Вече в Новгородской республике: народное собрание или законная власть?
Деятельность Новгородского вече по-разному оценивается историками. Одни приравнивают его к обычному восстанию против князя, другие же убеждены в эпохальном значении собрания. Как бы то ни было, но вече оказало огромное влияние на все сферы жизни жителей Новгорода. Во многом благодаря ему княжество переросло в огромную, процветающую республику.
Структура вече в Новгородской республике
После 1136 года должность князя упразднилась. Это подчеркивается переносом его резиденции из центра города в пригород. Правитель в обязательном порядке заключал договор с городским вече. Его нарушение вело к изгнанию из Новгорода. Обособленно стоял владыка – глава Новгородской епархии. Главными членами вече были:
Новгородского посадника выбирали толь из самых богатых бояр. Он занимал наивысший пост в управлении. Поэтому за должность посадника шли ожесточенные бои. Новгород пережил более 30 государственных переворотов в результате которых одних посадников смещали, других назначали. В итоге должность стала наследственной. Посадниками становились люди из определенных боярских родов.
Еще одной выборной должностью был тысяцкий. Если раньше его назначал князь, то теперь кандидатуру утверждало городское вече. Обычно тысяцким был крупный землевладелец или богатый купец. Как и посадники, тысяцкие стремились как можно дольше оставаться при власти, передавать свои полномочия наследникам.
Боярский совет еще именовался «300 золотых поясов». Согласно исследованиям историков, это были выборные представители от 5 городских концов. Кстати, в каждом из них были свои небольшие веча. На них утверждали кандидатов на должность старосты, сотских.
Функции каждого участника вече
Представитель каждой выборной должности имел свои полномочия и обязанности. Посадник обычно избирался вечем на 1-2 года. Он имел право:
- совместно с князем руководить войском;
- присматривать за государственной казной;
- руководить другими должностными лицами;
- выступать представителем республики в отношениях с другими государствами;
- возглавлять Боярский совет, вечевое собрание;
- заниматься вопросами суда и управления.
Тысяцкий был фигурой помельче. Он мог стать во главе народного ополчения. В его компетенции было рассмотрение вопросов, касающихся торговли, торгового суда. Тысяцкий также занимался сбором различных городских пошлин.
Князь выполнял функцию главнокомандующего. Главная его забота – защита города. Дополнительно князь:
- выступал в роли судебного арбитра, но делил свои полномочия с посадником;
- управлял княжеским доменом, получал от новгородских волостей подать;
- вел дипломатические отношения с другими государствами совместно с посадником.
Особое влияние на политическую жизнь Новгорода имел архиепископ. Он совмещал богослужение с хозяйственно-административной работой. Владыка был ответственен за сохранность печати и городской казны. Он также участвовал в дипломатических отношениях Новгорода с другими государствами. Подписывал договора и соглашения международного значения.
Чем занималось Новгородское вече?
На собраниях разбирали абсолютно все законодательные вопросы. Вече вмешивалось как во внутреннюю, так и во внешнюю политику. Рассматривало различные преступления и выносило приговор. При этом осужденные наказывались очень строго, вплоть от смертной казни. Если провинность несерьезная, то лишали имущества или же изгоняли из города.
Новгородское вече занималось обсуждением и постановлением законов. В его компетенции было изгнание или приглашение князя. На собраниях детально обсуждали кандидатуры правителей. Вече имело право судить сановников. Люди самостоятельно решали вопросы, связанные с войной и миром.
Кто мог участвовать в вече?
Некоторые историки склоняются к мнению, что членами вече могли быть только богатые, уважаемые люди. Но конкретных данных в источниках не сохранилось. Большинство исследователей все же считают, что принимать активное участие в собрании могли мужчины абсолютно всех сословий. В сохранившихся грамотах упоминаются купцы, бояре, ремесленники, крестьяне. Черный люд также мог приходить на вече.
Не все члены вече проживали непосредственно в Новгороде. Бояре могли обитать где-нибудь в ближайших поселениях в своих имениях. Для купцов тоже место проживания не играло значимую роль. Учитывался только их род занятия. На собрание приходили люди из окрестных поселений. Они могли поднимать какие-то вопросы, но имели ли они право принимать участие в решении проблем, касающихся управления, неизвестно.
На вече в обязательном порядке присутствовал посадник, боярский совет. Посещать собрания имел право и князь. Но его функции были ограничены. Без согласия сановников он не мог наказать человека, объявить войну или раздавать должности, волости. Именно сановники принимали окончательные решения. Они выступали перед народом, убеждали в своей правоте.
Принцип принятия решения на Новгородском вече
Собрание не могло гарантировать принятие абсолютно правильного решения. Система голосования была примитивной. Решение принималось по силе криков. За кого сильнее кричат, тот и прав. Но мирные собрания были скорее исключением из правил. Люди разбивались на противоборствующие лагеря и после криков переходили к ожесточенным столкновениям. Кто выиграл в драке, тот считался большинством.
В некоторых случаях одновременно происходило два вече – на Софийской площади и Торговой стороне. Но законными они не считались. После таких собраний происходили особо ожесточенные бои. Участники шли друг на друга, встреча на волховском мосту перерастала в кровавое побоище. Иногда разнять драчунов успевало духовенство.
Как бы там ни было, но даже с примитивной формой голосования новгородцы принимали много верных для себя решений. Главное – каждый мог высказать свою точку зрения, пожаловаться на кого-то, принять участие в управлении государством. Люди не чувствовали себя бесправными, они сами выбирали себе правителей.
Источник
Публикации
В первом материале регулярного проекта РАПСИ об истории выборов в России описываются все стадии республиканской формы правления, опробованные нашими предками. О важных правовых деталях государственного устройства такого типа и малоизвестных занимательных фактах, как именно было организовано голосование в Новгороде, рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
В догосударственный период существования восточнославянских племен все важнейшие вопросы жизни общества решались на народных собраниях. Такое было и у других народов. Это время и форма организации первобытного общества назывались «военной демократией». «Военной» — потому что на таких собраниях принимали участие с правом решающего голоса мужчины-воины.
С созданием государств на Руси в виде княжеств, т.е. в форме монархий, народные собрания – вече – не исчезли. Они продолжали существовать при князьях и играли большое значение. Однако в целом говорить о роли вече в разных русских княжествах периода феодальной раздробленности довольно сложно. Тут разброс оценок их политического веса, судя по летописям, может быть значителен.
В некоторых княжествах они продолжали сохранять за собой функции высшего органа власти, без одобрения которого не вступали в силу решения князя. Во многих местах существовало нечто вроде «двоевластия». Где-то вече собирались время от времени лишь для обсуждения самых важных коренных вопросов, а кое-где они постепенно превратились в некий совещательный орган при князе. В отдельных случаях вече отходило в прошлое как «пережиток», но о нем вдруг вспоминали в случае противостояния общества с князем, и тогда стихийно собравшееся вече становилось местом и формой протеста.
Наиболее важную и даже решающую роль в управлении государствами играли вече в двух республиках: Новгородской и Псковской (отделилась от Новгорода в 1348 году). Слово «республика», употребляющееся в характеристике государственного образования периода феодализма, непривычно, режет слух и вызывает вопросы у читателей. Но на самом деле это были самые настоящие республики. А как еще назвать государство, в котором все высшие должностные лица, включая князя и архиепископа, демократическим образом избирались на народном собрании – вече.
Даже по названию своей территории и формы государства Новгород отличался от других образований. В период феодальной раздробленности Русь распалась на десятки княжеств. Мы знаем, скажем, Владимирское, Тверское, Московское, Ростовское и другие княжества, но, когда речь идет о Новгороде мы говорим: «Новгородская земля». Так будет точнее.
До 1136 года из столицы Древнерусского государства Киева в Новгород великим князем присылались наместники. Эти князья-наместники назначали посадников и тысяцких. Однако такой порядок управления находил возражение у вольнолюбивых и достаточно самостоятельных новгородцев.
В 1136 году они взбунтовались и изгнали князя Всеволода. С тех пор там и воцарились республиканские порядки. Вече стало выбирать посадника и тысяцкого. Посадник был как бы высшим должностным лицом в республике, а в деле сбора и командования новгородским ополчением ему помогал тысяцкий. В любое время вече могло отозвать лиц, выбранных ими на эти должности.
Но князья в Новгороде были. Откуда и в каком качестве? Ведь в буквальном смысле местных «природных» новгородских князей не существовало. Их приглашало вече из других княжеств-монархий. И полномочия князя были весьма ограничены. С некоторыми оговорками таких князей можно называть воинами-наемниками.
Действительно, новгородцы нанимали князя с его дружиной главным образом для внешней обороны и исполнения судебных, а также полицейских функций. Они платили ему, назначая «кормление». Именно вече решало, кого из князей приглашать на службу, заключало с ним договор – «ряд», определяло размеры «кормления» князя и его дружинников.
Князь не мог даже купить землю в пределах республики, поэтому и не оседал в Новгороде, а по окончании договора покидал республику. Вече могло и изгнать князя, не дожидаясь истечение срока «ряда». Так, «святой благоверный» князь Александр Невский несколько раз становился новгородским князем из-за конфликтов с новгородцами.
О новгородском вече русские летописи впервые упоминают, описывая события 1016 года. Но, возможно, оно появилось значительно раньше, так как к этому периоду вече уже действовало достаточно отлажено, как устоявшаяся форма правления землей. Так в 862 году именно вече решило пригласить на княжение Рюрика, что и положило начало русской государственности.
Обычно сбор народного собрания объявлял посадник или тысяцкий. Для оповещения использовался специальный вечевой колокол. Кроме этого, в разные концы города отправлялись «биргочи и подвейские» — глашатаи, которые скликали народ на вечевую сходку. Любой свободный взрослый человек мужского пола мог принять участие в работе вече. Собрание происходило под открытым небом, так что гласность в его работе была обеспечена.
Вече было прежде всего высшим законодательным органом республики. Так, именно вече утвердило Новгородскую судную грамоту. Его решения были обязательны для исполнительной власти: посадника, тысяцкого, князя и сотских. Вече принимало решения о войне и мире, о заключении договоров с иностранными государствами.
Здесь же могли решаться и некоторые конкретные управленческие вопросы и вершиться правосудие по наиболее громким государственным преступлениям. Осужденных на вече преступников – их обычно приговаривали к смертной казни — тут же сбрасывали с Великого моста в реку Волхов.
Таким образом, четкого разделения ветвей власти в новгородской системе мы не наблюдаем: вече могло заниматься законотворчеством, решением управленческих вопросов и отправлением правосудия.
За поддержку Константинополя во время его конфликта с Киевом новгородский епископ Нифонт получил от Константинопольского патриарха титул архиепископа и тем самым – автономию от Киевского митрополита. Теперь новгородцы на своем вече получили право избирать и архиепископа. И в 1156 году они впервые избрали себе архиепископа Аркадия. А, например, согласно летописям, в 1228 году новгородское вече своим решением сместило неугодного ему архиепископа Арсения.
Все решения вече изначально принимало консенсусом. В случае, если меньшинство собравшихся имело другое мнение, проводились дальнейшие обсуждения вопроса с целью нахождения компромисса. Ради этого могли и перенести вопрос до следующего собрания, чтобы провести повторное голосование.
В этом мы можем усмотреть признаки соблюдения весьма прогрессивного принципа учета мнения меньшинства, до которого передовые демократии доходили потом долгие века. Правда, если единогласия все же не удавалось достигнуть, то пытались добиться хотя бы явного перевеса голосов в пользу одного из решений.
Голосовали в буквальном смысле, т.е. голосом. Но именно потому, что для принятия решения требовалось убедительное, точнее подавляющее большинство, то голосовавшие старались кричать изо всех сил. В результате активного участия в работе народного собрания порой мужчины приходили домой с вече осипшими и охрипшими.
Позднее, с углублением социального и имущественного расслоения, все труднее было находить консенсус между людьми с отличающимися интересами. И тогда в практике проведения вече появились и физические столкновения сторон в случаях равного распределения голосов. Так, в 1218 году вече, сопровождаемое кулачными битвами, собиралось ежедневно в течение недели, пока наконец, «не сошлись братья все единодушно».
С количественным ростом числа горожан возникли и организационные проблемы для проведения общегородских народных собраний. И тогда всё чаще стали прибегать к созыву представителей «концов» города. Дело в том, что общеновгородское вече и возникло как федерация «кончанских» вечевых собраний. Всего Новгород исторически делился на пять «концов» — частей города. В каждом из концов также собрались свои вече, где обсуждались местные проблемы и выносились решения, с которыми делегаты этого собрания отправлялись на всеобщее городское вече.
В литературе существуют оговорки по поводу «подлинной демократичности» в организации власти в Новгородской республике. Единственным основанием у сторонников таких сомнений является то, что вопросы на вече выносили представители старейших родов («совет господ»), они же и готовили проекты решений вече.
На наш взгляд, такие упреки в адрес демократичности вече несостоятельны, так как и в развитых демократиях существовали и существуют инстанции и органы, которые проделывают такую подготовительную работу. Это совсем не является признаком недемократичности государства, так как окончательное решение вопроса всё-таки выносилось всенародно и далеко не всегда заготовленные знатью проекты принимались на голосовании.
Впрочем, в дальнейшем, во времена «поздней республики» в XIV-XV вв. мы, действительно, видим возрастание роли знати в управлении Новгородом. И применительно к этому времени, может быть, и употребим термин «аристократическая республика». Однако вече сохранило свое значение до конца существования Новгородской республики.
Со складыванием русского централизованного государства началось «собирание русских земель» под началом Московского княжества. В 1478 году очередь дошла и до Новгородской земли. Самостоятельное существование этой республики закончилось, его территории вошли в состав жестко централизованного государства с монархической формой правления. Символ республики и демократии – вечевой колокол был снят и отвезен в Москву. Вече перестало собираться.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 9 февраля.
Источник