Китайские инвестиции центральная азия

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Экономика

Китайские инвестиции в Центральной Азии: гидроэнергетика (Eurasianet, США)

Это первая статья из серии материалов об инвестициях КНР в возобновляемые источники энергии в центрально-азиатском регионе

Любой инвестор, желающий сохранить дружественные отношения со всеми пятью республиками Центральной Азии, знает, что следует избегать крупных гидроэнергетических проектов. Во времена СССР эти страны были взаимозависимыми: советские власти построили в расположенных в верховьях рек Киргизии и Таджикистане одни из самых высоких плотин в мире, а расположенные ниже по течению Казахстан, Туркмения и Узбекистан делились своими богатыми запасами нефти и газа, когда зимой реки замерзали.

После распада СССР в 1991 году вода превратилась в постоянный источник напряженности в регионе. Бывший президент Узбекистана даже пригрозил Таджикистану войной из-за планов последнего построить плотину на протекающей по территории этих двух государств реке.

Пока Москва давала и нарушала многочисленные обещания профинансировать крупные гидроэнергетические проекты в странах региона (новый каскад в Киргизии и достойную записи в Книге рекордов Гиннеса плотину в Таджикистане), Пекин осторожно инвестировал, сосредоточившись на развитии гидроэнергетического потенциала Казахстана и Узбекистана. Эта стратегия всех устраивает, хотя и не способствует напрямую стараниям Вашингтона направить центральноазиатские энергоресурсы в нуждающиеся в них для своего развития страны Южной Азии.

В странах вверх по течению Китай инвестирует в тандеме с другими игроками: Всемирный банк и Азиатский банк развития также вовлечены в поддержание в рабочем состоянии стареющих советских инфраструктурных проектов, таких как обладающие гигантскими плотинами Нурекская ГЭС в Таджикистане и Токтогульская ГЭС в Киргизии мощностью 3 тысячи мегаватт (МВт) и 1 тысяча 200 МВт соответственно.

Работая со странами, расположенными вниз по течению, Китай избегает политических рисков, одновременно помогая своим экономическим партнерам (в дополнение к своим запасам углеводородов, Казахстан и Узбекистан также являются крупнейшими рынками в регионе) укреплять их водную и энергетическую безопасность.

Казахстан

В течение десятилетий после обретения независимости Казахстан богател на нефти и газе, в то время как гидроэнергетическая инфраструктура ветшала, как и в других странах бывшего СССР.

Но ситуация изменилась в 2012 году, когда Китайская международная водно-электрическая корпорация (CWE) завершила строительство Мойнакской гидроэлектростанции мощностью 300 МВт, расположенной между Алма-Атой и китайской границей, что стало важным вкладом в энергетическую безопасность Казахстана.

«Строительство заняло всего пять лет. Это чудо в истории Казахстана», — сказал главный инженер Калаубек Баймуханбетов в документальном фильме, вышедшем в 2018 году на государственном телевидении КНР.

Мойнакская ГЭС обошлась в 330 миллионов долларов, из которых 200 миллионов предоставил в качестве кредита Китайский банк развития. Государственной компании CWE было поручено спроектировать и построить объект, а затем обучить 40 казахстанских инженеров перед передачей его Казахстану в 2013 году (годом позже Всемирный банк наложил на CWE санкции за неправомерные действия в Африке и Юго-Восточной Азии).

Мойнакская ГЭС «может обеспечить электричеством все домохозяйства в Алма-Ате», — сказал Юй Цян, заместитель главного инженера CWE в Казахстане, в вышеупомянутом документальном фильме. «До мойнакского проекта юг Казахстана импортировал электроэнергию из Киргизии», а после его запуска «стал самодостаточным», добавляет он.

Контекст

Le Figaro: Центральная Азия, объект желаний русских, китайцев . но не европейцев

Есть ли смысл в интеграционных проектах?

Успех этого проекта подогрел интерес казахстанских властей. В декабре 2014 года CWE подписала контракты на строительство плотин на реках Или и Чилик на востоке страны (правда, их реализация еще не началась). Некоторые официальные лица даже заговорили об экспорте казахстанской электроэнергии в Китай.

В конце 2018 года CWE сдала небольшой проект мощностью 25 МВт — Тургусунскую ГЭС (также известную как «Тургусун-1») на реке Иртыш на северо-востоке Казахстана, за строительство которой Нур-Султан заплатил 23 миллиона долларов. Сейчас начата реализация проекта «Тургусун-2» мощностью 20 МВт. Находящийся на фазе планирования «Тургусун-3» добавит дополнительно 115 МВт — и все это на реке, ниже по течению которой находится Китай.

Читайте также:  Инвестиции при расчете денежного потока

Самым крупным китайским гидроэнергетическим проектом в Центральной Азии будет каскад из пяти плотин мощностью 480 МВт на реке Тентек в Алма-Атинской области. Китайская государственная корпорация China Gezhouba Group Corporation объявила о сделке на 1,5 миллиарда долларов с казахстанской компанией Arai-Oil в декабре 2018 года, но компания, похоже, все еще ведет переговоры о финансировании с китайскими банками.

Благодаря всем этим дополнительным мощностям Казахстан менее чем за десять лет превратился из чистого импортера электроэнергии в экспортера. Сейчас он поставляет электроэнергию Киргизии в обмен на воду. Хронически страдающая от отсутствия порядка Киргизия, как правило, испытывает дефицит электроэнергии, и Бишкек надеется импортировать дополнительные объемы предстоящей зимой, опасаясь, что с возвращением мигрантов из России из-за вызванного коронавирусом экономического кризиса спрос на электричество значительно превысит предложение.

Узбекистан

По мощности гидроэлектроэнергетической инфраструктуры Узбекистан несколько уступает Казахстану. Сейчас возобновляемые источники обеспечивают лишь 3,2 процента генерируемой в стране энергии, но Ташкент заявил о планах увеличить этот показатель до 25 процентов к 2030 году, в основном за счет гидроэнергетики. И без Китая здесь, конечно, не обошлось.

Начиная с 2006 года Эксимбанк КНР выдавал Ташкенту небольшие ссуды на привлечение китайских компаний для ремонта, повышения мощности и модернизации построенной еще в советские времена инфраструктуры. В том же году, например, государственная Китайская национальная электро-инженерная корпорация, дочерняя компания строительного гиганта Sinomach, запустила проекты по наращиванию мощности гидроэлектростанций в Ташкенте и Андижане. Работы в рамках этой сделки на 15,9 миллиона долларов были завершены в 2010 году.

Но китайско-узбекское сотрудничество особо расцвело после смерти президента-изоляциониста Ислама Каримова в конце 2016 года. С 2017-го Пекин выделил Ташкенту 144 миллиона долларов в виде займов на гидроэнергетические проекты, сообщает Podrobno.uz. В рамках одного из таких проектов, соглашение о реализации которого было подписано на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Циндао в 2018 году, Эксимбанк Китая ссудил 63 миллиона долларов на модернизацию пяти плотин, в том числе трех в Ташкенте и Ферганской долине в начале этого года.

Кроме того, в 2019 году компания Dongfang Electric Corporation завершила строительство новой гидроэлектростанции мощностью 11,4 МВт на Туябугизском водохранилище к югу от Ташкента. Стоимость проекта составляет 15,8 миллиона долларов, 8,1 миллиона долларов из которых предоставил Эксимбанк КНР.

Культивирование дружбы в Зарафшанской долине

Пожалуй, самый захватывающий из связанных с Узбекистаном проектов осуществляется за его пределами.

После смерти Каримова напряженность из-за водных ресурсов снизилась. Узбекистан возобновил поставки газа в Таджикистан, а в начале этого года стороны достигли многообещающего соглашения о совместном строительстве гидроэлектростанций общей мощностью 275 МВт на реке Зарафшан в Таджикистане. Предполагается, что эти ГЭС будут снабжать электроэнергией близлежащие районы Узбекистана.

Среди китайских ученых, специализирующихся на Центральной Азии, распространено мнение (основанное на сочетании серьезных исследований и ленивого патриотизма), что Пекин давно хотел ослабить напряженность между Узбекистаном и Таджикистаном. Главным аспектом здесь является то, что Китай, будучи одним из признанных лидеров в сфере гидроэнергетики, в состоянии экспортировать эти технологии своим соседям, причем по низким ценам. Пекин присматривался к потенциалу реки Зарафшан (которая течет из Таджикистана в Узбекистан) еще с 1990-х годов.

Государственная гидроэнергетическая компания Sinohydro открыла офисы в этих двух странах еще в 2000 году. В 2007-м президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал с Sinohydro соглашение о строительстве двух плотин на Зарафшане в рамках инвестиционного пакета на сумму 1 миллиард долларов, о котором ему удалось договориться во время визита в Пекин. Но проект так и не был реализован, вполне вероятно, из-за возражений со стороны Каримова.

Теперь, когда Каримова не стало, Китай наблюдает за сотрудничеством между Таджикистаном и Узбекистаном в рамках двухэтапного проекта на Зарафшане стоимостью 550 миллионов долларов. Таджикистан получит больше газа. Узбекистан получит электроэнергию, а также право голоса при выработке графика сброса воды. Китай получит новую роль арбитра в отношениях между народами в «зоне особых интересов» России.

Яу Цз Ян занимается исследованием политики Китая в Центральной Азии в Академии ОБСЕ в Бишкеке.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Экономика

Eurasianet (США): Китай меняет стратегию в Центральной Азии

Пекин сменил курс. Теперь он редко финансирует крупные инфраструктурные проекты в Центральной Азии. Вместо этого КНР переключилась на производство: автобусный завод тут, цементный завод там. Если Пекин все же предоставляет ссуду, то по-прежнему делает это через свои заточенные под политические приоритеты банки (Китайский банк развития и Эксимбанк КНР), но желательно после того, как под инициативу предоставят софинансирование местные партнеры или другие страны.

Читайте также:  Сколько эфира майнит одна видеокарта 1070

Контекст

Geopolitika.news: США будут влиять на европейские дела через Центральную Европу

Le Figaro: Центральная Азия, объект желаний русских, китайцев . но не европейцев

Teologia Polityczna: Польша предлагает соседям помочь Украине продержаться до лучших времен

У перехода на новый курс, который стал прослеживаться в последние два-три года, две движущие силы. Во-первых, государства-получатели хотят видеть проекты, которые позволяют создать рабочие места и наращивать экспорт и промышленный потенциал. Во-вторых, китайские политические банки, которые традиционно финансировали инфраструктурные проекты, теперь предпочитают распределять свои риски. Но в каждой из стран Центральной Азии ситуация развивается по-своему.

Казахстан

Первая волна китайских инвестиций в Казахстан — в период с 2007 по 2013 год — была сосредоточена в основном на добыче углеводородов и строительстве трубопроводов для экспорта нефти и газа из Центральной Азии в КНР.

Между тем в последние три-четыре года инвестиции стали более диверсифицированными. Их часто называют «наращиванием промышленного потенциала».

Правительство Казахстана на протяжении многих лет тесно сотрудничает с Пекином, в приоритете — совместные проекты развития. Список за 2019 год включает самый широкий круг проектов, от химического машиностроения и строительства до сельского хозяйства и инфраструктуры.

Многие проекты являются инвестициями, в основном за счет средств китайского бизнеса и без каких-либо обязательств со стороны Нур-Султана. В их число входят новый китайско-казахстанский цементный завод с проектной производительностью 2500 тонн цементного клинкера в сутки; стекольный завод Orda Glass; и строящийся новый автобусный завод Yutong в Карагандинской области. Сфера производства сейчас является основным направлением экономической активности Китая в Казахстане.

Тем временем Нур-Султан постепенно погашает кредиты. Государственный долг сокращается, а инвестиции растут. Китайский банк развития продолжает предоставлять ссуды казахстанским государственным предприятиям, но теперь старается при этом привлечь и местные источники финансирования. Одним из примеров является завод по производству полипропилена стоимостью 2,6 миллиарда долларов, который сейчас строится в Атырау и финансируется дочерней компанией одного из казахстанских государственных фондов национального благосостояния. Компания заняла 2 миллиарда долларов у Китайского банка развития, а оставшуюся сумму выделила из собственных средств. После запуска завода, строительство которого поручено китайской компании China National Chemical Engineering Co., управлять им будет госкомпания КазМунайГаз (контрольный пакет акций которой принадлежит тому же суверенному фонду).

Китайские фирмы теперь также более успешно конкурируют за контракты на проекты, осуществляемые в Казахстане за счет европейского финансирования, включая солнечные и ветряные электростанции.

Узбекистан

Узбекистан стремится — за счет китайского финансирования — превратиться в лидера в сфере производства, а также переработки углеводородов.

Ташкент не публикует статистические данные о прямых иностранных инвестициях и внешних заимствованиях с разбивкой по странам происхождения средств. Но Министерство инвестиций и внешней торговли утверждает, что за период с 2018 по 2019 год общий объем прямых иностранных инвестиций вырос в 3,2 раза с 2,9 до 9,3 миллиарда долларов, на фоне большей открытости страны для международного бизнеса после смерти президента Ислама Каримова.

По сообщениям, Китайский банк развития пообещал внести 1 миллиард долларов в рамках международного консорциума, который предоставит 2,3 миллиарда долларов из необходимых 3,6 миллиарда на строительство завода по производству синтетического жидкого топлива. Данный проект — в рамках которого Китай является лишь одним из источников финансирования наряду с Южной Кореей, Японией и Европой — призван способствовать достижению Узбекистаном цели превратиться из экспортера углеводородного сырья в страну, способную обрабатывать это сырье, производя товары с добавленной стоимостью.

Кроме того, Ташкент подписал соглашение на 1 миллиард долларов с китайской государственной инвестиционной корпорацией CITIC Group и компанией Huawei о создании цифровой инфраструктуры для внутреннего использования. Согласно плану, первые 300 миллионов долларов пойдут на строительство завода по производству оборудования для наблюдения. Если проект будет реализован, Узбекистан превратится из импортера в производителя технологического оборудования.

Помимо этого, с 2016 года Китай потратил более 250 миллионов долларов на текстильные предприятия в Узбекистане, и выделил еще 130 миллионов долларов для этой отрасли. Китайские партнеры также построили в Узбекистане цементные заводы. Как и в случае с Казахстаном, сфера производства сейчас является основным направлением экономической активности Китая в Узбекистане.

Узбекистан — единственная страна в Центральной Азии, долг которой перед КНР, возможно, растет (за исключением, пожалуй, Туркменистана, но там ситуация настолько непрозрачна, что ни один внешний наблюдатель не знает истинных размеров долговой нагрузки Ашгабата). До смерти Каримова в конце 2016 года Узбекистан занимал за границей лишь небольшие суммы. Тем временем в 2017-2019 годах Эксимбанк, по сообщениям, выделил 144 миллиона долларов на строительство новых гидроэлектростанций, и планирует предоставить дополнительные средства. Китайский банк развития также, как сообщается, профинансировал покупку компанией «Узбекские авиалинии» трех самолетов Boeing 787-8 Dreamliner на сумму 309 миллионов долларов в начале этого года.

Читайте также:  Источники финансирования инвестиций малых предприятий

Таджикистан

В последние пять лет Китай перестал предоставлять правительству Таджикистана крупные кредиты.

Но хотя официальный Пекин «жмет на тормоз», китайские фирмы неуклонно продолжают наращивать инвестиции (иногда в форме совместных предприятий) в горнодобывающую промышленность, производство цемента, текстильную отрасль и сельское хозяйство. В отличие от кредитов Эксимбанка, таджикское правительство не обязано возвращать эти деньги. В рамках совместных предприятий китайские партнеры, как правило, обеспечивают большую часть капиталовложений, а таджикская сторона предоставляет землю и берет на себя получение разрешений от регулирующих органов. Правительство Таджикистана нередко предоставляет в этих случаях налоговые льготы или бесплатную землю.

В отдельных секторах за счет китайских инвесторов удалось значительно нарастить экспорт. Например, если в 2012 году добыча золота составляла 2,4 тонны, то 2019-м — уже 8,1 тонны, причем 70 процентов этого объема, по сообщениям, добыло всего одно китайско-таджикское совместное предприятие. Еще пример: в 2013 году Таджикистан произвел всего 30 тысяч тонн цемента, и импортировал около 3 миллионов тонн, а в 2018 году производство взлетело до 3,8 миллиона тонны, и страна даже отправила 1,4 миллиона тонн на экспорт. Практически весь этот цемент произвели китайские фирмы. Одна принадлежащая китайским инвесторам текстильная фирма утверждает, что является крупнейшим экспортером в Таджикистане по доходам в иностранной валюте. Производство серебра также увеличилось на 17 процентов в 2019 году.

Но небольшие размеры таджикского рынка и неблагоприятные условия для ведения бизнеса затрудняют реализацию крупных проектов.

На протяжении последних лет ряд китайских инвесторов заявляли о планах модернизировать алюминиевый завод ТАЛКО, крупнейший промышленный актив Таджикистана. Построенный еще в советские времена завод, потребляющий до 40 процентов всей генерируемой в стране электроэнергии, остро нуждается в модернизации. Власти внесли изменения в законодательство, разрешив иностранцам владеть акциями ТАЛКО, но предприятие остается под контролем семьи президента Эмомали Рахмона, и правительство хранит все условия соглашений (если они вообще существуют) в секрете.

Но есть одно исключение, где Таджикистану могут выставить счет. Речь о таджикском участке газопровода из Туркмении в Китай, так называемой линии D стоимостью 3,2 миллиарда долларов, соглашение о строительстве которой было достигнуто в 2013 году. Согласно данному соглашению, за функционирование этой ветки газопровода будет отвечать совместное предприятие государственной компании Таджиктрансгаз и Национальной нефтяной корпорации Китая. Если проект обернется убытками, таджикской стороне, возможно, придется погасить часть долга. С экономической точки зрения, линия D сейчас представляется менее целесообразной, чем во времена, когда было предложено ее построить, и работы по ее строительству двигаются медленно.

В случае реализации проектов по переоборудованию ТАЛКО или запуску линии D, китайская сторона будет владеть крупными паями в проектах, обеспечивающих значительную долю доходов таджикского бюджета.

Киргизия

Киргизия тоже стала брать меньше межгосударственных кредитов у Китая, но в данном случае это произошло из-за обеспокоенности киргизского правительства по поводу долгового бремени. Но, как и в случае с Таджикистаном, в страну течет постоянный поток частных инвестиций из КНР, за которые правительство Киргизии не несет никакой ответственности.

Крупные инвестиции поступают в нефтепереработку и добычу золота. Но приток капитала тормозится недоверием общества по отношению к иностранному бизнесу, особенно китайскому. В Киргизии крупные инвестиции сталкиваются с протестами, которые заканчиваются сворачиванием проектов, включая отмену в начале этого года инициативы по строительству логистического центра стоимостью 275 миллионов долларов.

Еще больше предпринимателей напугало то, что во время политических потрясений в Киргизии в прошлом месяце местные протестующие захватили китайские шахты. Это создаст трудности для нового президента в деле привлечения иностранных инвестиций. Китайские инвесторы в Киргизии и Таджикистане — это, как правило, компании, для которых это первый опыт инвестирования за границей и которые ищут рынки с низкой конкуренцией. Фотографии объятого пламенем только что построенного горно-обогатительного комбината в горах Киргизии вряд ли повысят уровень доверия и уверенности иностранных инвесторов.

Дирк ван дер Клей — научный сотрудник Школы регулирования и глобального управления и Колледжа национальной безопасности Австралийского национального университета. Его исследование в частности финансировалось Программой грантов в области стратегической политики Министерства обороны Австралии. Выраженные в данной статье взгляды являются его собственными и могут не совпадать с позицией министерства обороны Австралии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Оцените статью