- Классификация рисков предприятия
- Характеристики рисков
- Система классификации
- Оценка уровня риска
- Как оценить возможные риски в бизнес-плане?
- На что обратить внимание?
- Категории рисков
- Коммерческие
- Финансовые
- Риски внутри предприятия
- Оценка потерь
- Минимизация потерь
- Видео: Бизнес с нуля. Как составить бизнес-план?
Классификация рисков предприятия
На функционирование предприятия влияют риски в виде событий (действий), препятствующих достижению коммерческих целей (стратегических, тактических).
У предприятий обычно нет права владения, пользования и распоряжения своими акциями. Но иногда они заключают договоры на поиск покупателей акций для своих учредителей. Какие риски возникают при этом и как в этом случае минимизировать налоги?
Характеристики рисков
Риски содержат факторы, отличающиеся по времени или месту образования, способу проявления, степени влияния на работу организации. Результатом их влияния может быть неблагоприятная ситуация в виде:
- упущенной (недополученной) выгоды;
- прямого убытка;
- отсутствия результата деятельности;
- события, способного стать причиной убытков или неполучения доходов в последующем.
Виды рисков предприятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение одного может влиять на другие, усиливая или уменьшая их выраженность.
Риски характеризуют следующие понятия:
- Экономическая сущность, связь с хозяйственной деятельностью предприятия, влияние на образование прибыли.
- Вероятность образования, проявляющаяся в том, что в хозяйственной деятельности негативное событие может произойти или нет в зависимости от ряда факторов.
- Неопределённость последствий, отсутствие закономерности. По степени риска последствия хозяйственного процесса могут изменяться в значительном диапазоне, находя отражение в виде материальных потерь и при формировании доходной части.
- Ожидаемая неблагоприятность воздействия. Последствия рисков отражаются на результатах процесса производства позитивно или негативно, но оценивать их принято с позиции возможных отрицательных последствий. В результате рисков возможна потеря прибыли и самого капитала, что чревато в критических обстоятельствах банкротством компании.
- Вариативность уровня, изменяемость из-за влияния факторов, находящихся в непрерывной динамике.
- Субъективность оценки, то есть ее неравнозначность в зависимости от ряда факторов (достоверности информации, полноты, квалификации менеджеров).
Налоговые риски крупных сельскохозяйственных предприятий.
Система классификации
Классификация рисков подразумевает систематизацию их множества по разным критериям, объединяющую подмножества в единые понятия.
При создании классификации учитываются понятия, относящиеся к характеристике рисков, в числе которых:
- период образования;
- причины и явления, способствующие возникновению;
- метод подсчета;
- тип последствий;
- ареал охвата.
По периоду возникновения риски делят на:
По характеру учета риски бывают:
- Внутренние, вызванные работой компании исходя из деловой активности ее руководства, показателей специализации, производительности, стратегии маркетинга, технической оснащенности.
- Внешние, непосредственно не касающиеся производственного процесса и образуемые экономическими, политическими, географическими причинами.
В зависимости от последствий риски подразделяют на:
- Спекулятивные. Они могут стать причиной как потерь, так и добавочной прибыли из-за резких колебаний курсов валют, законодательства (по налогам), рыночной конъюнктуры.
- Чистые. Их характерной особенностью являются обязательные производственные потери из-за природных бедствий, войн, несчастных случаев.
По сфере образования риски делят на:
- Производственный, связываемый с неисполнением планов и производственных обязательств организации из-за влияния (неблагоприятного) внешних обстоятельств или ошибочного применения новых основных или оборотных средств. Основными причинами его возникновения могут быть:
- понижение планируемых объемов выпуска;
- увеличение затрат;
- оплата завышенных сумм обязательных платежей;
- несоблюдение условий поставок;
- поломка (уничтожение) оборудования.
- Коммерческий, возникающий при продаже товаров (услуг), изготовленных или приобретенных организацией. Главными причинами служат:
- понижение размера реализации по конъюнктурным или иным причинам;
- рост стоимости закупа продукции;
- уменьшение товарной массы в обращении;
- увеличение издержек.
- Финансовый, зависящий от возможности неисполнения компанией обязательств по причине:
- обесценивания портфеля инвестиций из-за колебания курсов валюты;
- непроведения проплат.
- Страховой или шанс образования страховой ситуации, оговоренной сделкой, по которой страховщик обязан оплатить возмещение.
По причинам возникновения подразделяют риски на политические (война, запрещение вывоза/завоза товаров, запрет на передвижения/перемещения через границу) и экономические, вызванные изменениями в организации или в экономике государства (колебания рыночной конъюнктуры, дисбаланс ликвидности, падение уровня управления).
Исходя из производственного процесса риски делят на:
- Организационные, возникающие из-за ошибок сотрудников или менеджмента компании, нарушений внутреннего контроля или правил выполнения работ.
- Рыночные, зависящие от конъюнктуры рынка (товарной стоимости, спроса на товар, потери ликвидности, курсовых колебаний).
- Кредитные, связанные с нарушением контрагентом срока исполнения обязательств по сделке. Имеют отношение к предприятиям с дебиторской задолженностью, к компаниям, занятым на рынке ценных бумаг.
- Юридические, когда потери возникают из-за отсутствия учета законодательных норм, их изменения в период сделки, некорректности составления документации, несоответствия законов разных государств.
- Технические и производственные, связанные с причинением вреда окружающей среде, с авариями из-за нарушения работы объекта из-за ошибок при проектировании, строительстве.
С учетом потенциальных последствий риски классифицируются на:
- Допустимые, когда из-за отсутствия некоторых действий компании угрожает потеря дохода (прибыли). В этом случае коммерческая деятельность не лишается экономической целесообразности, так как размер потерь не больше размера прогнозируемого дохода.
- Критические, при которых организации грозит утрата выручки, заведомо перекрывающей прогнозируемую прибыль. При самом плохом раскладе компании угрожает потеря всех средств, направленных на реализацию сделки.
- Катастрофические, когда предприятие теряет платежеспособность. Размер потерь может превысить размер собственного капитала предприятия. К указанной категории относятся ситуации, угрожающие экологической катастрофой или безопасности граждан.
Оценка уровня риска
Управление риском требует анализа и оценки, включающей регулярное выявление факторов и видов в сочетании с их количественным определением.
Источниками для выполнения анализа и оценки рисков являются сведения из:
- отчетности компании;
- списка штатов;
- карт технологических потоков;
- соглашений, контрактов;
- показателя себестоимости;
- финансовых (производственных) планов.
Процедура оценки включает качественный и количественный этапы.
На этапе качественной оценки выявляются источники и причины риска, работы, при которых он образуется и воздействует на хозяйственный процесс. Качественные итоги служат исходной информацией для анализа количественного, оценивающего только проблемные моменты в ходе проведения конкретной операции.
При количественном анализе определяются числовые параметры по отдельным рискам, по потенциальному урону от них. Завершением анализа является подготовка системы противодействующих мероприятий и расчет стоимости их проведения.
Количественная оценка рисков использует методы:
- статистические, изучающие вероятность ущерба по показателям предшествующего периода;
- аналитические, прогнозирующие возможность урона на основе математических моделей и используемые преимущественно для анализа угроз в проектах по инвестированию;
- экспертных оценок, совмещающих логические и статистические приемы при изучении результатов опросов, которые выступают единственным источником сведений;
- аналогов, используемых при невозможности применения иных методов и выявляющих общие зависимости для экстраполяции их на изучаемый объект.
В зависимости от типа воздействия используют следующие методы управления рисками:
- Уменьшение риска, понижающего вероятность за счет диверсификации производства, замены технологии, изменении стратегии по работе в проблемных странах.
- Сохранение риска — наблюдение без воздействия. Приемлем для ситуаций, когда граница образования проблемы находится на допустимом уровне или активные меры невозможны либо экономически не оправданы.
- Отказ от риска, предусматривающий его устранение за счет перехода на безопасную технологию, отказа от сотрудничества с сомнительным партнером, реализации проблемного актива.
- Перевод риска на иных лиц (страхование, хеджирование).
- Перевод риска на контрагента (через обязательства по контракту), когда воздействие неэффективно или невозможно, а граница риска выше допустимого показателя (штрафы, факторинг без регресса)
- Передача риска на аутсорсинг за счет вывода непрофильных функций в другие организации (деятельность по перевозкам, автоматизация учета).
Выбор методов оценки или управления производится по каждому риску отдельно с учетом вероятностного ущерба и возможности создания проблемных ситуаций.
Источник
Как оценить возможные риски в бизнес-плане?
Оценка рисков в бизнес-плане– это главное, что должно содержаться в проекте. При создании бизнес-плана многие либо забывают об этом, уделяя рискам минимум внимания, вкратце описывая их, либо вообще не включают их в содержание документа. Такой подход является неверным, так как анализ рисков интересует в первую очередь потенциальных инвесторов и дает возможность оценить правильность выбранного пути развития бизнеса.
На что обратить внимание?
Анализ рисков в бизнес-плане должен содержать в себе не только возможные риски, но и специальные методы и расчеты, которые помогут уменьшить или предотвратить их наступление, минимизировать последствия.
Риски в бизнес-плане должны описываться более подробно, если в проект планируется вложение больших сумм. Если проект не слишком больших масштабов, то уделять особое внимание анализу не стоит.
Прежде чем в бизнес-план включать риски, необходимо сделать следующее:
- Составить полноценный перечень рисков, имеющих отношение к функционированию бизнеса. Необходимо учитывать каждую деталь, каждую мелочь, которая может повлиять на развитие бизнеса. Например, если планируется заняться сельским хозяйством, то необходимо обратить внимание на статистику, выяснить, с какой регулярностью в регионе случаются засухи или, наоборот, сильные дожди с градом, каким спросом пользуется продукт выращивания у местных жителей.
- Определить возможные риски в процентных соотношениях. В данном случае необходимо использовать оценки и прогнозы специалистов. Из какой области будет эксперт, зависит от направленности бизнес-плана. Это может быть технолог, агроном, строитель и прочие.
- Оценить возможные убытки, которые могут быть нанесены в результате возникших рисков. Оцениваются в денежном и натуральном выражении.
- Риски лучше описать в той последовательности, в которой они могут наступить. К каждому риску указать потенциальный ущерб. Данные лучше расположить в таблице.
- Риски, которые имеют наименьшую вероятность возникновения, лучше сразу исключить из списка.
Категории рисков
Все риски бизнес-плана следует разделить на категории для более точного уяснения сути вопроса.
Коммерческие
Риски подобного плана возникают уже в процессе деятельности любого предприятия и зависят от различных внешних факторов:
- Уменьшение спроса на товар или услуги, вследствие чего сокращается размер выручки.
- Фирмы-конкуренты применяют недобросовестную политику в своей работе.
- Изменение стоимости материалов, которые необходимы для нормального функционирования предприятия. Вследствие этого приходится завышать цены на товары или услуги, чтобы окупить затраты. Повышение цен, в свою очередь, может привести к снижению спроса.
- Увеличение количества фирм-конкурентов.
- Повышение цен на необходимые для нормальной работы услуги: коммунальные, транспортные. Сюда же входит повышение цен за аренду помещения, оборудования.
Финансовые
В данную категорию можно отнести риски, связанные с возможной задержкой оплаты поставленных товаров со стороны контрагентов, неправильным выбором инвесторов, иных источников финансирования, например, кредитов или залогов.
Риски внутри предприятия
Главную роль здесь играют работники предприятия. Такая оценка риска в бизнес-плане играет немаловажную роль, так как любые недопонимания в работе между сотрудниками могут привести к не самым лучшим последствиям:
- Забастовки, саботажи, вследствие чего может встать производство. Возникнуть они могут из-за задержки заработной платы, неправильной политики предприятия.
- Коммерческая тайна нарушена, вся важная информация уходит к конкурентам.
- Подобраны не самые квалифицированные работники, в связи с чем могут возникнуть проверки, штрафы, судебные тяжбы.
Оценка потерь
По степени возможных потерь оценка риска бизнес-плана может делиться на следующие категории:
- Допустимые потери. В данном случае предприятие может потерять меньшую часть от возможной прибыли.
- Критические потери. Оценивается величина потерь, которая значительно превышает размер прибыли.
- Катастрофические потери. Предприятие не может выплатить величину потерь, в результате чего может наступить банкротств.
Любой вид риска, независимо от его степени, можно предотвратить, снизив тем самым возможный ущерб.
Минимизация потерь
В бизнес-плане важна не только оценка риска, но применение методов его минимизации, одним из которых может служить страхование.
Благодаря страхованию можно сократить практическое большинство имущественных потерь, а также различных кредитных, коммерческих, производственных рисков. Необходимо понимать, что если вероятность наступления рисков слишком велика, страховая компания может отказать страховать такой вид риска либо завысить тарифы на свои услуги.
Видео: Бизнес с нуля. Как составить бизнес-план?
Источник