- Обзор закона КНР об иностранных инвестициях 2019
- Область применения Закона «Об иностранных инвестициях»
- Принципы привлечения иностранных инвестиций
- Порядок регулирования
- Поощрение инвестиций
- Защита инвестиций
- Регулирование инвестиций
- Ответственность
- Заключение. Выводы
- Китай государственная поддержка инвестиций
- КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА:
- Инвестиционная политика Китая
- Обзор недавно принятого закона КНР «Об иностранных инвестициях»
Обзор закона КНР об иностранных инвестициях 2019
Новый закон открывает широкие возможности для иностранных компаний и отменяет действие трех основных законов, регулирующих деятельность инвесторов. Теперь иностранным компаниям, действующим в Китае, гарантируются равные с отечественными инвесторами права и обязанности, а также право пользоваться национальным статусом в инвестиционной деятельности в КНР Закон начнет действовать с начала 2020 года.
Область применения Закона «Об иностранных инвестициях»
Закон применяется к зарубежным инвесторам, работающим в Китае. Иностранными инвестициями называется инвестиционная деятельность, проводимая в Китае зарубежными предприятиями или физическими лицами, которые:
- создают компании в Китае;
- приобретают акции китайских предприятий или доли в уставном капитале, имуществе;
- делают денежные вложения в новые проекты Китая;
- инвестируют в другие формы, описанные в законах КНР.
Статья 31 Закона говорит что организационно-правовая форма, организационная структура и правила деятельности предприятий с иностранным участием регулируются Законами КНР «О компаниях» и «О товариществах» и иными законами.
Принципы привлечения иностранных инвестиций
Новый закон направляет государство на поддержку компаний с иностранным капиталом. Программа государственных закупок открывает возможности приобретать товары, произведенные на предприятиях с участием иностранных инвестиций, на одинаковых с отечественными компаниями условиях. Также в законе прописано, что ни госслужащие, ни правительственные органы не имеют права принуждать к передаче технологий предприятия с иностранными инвестициями, работающие на территории Китая.
Порядок регулирования
Сферы участия иностранных инвесторов регулируются и не допускаются иностранные инвестиции в соответствии с негативными списками допуска. Инвесторы могут вкладывать деньги, только если выполнят условия, прописанные в негативных списках. В те сферы, не включенные в негативные списки, иностранный инвестор может делать инвестиции на одинаковых с отечественными инвесторами условиях.
Негативные списки – это меры регулирования допуска на рынок, применяемые к иностранным инвестициям в определенных отраслях. Принимаются и публикуются Госсоветом.
Поощрение инвестиций
Правительство будет вводить меры по стимулированию иностранного инвестирования и упрощению порядка их осуществления. Предприятия с иностранным участием могут принимать участие в обсуждении законов по инвестициям, делать замечания и предложения по рассматриваемым нововведениям, а также участвовать при разработке стандартов деятельности инвесторов.
Государство консультирует инвесторов в вопросах законов и актов, регулирующих инвестиции. Китай создает разнообразные системы инвестиционного сотрудничества, расширяя обмен и взаимодействие в международной инвестиционной сфере. Поток иностранных инвестиций регулируется в отдельных регионах. Также создаются специальные экономические зоны для комфортного развития проектов.
Иностранные инвесторы получают предусмотренные государством льготы, а их инвестиции поощряются и направляются в определенные регионы, отрасли и сферы.
Иностранное предприятие может привлекать финансирование любыми способами и публично размещать облигации, акции и иные ценные бумаги.
Защита инвестиций
Новый закон обеспечивает госзащиту интеллектуальной собственности инвестора и дает ему право свободно вывести с территории КНР свои капиталовложения и прибыль. Государством гарантируется не допускать принудительное изъятие иностранных инвестиций, такое изъятие может быть только при наличии особых обстоятельств. Закон защищает инвесторов от применения к ним дополнительных обязанностей и условий, не прописанных в законах.
Сотрудники уполномоченных органов обязуются сохранять конфиденциальность информации, полученной во время исполнения служебных обязанностей.
Регулирование инвестиций
Государством осуществляется контроль и проверка безопасности иностранных инвестиций. Если для инвестирования в определенную сферу требуется получение лицензии, инвестор обязан ее получить, иначе деятельность будет нарушать законодательство КНР. Правила получения лицензии одинаковы для всех инвесторов.
Предприятия, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность, обязаны соблюдать требования по охране труда и социального обеспечения, существующие в КНР. Их деятельность подлежит контролю, в том числе антимонопольному контролю.
Ответственность
Новый закон учитывает не только потребности инвесторов, но и предусматривает ответственность за нарушения. Если иностранный инвестор вкладывает деньги в запрещенные сферы, он получает предписание с требованием прекратить свою деятельность. Также возможно отчуждение имущества и акций или их конфискация, если они были получены в нарушение законодательства.
При выявлении нарушений, уполномоченным органом выдается предписание с требованием их устранить. При отказе или невыполнении требований применяются меры, описанные выше. Если иностранный инвестор не предоставляет в уполномоченные органы отчетность об инвестициях, ему выдается предписание об устранении нарушения в конкретный срок. При нарушении данного срока на инвестора накладывается штраф.
Ответственность распространяется и на сотрудников уполномоченных органов. За разглашение коммерческой тайны, халатность, допущенные ошибки при исполнении служебных обязанностей к ним применяется уголовная ответственность.
При совершении дискриминационных действий каким-либо государством или регионом по отношению к иностранным инвестициям в КНР за государством остается право принять меры в отношении этого региона или государства.
Заключение. Выводы
Сегодня существует тенденция мировой экономической нестабильности и неопределенности, но на её фоне Китай демонстрирует завидную стабильность в политическом и социальном развитии и считается одной из самых надежных экономик мира. Ожидается, что принятый закон об иностранных инвестициях станет стимулом для стремительного развития иностранных предприятий.
Адвокат по китайскому праву Цзефэн Цай, комментирует: «Закон об иностранных инвестициях создает новые лояльные условия для развития и защиты иностранных инвестиций в государстве. Это обеспечивает равноправие между местными и привлеченными инвесторами».
Китай создает благоприятные условия для ведения инвестиционной деятельности на честных конкурентных условиях и наряду с этим обязывает инвесторов соблюдать китайское законодательство и не вести деятельность, несущую угрозу государственной безопасности КНР.
Источник
Китай государственная поддержка инвестиций
1 января 2020 года вступил в силу закон об иностранных инвестициях, устанавливающий новые гарантии защиты иностранных инвестиций в Китае (далее – Закон КНР)[1].
Закон КНР принят в целях дальнейшего расширения политики открытости, стимулирования иностранных инвестиций, защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов, унификации правового регулирования иностранных инвестиций, совершенствования социалистической рыночной экономики Китая[2].
Новые правила регулируют деятельность иностранных инвесторов — физических и юридических лиц, владеющих 100% долей участия, а также всех типов совместных предприятий с иностранным капиталом[3].
Ключевые положения Закона КНР, рассматриваемые в настоящем обзоре, содержатся в аналогичном российском законе, закрепляющем правовой режим деятельности иностранных инвесторов и основные гарантии их прав на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль (далее – Закон РФ)[4].
КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА:
Новые правила, призванные создать равные условия ведения бизнеса для зарубежных и китайских инвесторов и сделать их более прозрачными, позволят зарубежным компаниям конкурировать с китайскими компаниями и повысить инвестиционную привлекательность Китая для зарубежных инвесторов. Вместе с тем, очевидно, что в Законе КНР заложены лишь основы регулирования иностранных инвестиций и многие его положения носят неопределенный характер.
По причине необходимости конкретизации Закона КНР были приняты положения о его реализации, разъясняющие механизмы защиты и поощрения иностранных инвестиций (далее – Регламент)[17]. В Регламенте среди прочего определено:
[1] Закон Китайской Народной Республики об иностранных инвестициях (утв. Распоряжением Президента КНР от 15.03.2019 № 26).
[4] Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
[5] Статья 2 Закона КНР. Аналогичные положения закреплены в ст. 2, 4 Закона РФ.
[9] Статья 4 Закона РФ; Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; ст. 14 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[11] Пункт 2 статьи 4 Закона РФ.
[12] Статьи 22, 23, 26, 39 Закона КНР.
[13] Абзац 2 ст. 22 Закона КНР.
[14] Пункт 1 ст. 5 Закона РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
[15] Статьи 20, 35 Закона КНР. Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», Законе РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Постановлении Правительства РФ от 22.05.2006 № 302 «О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями».
[17] Административный регламент реализации Закона Китайской Народной Республики об иностранных инвестициях (утв. Приказом Государственного совета КНР от 26.12.2019 № 723).
[20] Абзац 2 ст. 7, ст. 11 Регламента.
[21] Статьи 24, 25, 26 Регламента.
Источник
Инвестиционная политика Китая
Китай, имеющий одну из крупнейших экономик мира, интересен для инвестирования по ряду причин, в числе которых — действующая инвестиционная политика, которая направлена на либерализацию рынка, упрощение административных процедур, создание новых возможностей для иностранных инвестиций.
Продвижение иностранных инвестиций
Поддержка иностранных инвестиций входит в число приоритетных направлений экономического развития и закрепляется в Циркуляре о мерах по расширению открытости и активному использованию иностранных инвестиций, принятом 12 января 2017 г. Государственным советом КНР.
В соответствии с Циркуляром предусматривается ряд новых инвестиционных стимулов, в том числе:
- местным органам власти разрешается оказывать поддержку иностранным инвестициям, основанным на инновационной, скоординированной зеленой открытой экономике совместного потребления;
- поощряется перевод деятельности ИИП в Центрально-Западный и Северо-Восточный регионы Китая с предоставлением прав на льготное финансирование и государственную поддержку мелиорации земель;
- дается право на получение земельного участка с 30%-м снижением минимальной цены под проекты, находящиеся в поощряемой для иностранных инвестиций сфере;
- транснациональным корпорациям разрешается открывать штаб-квартиры, центры закупок и расчетные центры в Китае;
- разрешается централизованно управлять выручкой и платежами в юанях и иностранной валюте из Китая;
- улучшаются возможности ИИП по получению финансирования за пределами Китая за счет упрощения валютного управления внешними долгами;
- упрощаются таможенные процедуры, предусматривается повышение эффективности работы специальных правительственных онлайн-платформ для подачи заявок;
- создается семь новых свободных экономических зон для тестирования ряда мер, стимулирующих иностранные инвестиции.
Равные условия инвестирования
Одной из основных идей, заложенных в Циркуляре, является создание одинаковых условий для местных и иностранных компаний. Достижению цели должен способствовать ряд мер по продвижению и развитию инвестиций.
В их число входит инициатива «Сделано в Китае 2025», в рамках которой предусматривается продвижение высокотехнологического интеллектуального «зеленого» производства, промышленного дизайна и брендирования, проектного консультирования, современной логистики, тестирования и сертификации.
Одним из приоритетных направлений является развитие научной и технической сферы, в том числе поддержка сотрудничества между местными и иностранными исследовательскими учреждениями. Также ИИП и высокоталантливые иностранные граждане, постоянно проживающие в Китае, смогут получить поддержку при создании научных и технических центров.
Инвестиционные режимы
Одной из особенностей в правовом регулировании инвестиций в Китае является выделение категорий инвестиций, в соответствии с чем определяются возможность и условия инвестирования в отдельные отрасли экономики:
- Поощряемые. Иностранные инвестиции этой категории получают преимущества от беспошлинного импорта некоторого оборудования и других подобных стимулирующих мер. Данная категория включает 349 отраслей.
- Ограниченные. Инвестиции в данные отрасли подвергаются различным ограничениям и требуют получения согласований. В эту категорию входят 38 секторов, но по существующим ограничениям могут быть послабления или их могут снять в центральных и западных регионах Китая.
- Запрещенные. Для иностранных инвестиций закрыты такие сферы, как контроль воздушного транспорта, почтовые услуги, консультационные услуги по правовым вопросам и ряд других.
- Разрешенные. Инвестиции, не включенные ни в одну из указанных категорий, по общему правилу считаются разрешенными. На данный момент наблюдается тенденция по исключению ряда отраслей из категории запрещенных сфер, в результате чего они переходят в категорию разрешенных (например, транспорт и сфера услуг, обрабатывающая промышленность, горнодобывающая и нефтегазовая промышленность).
Полную версию статьи читайте в журнале «Конъюнктура рынков». Вышедшие выпуски журнала можно приобрести в редакции.
Источник
Обзор недавно принятого закона КНР «Об иностранных инвестициях»
В марте 2019 года произошло крайне важное событие в жизни нашего крупнейшего экономического партнера, которое, к сожалению, было незаслуженно обойдено вниманием со стороны российских СМИ.
Так, 15 марта в Пекине на второй сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва был принят закон «Об иностранных инвестициях»[1]. Закон вступает в силу с 01 января 2020 года. Обсуждение будущего закона велось еще с 2015 года, когда появился первый законопроект, затем его отправили на доработку, которая в Китае может вестись крайне неспешно. Однако, недавние обстоятельства в виде торговой войны с США значительно ускорили работу по разработке и принятию закона. И вот закон наконец-то был принят, хоть и с некоторыми изъятиями и изменениями в сравнении с предыдущими версиями.
О чем закон и почему он важен для России?
Данный закон устанавливает необходимую правовую базу для функционирования иностранного бизнеса и инвестиций в КНР, регулируя основные аспекты вложения средств, защиты прав инвесторов, регистрации и лицензирования и т.д. Данный закон также отменяет ранее действовавшие китайские законы «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала», «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» и «О предприятиях с иностранным капиталом». Всего закон состоит из 6 глав и 42 статей.
В первых статьях закона (ст.1, 3) китайское руководство однозначно указывает, что цель нового закона является создание максимально комфортных условий для зарубежных инвесторов, выработка ясных и конкретных «правил игры» в этой области, создание необходимой инвестиционной среды и инфраструктуры.
Основные положения закона заключаются в следующем.
1) Законом (ст.2) вводится определение понятий «иностранные инвестиции» и «компания с иностранным участием».
Под иностранными инвестициями понимается инвестиционная деятельность, прямо или косвенно осуществляемая на территории КНР иностранными физическими лицами, предприятиями или иными организациями.
Под предприятием с иностранным участием понимается созданная на территории КНР согласно китайскому законодательству компания, в которую вложены иностранные инвестиции.
Также указаны формы, в которых иностранные инвестиции могут осуществляться:
— создание иностранным инвестором компании на территории КНР;
— приобретение иностранным инвестором акций, долей в уставном капитале, долей в имуществе и т.п. в китайских компаниях;
— инвестирование иностранными инвесторами в новые проекты на территории КНР
— инвестиции в иных формах.
2) Согласно ст.4 законом устанавливаются равные условия и национальный режим для иностранных инвесторов и инвестиций в КНР, что представляет собой достаточно большой поворот китайского руководства в отношении к иностранным инвесторам. Инвестиции разрешены практически во все сферы и отрасли экономики, за исключением тех, которые указаны в т.н. «негативном списке», который запрещает или ограничивает участие и вложения иностранных инвесторов в конкретные области экономики. Указанный список утверждается Госсоветом КНР (Правительство). На данный момент в этом списке значатся 48 пунктов, что меньше чем в списке, который действовал ранее до июля 2018 года и содержал 63 пункта. Также было снято ранее действовавшее ограничение на создание компаний с 100% участием иностранного капитала.
3) Также законом (ст.5) гарантируется защита иностранным инвесторам их вложений в экономику КНР от каких-либо посягательств со стороны государства или третьих лиц. Государство на всех уровнях от уезда до Госсовета согласно новому закону должно всячески содействовать, защищать и поощрять иностранных инвесторов в их деятельности. В главе 2, посвященной поощрению иностранных инвестиций, предусмотрено, что компаниям с иностранным участиям предоставляются равные меры господдержки, право на участие в поставках и контрактах для госнужд (именно это положение одно из самых смелых и давно ожидаемых). Также данной главой предусматривается возможность иностранным инвесторам и компаниям с их участием осуществлять свободно выпуск акций, облигаций и иным образом привлекать необходимые заемные средства (ст.17).
4) Глава 3 регулирует защиту иностранных инвестиций. Этой главой, в частности, предусматривается, что иностранный инвестор и его инвестиции защищены от произвольного вмешательства государства и его органов в свою деятельность, а также от безосновательной конфискации имущества в КНР. Государственные органы на всех уровнях должны соблюдать свои обязательства в отношениях с иностранным инвестором, не обременять его какими-либо дополнительными, не предусмотренными законом, обязанностями. Также запрещается какое-либо принуждение инвесторов со стороны госорганов к сотрудничеству в технологической сфере, а поощряется подобное сотрудничество исключительно на добровольной основе. В главе (ст.25) даже, хоть и весьма туманно, указано положение, схожее по смыслу с «дедушкиной оговоркой», предусматривающее защиту прав и интересов инвестора в случае неблагоприятного изменения государственной экономической политики и мер поддержки.
Не менее важным является, предусмотренная ст.26 закона процедура для урегулирования жалоб инвестора на действия тех или иных госорганов. Указанная статья предусматривает, что в дальнейшем будет создан специальный орган для рассмотрения жалоб на нарушения со стороны органов или чиновников.
5) Глава 4 закона устанавливает порядок регистрации и лицензирования компании с иностранным участием. Главным образом, глава посвящена имеющемуся запретному («негативному») списку, о котором я писал выше. Вопросы регистрации и лицензирования имеют отсылочный характер, в частности, закон оставляет непосредственное регулирование Законам КНР «О компаниях» и «О товариществах», а также иным непоименованным нормативным актам. Наибольшее внимание, по моему мнению, заслуживает статья 34 данной главы, которая предписывает компаниям с иностранным участием и иностранным инвесторам сообщать информацию об иностранных инвестициях в виде отчетов госорганам, отвечающим за регулирование коммерции. Однако, в каких объемах и в какие сроки указанная информация должна представляться компаниями не указано.
6) Глава 5 предусматривает юридическую ответственность для инвесторов и компаний за нарушения закона «Об иностранных инвестициях». Так, в случае, если иностранный инвестор в нарушение «негативного» перечня, осуществил вложение средств или иного имущества в запрещенную для иностранцев сферу или отрасль, то инвестиции, как и полученное неосновательное обогащение, будут конфискованы. Также в ст.37 определена ответственность для инвестора или компании в виде штрафа от 100 до 500 тысяч юаней за отказ от представления информации об иностранных инвестициях, обязанность предоставления которой указана в ст.34. При этом закон не забывает и об ответственности госслужащих за невыполнение обязанностей, предусмотренных законом, что указано в ст.39.
Согласно закону, для всех компаний с иностранным участием, которые были созданы на основании ранее действовавших законов «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала», «О контрактных совместных предприятиях китайского и иностранного капитала» и «О предприятиях с иностранным капиталом», вводится пятилетний срок с момента вступления в силу Закона «Об иностранных инвестициях», для внесения необходимых изменений в уставные документы и структуру органов управления той или иной компании.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Несмотря на некоторые недостатки и откровенные пробелы принятого закона, сам факт его принятия и изложенные в нем принципы и гарантии являются большим шагом в развитии правовой защиты прав иностранных инвесторов в КНР, чей экономический потенциал и возможности в будущем будут только расти.
Текст же на русском языке сможете легко найти в сети Интернет. Есть несколько переводов.
Источник