Киотский протокол и механизмы его реализации
А.И. Масалевич,
начальник Управления государственного экологического надзора Ростехнадзора
В декабре 1997 года был принят Киотский протокол, международное соглашение, предусматривающее систему мер, механизмов и обязательств для предотвращения глобальных климатических изменений. Россией документ был подписан 11 марта 1999 года и ратифицирован 4 ноября 2004 года. На территории Российской Федерации Киотский протокол вступил в силу с 16 февраля 2005 года.
Международное соглашение устанавливает обязательства развитым странам по ограничению выбросов парниковых газов (ТТГ) в 2008-2012 гг. и снижению общего поступления парниковых газов в атмосферу на 5% по сравнению с уровнем 1990 года, Россия получила право сохранить уровень выбросов 1998 года.
Парниковые газы, регулируемые Киотским протоколом:
• диоксид углерода (СО);
• закись азота (N2O);
• гексафторид серы (SF6).
Обязательства России по Киотскому протоколу:
• непревышение в среднем за 2008-2012 гг. уровня выбросов 1990 года;
• создание, не позднее 2007 года, национальной системы для оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;
• создание Национального регистра принадлежности, купли-продажи, передачи единиц учета выбросов парниковых газов.
Киотский протокол — это первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночных механизмах регулирования. В документ заложены экономические механизмы международной кооперации, основанные на том, что климатические эффекты не зависят от места выбросов парниковых газов, поэтому снижение выбросов может вестись там, где это сейчас наиболее эффективно или дешевле. Такие механизмы международной кооперации получили название «механизмов гибкости», предоставляющие возможности гибкого подхода к выполнению обязательств:
• механизм чистого развития (МЧР);
• торговлю квотами (ТКВ);
• совместное осуществление (СО).
С помощью этих механизмов страны, имеющие обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, могут выполнять свои обязательства по снижению выбросов экономически эффективными способами.
Киотский протокол призывает правительства сотрудничать друг с другом, повышать эффективность использования энергии, провести реформы в секторе энергетики и транспорта, содействовать использованию возобновляемых видов энергоресурсов, ограничивать выбросы метана в секторе удаления и обработки отходов и в системах энергетики, и рационально использовать «поглотители» углерода, такие, как леса, сельскохозяйственные земли и пастбищные луга.
Гибкие механизмы Киотского протокола Механизм чистого развития (МЧР)
Страны с обязательствами, для которых установлены лимиты на выбросы, оказывают содействие странам без обязательств, для которых нет ограничений на выбросы, в реализации проектов сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) (или поглощения ПГ). На основе достигнутых в результате указанных проектов сокращений (или поглощений) оформляются разрешения на выбросы ПГ.
Страна, в которой реализуется проект МЧР, называется Принимающей Стороной. Разрешением на выбросы от реализации проекта МЧР является Сертифицированное сокращение выбросов.
Сокращение выбросов должно быть дополнительным к любым сокращениям, которые могли бы иметь место в отсутствии сертифицированного вида деятельности по проектам.
Страны с обязательствами могут использовать сертифицированное сокращение выбросов с целью содействия соблюдению их количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов по Киотскому протоколу. В результате общий лимит на выбросы ПГ стран с обязательствами увеличивается.
Торговля квотами (ТКВ)
Развитые страны и страны с переходной экономикой имеют квоты на выбросы. Если страна не использует свою квоту полностью, она может переуступить или продать ту или иную ее часть другой стране, для которой, например, дешевле купить часть чужой квоты, чем снизить выбросы на своей территории.
Общий лимит на выбросы стран с обязательствами остается неизменным. В ТKB могут принимать участие только страны, ратифицировавшие Киот-ский протокол. Посредством ТКВ страны с обязательствами могут снизить стоимость выполнения их коллективных обязательств по сокращению выбросов ПГ.
Как правило, квоты используются для покрытия реальных выбросов. В случае превышения фактических выбросов над количеством имеющихся у предприятия квот, оно должно купить недостающие квоты у другого предприятия или просто на рынке. В противном случае вступают в силу штрафные санкции (ставка штрафа значительно превышает цену квот) и даже уголовная ответственность за невыполнение природоохранного законодательства.
Большинство выбросов парниковых газов не оказывает локального отрицательного воздействия на людей, экосистемы и т.д., и действительно неважно, в какой стране осуществляются выбросы, поскольку все они в конце концов оказываются в атмосфере и влияют на глобальный климат. Поэтому система ограничения суммарных выбросов и торговли квотами является наиболее привлекательным механизмом, который создает действенные стимулы для разработки и внедрения эффективных и экологически чистых технологий в глобальном масштабе.
Если страна подписавшая Киотский протокол, например Россия, перевыполнила свои обязательства по ограничению выбросов на период 2008-2012 гг., то она может продать ту иную часть неиспользованной квоты другой стране при условии полного выполнения требований по доступу к торговле квотами.
Европейский союз начал разработку и активное публичное обсуждение системы торговли квотами с 2000 года. В 2003 году Европейская комиссия, основываясь на положении Рамочной конвенции ООН об изменении климата Киотского протокола и Марракешских соглашений, приняла директиву об организации системы торговли квотами на выбросы парниковых газов.
На основании системы для многих предприятий, зарегистрированных в странах Евросоюза, с 2005 года устанавливаются квоты на выбросы парниковых газов, и начинает функционировать внутренний европейский рынок торговли квотами.
В настоящее время торговая система ЕС закрыта для прямого участия российских предприятий. Это подразумевает, что на сегодняшний день российская компания, получившая от государства российские квоты (единицы установленных количеств — ЕУК), не сможет выйти на рынок ЕС. В соответствии со специальной Директивой ЕС, необходимо сначала выполнить проект совместного осуществления, затем конвертировать ЕУК в проектные единицы ЕСВ (единицы сокращения выбросов) и только потом продать их на европейском рынке.
Описанное выше не относится к межгосударственной торговле, например, торговле между Россией и какой-либо европейской страной или группой стран по двух- или многостороннему соглашению, где потенциально могут участвовать любые российские компании.
Совместное осуществление (СО)
Одним из «механизмов гибкости» Киотского протокола является реализация проектов совместного осуществления (ПСО), позволяющая промышленно-развитым странам совместно разрабатывать проекты по сокращению выбросов парниковых газов. Например, компания (или страна) инвестирует средства или передает свои технологии другой компании с целью снижения выбросов парниковых газов, а в обмен получает «единицы сокращенных выбросов».
Механизм совместного осуществления предоставляет широкие возможности для инвестиций в проекты, связанные с повышением энергоэффективности, энергосбережением, использованием возобновляемых источников энергий, открывает для многих российских компаний возможность привлечения иностранных финансовых ресурсов для практического использования их индивидуального потенциала сокращения выбросов парниковых газов.
Страны с обязательствами, для которых установлены лимиты на выбросы, оказывают содействие другим странам, не имеющим обязательств, в реализации проектов сокращения выбросов ПГ. На основе достигнутых в результате указанных проектов сокращений (или поглощений ПГ), оформляется разрешение на выбросы парниковых газов.
Страна, в которой реализуется проект СО, называется Принимающей Стороной. Разрешение на выбросы от реализации проекта Совместного осуществления является Единица сокращения выбросов. Любой проект СО предусматривает сокращение выброса парниковых газов или увеличение абсорбции поглотителями, дополнительное к тому, которое могло бы иметь место в ином случае.
Страны с обязательствами могут использовать единицы сокращения выбросов с целью содействия соблюдению их количественных обязательств по сокращению выбросов ПГ по Киотскому протоколу.
Общий лимит на выбросы стран с обязательствами не изменяется, так как СО предусматривает передачу разрешения на выбросы между странами, для каждой из которых установлены лимиты па выбросы. ЕСВ будут оформляться и выдаваться после 2008 года.
По признанию многих специалистов, Россия обладает огромным потенциалом по снижению выбросов или увеличению поглощения парниковых газов. Практически в каждой отрасли экономики есть возможности по реализации проектов совместного осуществления. Наиболее перспективными направлениями считаются следующие направления реализации ПСО:
• переход с угля и мазута на природный газ;
• повышение энергоэффективности и энергосбережения;
• использование альтернативных источников энергии (в том числе биотоплива);
• предотвращение потерь и утечек природного газа при добыче, транспортировке и распределении;
• улавливание и утилизация метана, выделяющегося в угольных шахтах и на свалках отходов;
• выращивание леса и меры по устойчивому ведению лесного хозяйства.
Представленный список возможных проектов не исчерпывающий. Во многих регионах и промышленных предприятиях разрабатываются и реализуются программы и проекты, так или иначе связанные со снижением выбросов или увеличением поглощения парниковых газов. Подобные мероприятия возможно представить в качестве углеродных проектов и получить дополнительные средства от углеродных инвесторов.
Некоторые российские компании, не дожидаясь вступления в силу Киотского протокола, начали активно готовиться к участию в углеродном рынке.
Первой отечественной компанией, активно заявившей о себе на мировом рынке углерода, стало РАО «ЕЭС России», учредившее в 2001 г. Энергетический углеродный фонд (ЭУФ) для поддержки проектов по снижению выбросов парниковых газов в энергетике России. За несколько лет ЭУФ проделал огромный объем работы от инвентаризации выбросов парниковых газов на отдельных электростанциях до подготовки предложений по реализации инвестиционных проектов и разработки корпоративной и национальной схем торговли квотами на выбросы углерода.
Другие российские компании также проявляют интерес к Киотскому протоколу и стремятся объединить свои усилия в продвижении на углеродный рынок. С этой целью летом 2003 года было образовано Некоммерческое партнерство «Национальное углеродное соглашение». В настоящее время «Национальное углеродное соглашение» и его участники имеют пакет предложений от инвесторов из стран Европы, Японии, Канады, готовы осуществить масштабные инвестиции в проекты технического перевооружения, реконструкции производства, оформленные в качестве пилотных проектов совместного осуществления.
О готовности участвовать в Проекте совместного осуществления и торговле квотами заявили предприятия целлюлозно-бумажной промышленности. Так, в 2003 году Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат заявил о принятии добровольных обязательств по ограничению выбросов парниковых газов и предложил несколько углеродных проектов. На комбинате внедряется система корпоративного учета и управления выбросами парниковых газов. Для разработки такой системы Архангельский ЦБК заключил соглашения с Центром экологических инвестиций и неправительственной организацией «Защита природы» (США). Один из проектов совместного осуществления «Утилизация отходов биомассы на Архангельском ЦБК» имеет цель — увеличение доли отходов биомассы в топливном балансе АЦБК, что позволит снизить расход ископаемого топлива (мазута), а также сократить вывоз отходов биомассы на свалку. Проект разработан при участии Cameo International.
На сегодняшний день клиентами компании Cameo в России являются такие предприятия, как ОАО «Волга», ОАО «Уралсталь», ОАО «Евроцемент» и ряд других компаний.
Реализация проектов совместного осуществления обеспечит реальное сокращение выбросов парниковых газов и тем самым поможет России выполнить обязательства по Киотскому протоколу, сохранив имеющийся у России запас единиц сокращенных выбросов.
В Российской Федерации создана законодательная база по реализации механизмов Киотского протокола.
Правительство Российской Федерации 17 ноября 2004 года внесло изменение Постановлением № 648 в Постановление от 3 июня 2003 года № 323 «Об утверждении межведомственного распределения обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в межведомственных организациях системы ООН». В соответствии с этим Постановлением, ответственными органами и организациями РФ за Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Киотский протокол являются Росгидромет, Минэкономразвития, МИД, Минпромнауки, Минатом, Минэнерго, Минсельхоз, Госстрой.
В целях реализации обязательств РФ, вытекающих из Киотского протокола, Рамочной конвенции ООН об изменении климата Правительство РФ издало Распоряжение от 20.02.2006 г. № 215-р «О создании Российского реестра углеродных единиц», в соответствии с которым МПР и Минэкономразвития по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо было разработать и утвердить порядок формирования и ведения российского реестра углеродных единиц.
В целях реализации взятых на себя обязательств Правительство РФ издало Распоряжение от 1 марта 2006 г. № 278-р, в соответствии с которым необходимо создать российскую систему оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов. Основная ответственность по обеспечению функционирования системы оценки и представления кадастра и другой необходимой (в соответствии с Конвенцией и Киотским протоколом) информации возлагается на Росгидромет по согласованию с Минэкономразвития, МНР, Минпромэнерго, Минтрансом, Минсельхозом, Минрегионом, Росстатом и Ростехнадзором. Также вышеперечисленным министерствам и ведомствам предписывалось обеспечить ежегодное представление соответствующих данных в Росгидромет.
Во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 1 марта 2006 г. № 278-р Росгидромет издал Приказ от 30 июня 2006 г. № 141 «Обутверждении порядка формирования и функционирования российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов».
В целях обеспечения ведения российского реестра углеродных единиц, в соответствии с требованиями Киотского протокола к Рамочной конвенций ООН об изменении климата, Правительство РФ издало Распоряжение от 15 декабря 2006 г. № 1741—р, в соответствии с которым назначило ФГУП «Федеральный центр геоэкологических систем» организацией-администратором российского реестра углеродных единиц.
В целях реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата Правительство РФ издало Постановление от 28 мая 2007 г. № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Ра-
мочной конвенции ООН об изменении климата». В соответствии с данным Постановлением координационным центром по подготовке к утверждению проектов является Минэкономразвитие.
В соответствии с изданными распоряжениями и постановлениями Правительства РФ по реализации обязательств РФ, вытекающих из Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Ростехнадзору отводится неоправданно малая роль в координации и контроле данного вопроса.
При этом именно Ростехнадзор является специально уполномоченным органом РФ но экологическому, технологическому и атомному надзору. Мероприятия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, нацелены на снижение и других вредных (загрязняющих) веществ, а эта информация имеется в ведомственных томах ПДВ, которые согласуют органы Ростехнадзора. Специалисты ведомственных институтов Ростехнадзора, например ФГУП «НИИ Атмосфера», могли бы дать оценку показателям эффективности проектов, подтверждающим сокращение выбросов парниковых газов из источников; сокращение удельного объема потребления топлива; защищенность российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и наукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов.
На настоящий момент в нашей стране нет ни специального органа, который бы проводил экспертизу инвентаризации выбросов парниковых газов, которую проводят по своей инициативе промышленные предприятия и компании, нет юридического обоснования необходимости проведения инвентаризации парниковых газов на уровне при-родопользователей, нет необходимого методического обеспечения для проведения инвентаризации выбросов парниковых газов на уровне предприятия. В связи с этим необходимо определить головную организацию по инвентаризации выбросов парниковых газов и экспертизе инвентаризации, выполненной другими организациями перед регистрацией углеродных единиц в организации-администраторе российского реестра углеродных единиц.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 332 целесообразно в качестве федерального органа исполнительной власти для осуществления проверки хода реализации проектов утвердить Ростехназор как специальный орган РФ по экологическому, технологическому и атомному надзору.
распечатать | скачать бесплатно Киотский протокол и механизмы его реализации, А.И. Масалевич, Источник: Журнал «Энергонадзор и энергобезопасность» №3 2007 г.,
www.iestream.ru
скачать архив.zip(12 кБт)
Источник