Классный час Трудом славен человек
классный час (4 класс) на тему
Тема: «Трудом славен человек».
Цель: Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека..
Ход классного часа
1. Целеполагание.
— Тема нашего классного часа: «Трудом славен человек».
— Сегодня мы с вами поговорим о труде, о его назначении в жизни человека, о качествах человека труда, и, конечно о ценностях труда земного.
2. Проблемная ситуация.
— А начать разговор я хочу с чтения притчи К.Д. Ушинского «Два плуга». Послушайте её очень внимательно.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот. — А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
3. Беседа по притче.
-Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?
-Почему плуг, блестел, как серебро?
(Потому что он трудился, а труд украшает)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
(Потемнел и покрылся ржавчиной.)
— Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?
(Труженика и ленивого человека)
— Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?
— Чему хотел научить вас автор?
— Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржа (ржавчина) не берёт».
— Значит, для чего нужно трудиться?
(Чтобы стать краше.)
4. Актуальность темы классного часа.
— Назовите хором тему нашего классного часа.
( Они много трудились.)
5. Беседа о труде в семье.
— А что такое труд?
(Работа на благо.)
— У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.
— В Толковом словаре С.И. Ожегова такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей». (На доске)
— А когда нужно начинать трудиться?
— А как вас в вашей семье приучали к труду?
— Дети, я знаю, что ваш основной труд – это учёба.
— А есть ли у вас дома какие – то обязанности?
— Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?
— Дети, а как трудятся в дружной семье?
— Как легче построить дом: одному или сообща?
(Один в поле не воин)
— В коллективном труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.
6. «Кто не работает, тот и не ест».
— Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
Труду следует учиться всю жизнь.
Наши предки – люди, жившие до нас, — умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом.
— Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».
( Значит, трудиться должны все.)
— Многие из нас и не подозревали, что знаменитые слова, «Если кто не работает, тот и не ешь», принадлежат ученику Иисуса Христа апостолу Павлу.
— Например, на Руси был всем известный царь Пётр Первый
Он трудился вместе с работниками. Сначала сам осваивал разные ремёсла, а потом обучал им других. А больше всего он любил токарное дело и занимался им по нескольку часов в день.
7. О профессиях родителей.
— А что нужно для того, чтобы хорошо трудится?
(Научиться хорошо выполнять свою работу.)
— А что для этого нужно?
— А что такое профессия?
(Определённый вид деятельности.)
— «Основной род занятий, трудовой деятельности», — сказано в Толковом словаре С.И. Ожегова. (На доске)
— Дети, а что вы знаете о профессиях своих родителей?
8. О будущих профессиях.
— Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию.
Учитель:
— Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
1 уч.
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
2 уч.
— Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
3 уч.
— Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его — болезней нету!
4 уч.
— В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
5 уч.
— Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить — пустяк,
Я играю за «Спартак»!
6 уч.
— Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
7 уч.
— Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
8 уч.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!
— Дети, какая же профессия самая важная?
«Все работы — хороши!
Выбирай на вкус!»
— Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни». (Слайд )
— Я верю в то, что ваш труд будет приносить добро и радость.
II. Основной этап.
1. Подготовительный этап.
О труде земном
— Ребята, прежде, чем задать следующий вопрос, я предлагаю вам отгадать загадки.
Ой, ты добрый молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять!
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз – два и готово.
Занят важной он работой:
Урожай – его забота,
Чтоб сумели уродиться
Рожь, овёс или пшеница.
Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.
У него смолой спецовка,
Как сосновый пахнет лес.
Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.
Летают пальцы птицами –
Поток струится ситцевый.
Летают пальцы пчёлками –
Поток струится шёлковый.
Её давно бурёнки знают,
Всегда мычанием встречают
И за её нелёгкий труд
Всё молоко ей отдают.
— Чей труд стал основой многих профессий?
— Как же называется труд этих людей?
— Перечислите, пожалуйста, ещё раз основных представителей труда земного. (Слайд )
— Посмотрите на картины.
Они вам помогут увидеть, как трудились эти люди.
— Обратите внимание на нашу выставку.
— Расскажите, изделия каких мастеров вы увидели?
— В наше время эти замечательные ремёсла, которые стояли у истоков российской цивилизации, продолжают развиваться.
Строятся, как и много веков назад, красивые деревянные дома, изготавливается лёгкая фарфоровая и металлическая посуда, радует глаз удобная нарядная одежда.
Вот это – плоды труда земного. (Слайд )
2. Активное занятие « Качества человека труда». Работа в группах.
— Дети, каковы основные качества человека труда?
— Каким он должен быть?
— Подумайте сначала самостоятельно, потом посоветуйтесь друг с другом.
— Отметьте только те слова в карточках, которые отражают сущность человека труда.
Трудолюбие, честность, взаимопомощь, лень, добросовестность, сила, порядок,
ловкость, равнодушие, терпение
Отвечают представители групп.
3. Благодарность родителям.
— Дети, а как вы считаете, обладают ли такими качествами ваши родители?
— А вы благодарны родителям за их труд?
— Скажите им слова благодарности.
(Я благодарен своим родителям за то, что они трудятся, чтобы у меня было всё необходимое для жизни.)
4. Активное занятие «Семена Добра». Работа в группах.
— Дети, чтобы получилась хорошо любая работа, каким человеком нужно быть?
— Если вы хотите воспитать в себе это качество, возьмите на вооружение лозунг: «Ни дня без доброго дела!»
— Предлагаю вам «Перечень добрых дел»
• Помощь старикам в хозяйственных делах
(покупка продуктов, уборка жилища и др.)
• Защита и помощь младшим.
• Забота о родителях, помощь по дому.
• Работа в библиотеке по «лечению» книг.
• Посадка и охрана деревьев, кустарников,
• Помощь одноклассникам в учении.
• Забота о заболевшем товарище.
• Помощь учителям на уроках.
• Уборка класса и т. д.
5. Ресурсный круг «Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?»
— Дети, прошло много с тех пор, как человек научился трудиться. Но ценности труда не изменились.
— Что же ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?
(Взаимопонимание, взаимовыручку, доброту, ловкость, умение, терпение, наблюдательность)
— Да, это есть основные ценности труда земного. И как отметил замечательный баснописец И.А. Крылов, от труда должна быть польза.
III. Заключительная часть.
— Ребята, какова тема нашего классного часа?
(Трудом славен человек)
— Почему так говорят?
— Что бы вы хотели посоветовать своим товарищам после нашего классного часа?
— Мне хочется вам пожелать, чтобы ваши руки были умелыми, трудолюбивыми, а сердце – добрым и умным.
Нитку вдеть для пальца – непосильный труд,
Но зато два пальца платьице сошьют,
Три в тетрадке нашей пишут хоть куда,
Десять – поле вспашут,
— А родителям хочется напомнить слова К. Д. Ушинского:
«Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_trudom_slaven_chelovek.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Трудом славен человек».
Цель : Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека..
Ход классного часа
— Тема нашего классного часа: «Трудом славен человек».
— Сегодня мы с вами поговорим о труде, о его назначении в жизни человека, о качествах человека труда, и, конечно о ценностях труда земного.
2. Проблемная ситуация.
— А начать разговор я хочу с чтения притчи К.Д. Ушинского «Два плуга». Послушайте её очень внимательно.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот. — А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
3 . Беседа по притче.
-Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?
-Почему плуг, блестел, как серебро?
(Потому что он трудился, а труд украшает)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
(Потемнел и покрылся ржавчиной.)
— Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?
(Труженика и ленивого человека)
— Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?
— Чему хотел научить вас автор?
— Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржа (ржавчина) не берёт».
— Значит, для чего нужно трудиться?
(Чтобы стать краше.)
4. Актуальность темы классного часа.
— Назовите хором тему нашего классного часа.
( Они много трудились.)
5. Беседа о труде в семье.
— А что такое труд?
(Работа на благо.)
— У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.
— В Толковом словаре С.И. Ожегова такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей». ( На доске )
— А когда нужно начинать трудиться?
— А как вас в вашей семье приучали к труду?
— Дети, я знаю, что ваш основной труд – это учёба.
— А есть ли у вас дома какие – то обязанности?
— Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?
— Дети, а как трудятся в дружной семье?
— Как легче построить дом: одному или сообща?
(Один в поле не воин)
— В коллективном труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.
6. «Кто не работает, тот и не ест».
— Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
Труду следует учиться всю жизнь.
Наши предки – люди, жившие до нас, — умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом.
— Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».
( Значит, трудиться должны все.)
— Многие из нас и не подозревали, что знаменитые слова, «Если кто не работает, тот и не ешь», принадлежат ученику Иисуса Христа апостолу Павлу.
— Например, на Руси был всем известный царь Пётр Первый
Он трудился вместе с работниками. Сначала сам осваивал разные ремёсла, а потом обучал им других. А больше всего он любил токарное дело и занимался им по нескольку часов в день.
7. О профессиях родителей.
— А что нужно для того, чтобы хорошо трудится?
(Научиться хорошо выполнять свою работу.)
— А что для этого нужно?
— А что такое профессия?
(Определённый вид деятельности.)
— «Основной род занятий, трудовой деятельности», — сказано в Толковом словаре С.И. Ожегова. ( На доске )
— Дети, а что вы знаете о профессиях своих родителей?
8. О будущих профессиях.
— Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию.
— Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
1 уч.
— Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
2 уч.
— Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
3 уч.
— Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его — болезней нету!
4 уч.
— В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить — пустяк,
Я играю за «Спартак»!
6 уч.
— Я хочу стать пианисткой.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
7 уч.
— Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
8 уч.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!
— Дети, какая же профессия самая важная?
«Все работы — хороши!
Выбирай на вкус!»
— Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни». (Слайд )
— Я верю в то, что ваш труд будет приносить добро и радость.
II. Основной этап.
1. Подготовительный этап.
— Ребята, прежде, чем задать следующий вопрос, я предлагаю вам отгадать загадки.
Ой, ты добрый молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять!
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз – два и готово.
Занят важной он работой:
Урожай – его забота,
Чтоб сумели уродиться
Рожь, овёс или пшеница.
Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.
У него смолой спецовка,
Как сосновый пахнет лес.
Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.
Летают пальцы птицами –
Поток струится ситцевый.
Летают пальцы пчёлками –
Поток струится шёлковый.
Её давно бурёнки знают,
Всегда мычанием встречают
И за её нелёгкий труд
Всё молоко ей отдают.
— Чей труд стал основой многих профессий?
— Как же называется труд этих людей?
— Перечислите, пожалуйста, ещё раз основных представителей труда земного. (Слайд )
— Посмотрите на картины.
Они вам помогут увидеть, как трудились эти люди.
— Обратите внимание на нашу выставку.
— Расскажите, изделия каких мастеров вы увидели?
— В наше время эти замечательные ремёсла, которые стояли у истоков российской цивилизации, продолжают развиваться.
Строятся, как и много веков назад, красивые деревянные дома, изготавливается лёгкая фарфоровая и металлическая посуда, радует глаз удобная нарядная одежда.
Вот это – плоды труда земного. (Слайд )
2. Активное занятие « Качества человека труда». Работа в группах.
— Дети, каковы основные качества человека труда?
— Каким он должен быть?
— Подумайте сначала самостоятельно, потом посоветуйтесь друг с другом.
— Отметьте только те слова в карточках, которые отражают сущность человека труда.
Трудолюбие, честность, взаимопомощь, лень, добросовестность, сила, порядок,
ловкость, равнодушие, терпение
Отвечают представители групп.
3. Благодарность родителям.
— Дети, а как вы считаете, обладают ли такими качествами ваши родители?
— А вы благодарны родителям за их труд?
— Скажите им слова благодарности.
(Я благодарен своим родителям за то, что они трудятся, чтобы у меня было всё необходимое для жизни.)
4. Активное занятие «Семена Добра». Работа в группах.
— Дети, чтобы получилась хорошо любая работа, каким человеком нужно быть?
— Если вы хотите воспитать в себе это качество, возьмите на вооружение лозунг: «Ни дня без доброго дела!»
— Предлагаю вам «Перечень добрых дел»
• Помощь старикам в хозяйственных делах
(покупка продуктов, уборка жилища и др.)
• Защита и помощь младшим.
• Забота о родителях, помощь по дому.
• Работа в библиотеке по «лечению» книг.
• Посадка и охрана деревьев, кустарников,
• Помощь одноклассникам в учении.
• Забота о заболевшем товарище.
• Помощь учителям на уроках.
• Уборка класса и т. д.
5. Ресурсный круг «Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?»
— Дети, прошло много с тех пор, как человек научился трудиться. Но ценности труда не изменились.
— Что же ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?
(Взаимопонимание, взаимовыручку, доброту, ловкость, умение, терпение, наблюдательность)
— Да, это есть основные ценности труда земного. И как отметил замечательный баснописец И.А. Крылов, от труда должна быть польза.
III. Заключительная часть.
— Ребята, какова тема нашего классного часа?
(Трудом славен человек)
— Почему так говорят?
— Что бы вы хотели посоветовать своим товарищам после нашего классного часа?
— Мне хочется вам пожелать, чтобы ваши руки были умелыми, трудолюбивыми, а сердце – добрым и умным.
Нитку вдеть для пальца – непосильный труд,
Но зато два пальца платьице сошьют,
Три в тетрадке нашей пишут хоть куда,
Десять – поле вспашут,
— А родителям хочется напомнить слова К. Д. Ушинского:
«Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подробный конспект классного часа по программе «Социокультурные истоки». Тема: » Трудом славен человек» . Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б.
Очерк о людях труда.
Разработка классного часа .
Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека; стимулировать интерес детей к различным видам трудовой деятельности, начальная профориентация.
Источник