- Что такое бизнес-план: задачи, функции и структура?
- Определение бизнес-плана
- Для чего нужен бизнес-план?
- Информация в бизнес-плане
- Виды планирования
- Виды бизнес-планов в зависимости от целей
- Структура документа
- Основные требования к бизнес-плану
- Видео: Бизнес с нуля – как составить бизнес-план?
- Основные участники бизнес-проекта и их функции
Что такое бизнес-план: задачи, функции и структура?
Любой начинающий или действующий предприниматель должен уметь сформулировать и представить свой бизнес-проект и бизнес-план, соответствующий ему. Правильно составленный документ способен заинтересовать потенциального инвестора, так как отображает сильные стороны и перспективы бизнеса. Это и является залогом благополучного развития предприятия. Рассмотрим детальнее особенности бизнес-планирования, его функции и цели.
Определение бизнес-плана
Бизнес-план является документом, который помогает создавать бизнес, управлять им и проводить контроль над процессом. Он содержит сведения о предприятии, его деятельности и товаре, а также план открытия нового бизнеса или продвижения уже существующего. В нем перечислены цели, способы и сроки их достижения, возможные риски и преимущества над конкурентами.
Как выглядит бизнес-план компании? Он состоит из титульного листа и в среднем двух десятков страниц машинописного текста. В нем присутствует краткая и понятная характеристика будущего бизнеса. Вся информация должна быть написана простым и понятным языком.
Бизнес-план – это документ, который разрабатывается на длительный период (обычно 3-5 лет). Все операции, которые должны выполняться для достижения цели, разбиты по годам. Первый год также разбивают по месяцам. Структура документа может меняться со временем, чтобы адаптировать стратегию к новым условиям.
Для чего нужен бизнес-план?
Назначение бизнес-плана – представить новую бизнес-идею, ее перспективы, шансы и способы достижения цели, а также возможные риски и методы их преодоления. Текст документа объясняет необходимость в инвестициях, ссудах и кредитах, а также обосновывает гарантии погашения долга.
Бизнес-план организации имеет такие главные цели:
- Убедить потенциального инвестора в выгоде и безопасности вложения средств.
- Упорядочить и скоординировать работу лиц, занимающихся реализацией проекта.
Выделяют следующие функции бизнес-плана:
- Показать направления деятельности предприятия.
- Представить направленность на потребительский рынок.
- Показать основные цели, выработать стратегию их достижения.
- Оценить имеющие ресурсы и материальное положение компании.
- Описать товар, предлагаемый данной фирмой.
- Составить команду специалистов, занимающихся реализацией проекта.
- Разработать план мероприятий по изучению рынка, проведению рекламных кампаний и стратегию ценообразования.
- Описать возможные риски и трудности в ходе работы.
- Представить план совершенствования деятельности.
Информация в бизнес-плане
На какие вопросы должен отвечать бизнес-план:
- Какое направление и какой товар нужно выбрать, чтобы занять конкурентоспособное место на потребительском рынке.
- Какими будут тенденции изменения спроса на товар.
- Сколько материальных, денежных и людских ресурсов понадобится для реализации плана и где их раздобыть.
- Какой будет рыночная цена на товар.
- Какой будет доходность бизнеса и как распределить доход между участниками проекта.
- Как возможные конкуренты могут повлиять на развитие бизнеса.
- Как повысить эффективность производства/деятельности.
Виды планирования
Планирование бизнеса делится на три вида, в зависимости от сроков реализации:
- Краткосрочное (1 год).
- Среднесрочное (3–5 лет).
- Долгосрочное или стратегическое планирование (бизнес-план, отображающий проект развития бизнеса в течение длительного периода).
В проекте отображаются качественные и количественные показатели. Качественные – это повышение авторитета предприятия, экология производства, культурное и моральное благополучие сотрудников. К количественным показателям относятся прибыль, увеличение товарооборота, изменение цен и другие.
Виды бизнес-планов в зависимости от целей
В зависимости от целей, бизнес-планы делятся на несколько видов:
- План создания и развития предприятия или его структурного подразделения.
- План развития и усовершенствования компании.
- План инвестиций, показывающий результаты маркетинговых исследований, – составляется для привлечения инвесторов и партнеров.
- План для участия в тендере, получения ссуды или банковского кредита.
Структура документа
Формирование бизнес-плана зависит от вида документа и должно отвечать основным правилам. Существует много методик написания, разработанных на международных инвестиционно-финансовых рынках. Наиболее распространенной является методика UNIDO.
Форма бизнес-плана по стандартам UNIDO:
Титульный лист | 1. Название проекта и организации 2. Юридический адрес 3. Информация о владельцах компании 4. Краткая характеристика 5. Цена 6. Дата |
Резюме | Сокращенное изложение сути бизнес-плана |
Сущность проекта | 1. Исходные условия 2. Характеристика товара 3. Оценка потребительского рынка и спроса на товар 4. Оценка предприятий-конкурентов 5. Преимущества над конкурентами |
Маркетинговый план | 1. Цели 2. Стратегия 3. Финансовое и материальное обеспечение маркетинга |
План производства | 1. Производитель товара 2. Объемы производства 3. Материальное обеспечение 4. Описание процесса производства |
План организации | 1. Форма собственности предприятия 2. Структура предприятия 3. Сотрудники и распределение обязанностей 4. Информация о партнерах 5. Данные о руководящем составе |
Финансовый план | 1. Соотношение доходов и расходов 2. Сведения об активах и пассивах 3. Стратегия финансирования 4. График самоокупаемости бизнеса 5. Оценка возможных рисков |
Приложение | Перечень документов, подтверждающих и иллюстрирующих сведения |
Основные требования к бизнес-плану
План бизнеса должен отвечать следующим требованиям:
- Простой, четкий и понятный язык.
- Объем – до 25 страниц машинописного текста.
- Полнота информации, которая может заинтересовать инвесторов.
- Представленная информация должна ссылаться на реальные факты.
- Комплексность.
- Завершенность.
- Перспективность.
- Гибкость.
- Контролирующий характер (наличие графиков выполнения работ, ответственных лиц и контрольных сроков).
Видео: Бизнес с нуля – как составить бизнес-план?
Источник
Основные участники бизнес-проекта и их функции
Содержание
1. Основные участники бизнес-проекта и их функции
. Бизнес-план по созданию торговой точки по продаже пончиков
Исследование и анализ рынков
Существо предлагаемого проекта
Список использованной литературы
Основные участники бизнес-проекта и их функции
Состав участников проекта, их роли, распределение функций и ответственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта, а также от фаз его жизненного цикла.
Таким образом, постоянными являются функции по реализации проекта на протяжении его жизненного цикла, а состав участников, их роли, распределение ответственности и обязанностей могут меняться. Здесь не существует общепринятых жестких регламентов.
В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы участников проекта.
Рисунок 1 — Взаимосвязь участников бизнес-проекта
Основные участники бизнес-проекта и их функции:
— Инициатор — сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта.
— Заказчик — главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его результатов, будущий владелец и пользователь результатов проекта. Он определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих средств или средств привлекаемых инвесторов, заключает контракты с основными исполнителями проекта, несет ответственность по этим контрактам, управляет процессом взаимодействия между всеми участниками проекта, несет ответственность за проект в целом перед обществом и законом.
— Инвестор(ы) — сторона(ы), вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Цель инвесторов — максимизация прибыли на свои инвестиции от реализации проекта. Инвесторы являются полноправными партнерами проекта и владельцами всего имущества, которое приобретается за счет их инвестиций, пока им не будут выплачены все средства по контракту с заказчиком или кредитному соглашению.
— Руководитель проекта — лицо, которому заказчик и инвестор делегируют полномочия по руководству работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта, мониторингу на протяжении жизненного цикла проекта до достижения определенных в проекте целей и результатов при соблюдении установленных сроков, бюджета и качества.
— Команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Задача команды проекта состоит в осуществлении функций управления проектом до эффективного достижения целей проекта.
— Различные консалтинговые, инжиниринговые, юридические организации, вовлеченные в процесс осуществления проекта и др.
Для определения полного состава участников проекта, построения его функциональной и организационной структур для каждого проекта на стадии разработки его концепции необходимо определить:
— предметную область — цели, задачи, работы и основные результаты (т. е. что нужно сделать, чтобы реализовать проект), а также его масштабы, сложность, допустимые сроки;
— отношение собственности, вовлеченной в процесс осуществления проекта (Что сколько стоит и кому принадлежит?);
— основные идеи реализации проекта (Как сделать?);
— основных активных участников проекта (Кто будет делать?);
— основных пассивных участников проекта (Кого касается проект?);
— мотивации участников проекта (возможный доход, ущерб, риск и т.д.).
В успешном завершении проекта и эффективной эксплуатации его заинтересованы все основные участники, реализующие таким образом свои индивидуальные интересы.
Инвесторы в этом случае получают возврат вложенных капиталов и предусмотренные дивиденды.
Заказчик (владелец, клиент) получает реализованный проект и доходы от его использования.
Руководитель проекта и его команда получают плату по контракту, дополнительное вознаграждение по результатам работы и образованной прибыли, а также повышение профессионального рейтинга.
Органы власти собирают налоги со всех участников, тем самым удовлетворяют общественные, социальные и экологические нужды и требования на вверенной им территории.
Потребители получают необходимые им товары, продукты и услуги, плата за которые возмещает расходы на проект и образует прибыль, получаемую активными участниками проекта.
Мониторинг в ходе разработки и реализации бизнес-про- ектов позволяет легче преодолеть помехи и препятствия, связанные с такими внешними и внутренними факторами, характерными для переходного периода в России, как:
— дефицит и ограничения средств и ресурсов;
— инфляция и возрастание стоимости;
— появление и усиление конкуренции;
— социальные проблемы и требования;
— экологические изменения и требования;
— проблемы потребительского рынка;
— возрастающие требования к качеству работ.
Если же эти изменения не анализируются и не учитываются при управлении бизнес-проектами, то это приводит к таким негативным результатам, как:
— снижение доходов и прибылей участников;
— превышение установленных стоимости, продолжительности и сроков завершения проекта;
— увеличение штрафов за нарушение обязательств;
— повышение установленных лимитов на потребляемые трудовые и материально-технические ресурсы;
— запаздывание с введением новых технологий;
— отставание во внедрении и практическом использовании результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок;
— отставание выпуска новой продукции на потребительский рынок;
— поспешность и непродуманность в принятии решений и неизбежная расплата за них;
— низкая эффективность инвестиций и большие сроки окупаемости проектов;
— возрастание трудностей в определении сроков достижения целей бизнес-проекта.
Бизнес-план по созданию торговой точки по продаже пончиков
Резюме
В настоящем бизнес-плане рассматривается организация производства и реализации пончиков.
Сфера деятельности: торговля и общественное питание.
Юридический статус: индивидуальный предприниматель.
Цель данного проекта является открытие в городе пункта по производству и продаже пончиков (трейлер).
Предприятие создается для предоставления населению и гостям города качественных услуг по организации быстрого питания и продажи сопутствующих товаров. Сумма инвестиций в проект составляет 500 000 рублей. Проект будет реализовываться за счет государственной программы поддержки малого предпринимательства. Для создания торговой точки предполагается покупка трейлера, где будут производится пончики и сразу реализовываться покупателям. Расчет экономической эффективности проведен с использованием международных стандартов экономической оценки инвестиций UNIDO. Реализация проекта предполагает создание 2 новых рабочих мест. Чистая прибыль от реализации инвестиционного проекта составит 1 145 тыс. руб. в год. Срок окупаемости 2 месяца.
Источник