Коллективно творческое дело для своего отряда

КТД в лагере. Примеры. Средний возраст

Коллективное творческое дело (КТД)

Основное средство сплочения коллектива — совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. К важнейшим условиям организации детской жизни И. П. Иванов, автор коммунарской методики — методики заботы человека о человеке, относит участие детей не только в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов. Формы воспитательной работы, ориентированные на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагают наличие этих условий.

Одна из таких форм — КТД. Каждое коллективное творческое дело — это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу. Педагогические задачи КТД вторичны. Они следствие доброго отношения к жизни. Поэтому оно — дело. Дело коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами. Дело творческое, потому что на каждой стадии его ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Целенаправленное осуществление коллективных творческих дел как системы может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД.

Стадии организации КТД

1. Предварительная работа.

На этой стадии происходит так называемая «стартовая беседа», во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Главная задача взрослого — вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы: по цветам, геометрическим фигурам, знакам Зодиака, капитанам, открыткам, отраслям наук, временам года, животным и т. д.

2. Планирование.

Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные «задачи на размышление» и т. д.

3. Подготовка.

Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективого планирования, но и весь опыт прежней жизни.

4. Проведение.

Стадия проведения КТД — это итог работы, проделанной при его подготовке.

5. Подведение итогов.

На этой стадии воспитатель ставит задачи для размышления (возможно, в специальных анкетах): «Что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее?». Воспитатель побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.

6. Последействие.

Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД — его ближайшего последействия. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела.

«Памятник пословице»

Задание. Создайте памятник, который называется так:

• «В споре рождается истина».

• «Глаза боятся — руки делают».

• «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

• «Любви все возрасты покорны!»

«Письма с флота»

Задание. Написать домой (друзьям, родителям и т. д.) письмо с флота, используя следующие слова:

• бак, переборки, аврал, бушприт, ют;

• фал, кок, бизань, клотик, гальюн, ведьма;

• леер, камбуз, чумичка, фальшборт, караси;

• шпигат, ватервейс, рея, отдать швартовые, лечь в дрейф.

Примечание:

Шпигат — отверстие в палубе судна для удаления воды за борт.

Ватервейс — канавка для слива воды на палубе.

Лечь в дрейф — остановиться.

Отдать швартовые — подготовиться к швартовке около причала.

Рея — поперечная балка на мачте.

Бушприт — приспособление для прикрепления косых парусов в носовой части судна.

Бак — корабельная носовая надстройка.

Переборки — стены судна.

Аврал — команда на судне, выполняемая всем или почти всем личным составом, вызываемая специальным сигналом и командой «все наверх».

Ют — кормовая надстройка судна.

Леер — ограждение вдоль бортов, вокруг люков и т. д., а также трос для постановки некоторых парусов.

Фальшборт — продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы.

Фал — трос для подъёма парусов.

Бизань — кормовая мачта.

Клотик — самая верхняя часть судна, представляет собой деревянную или металлическую деталь закругленной формы.

Читайте также:  Кто придумал структуру бизнес плана

«Музей вредных привычек»

Задание. Представьте, что вы попали в музей. Это особенный музей. Расскажите, инсценируйте то, что вы видели в залах.

• Зал ссор между мальчиками и девочками.

«Памятник литературному герою»

Задание. Создать памятник литературному герою и произнести речь в честь его открытия:

• памятник первому представителю Красного Креста (Айболиту);

• памятник первому организатору спортивных соревнований с нечистой силой (Балде);

• памятник первому собирателю утильсырья (Плюшкину);

• памятник первому активисту ОСВОДа (деду Мазаю).

«Ах, реклама!»

Задание. Вы устраиваетесь на работу. Принять вас на работу смогут при одном условии: необходимо защитить, доказать значимость продукции. Надо придумать рекламу, например, таких изделий, как:

• зубочистки и др.

«Академия весёлых наук»

Задание. Вы — студенты различных институтов. Вам необходимо подготовить доклад.

• Тема доклада: «Сила есть — ума не надо» (институт физической культуры).

• Тема доклада: «Если долго мучиться, что-нибудь получится» (педагогический институт).

• Тема доклада: «Семь раз отмерь — один отрежь» (медицинский институт).

• Тема доклада: «Тише едешь, дальше будешь» (институт машиностроения).

• Тема доклада: «Чем дальше в лес, тем третий лишний» (институт гармонического развития).

• Тема доклада: «Гусь свинье не товарищ» (институт сельского хозяйства).

«Гороскоп»

Задание. Составить гороскоп для сказочных героев:

«Репка»

Задание. Инсценировать сказку «Репка», используя при этом терминологию:

«Ехали мы, ехали»

Задание. Вы едете в лагерь. Необходимо нарисовать плакат и написать письмо домой на тему:

• «Мы едем, едем, едем. ».

• «Как родная меня мать провожала!».

• «Голубой вагон бежит, качается. ».

• «Здравствуйте, это мы!».

«Придумай, расскажи»

Задание. Инсценировать разговор героев:

• 100 долларов и одной копейки,

• золотой серьги и дырявого носка,

• ржавого гвоздя и каблука,

• грязной тарелки и туалетного мыла,

• старой газеты и рубанка.

«Новый календарь»

Сегодня мы пользуемся календарём, который к нам пришёл из Древнего Рима. В этом календаре большинство названий месяцев — это всего-навсего порядковые числительные. Так, «сентябрь» обозначает «седьмой», а «декабрь» — «десятый» (год у римлян начинался с 1 марта). Но ведь это очень скучно!

Задание. Придумать новое, красивое название для месяцев:

«Волшебная закладка»

Задание. Изготовьте закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказок:

«Утренняя зарядка»

Задание. Придумать комплекс из 10 упражнений для тематической зарядки:

«Животные с планеты Бам-с»

На планете Бам-с очень плохие метеорологические условия. Там каждый день с неба падают метеориты или, попросту, камни. Поэтому все животные на этой планете имеют панцирь, совсем как наши черепахи.

Задание. Попробуйте с помощью пластилина и скорлупы грецкого ореха сделать фигурки животных с планеты Бам-с. А назывались эти животные так:

«Цветочный ковёр»

Задание. Составить композицию из цветов, растений.

• «Вечерняя заря в пучине догорала».

• «Мороз и солнце: день чудесный!».

• «Роняет лес багряный свой убор».

• «Буря мглою небо кроет, / Вихри снежные крутя».

• «На море синее вечерний пал туман».

«Мужественные коллекционеры»

Задание. Инсценируйте ситуацию, когда коллекционер героическими усилиями спасает свою коллекцию. Покажите с помощью пантомимы:

• собирателя кактусов, когда в квартире среди зимы отключат центральное отопление;

• любителя аквариумных рыбок, когда в его самый большой аквариум со шкафа свалится кошка;

• собирателя марок, когда от сильнейшего порыва ветра все марки разлетятся по квартире;

• хозяина террариума, когда его пауки расползутся по дому;

• собирателя картин, когда в его квартиру протечёт вода от соседей сверху.

«Правила поведения»

Задание. Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычайном месте, например:

• в собачей конуре;

• на летающей тарелке;

• на мачте Останкинской телебашни;

• в берлоге медведя.

«Новый Архимед»

Как известно, Архимед, великий учёный древности, прославился тем, что измерил объём короны сиракузского царя, погрузив её в ванну. Это было гениально простое решение труднейшей задачи. С тех пор про всех учёных, сумевших найти простое решение сверхсложной проблемы, говорят, что они — наследники славы Архимеда. Проверьте, а вдруг вы тоже достойны этого звания? А для этого.

Задание. Найдите решение следующей актуальнейшей проблемы:

• Как определить возраст кошки?

• Как измерить вес облака?

Читайте также:  Немецкая компания открыла производство

• Как определить количество мяса в котлете?

• Как измерить температуру тела таракана?

• Как определить численность муравьёв в муравейнике?

«Картина из отпечатков пальцев»

Задание. Оставьте на листе бумаги такое количество отпечатков, чтобы было достаточно для сюжета на следующую тему:

• «Мои любимые домашние животные».

«Современная былина»

Задание. Сочините эпическое произведение о современных героях.

Названия даны следующие:

• «О том, как Стивен Сигал (шеф-повар Кейси Райбок) освободил от врагов крейсер «Миссури»);

• «О том, как Сильвестр Сталлоне (Рембо) спас товарищей из вражеского плена»;

• «О том, как Чак Норрис (Крутой Уокер) победил всех злодеев в Техасе»;

• «О том, как Брюс Уиллис (полицейский Джон Маклейн) разгромил банду громителей-террористов»;

• «О том, как Жан-Клод Ван Дамм (Кикбоксер) отомстил за своего брата».

«Озвученная картина»

Задание. Попробуйте «озвучить» некоторые картины, причём сначала замрите, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины:

• «Запорожцы. » И. Е. Репина;

• «Охотники на привале» В. Г. Перова;

• «Отдых после боя» Ю. М. Непринцева;

• «Опять двойка» Ф. П. Решетникова;

• «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» Б. В. Иогансона.

«Новые специальности в вузах»

Задание. Подумайте и решите, какие обязательные предметы (около 10) должен изучить студент, поступивший на новый факультет:

• факультет ореходробительного оборудования;

• факультет дегустации кисломолочной продукции;

«Танцующие пальцы»

Задание. Танцевальные пары (средние и указательные пальцы рук) исполняют:

«Цвет»

Задание. Изобразить следующие цвета, используя искусство пантомимы:

Примечание. Нельзя указывать на заданный цвет в одежде или в окружающей обстановке. Показывать нужно через ассоциативные образы.

Источник

Копилка коллективных творческих дел

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Каждый педагог стремиться придумать и осуществить что-то свое.

В нашей дружине “Кронштадтъ” широко распространена методика коллективных творческих дел, которая появилась у нас благодаря шин.1 Андрею Ниткину.

Материалы, представленные в данном издании — это опыт работы руководителей 5 сводного отряда генерал-лейтенанта С.Л.Маркова: шин.1 А.Ниткина, рц2 С.Прокофьевой, дбр. Н.Балицкой.

Конечно, один к одному повторить чью-то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать ее и разработать вместе с детьми в обновленном варианте — уже творчество.

Коллективное творческое дело

Что такое КТД?

Методику КТД разработал И.П.Иванов[1]. По этой методике работали коммунарские отряды, оттуда КТД и попали к нам.

КТД могут быть трудовыми, спортивными, познавательными, организаторскими, просто развивающими способности детей.

У И.П.Иванова выделяются 4 этапа КТД:

I. В зависимости от потребностей отряда придумывается КТД по группам (у нас это могут быть звенья). Проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие проекты.

II. На общем сборе выбирается один вариант или создается сводный проект; выбирается совет дела — из представителей каждого первичного коллектива.

III. “Совет дела” разрабатывает избранный вариант в деталях, распределяет поручения между первичными коллективами. Руководит проведением дела.

IV. Проведенное дело обсуждается на общем сборе (удачи, недостатки, предложения на будущее).

Выполнить все этапы довольно сложно, поэтому мы немного отошли от классической схемы КТД, и обычно она сохраняется лишь для руководителей. Но в принципе эта схема хорошо ложиться на звеновую систему и можно постепенно вводить подготовленные детьми дела. Первый этап могут выполнять звенья, второй — весь отряд, третий — работа для вожаков.

Конечно, это не значит, что всю работу “свалили” на детей. Руководителю достается самое сложно — организация. Из опыта известно, что достаточно трудно расшевелить детей — они привыкли получать готовые дела и задания. В помощь для составления КТД мы придумали “шпаргалку”, она приводится ниже.

Зачем нужны КТД?

Во-первых, они помогают воспитанию. Тут нужны определенные усилия со стороны руководителей. Дети разные и руководитель должен стараться заметить чего не хватает ребенку. Большинство детей стесняются своего творчества, проявляться это может по-разному: одни отказываются от участия (не хочу, не умею), другие наоборот кривляются, прячутся за показной развязностью. Поэтому, в КТД существует правило: не высмеивать, даже не говорить “мол, у тебя ничего не выйдет”, но нужно указать на ошибки (до выступления) и помочь их исправить. “Не замечать” стеснения.

Другое правило для руководителя “видеть” и помнить незаметных детей. Известно, что есть личности яркие и о них вспомнят не раз после дела, а есть те, о которых всегда забывают. Руководитель должен специально наблюдать за такими детьми и после дела, когда все будут делиться впечатлениями, упомянуть о “потеряшке”, сказать, что понравилось в его работе.

Читайте также:  Как открыть свой бизнес по розливу пива

Так как работа проводится в коллективе, то ребята учатся считаться с мнением других. В начале формирования отряда руководитель или старшие разведчики должны помогать находить компромиссы остальным. Если КТД проводится по всем четырем этапам, то у участников вырабатывается такое важное качество, как ответственность за общее дело. Коллектив — это и забота друг о друге. Конечно, важен личный пример руководителя, но нужно и самих детей учить быть внимательными: иногда достаточно подсказать, что кому-то нужна помощь, можно доверительно обратиться к ребенку и попросить вроде как о помощи Вам (скажем, нужно объяснить что-либо новичку, а Вам совершенно некогда), или можно подговорить группу детей приготовить сюрприз другим и т.д. Главное, чтобы тон Вашей просьбы не был назидательным.

Во-вторых, КТД развивают способности детей и учат уважить творчество других. КТД могут быть и познавательными (без новых знаний нет развития), и направленными только на самореализацию.

Важно, что познание — не скучная лекция, а игра, соревнование, когда не нужно заучивать урок наизусть. Новая информация в деле выступает косвенно: скажем “если нам будет нужно для подготовки выступления (литературного, театрального, как команды в викторине, в качестве экскурсовода) мы можем воспользоваться этой литературой”, то есть знания не цель, а средство ее достижения. Самореализация дает возможность попробовать себя в разных ролях. Каждый в чем-то оказывается мастером, кому-то это поможет найти себя. Лучше, если все детские работы будут оформляться и храниться (это нужно для самих детей). Иначе получиться, что их работа никому не нужна.

Как проводить КТД?

Хорошо, если начнется КТД с заставки.

“Заставка” — это создание необходимого настроения. Заставкой может быть небольшая сценка, по-особому оформленное помещение, музыка и т.п. Заставка помогает перейти от одного дела к другому. Задание может быть сформулировано в самой заставке или после нее, но главное, чтобы оно прозвучало четко (можно записать его на карточках и раздать группам). Дальше идет деление на группы, если необходимо. Нужно следить, чтобы группы были примерно равносильными и при каждом деле состав их менялся.

Если дело индивидуальное, нужно обеспечить, чтобы у каждого участника были необходимые материалы. Можно сразу предупредить детей, что демонстрировать результаты своего творчества необязательно, а не делать — нельзя. Если дело коллективное, важную роль играет старший в группе (руководитель или старший разведчик). Нужно каждого участника группы занять (иногда необходимо распределение различных заданий) тем, что ему по силам. Давать высказывать свое мнение всем, если кто-то молчит — “выпадает из дела” — спрашивать его мнение. В зрелищном деле на главные роли выводить младших детей, тех, кто хуже играет (для некоторых дел могут быть исключения), а более опытных актеров на эпизодические роли. Главные роли более образны, эмоциональны, поэтому детям легче их понять и изобразить. Старшие могут и второстепенную роль сделать яркой (старшие, но не новички).

После просмотра/прослушивания результатов творчества, хорошо бы подвести итог дела. Как это сделать — стоит серьезно подумать.

Теперь о делах представленных дальше. Вы увидите много похожих КТД — это не случайно. В идеале большинство КТД проводятся только один раз, при следующем проведении оно будет внешне изменено. Например, “Сожженные пленки” и “Вечер жанров” — это несерьезные постановки. Даже такие измененные дела лучше проводить примерно через полгода. Небольшие дела, занимающие 15-30 минут, можно объединить в игру по станциям. Серьезные постановки, пластику, балет, лучше проводить при свечах, если по сюжету не обязателен яркий свет. В любом деле не принимать халтуру (когда это явно). Например, в деле “Аукцион” не принимать в качестве рисунка картинку типа “точка, точка, запятая”.

Как придумывать КТД?

Предлагаем следующую “шпаргалку”. Воспользовавшись ей вы точно составите КТД “средней яркости”, а если добавите творчества, то может получиться произведение искусства. Интереснее, если вы скомбинируете несколько видов КТД в одном. Все яркие дела — сборные.

Источник

Оцените статью