Классификация форм иностранных инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции
1. Отток капитала
За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.
В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.
Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.
Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.
Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.
Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.
В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.
Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.
Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.
И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.
Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.
Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.
Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.
Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.
В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.
Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.
Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.
2. Виды иностранных инвестиций
Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.
Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.
Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.
Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.
Классификация иностранных инвестиций
Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.
Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.
Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:
1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;
3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;
4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;
5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.
На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.
Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:
1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;
2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;
3) приобретения имущества и ценных бумаг;
4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;
5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.
Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.
Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.
Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:
1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;
2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;
3) стимуляция производственных вложений;
4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;
5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.
Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.
Способы портфельного инвестирования:
1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;
2) покупка ценных бумаг в своей стране;
3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.
Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.
Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.
Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:
1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;
2) ухудшение материального положения большей части населения;
3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;
4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;
5) нестабильная политическая ситуация;
6) большие налоги и пошлины.
Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:
1) богатые и недорогие природные ресурсы;
2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;
3) большой внутренний рынок;
4) дешевая рабочая сила;
5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;
6) быстрая сверхприбыль.
При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.
Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.
Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.
Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.
3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций
Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.
Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.
Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.
Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.
В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.
Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.
Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.
Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:
1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;
2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;
6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.
Источник
Классификация иностранных инвестиций
Тема 2.3. Регулирование привлечения иностранного капитала.
Процессы глобализации и международной региональной экономической интеграции способствовали резкому усилению мобильности инвестиционных потоков. Составной частью общего процесса движения инвестиций является процесс международного инвестирования – вывоза капитала в форме иностранных инвестиций.
Содержанием этого процесса является изъятие части национального капитала из хозяйственного оборота одной страны и включение его в хозяйственный оборот другой страны с целью расширения объемов производства, расширения рынков сбыта, увеличения прибыли.
Зарождение этого явления происходит во второй половине ХIХ в. как реакции на расширившиеся масштабы мер по защите национальных экономик на основе использования политики меркантилизма. Постепенное усиление и развитие этого явления приводит формированию и усилению общей тенденции вывоза капитала, способствовавшей усилению интернационализации воспроизводственных процессов, формированию международного хозяйственного механизма, центральным звеном которого стало развитие зарубежного производства. Опираясь на экспорт капитала, используя различные формы слияния и поглощений фирм, приобретение ценных бумаг, международные промышленные и банковские компании сформировали за пределами своих стран разветвленную сеть филиалов, отделений, дочерних компаний, зависимых акционерных обществ, систему прямого и косвенного, открытого и завуалированного участия в капиталах национальных компаний.
Классификация иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции классифицируются: по источникам происхождения, по характеру использования,по целям вложения.
2.3.1.1. По источникам происхождения иностранные инвестиции подразделяются: государственные, частные, инвестиции международных организаций, инвестиции межгосударственных региональных объединений.
Государственные иностранные инвестиции представлены средствами государственного бюджета по решению правительств соответствующих государств. К таким инвестициям относятся государственные займы, ссуды, гранты, а также предоставляемая помощь одной страной другой на основе межправительственных соглашений.
Рис. 1.1. Классификация иностранных инвестиций
Частными иностранными инвестициями являются собственные или заемные ресурсы частных фирм, банков, фондов, а также других форм негосударственных организаций, которые размещаются на территории иностранных государств по решению соответствующих организаций и их руководящих органов. К таким инвестициям относится межбанковское кредитование, кредитование инвестиционных проектов, предоставление торговых кредитов создание совместных предприятий, создание предприятий со 100% иностранным капиталом, лизинг.
Иностранные инвестиции международных межправительственных организаций: Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда, Всемирного банка и др. Деятельность международных организаций способствует лучшему осмыслению и пониманию проблем, связанных с использованием иностранных инвестиций в современных условиях на основе взаимной выгоды и с учетом, как интересов иностранных инвесторов, так и национальных интересов принимающих стран. Значительное влияние на развитие иностранного инвестирования оказывает Всемирный банк посредством своих специализированных организаций:
Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который совместно с МВФ принял документ «Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций», призванный помочь государствам регулировать правила допуска иностранного капитала в страну; Международной ассоциации развития (МАР), основной целью которой является оказание помощи наиболее бедным странам, душевой доход у которых менее 865 долл.; Международной финансовой корпорации (МФК), созданный с целью финансирования коммерческих предприятий на основе предоставления займов и участия в их капитале; Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ).
Инвестиции межгосударственных региональных объединений, основными целями которых являются расширение сферы взаимной торговли, устранение барьеров, мешающих свободному движению капитала, ресурсов и людей. Этот вид инвестиций фактически направлен на решение тех же целей, что и в рамках региональных объединений, но по отношению к государствам не входящим в региональные объединения и существенно ограниченные как по своим задачам, так и масштабам инвестиционной деятельности.
По характеру использованияиностранные инвестиции подразделяются на ссудные и предпринимательские.
Ссудные иностранные инвестиции основываются на предоставлении средств взаймы с целью получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных источников и вложения из частных источников. В международных экономических отношениях в качестве ссудных инвестиций, как правило, используются государственные ресурсы, несмотря на то, что иностранные кредиты из частных источников достигают значительных объемов.
Предпринимательские иностранные инвестиции основаны на прямых или косвенных вложениях в производство с целью получения прибыли. В предпринимательских инвестициях преимущественно используется частный капитал, но имеют место и иностранные инвестиции государств или принадлежащих государству предприятий.
По срокам вложений ссудные и предпринимательские иностранные инвестиции осуществляются на кратко-, средне- и долгосрочной основе.
Краткосрочные иностранные инвестиции определяются сроком менее года. Они характерны преимущественно при предоставлении ссуд в форме торговых кредитов.
Среднесрочные иностранные инвестиции осуществляются сроком от одного года до трех лет, как правило, в форме ссуд и портфельных инвестиций.
Долгосрочные иностранные инвестиции осуществляются сроком свыше трех лет, как правило, в форме прямых иностранных инвестиций и иностранных государственных ссуд.
По целям вложения иностранные инвестиции подразделяют на прямые, портфельные и прочие.
Прямые иностранные инвестиции осуществляются с целью реализации долгосрочных экономических интересов в принимающей стране и обеспечивают контроль инвестора над объектом размещения инвестиций. Определяющие объемы прямых иностранных инвестиций основаны на частных вложениях, и только их незначительная часть осуществляется структурами иностранных государств.
Прямые иностранные инвестиции осуществляются путем вложения ресурсов в материальные и нематериальные активы создаваемого или реконструируемого на территории принимающей страны предприятия с целью развития производства, повышения его эффективности, насыщения национального рынка товарами и услугами, на основе участия иностранного инвестора в принятии решений, управлении, осуществлении контроля над финансовыми потоками.
Прямые иностранные инвестиции являются одним из важнейших источников развития экономического потенциала принимающей страны на основе внедрения новых технологий, освоения новых интеллектуальных ценностей, новых форм и методов управления производством, совершенствования структуры национального производства посредством участия в международном разделении труда и интеграции национальной экономики в мировую.
О взаимной заинтересованности, как стран принимающих иностранные инвестиции, так и вывозящих их, свидетельствует тот факт, что более 2/3 потоков этих инвестиций осуществляются путем перекрестного инвестирования между развитыми экономиками.
Для российской экономики объективными потребностями в масштабном привлечении прямых иностранных инвестиций являются:
— необходимость технического перевооружения производства вследствие критически высокого уровня физического и морального износа основных средств во многих отраслях;
— давно созревшая необходимость изменения структуры национального производства; внедрение новых технологий с высоким удельным весом интеллектуальной составляющей;
— острая необходимость существенного увеличения доли инновационных технологий в структуре общественного производства, обеспечивающих существенное сокращение издержек производства, повышение качества продукции и эффективное использование природных ресурсов;
— существенное повышение качества жизни на основе развития масштабов производства конечной продукции с высоким удельным весом интеллектуальной составляющей.
Портфельные иностранные инвестиции осуществляются с целью извлечения прибыли путем приобретения иностранных ценных бумаг иностранным инвестором по более низкой цене и продажи по мере возрастания их цены на фондовом рынке. К ним относятся ценные бумаги финансово устойчивых и прибыльно работающих предприятий, ценные бумаги государственных и муниципальных органов власти. Эти бумаги могут быть акциями – удостоверяющими имущественное право их владельца, или облигациями – долговыми ценными бумагами, удостоверяющими отношения займа.
В отличие от прав прямого инвестора, портфельному инвестору не предоставляются права участия в принятии решений, осуществления финансового контроля и управления объектами инвестирования.
Как и в прямых иностранных инвестициях, в портфельных иностранных инвестициях основные объемы вложений принадлежат частным инвесторам и лишь незначительные объемы приходятся на портфельные инвестиции иностранных государств.
Учитывая, что стремление портфельного инвестора в получении высоких доходов от вложения в ценные бумаги сопровождается высокими рисками, существенную роль играет их снижение за счет хеджирования.
Разграничение между прямыми и портфельными иностранными инвестициями осуществляется на основе национальных законодательств, в которых основным критерием разграничения выступает доля в уставном капитале предприятия, которую приобретает иностранный инвестор. В существующей правовой практике эта доля начинается от 10% и достигает свыше 60%.
К прочим иностранными инвестициям относятся банковские вклады в форме счетов иностранных юридических лиц в банках принимающих инвестиции стран, товарные кредиты, предназначенные для обеспечения экспортных или импортных операций, а также кредитов международных финансовых организаций и кредитов правительств иностранных государств и других кредитов.
Источник