Классической теории международных инвестиций

Теории международных инвестиций

Почему осуществляются прямые иностранные инвестиции? Студент-второкурсник, впервые изучающий курс «финансы», мог бы дать на этот вопрос ответ, который лежит на поверхности: средняя норма прибыли на инвестированный капитал выше на рынках зарубежных стран.

? « щ, • i т; .lt;• i :vWS- to*V. k; ;; Таблица 6.4

США и ПИИ, конец 2002 г., $ млрд

а) Источники ПИИ, поступающих в Соединенные Штаты Америки

Великобритания

Нидерланды

Германия

Швейцария

Люксембург

Бермудские, Багамские и другие острова Карибского бассейна

Другие страны Европы

Другие страны мира

б) Получатели ПИИ из США

Великобритания

Нидерланды

Бермудские, Багамские и другие острова Карибского бассейна

Швейцария

Германия

Другие страны Европы

Другие страны мира

Источник: Survey of Current Business, July 2003, pp.

считать неудовлетворительным. Канада и Великобритания являются одновременно как основными источниками прямых иностранных инвестиций, поступающих в США, так и основными получателями ПИИ из этой страны. Средние показатели нормы прибыли на инвестированный капитал в Канаде и Велико — британии не могут быть одновременно ниже соответствующих показателей в Соединенных Штатах (что было бы основанием для входящего потока ПИИ в США) и выше этих показателей (что стало бы причиной исходящего потока ПИИ из США). Такой же характер двусторонних инвестиций имеет место и в рамках отдельных отраслей промышленности. Например, к концу 2001 г. компании США инвестировали $4,5 млрд в химическую промышленность Бельгии, тогда как бельгийские фирмы инвестировали $6 млрд в химическую промышленность США. Причиной формирования такой направленности потоков ПИИ не могут быть только различия в нормах прибыли на инвестированный капитал между разными странами или отраслями промышленности. Следовательно, необходимо найти другое объяснение ПИИ.

Преимущества владения ценными активами

Более убедительное объяснение причин прямых иностранных инвестиций основывается на определении роли компаний в этом процессе. Ученые, изучавшие

И ПИИ США в зарубежные страны И ПИИ зарубежных стран в США

| Источник: Survey of Current Business, July 2003, pp. 30-31.

этот вопрос, в первую очередь выяснили, какое влияние на ПИИ оказывает наличие у компании тех или иных конкурентных преимуществ. Согласно теории конкурентных преимуществ, обусловленных обладанием ценными активами

(ownership advantage theory), компания, которая обладает конкурентными преимуществами, обусловленными наличием тех или иных ценных активов, может использовать эти конкурентные преимущества для проникновения на рынки зарубежных стран посредством ПИИ.

Теория конкурентных преимуществ, обусловленных обладанием ценными активами, только частично раскрывает причины прямого инвестирования за рубежом. Однако эта теория не позволяет объяснить, почему компании следует отдать предпочтение выходу на иностранный рынок посредством ПИИ вместо того, чтобы использовать свои конкурентные преимущества на международном рынке другими способами, например посредством экспорта своей продукции, расширения сферы деятельности на условиях франчайзинга или продажи лицензий на использование своих технологий иностранным компаниям. Например, компания McDonald’s успешно действует на международном рынке, используя франчайзинг в качестве основного способа открытия ресторанов быстрого обслуживания McDonald’s во всем мире, тогда как компания Boeing удовлетворяет потребительский спрос на рынках зарубежных стран посредством экспорта своей продукции.

Теория интернализации позволяет найти ответ на этот вопрос на основании концепции транзакционных издержек. Транзакционные издержки (transaction costs) — это издержки на заключение сделки; другими словами, это затраты, связанные с ведением переговоров по заключению контракта, отслеживанием указанных в нем условий, а также приведением контракта в действие. Руководством компании должно быть принято решение о том, как компании лучше поступить: приобрести или построить собственное предприятие за границей и управлять им или заключить контракт с иностранной фирмой на управление предприятием на основании франчайзингового договора, лицензионного соглашения или договора о поставках.

Наоборот, из теории интернализации вытекает вывод о том, что в случае низкого уровня транзакционных издержек компаниям более выгодно заключать контракты с иностранными фирмами и осуществлять коммерческую деятельность на международном рынке посредством продажи лицензий на использование своих торговых марок или прав на открытие предприятий на условиях франчайзинга. Например, компания McDonald’s достигла большого мастерства в продаже франшиз на открытие ресторанов быстрого обслуживания под маркой «McDonald’s». Поскольку компании удалось добиться больших успехов в сокращении транзакционных издержек при заключении соглашений с франчайзи,

она и дальше продолжает использовать франчайзинг в качестве основного метода ведения бизнеса за рубежом.

Эклектическая теория Даннинга

Теория интернализации раскрывает причины выхода компаний на международный рынок посредством FDI. Однако эта теория не дает ответа на вопрос о том, почему за рубежом следует размещать производственные мощности по выпуску продукции, — независимо от того, принадлежат ли эти мощности самой компании или ее подрядчику.

больших затрат; местная компания незаконно присваивает запатентованную технологию; неадекватные действия местной компании наносят вред репутации компании и ее торговой марки. Все эти факторы имеют большое значение для компании Caterpillar.

Источник

Классический подход к теории инвестиций

· занятость является полной и объем выпуска соответствует этому условию;

· колебания объема выпуска определяются только изменением основных фондов или воздействием шоков предложения на производственную функцию, но не сдвигами в совокупном спросе;

· фирмы являются рациональными экономическими агентами и при принятии решений об инвестировании сопоставляют доходы и издержки от дополнительного использования единицы капитала.

Машины, оборудование и сооружения, используемые в производстве товаров и услуг, составляют запас предпринимательского основного капитала. Анализ инвестиций в основной капитал включает два этапа. Во-первых, необходимо определить желаемую величину основного капитала. Желаемый запас капитала − это основной капитал, который фирмы хотели бы иметь в долгосрочной перспективе, абстрагируясь от издержек, которые они испытывают, корректируя направления использования капитала. Во-вторых, нужно рассмотреть темп, с которым фирмы корректируют существующую величину основного капитала в направлении желаемого уровня с течением времени.

Фирмы используют капитал вместе с трудом для производства товаров и услуг на продажу. Целью является максимизация прибыли. Определяя, какое количество капитала использовать в производстве, фирмы должны сопоставить вклад дополнительного капитала в доход и издержки использования дополнительного капитала.

Вернемся к производственной функции . Увеличение вводимого в производство капитала или трудовых ресурсов приводит к росту объема выпуска. Предельный продукт труда (MPL) мы рассматривали ранее. Предельный продукт капитала (MPK) − это прирост выпуска, достигнутый при использовании в производстве одной дополнительной единицы капитала. Каждая дополнительная единица вводимого капитала приводит к росту выпуска, но с ростом K все в меньшей степени (закон убывающей отдачи). На рис. 11.12 приведены графики производственной функции и предельного продукта капитала. При любом заданном уровне капитала рост L приводит к сдвигу производственной функции и кривой MPK вверх.

y
K
y(K,L0)
y(K,L1>L0)
MPK
K
MPK(L0)
MPK(L1>L0)

Рис. 11.12. Производственная функция и предельный продукт капитала

Рентные издержки (издержки использования капитала) − это издержки использования одной дополнительной единицы капитала в производстве. Пусть фирма финансирует закупки капитала за счет кредитов по ставке процента r. Для того, чтобы использовать дополнительную единицу капитала в каждый период, фирма должна платить процент r за каждую единицу капитала, который она покупает. Таким образом, в первом приближении рентные издержки определяются ставкой процента. Если к концу года фирма решит вопрос о дальнейшем использовании капитала, то встанет вопрос о его износе. Если норма амортизации постоянна и равна d, то суммарные рентные издержки на единицу стоимости капитала

Исходя из условия максимизации прибыли, при совершенной конкуренции фирма будет продолжать инвестирование до тех пор, пока стоимость предельного продукта капитала не будет равна рентным издержкам капитала. Поскольку цена единицы капитала входит и в доход, и в издержки, условие оптимального уровня инвестирования определяется из соотношения

В качестве производственной функции часто используют функцию Кобба-Дугласа

, где 0 *

K1 *

Рис. 11.13. Определение желаемого уровня капитала

Условие максимизации прибыли фирмы изменится, если учесть инфляцию, а также налоги и субсидии со стороны государства. Если p− ожидаемый темп инфляции, то рентные издержки капитала имеют вид

где r – номинальная ставка процента, r / − реальная ставка процента. С другой стороны, если t – ставка налога на прибыль, а s − налоговые скидки на инвестиции (субсидии), то фирма для поддержания равновесия будет стремиться приравнять предельный продукт капитала с учетом вычета налога к рентным издержкам, уменьшенным на величину s:

Далее, можно сделать вывод о том, что спрос на инвестиции является отрицательной функцией ставки процента. В рамках двухпериодной модели

Поскольку MPK является убывающей функцией K, увеличение r приводит к снижению инвестиционного спроса. Кривая инвестиционного спроса I D приведена на рис. 11.14.

r
r0
r1
I0
I1
I
I D

Рис. 11.14. Кривая инвестиционного спроса

Свойства инвестиционного спроса:

· снижение реальной ставки процента влечет за собой увеличение желаемого запаса капитала и увеличение инвестиционного спроса;

· увеличение предельной производительности капитала увеличивает спрос на инвестиции;

· при прочих равных условиях инвестиционный спрос снижается, если предшествующий желаемый запас капитала увеличился.

· возрастающая норма амортизации снижает желаемый запас капитала.

Факторы, влияющие на сдвиги инвестиционной кривой:

· амортизация (если амортизация растет, ожидаемая норма прибыли снижается, кривая инвестиций сдвигается влево);

· налоги (ожидаемая прибыль, как правило, рассчитывается после уплаты налогов; если налоги растут, наблюдается снижение доходности инвестиционного проекта, спрос на инвестиции падает, кривая ID сдвигается влево);

· технологические изменения (новые разработки являются основным стимулом для инвесторов);

· основной наличный капитал (если происходит увеличение производственных мощностей, то инвестиционный спрос падает);

· незапланированное увеличение запасов готовой продукции снижает спрос на инвестиции;

· ожидания инвесторов (ожидаемая норма прибыли, ожидаемый уровень цен, прогнозирование будущих продаж);

Налоги могут косвенным образом стимулировать рост инвестиций. Это бывает в том случае, когда налоги используются для финансирования государственных расходов, которые способствуют увеличению инвестиционного спроса. Государство применяет различные финансовые инструменты (налоги, субсидии, льготы) для воздействия на рост инвестиций. Налоговая скидка – объем инвестиций, который не облагается налогом. Инвестиционный налоговый кредит — определенный объем кредитов, которые государство предоставляет фирмам только лишь с целью инвестирования, и этот объем кредитов также не облагается налогом. Если предоставленная сумма не была инвестирована, предприятие обязано выплатить этот кредит с процентами и уплатить по нему налоги.

Источник

Теории иностранных инвестиций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Кратко о понятии «инвестиции»

Современный уровень развития хозяйства приобрел всемирный размах. Это требует постоянных вложений для поддержания и расширения производства. На нынешнем этапе это возможно с привлечением средств со стороны. Так появилось в экономике явление под названием «инвестиции».

Инвестициями называется привлечение в производство средств в виде денег, ценных бумаг, имущественных прав или интеллектуальной собственности с целью получения в дальнейшем прибыли.

Лица, вкладывающие средства в производство в расчете на прибыль, называются инвесторами.

Готовые работы на аналогичную тему

Инвесторами могут быть:

  • частные лица,
  • организации,
  • предприятия,
  • банки,
  • государство.

Конечной целью любого вложения является прибыль.

Несмотря на единство сущности явления инвестиции существует разветвленная система их классификации. Все зависит от местонахождения инвестора и объекта инвестиций, характеристики самого объекта, формы собственности инвестора, термина вложений и пр. Поэтому сегодня можно встретить большое разнообразие видов инвестиций, отдельной категорией которых выступают иностранные инвестиции.

Иностранными инвестициями называют вложения в экономику средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам других государств.

Согласно сегодняшнему российскому законодательству иностранные инвесторы могут образовывать на территории России как самостоятельные, так и совместные предприятия или филиалы иностранных компаний.

О теориях иностранных инвестиций

В период становления развитого индустриального общества двигателем мировой интеграции хозяйства стала международная торговля. Процессы интеграции и интернационализации экономик стимулировали рост национального благосостояния стран, обладающих относительными преимуществами в той или иной сферах производства.

Позже появились транснациональные корпорации с развитыми связями и охватившие весь мир. Их господствующее положение на международных рынках позволило перемещать средства в мировой экономике в форме промышленного инвестирования. Появился целый ряд экономических теорий, объяснявших сущность и причины прямых иностранных инвестиций. Они помогают оценить воздействие иностранных вложений на страну-реципиент, регулировать механизмы привлечения иностранных средств в национальное хозяйство.

Теория Р. Вернона

Теория Р. Венона получила название теории «жизненного цикла продукта». Она совместила в себе маркетинг и теорию перемещения производства в другие регионы и страны. Данная теория выделяет четыре стадии развития нового продукта:

  • стадия внедрения нового продукта;
  • стадия роста;
  • стадия зрелости;
  • стадия спада нового продукта.

Кроме того теория Вернона описывает специализацию различных стран в сфере производства и экспорта определенного вида продукции.

Теория С.Г. Хаймера

Теорию Хаймера еще называют «теорией несовершенства рынка». Она была разработана в средине $ХХ$ века и опубликована в $1960$ году. Согласно этой теории иностранные инвесторы используют несовершенство рынка в стране-реципиенте из-за более высокой степени экономического риска. Поэтому инвестиции требуют дополнительных затрат. А инвестор должен обладать монополистическим преимуществом. Эта теория была дополнена такими видными экономистами, как Киндльберг, Даннинг и Портер в виде теории конкурентных преимуществ.

Теория Баккли и Кассона

Теория интернационализации (такое название имеет теория Баккли и Кассона) установила связь между структурой крупных компаний и их международной инвестиционной деятельностью. Помимо этого она исследует основные отраслевые направления иностранных инвестиций в экономику развитых и развивающихся стран.

Источник

Читайте также:  Компания стратегических инвестиций центр
Оцените статью