- Китайским инвесторам предлагают инвестировать в инфраструктуру ДФО
- Китайская экспансия на российском Дальнем Востоке. Реальная угроза или миф?
- Китайская экспансия на российском Дальнем Востоке. Реальная угроза или миф?
- Масштабы сотрудничества расширяются
- Сдвинулись с места
- Агропром на подъеме
- Заглянуть за горизонт
- Владимир Путин, президент Российской Федерации:
Китайским инвесторам предлагают инвестировать в инфраструктуру ДФО
Возможности инвестирования в инфраструктуру Дальнего Востока были представлены китайским партнерам на специализированной сессии «Развитие инфраструктуры регионов Российской Федерации в кооперации с иностранными партнерами», прошедшей на III Китайско-российском форуме машиностроения и инноваций и на III Национальной китайской выставке промышленного оборудования и инноваций China Machinery Fair.
Как напомнил инвестиционный директор Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ) Василий Потемкин, по итогам прошлого года товарооборот Дальнего Востока с Китайской Народной Республикой вырос на 26% и составил 9,7 млрд долларов США, а по итогам первого полугодия 2019 года рост составил уже 21 % — 4,9 млрд долларов США.
«Китай является одним из основных инвестиционных партнеров Дальнего Востока. Так, в ТОРах и свободном порту Владивосток реализуются 49 проектов с участием инвесторов из Китая с общим объемом 2,7 млрд долларов США. Доля инвестиций из Китая составляет 59,1% от общего количества иностранных проектов в зонах этих преференциальных режимов. Еще 40 инвестиционных проектов на сумму более 23 млрд долларов США находятся в стадии подготовки», — отметил Василий Потемкин.
Среди значимых совместных проектов он упомянул разработку Ключевского золоторудного месторождения (участником проекта выступает китайская компания China National Gold Group) и Зашуланского месторождения энергетических углей (участником проекта выступает China Energy) в Забайкальском крае, строительство Находкинского завода минеральных удобрений (участник проекта China Chengda Engineering Co. Ltd), запуск молочных животноводческих комплексов (в качестве инвестора выступает «Чжундин Дайри Фарминг») в Приморском крае.
«Всем этим крупным проектам нужна соответствующая транспортная и иная инфраструктура – дороги, энергетика, сопутствующие производства и т.д. Также мы предлагаем китайским компаниям рассмотреть возможность участия в уже реализуемых крупных инфраструктурных проектах», — уточнил представитель АНО АПИ.
Как подчеркнул Василий Потемкин, Дальний Восток занимает одну из ключевых ролей портовой отрасли РФ. На Дальневосточный бассейн приходится 25% грузооборота портов РФ. Через порты ДФО в 2018 году прошло более 200 млн тонн объем грузооборота, это, в том числе, 57% экспорта угля из РФ. Сейчас на территории Дальнего Востока заявлено более 20 проектов по модернизации и строительству портов. «Мы предполагаем увеличение объема грузопотока по каждому типу грузов через порты Дальнего Востока к 2030 году. По предварительным оценкам, грузооборот может составить 426 млн тонн. Этому будет способствовать реализация до 2022 году крупнейших экспортно-ориентированных инвестиционных проектов. Развитию инфраструктуры портов могло бы содействовать законодательное закрепление требований зонирования морских портов на Дальнем Востоке и введение механизма передачи неэффективно используемых объектов портовой инфраструктуры новым инвесторам, а также введение механизма субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию проектов по локализации производства контейнеров и строительству сухих портов на территории Дальнего Востока. Это также проекты по модернизации железнодорожной инфраструктуры. Так, до 2025 года планируется расширение пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской магистрали до 210 млн тонн», — рассказал Василий Потемкин.
Информация предоставлена пресс-службой Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта
Источник
Китайская экспансия на российском Дальнем Востоке. Реальная угроза или миф?
Китайская экспансия на российском Дальнем Востоке. Реальная угроза или миф?
Уже ни для кого не секрет, что Пекин идеологически связал свою зарубежную экспансию с распространением инициативы «Пояс и путь». На данный момент Россия является партнером номер один по данному проекту. В 2017 г. Россия замыкала десятку стран с наибольшими накопленными объемами инвестиций из КНР.
Какие риски сокрыты в крупных китайских инвестициях в российский Дальний Восток?
Существует особый интерес предпринимателей из КНР к первичному сектору экономики соседних с КНР регионов, Дальний Восток не исключение.
Как известно из теории мировой экономики, страны, живущие за счет первичного сектора, являются экономически не развитыми. Иначе их называют сырьевыми придатками других стран.
В стратегии развития региона все чаще указывается на риск увеличения зависимости от капитала КНР.
Однако авторы статьи «Китайские инвестиции на российском Дальнем Востоке», опубликованной в известном журнале «Мировая экономика и международные отношения» в 2019 году, утверждают, что реальных научных исследований, которые подтверждали бы подобный риск, на данный момент не существует. Давайте разбираться в этом более детально.
Согласно данным государственных ведомств РФ, китайские инвестиции в регионе ежегодно сокращаются. В то же время, множество финансовых операций, проведенных в офшоре, попросту не учитываются официальной статистикой. Кроме того, в расчет не берется малый бизнес и различные частные сделки. Получается, что данные государственных ведомств РФ значительно занижены.
Существует и обратная сторона медали – завышение данных в заявлениях китайских инвесторов, их российских партнеров и чиновников. Это явление приводит к обострению настороженного отношения у жителей России, что в свою очередь затрудняет сотрудничество китайских и российских партнеров или вовсе блокирует проекты.
Рассматривая китайские инвестиции на Дальнем Востоке в своей статье более подробно, И.Ю. Зуенко, С.А. Иванов и А.Е. Савченко утверждают, что ситуация меняется от отрасли к отрасли.
Имеющиеся данные о размещении инвестиций по отраслям и территориям ДВ не позволяют говорить о “китайской экспансии”. Капитал из КНР сконцентрирован лишь в отдельных регионах юга Дальнего Востока (Приморский край, Амурская область, ЕАО). Как правило, это средние и малые компании в сельском и лесном хозяйстве, строительстве, добыче полезных ископаемых, сфере услуг и производстве морепродуктов.
Так, например, сельскохозяйственный рынок в последние несколько лет был занят российскими компаниями, а на долю китайских инвесторов приходится лишь 5% возделываемых земель региона. Инвестиции в перерабатывающие отрасли (производство обуви, одежды, металлообработка, деревообработка) относительно невелики. Их динамика во многом зависит от внешних факторов (конъюнктуры мировых цен, таможенного законодательства, возможности завозить китайскую рабочую силу). Инвестиции же в высокотехнологичное производство практически отсутствуют.
Как действует китайских капитал в особых экономических зонах?
Китайский капитал в Свободном Порту Владивостоке и на Территориях Опережающего Развития представлен преимущественно небольшими предприятиями в традиционных для Дальнего Востока отраслях, которые вряд ли смогут обеспечить опережающее экономическое развитие региона.
Наиболее привлекательными сферами деятельности для китайских инвесторов стали переработка лесной, рыбной и сельскохозяйственной продукции, строительство, рыбоводство и сельское хозяйство, а также гостиничный бизнес. Проекты в ТОР относятся к обрабатывающим производствам либо к сфере транспорта и логистики.
Раз даже в особых экономических зонах ДВ китайские инвестиции не занимают значимого положения, то какие же факторы влияют на деятельность китайского капитала?
Ключевым стимулом для привлечения иностранных инвестиций остается перспектива извлечения прибыли. Несмотря на распространенный стереотип об управляемой инвестиционной экспансии Китая, системных подтверждений работы бизнеса по указке Пекина нет. Усиление контроля над выводом капитала в последние годы сделало китайского инвестора более разборчивым в выборе зарубежных проектов для вложений. При этом политические декларации не оказывают существенного влияния на стратегию инвесторов.
Следующий фактор – рабочая сила, привлеченная из Китая. Количественные ограничения местных властей на ее привлечение и сдерживает китайские инвестиции.
Однако доступ к кредитным ресурсам в банках КНР – один из главных факторов конкурентоспособности китайских предприятий. Российские предприятия малого и среднего бизнеса не могут конкурировать с ними в плане покупки или лизинга техники, оборудования, сопутствующей продукции (удобрения, севоматериал и т. д.) и подчас вынуждены обращаться к тем же китайским компаниям за неформальным кредитованием.
Вышеперечисленные факторы с каждым годом оказывают все меньшее влияние на движение китайского капитала в регионе.
Роль китайских инвестиций на Дальнем Востоке значительно преувеличена. Ситуация меняется, и для российских предприятий становится все менее выгодным тесно сотрудничать с КНР.
В последние годы трудности в привлечении китайской рабочей силы, снижение зависимости российских лесозаготовителей и фермеров от теневого кредитования китайскими предпринимателями, усиление регулирующего воздействия российского государства и приход на Дальний Восток крупного федерального бизнеса значительно ослабили конкурентные преимущества китайского капитала.
Таким образом, есть основания полагать, что уже в ближайшие годы масштаб деятельности китайских компаний на Дальнем Востоке не только не увеличится, но и, скорее всего, сократится. Более того, стоит учитывать ситуацию с пандемией, которая на данный момент попросту препятствует въезду китайских граждан, в том числе и по бизнес целям. Едва-ли многомилионные сделки возможно утвердить по видеосвязи, без надлежащего контроля качества, к коему привыкли китайцы. На данный момент остается только ждать каким будет итог для китайского капитала на российском Дальнем Востоке.
Источник
Масштабы сотрудничества расширяются
Что сделано за год и какие проблемы ждут своего решения, представители власти и бизнеса обсудили на Восточном экономическом форуме 2019 года.
Сдвинулись с места
Замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков в ходе бизнес-диалога «Россия — Китай» рассказал о том, на каком этапе сотрудничества с КНР находится округ. За последние пять лет произошел определенный прорыв, и обсуждаемые долгие годы проекты наконец начали реализовываться.
— Сегодня на разных стадиях находятся почти полсотни проектов с инвестициями из КНР. Символично, что завершается строительство двух мостов между Китаем и Россией: в Амурской области — между Благовещенском и Хэйхэ, в Еврейской автономной области — между Нижнеленинским и Тунцзяном. В 2020 году они начнут работать на развитие наших экономик и увеличение товарооборота, — сообщил Александр Крутиков.
Он также отметил, что «изучение опыта экономических зон в Китае помогло создать на Дальнем Востоке, на территориях опережающего развития (ТОР) и в Свободном порту Владивосток, привлекательные условия для бизнеса». Малый и средний бизнес Китая в них поверил: инвестиции идут в строительство жилья и другой недвижимости, в логистику, туризм, сельское хозяйство.
По мнению замминистра, за эти годы сотрудники министерства и дочерних институтов развития научились работать с крупными китайскими корпорациями. В частности, ряд крупных проектов реализовала Китайская национальная корпорация по производству зерновых, масел и продовольствия (COFCO), в том числе, по поставкам в Китай питьевой воды и по производству продуктов питания. С участием китайских партнеров развивается аквакультура, создаются перерабатывающие и другие производства, призванные существенно расширить структуру дальневосточного экспорта и увеличить долю переработанной и высокотехнологичной продукции.
— Когда в России подняли пошлины на экспорт кругляка, у нас на Дальнем Востоке начали создавать перерабатывающие производства и структура экспорта начала меняться. По итогам первого полугодия 2019 года физические объемы экспорта необработанной древесины сократились на треть, готовой продукции — выросли на 80 процентов. Мы ожидаем дальнейшего притока инвестиций в лесопереработку, в том числе китайских, и будем их поддерживать, — сказал Александр Крутиков.
Заработал Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), созданный Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Китайской инвестиционной корпорацией. Один из поддержанных им проектов — Дальневосточный центр глубокой переработки древесины в Хабаровском крае. Его создает RFP Group (наследник советского «Дальлеспрома»), объединившая активы 25 лесопромышленных предприятий. В настоящее время компания поставляет в КНР около 20 процентов от всего объема российского экспорта лесоматериалов. В 2013 году холдинг запустил завод по производству лущеного шпона мощностью 300 тысяч кубометров в год, в 2017 году — завод по выпуску сухих пиломатериалов мощностью до 250 тысяч кубометров в год. Скоро начнет выпуск топливных гранул из отходов деревообработки и низкосортной древесины третий завод. Общая сумма инвестиций в проект — 12 миллиардов рублей.
— Проектный офис РКИФ действует при консультативном комитете предпринимателей Комиссии по инвестиционному сотрудничеству РФ и КНР. На Дальнем Востоке реализуется более трети от 70 проектов на общую сумму более 100 миллиардов долларов, с которыми мы работаем. Сейчас договариваемся с Китайской инвестиционной корпорацией о создании еще одного фонда — для инвестиций в высокотехнологичную сферу, — сообщил заместитель содиректора Российско-китайского инвестиционного фонда (РКИФ) Олег Чиж.
Александр Крутиков признал, что некоторые проекты «пока не получились». Особенно тяжело идут инфраструктурные — совместное освоение трансграничного острова Большой Уссурийский (Хэйсяцзыдао) в Хабаровске, а также развитие международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Замминистра заверил, что их воплощение — вопрос времени.
Агропром на подъеме
Потребности в импорте сельхозпродукции у КНР большие: в 2018 году страна импортировала ее на 127 миллиардов долларов. Россия пока не числится среди ведущих экспортеров продуктов питания. Как отметил в интервью интернет-изданию «Валдайского клуба» вице-президент Китайской народной ассоциации мира и разоружения Юй Хунцзюн, она «занимает очень незначительный сегмент китайского импорта сельхозпродукции — всего 2,5 процента». Но темпы роста впечатляют (+42 процента к 2017 году), и эксперты прогнозируют дальнейший рост по итогам 2019 года.
Поэтому одним из самых перспективных направлений сотрудничества России и Китая эксперты называют агросектор. Особое место в этом играет план развития сельского хозяйства на российском Дальнем Востоке, в Байкальском регионе и на северо-востоке Китая.
— Есть некоторые задачи, которые Китай не может самостоятельно реализовать, но в России это можно сделать весьма успешно. Взаимодополняемость экономик наших стран абсолютно очевидна, и только вместе мы сможем решить многие вопросы, — заявила председатель Китайской ассоциации коммерческих консультантов и предпринимателей Ян Тинтин.
В 2018 году экспорт агропродукции с Дальнего Востока в Китай составил 1,84 миллиарда долларов — ничтожная сумма на фоне общей суммы китайского импорта. Но есть все шансы существенно улучшить этот показатель.
Большие надежды российские аграрии связывают с выходом на емкий китайский рынок. В ближайшие три-четыре года поставки сои могут увеличиться практически в четыре раза. Об этом сообщил торговый представитель РФ в КНР Сергей Инюшин.
— Китай обеспечивает до 90 процентов потребления сои за счет импорта. Поскольку импорт из США проседает, страна ищет новых партнеров. В прошлом году поставки сои из России приблизились к миллиону тонн, в планах на ближайшие три-четыре года довести их объем до 3,7 миллиона тонн в год, — прокомментировал он. В настоящее время экспорт соевых бобов в Китай открыт для Хабаровского, Приморского, Забайкальского краев, Амурской и Еврейской автономной областей. По оценке президента COFCO Юй Сюйбо, на дальневосточных сельхозугодьях можно выращивать для последующего экспорта в КНР не менее 30 миллионов тонн кукурузы и сои.
В регионах Дальнего Востока создано уже несколько предприятий с китайскими инвестициями, которые занялись выращиванием сои и кукурузы, мясным и молочным животноводством, аквакультурой, — подтвердил и Александр Крутиков. Интерес к агросектору растет, и Минвостокразвития России к этому готовится: на Дальнем Востоке идет инвентаризация пустующих сельхозземель, чтобы ввести их в оборот.
Торгпред РФ в Китае также отметил, что Россия постоянно расширяет ассортимент поставок сельхозпродукции в КНР. С начала года начались поставки замороженного мяса птицы, в том числе для сети «Макдоналдс». В июне подписаны протоколы о допуске на китайский рынок новых видов сельхозкультур — ячменя, кукурузы и рапса.
Пошли и первые поставки молока. Как сообщил президент Zhongding Dairy Farming Co., Ltd. Сунь Гоцян, в Муданьцзяне создан крупный центр по его переработке. Идут активные переговоры по поставкам российской свинины. Дальневосточные производители готовы экспортировать в КНР в ближайшие три года до одного миллиона тонн мяса.
По оценке отраслевых участников ВЭФ, слабым звеном остается логистика: без решения проблем транспортировки, хранения и перевалки сельхозпродукции невозможно создать эффективные каналы сбыта товаров российского агропрома на рынки АТР. Единичные проекты в этой сфере реализованы, часть — на разных стадиях воплощения, но прорыва это пока не обеспечило. К слову, о логистических рисках для экспорта инвесторы создаваемых в ТОР производств говорили еще на первом Восточном экономическом форуме.
Заглянуть за горизонт
На ВЭФ-2019 было подписано в общей сложности 270 соглашений на сумму 3,4 триллиона рублей (без учета соглашений, условия которых являются коммерческой тайной), в том числе с инвесторами из Китая. Они наглядно показывают, как в ближайшие 5-10 лет пойдет развитие торгово-экономических связей между КНР и регионами Дальнего Востока.
На первом месте по привлекательности остаются энергоресурсы Дальнего Востока и Арктики. Соглашение с самым большим объемом инвестиций — 740 миллиардов рублей — было заключено между Sherwood Energy (Гонконг) и Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ). Китайская компания планирует заняться разведкой и разработкой газовых месторождений Западной Якутии, глубокой переработкой природного газа и его транспортировкой на рынок АТР.
«Арктик Оушен Холдинг Групп» (дочерняя компания холдинга SUN, Гонконг) заключила соглашение с АПИ о создании на Камчатке туристического кластера «Азиатская деревня». Инвестиции в проект составят 57,2 миллиарда рублей.
Губернатор Приморья Олег Кожемяко и представители китайских компаний подписали соглашение о создании в крае 15 животноводческих комплексов на 100 тысяч голов скота, из них 45 тысяч — дойных. Первые фермы начнут функционировать уже через два года. Планируемый ежегодный объем молока и молокопродуктов — 500 тысяч тонн. Общий объем инвестиций в проект — около 45 миллиардов рублей.
К слову, Минсельхоз России подписал соглашение с китайской продовольственной компанией COFCO о создании наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса в России. Harbin Pharmaceutical Group Holding (Hayao) и АПИ подписали соглашение о сотрудничестве в проекте релокации на Дальний Восток фармацевтического завода «Хаяо». Объем инвестиций в проект составит 10 миллиардов рублей.
Новое развитие получило сотрудничество в сфере инноваций. Директор Фонда технологического предпринимательства ДВФУ и технопарка «Русский» Дмитрий Боровиков, руководитель ассоциации «Российско-китайский центр инновационного предпринимательства» Вера Пронькина и руководитель Китайско-российского центра инновационного предпринимательства Вэй Божен подписали соглашение о запуске нового российско-китайского акселератора. Он станет еще одним инструментом выхода отечественных компаний на рынки Китая. Участниками проекта выступают китайские Ассоциация бизнес-ангелов и Улица стартапов Чжунгуаньцунь, куда входят 46 акселераторов.
Набирает обороты сотрудничество в сфере электронной торговли. В частности, последние несколько лет в Китае растет интерес к продовольственным товарам из России. В связи с этим Российский экспортный центр и компания Epinduo подписали соглашение о создании интернет-магазина товаров из России. Он будет открыт на платформе Tmall.com, которая является частью Alibaba Group.
— Мы работаем на российском рынке с 2015 года, более активно развиваться нам мешает не до конца сформированная логистическая инфраструктура. А китайский потребитель искушен и не готов ждать поставок заказанного товара больше 4-5 дней, так что над этим придется серьезно потрудиться, — прокомментировал соглашение директор по связям с государственными органами «Alibaba Россия» Сергей Лебедев.
Он также сообщил: возможно, в следующем году Alibaba предоставит российским компаниям возможность экспортировать через ее платформу товары не только в Китай, но и в другие страны. «Мы нацелены на поддержку именно малого и среднего бизнеса», — подчеркнул Сергей Лебедев.
Чтобы малый и средний бизнес мог выйти на китайский рынок, ему нужно кооперироваться для формирования достаточно больших партий товаров, как того требуют китайские закупщики. Еще одна проблема, требующая помощи институтов развития, — узнаваемость брендов. На северо-востоке Китая российские товары знают, а в центральных и южных провинциях они менее известны.
С этими рекомендациями согласен и торговый представитель РФ в КНР Сергей Инюшин. По его мнению, «российские продукты зачастую не представлены должным образом». Пора расширять географию поставок, продвигать товары в богатые центральные и южные провинции Китая.
По данным Минвостокразвития России, объем торговли между регионами ДФО и Китая за 2018 год вырос на 28 процентов, достигнув 9,7 миллиарда долларов (между РФ и КНР — около 108 миллиардов долларов), и продолжает расти.
В режиме ТОР и СПВ реализуется 45 проектов с участием инвесторов из Китая. Объем инвестиций составляет 2,6 миллиарда долларов (63 процента от общего объема иностранных инвестиций в ДФО). Активное взаимодействие ведется еще по 35 инвестиционным проектам на сумму 17,8 миллиарда долларов.
В сфере энергетики реализуются или запланированы к реализации масштабные проекты с участием китайского капитала — «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». На декабрь 2019 года запланирован пуск первого российско-китайского газопровода «Сила Сибири».
Для ускорения перемещения товаров между Россией и Китаем действует совместный проект «Зеленый коридор». Участвовать в нем могут добросовестные российские и китайские компании, заключившие между собой договор на поставку товаров. Китайский экспортер направляет в таможенную службу КНР сведения о товарной партии, после таможенного контроля ей присваивается уникальный идентификационный номер (UCR).
Российский таможенный орган сверяет сведения, полученные от таможенной службы Китая, со сведениями, заявленными в декларации на товары, и при совпадении сведений отправляет его по упрощенной схеме. Аналогичный алгоритм предусмотрен и для экспорта российских товаров в Китай.
Владимир Путин, президент Российской Федерации:
Благодаря усилиям председателя Си Цзиньпина, правительства Китая и ваших российских партнеров — моих коллег — мы продвигаемся очень хорошо в торгово-экономической сфере, превысили даже наши планы по объемам торгового оборота.
5 сентября 2019 года, Приморский край, остров Русский.
Источник