подконтрольный ему холдинг Universal Cargo Logistics Holding В.V. (UCLH), чьими активами управляет ООО «Управление транспортными активами», вошли ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», ОАО «Окская судоверфь», Вознесенская ремонтно-эксплуатационная база флота, судоходные компании «Северо-западный флот», «Астраханское пароходство», ОАО «Волжское пароходство», ООО «Волга-флот-танкер» и др.
Прогнозируется, что с увеличением спроса на судостроительную продукцию конфигурация отрасли в ближайшее десятилетие претерпит существенные изменения. С одной стороны, на волне повышенного спроса продолжится консолидация отрасли – компании будут объединять усилия для выполнения крупных заказов. Эксперты уверены, что инвесторов главным образом будут интересовать эффективные предприятия с отлаженным технологическим циклом, чтобы не приходилось терять время на строительство новых производственных мощностей или масштабную модернизацию существующих. С другой стороны, предприятия, не вполне отвечающие требованиям заказчиков и не представляющие особого интереса для крупных игроков отрасли, либо перестанут существовать как хозяйствующие объекты, либо будут перепрофилированы. Собственно, процесс перепрофилирования в отрасли уже начался. Например, Тюменский судостроительный завод, имеющий диверсифицированное производство, в настоящее время вообще не занимается судостроительной продукцией, переключившись на выпуск металлоконструкций.
Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.
Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.
Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного письменного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.
Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.
Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.
Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.
Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.
На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.
Единственным источником, отражающим реальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.
Источник