Когда начинает свою деятельность товарищество передвижных художественных выставок

Товарищество передвижных художественных выставок

Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Содержание

История

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок» [1] .

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили

и др. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев,Ф. А. Чирко и др. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.

Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов.

Художественные принципы

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

Ссылки

См. также

Литература

  1. Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Письма и документы. 1869—1899 гг. Книги 1, 2. Издательство ‘Искусство’, Москва, 1987
  2. Передвижники // Большая советская энциклопедия

Примечания

Передвижники

Учредители Товарищества 1870 г.

Ге Н.Н. • Каменев Л.Л. • Клодт М.К. • Клодт М.П. • Корзухин А.И. • Крамской И.Н. • Лемох К.В • Маковский К.Е. • Маковский Н.Е. • Мясоедов Г.Г. • Перов В.Г. • Прянишников И.М. • Саврасов А.К. • Шишкин И.И. • Якоби В.И.
Члены Товарищества 1870-1923 гг.
Аммон В.Ф. • Аммосов С.Н. • Андреев Н.А. • Архипов А.Е. • Афанасьев А.Ф. • Бакшеев В.Н. • Бахтин К.Н. • Беггров А.К. • Беклимишев В.А. • Богатырёв В.С. • Богданов И.П. • Богданов-Бельский Н.П. • Боголюбов А.П. • Бодаревский Н.К. • Бронников Ф.А. • Брюллов П.А. • Бялыницкий–Бируля В.К. • Васнецов А.М. • Васнецов В.М. • Виноградов С.А. • Волков Е.Е. • Горбатов К.И. • Гун К.Ф. • Дворников Т.Я. • Досекин Н.В. • Дубовской Н.Н. • Ендогуров И.И. • Жуковский С.Ю. • Загорский Н.П. • Зайцев М.М. • Зарубин В.И. • Иванов С.В. • Исупов А.В. • Касаткин Н.А. • Келин П.П. • Киселёв А.А. • Корин А.М. • Костанди К.К. • Кравченко А.И. • Кузнецов Н.Д. • Куинджи А.И. • Лаховский А.Б. • Лебедев К.В. • Левитан И.И. • Леман Ю.Я. • Лисснер Э.Э. • Литовченко А.Д. • Маковский А.В. • Маковский В.Е. • Максимов В.М. • Малютин С.В. • Милорадович С.Д. • Минченков Я.Д. • Моравов А.В. • Мурашко А.А. • Мухин А.И. • Неврев Н.В. • Нестеров М.В. • Никифоров С.Г. • Нилус П.А. • Орлов Н.В. • Остроухов И.С. • Первухин К.К. • Петровичев П.И. • Пимоненко Н.К. • Позен Л.В. • Поленов В.Д. • Попов Л.В. • Похитонов И.П. • Радимов П.А. • Размарицын А.П. • Репин И.Е. • Репин Ю.И. • Ржевская А.Л. • Рябушинский С.П. • Савицкий Г.К. • Савицкий К.А. • Сварог В.С. • Светославский С.И. • Серов В.А. • Соколов В.И. • Степанов А.С. • Суренянц В.А. • Суриков В.И. • Тихов В.Г. • Туржанский Л.В. • Фешин Н.И. • Харламов А.А. • Холявин Н.Ф. • Шанкс Э.Я. • Шемякин М.Ф. • Шильдер А.Н. • Шульпинов Н.С. • Щербиновский Д.А. • Ярошенко Н.А. • Ярцев Г.Ф.

Экспоненты Товарищества 1870-1923 гг.

Аладжалов М.Х. • Антокольский М.М. • Аракелян С.А. • Бажин Н.Н. • Батурин В.П. • Беляев В.В. • Беньков П.П. • Богатов Н.А. • Богданов В.С. • Богданов Н.Г. • Боткин М.П. • Бродский И.И. • Буковецкий Е.И. • Бурлюк Д.Д. • Бучкури А.А. • Быковский Н.М. • Верещагин В.В. • Владимиров И.А. • Волнухин С.М. • Высотский К.С. • Герасимов А.М. • Гинцбург И.Я. • Головин А.Я. • Горелов Г.Н. • Горохов И.Л. • Грандковский Н.К. • Гриценко Н.Н. • Гугунава И.Г. • Гужавин М.М. • Домогацкий В.Н. • Дроздов И.Г. • Дюккер Е.Э. • Журавлёв В.В. • Забелло П.П. • Зарецкий А.А. • Зарудная-Ковас Е.С. • Игнатьев М.И. • Кабанов Н.М. • Казаков И.С. • Кайгородов А.Д. • Калмыков И.Л. • Каменский Ф.Ф. • Кандауров А.И. • Каринская А.Н. • Кацман Е.А. • Кишенёвский С.Я. • Клодт Н.А. • Кокель А.А. • Коровин К.А. • Коровин С.А. • Крайнёв В.В. • Крачковский И.Е. • Крыжицкий К.Я. • Кузнецов В.А. • Леблан М.В. • Левченко П.А. • Маковская А.Е. • Малышев М.Г. • Малявин Ф.А. • Мартен Д.Э. • Мартынович П.Д. • Матвеев Н.С. • Менк В.К. • Мешков В.В. • Мешков В.Н. • Мещерин Н.В. • Мещерский А.И. • Модоров Ф.А. • Мясоедов И.Г. • Пастернак Л.О. • Пелевин И.А. • Переплётчиков В.В. • Перов В.В. • Петрококино Е.К. • Пиотрович С.К. • Платонов Х.П. • Позднеев В.И. • Поленова Е.Д. • Постников С.П. • Прохоров С.М. • Пчёлкин В.Н. • Пырин М.С. • Рерберг Ф.И. • Рябушкин А.П. • Сапунов Н.Н. • Светлицкий Г.П. • Симов В.А. • Скалон А.В. • Соколов М.Г. • Столица Е.И. • Струнников Н.И. • Сычков Ф.В. • Татевосянц Е.М. • Третьяков Н.С. • Трояновский О.И. • Трубецкой П.П. • Турлыгин Я.П. • Хохряков Н.Н. • Хруслов Г.М. • Чепцов Е.М. • Чижов М.А. • Чирков А.И. • Шестёркин М.И. • Шмаров П.Д. • Шурыгин А.А. • Эллерт Н.Л. • Юнге Е.Ф. • Юон К.Ф. • Яковлев Б.Н. • Яковлев В.Н. • Яровой М.М. • Ясновский Ф.И.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Товарищество передвижных художественных выставок» в других словарях:

ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК — 1870 1923, российское объединение художников реалистов (см. Передвижники), основано в Санкт Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. Товарищество развернуло просветительскую деятельность; с 1871 устроило … Большой Энциклопедический словарь

ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК — ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК, смотри Передвижники … Современная энциклопедия

Товарищество передвижных художественных выставок — (ТПХВ), (см. Передвижники). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Товарищество передвижных художественных выставок — русское демократическое художественное объединение, образованное в 1870 в Петербурге; см. Передвижники. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.)… … Художественная энциклопедия

Товарищество передвижных художественных выставок — (ТПХВ), см. Передвижники … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

товарищество передвижных художественных выставок — 1870 1923, российское объединение художников реалистов (см. Передвижники), основано в Санкт Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. С 1871 товарищество устроило 48 выставок в Санкт Петербурге, Москве,… … Энциклопедический словарь

Товарищество передвижных художественных выставок — Тов во передвижных худ. выставок ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК, смотри Передвижники. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Товарищество передвижных художественных выставок — ТПХВ (1870 1923), объединение демократически настроенных русских художников (передвижников). Создано в Петербурге в 1870 И.Н. Крамским, Н.Н. Ге, В.Г. Перовым, А.К. Саврасовым, И.И. Шишкиным и др. Начиная с 1871 провело в Петербурге, Москве и… … Москва (энциклопедия)

Товарищество передвижных художественных выставок — (ТПХВ) худож. объединение, явившееся новым этапом в истории рус. иск ва. Образовано в 1870 (распалось в 1923) в СПб. Н. И. Крамским, Г. Г. Мясоедовым, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым. ТПХВ развивало демокр. идеи Артели художников, наследовало ее принципы … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Товарищество передвижных художественных выставок — русское демократическое художественное объединение, образованное в 1870 в Петербурге. См. Передвижники … Большая советская энциклопедия

Источник

Школьная Энциклопедия

Искать

Передвижники

Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 28.07.2015 19:06 Просмотров: 8973

Передвижниками называют Товарищество передвижных художественных выставок.

Это творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в.
Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма. Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность.

Основание общества

Основание Товарищества передвижных художественных выставок было результатом общественно-политической ситуации в стране. Это была эпоха Великих реформ Александра II.
Во время его правления были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования – произошло реформирование Императорской Академии художеств. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Но эти изменения не сразу искоренили действовавшие в Академии консервативные взгляды и подходы к творчеству. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Совет Академии отказал им в этом, и тогда все 14 художников покинули Академию. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

Иван Крамской (фотография 1860-х годов)
Когда конкурс начался, сделал заявление Иван Крамской: «. Просим позволения сказать перед Советом несколько слов. Мы подавали два раза прошение, но так как Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу, то мы, не считая себя вправе больше настаивать и не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше Совет освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников». Один из конкурсантов, Пётр Заболотский, не вышел из зала со всеми, решив всё-таки участвовать в конкурсе. Но конкурс при одном претенденте состояться не мог. Вместо Заболотского прошение о выходе из Академии подал скульптор Василий Крейтан, также имевший малую золотую медаль Академии. Таким образом, от конкурса отказались и вышли из Академии 13 живописцев и 1 скульптор.
Именно эти ученики Академии организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» – это была первая попытка образования в России независимого творческого объединения художников. В 1870 г. она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», но опыт Артели учитывался при создании Товарищества.

Идеология передвижников

Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?
Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.
Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.
В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство. во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством. б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

Состав Товарищества передвижников

В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)
Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество. Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.
Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Экспонент – художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным.

Первая выставка

Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Были показаны работы 16 художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» , скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы.

А. Саврасов «Грачи прилетели»

Журналист и литературовед И.М. Гронский так сказал о творчестве художника: «Саврасовых в русской живописи немного. Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы».

Картина «Грачи прилетели» стала культовой и заслонила собой, к сожалению, остальное творчество этого выдающегося художника. Но коль мы ведём разговор о первой выставке передвижников, то неизбежно следует сказать и о ней. Снова и снова, потому что о ней сказано, пожалуй, уже всё.

А. Саврасов «Грачи прилетели» (1871). Хост, масло. 62 х 48,5 см. Государственная Третьяковская галерея
На картине изображена Воскресенская церковь в селе Костромской губернии (сейчас это посёлок Сусанино). Церковь сохранилась до наших дней (сейчас в ней музей Ивана Сусанина). Русский пейзаж ранней весны показан неприглядным, но берущим за сердце каждого русского человека – вот в этом и есть особенность этой картины. Картина стала открытием в живописи. Её сразу же купил П. Третьяков, знаток и ценитель искусства, меценат и основатель известной галереи. Позже Саврасов сделал несколько копий картины.

Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

Холст, масло. 135,7 х 173 см. Государственная Третьяковская галерея
Сюжет картины – историческое событие. Сын Петра I от первого брака выступил против реформ отца. Произошло это под влиянием враждебно настроенных бояр. Заговор, в котором участвовал царевич, был раскрыт, и царевич бежал в Вену, а затем в неаполитанский замок Сент-Эльмо в Италии, но был возвращён оттуда по приказу императора. В России Сенат, с согласия отца, приговорил царевича к смертной казни. Но он умер в 1718 г. в Петропавловской крепости еще до приведения приговора в исполнение.
Художник Н. Ге изучал документы и старинные портреты Петра I и царевича, костюмы начала XVIII в., а также точно воспроизвел кабинет императора в Петергофском дворце Монплезир.
Петр I сидит за столом и пристально смотрит на сына. Он как будто ждёт ответа на заданный царевичу вопрос. Царевич Алексей стоит в замешательстве, потупив взор. Позы персонажей, выражения их лиц – всё говорит о том, что царевич не отрицает своей вины, а Пётр верит в то, во что ему, как отцу, верить не хочется. В комнате чувствуется напряжённая тишина и уже не нужно больше слов – всё сказано. Но внутренний диалог между ними как будто продолжается: отец ещё не потерял надежды на раскаяние сына. Но сын твёрд, хотя и кажется внешне хрупким.
Картина произвела сильное впечатление на современников и сразу же была куплена П. Третьяковым для своей коллекции.

М.М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)

Скульптура «Иван Грозный» стала первой большой работой М. Антокольского. За неё он получил звание академика. Статуя произвела огромное впечатление и на императора Александра II, он приобрёл её для Эрмитажа.

Особенности творчества передвижников и их значение

Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Чуждые русскому духу мифологические образы уже не привлекали молодёжь, которой хотелось найти свои идеалы. Для передвижников были характерны психологизм, внимание к деталям, социальная и классовая направленность, мастерство типизации. Ведущими стилями в творчестве передвижников были реализм и импрессионизм.
Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе, оно было созвучно своему времени.
Большую помощь передвижникам оказал коллекционер и меценат П. М. Третьяков. Он постоянно обновлял свою галерею работами передвижников, умел понять талант и увидеть будущее не известной пока картины. Он приобретал в свою галерею произведения передвижников, оказывая им тем самым материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Третьякова, в основном это портреты великих современников – писателей, композиторов, других выдающихся людей. Например, известный портрет Л.Н. Толстого был написан И. Крамским по заказу П.М. Третьякова.

И. Крамской «Портрет Льва Толстого»

Товарищество передвижников просуществовало более 50 лет. За это время было проведено 47 передвижных выставок, география которых была очень обширной.
И сейчас творчество передвижников востребовано и не забыто, это наше национальное богатство.

Источник

Читайте также:  Свое дело с нуля уроки
Оцените статью